Исполком СНГ

Формирование модельной законодательной базы государств – участников СНГ: социально – трудовая сфера

Формирование модельной законодательной базы
государств – участников СНГ:
 социально – трудовая сфера

Владимирова Евгения Юрьевна
Советник-секретарь Постоянной комиссии
по социальной политике и правам человека
Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, к.э.н.

Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ рассматривает вопросы, касающиеся демографической ситуации, рынка труда, социально-трудовых отношений, миграционной политики в государствах – участниках СНГ начиная с момента своего основания.

Государства-участники СНГ, объединив свои усилия, формируют законодательную базу, способствующую человеческому развитию, определяющую социальную политику как систему, обеспечивающую оптимальное развитие при минимальных потерях человеческого потенциала в процессе перехода к рыночным механизмам функционирования хозяйства.

Демографическая ситуация в странах Содружества Независимых Государств характеризуется значительным ухудшением, ее можно определить даже как кризисную. В большинстве государств Содружества кризисное положение по-прежнему вызывает высокую смертность и несет угрозу социальной стабильности и всему процессу реформ.

В целом, как будет показано в дальнейшем исследовании, большинство территорий характеризуются увеличением показателя смертности, существенным падением рождаемости и обнищанием основной части населения. Предполагается, что увеличение уровня смертности по причинам сердечно-сосудистых заболеваний, самоубийств, убийств, алкоголизма и других находится в связи с резким усилением социального стресса, характерной чертой которого является затрудненная реакция человека на непредвиденные ситуации.

Изменения численности постоянного населения в странах Содружества за период с 1991 по 2004 годы представлены в таблице 1.

Как видно из представленных данных, за последние пятнадцать лет численность населения возросла только в Азербайджане, Кыргызстане и Таджикистане. Данные, полученные по Туркменистану (по 2001 год включительно) и Узбекистану (по 2002 год включительно) также позволяют судить о положительной динамике роста постоянного населения.

Начиная с 1990 года, естественный прирост населения снижается во всех странах СНГ. При этом на Украине с 1991 года, в России с 1992 года, в Беларуси с 1993 года отмечалась естественная убыль населения. Так, в России в 1993 году число умерших превысило число родившихся на 800 тысяч человек, и зарегистрирован как самый низкий коэффициент рождаемости (9,4 родившихся на 1000 населения), так и самый высокий коэффициент смертности (14,5 умерших на 1000 населения) среди всех стран СНГ.

 

Таблица 1

Постоянное население*

(на начало года, млн. человек)

Страна

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Азербайджан

7,1

7,2

7,3

7,4

7,4

7,5

7,5

7,8

7,9

8,0

8,1

8,1

8,2

8,3

Армения

3,6

3,6

3,7

3,7

3,8

3,8

3,8

3,8

3,8

3,8

3,8

3,2

3,2

3,2

Беларусь

10,2

10,2

10,3

10,3

10,3

10,3

10,2

10,1

10,1

10,0

10,0

9,9

9,9

9,8

Грузия

5,4

5,4

5,4

5,4

5,4

5,4

5,4

5,4

5,4

4,9

4,4

4,3

4,3

Казахстан

16,7

16,9

16,9

16,9

16,6

16,5

15,9

15,1

14,9

14,9

14,8

14,8

14,9

14,9

Кыргызстан

4,4

4,5

4,5

4,4

4,5

4,5

4,6

4,6

4,8

4,9

4,9

4,9

4,9

5,0

Молдова

4,4

4,4

4,3

4,4

4,3

4,3

4,3

4,3

4,2

4,2

3,6

3,6

3,6

3,6

Россия

148,2

148,3

148,3

148,0

147,9

147,6

147,1

147,1

146,6

145,9

144,8

143,9

144,9

144,1

Таджикистан

5,3

5,6

5,6

5,7

5,8

5,9

5,9

6,0

6,2

6,1

6,2

6,3

6,5

6,6

Туркменистан

3,7

3,8

3,9

4,0

4,1

4,5

4,6

4,8

4,9

5,2

4,8

…..

…..

…….

Узбекистан

20,6

21,1

21,6

22,1

22,5

22,9

23,3

23,8

24,2

24,5

24,9

25,1

……

……

Украина

51,7

51,8

52,0

51,9

51,5

51,1

50,6

50,5

50,1

49,7

49,0

48,1

47,7

47,4

* Данные за 2004 год относятся к концу года

Переписи населения были проведены: в 1999 году - в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане; в 2000 году - в Таджикистане; в 2001 году - в Армении и Украине; в 2002 году - в Грузии и России. В 1995 году была проведена перепись населения в Туркменистане, где предполагалось в середине десятилетия провести социально - демографическое обследование, но вопрос о его проведении остается открытым, как и открытым остается вопрос о проведении переписи населения в Узбекистане. В октябре с.г. проведена перепись населения в Молдове (05.10.-12.10.).

Нужно отметить, что 1993 год стал одним из наиболее кризисных в развитии демографической ситуации в странах СНГ. В этом году уровень рождаемости снизился во всех государствах Содружества (кроме Таджикистана) и по сравнению с 1986 годом, когда в Советском Союзе отмечен самый высокий уровень рождаемости за последние 50 лет, в целом по СНГ уменьшился на 33 %, по сравнению с 1992 годом - на 8%, что также достаточно велико для годовых изменений, и составил 13,5 рождений на 1000 населения. Число умерших в 1993 году в странах СНГ составило 3,6 миллиона человек и увеличилось по сравнению с 1992 годом на 429 тысяч, а общий коэффициент смертности возрос на 14% и составил 12,6 умерших на 1000 населения.

По величине нагрузки на трудоспособное население (условно 15-64 года) лицами старше 65 лет выделяются Беларусь, Грузия, Россия и Украина; детьми в возрасте до 15 лет - Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, где уровень нагрузки в 2 - 3 раза превышает его значение в Беларуси, России и Украине.

Численность населения трудоспособных возрастов заметно сократилась в 2004 году по сравнению с 1989 годом в Грузии (на 20% у мужчин и на 18% у женщин) и в Украине (на 3,8% у мужчин и на 4,9% у женщин).

Наибольшее увеличение численности лиц трудоспособных возрастов в 2004 году отмечается в Азербайджане, Кыргызстане и Узбекистане - на 26-29%, в Таджикистане и Туркменистане - на 34-47%.

Увеличение численности лиц молодых возрастов оказывает благоприятное влияние на рост общего числа и омоложение заключаемых браков, предполагает в перспективе скорейшее рождение первых детей и повышение общего уровня рождаемости.

В большинстве стран Содружества в течение последних двух лет не наблюдается снижения уровня рождаемости. Напротив, за 2003 год его значение несколько увеличилось. Это процесс можно связывать как с некоторой стабилизацией в социально-экономическом положении в странах Содружества, так и с достижением фертильного возраста поколений конца восьмидесятых годов, когда в Советском Союзе отмечалась наибольшая рождаемость.

В силу всего вышесказанного особое значение приобретает формирование модельного законодательства в сфере социальной политики и защиты прав человека в государствах – участниках СНГ.

Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств принята Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ 29 октября 1994 года, Хартия состоит из 10 разделов, включающих в себя 50 статей, регулирующих вопросы занятости, миграции, трудовых отношений (включая вопросы труда и отдыха), охраны здоровья, безопасных условий труда, социального обеспечения, духовного развития и профсоюзной деятельности.

Настоящая Хартия основывается на принципах Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов Организации Объединенных Наций, Международной организации труда и иных признанных международно-правовых нормах. В качестве основополагающего принципа рассматривается равенство социальных прав граждан всех государств, независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, места и срока проживания на территории соответствующего государства, языка и иных характеристик.

Каждый человек имеет право судебного обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение морального и материального ущерба. Государства руководствуются зафиксированными в Хартии принципами на добровольной основе, что не противоречит суверенности в принятии ими законодательных и иных нормативных актов с учетом содержащихся в ней положений.

Государства признают для себя обязательным осуществление социальной политики. Изложенные в Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств положения признаются в качестве минимальных для всех государств, они применяются также в отношении граждан одного государства, находящихся на территории другого, во всех случаях, когда законодательство последнего не содержит норм, более выгодных для гражданина.

Чрезвычайно важным представляется первый раздел, где указывается, что граждане всех государств СНГ имеют равные права на труд, приносящий им доход и связанный с удовлетворением их личных и общественных потребностей, на территории любого государства. Следовательно, государства создают единый рынок труда с безвизовым перемещением граждан на соответствующих территориях.

Страны Содружества, обладая полной самостоятельностью в решении проблем труда, исходя из реальных условий трудовой и других видов миграции населения и необходимости интеграции экономической жизни, в целях обеспечения прав своих граждан на здоровый и безопасный труд координируют свою работу в вопросах:

  • возмещения гражданам ущерба в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • установления льгот и компенсаций по условиям труда;
  • развития системы межгосударственных стандартов по безопасности труда;
  • установления обязательных требований и критериев оценки безопасности продукции производственного назначения и ее сертификации;
  • проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ в области охраны труда.

Принятие Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств по инициативе парламентариев государств – участников СНГ сыграло немаловажную роль в развитии законодательной базы стран Содружества, предопределив те комплексные блоки законопроектов, которые рассматривались парламентариями позже.

Другие законодательные акты

Модельные законы, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей, носят рекомендательный характер и способствуют процессу гармонизации законодательной базы в странах Содружества, создавая международные условия для развития на национальном уровне.

Модельные законы, принятые МПА в социальной сфере, можно разделить на несколько основных групп:

  1. Реализация социальных прав человека в области гарантии достойного уровня жизни, выплаты и индексации заработной платы, определения уровня минимальных потребительских бюджетов и т.д.

К первой группе можно отнести следующие модельные законы: “О минимальных потребительских бюджетах”, “Об индексации заработной платы”.

2. Гарантии в области социально-трудовых отношений: занятости, охраны труда, условий самозанятости, социальных гарантий рабочих-мигрантов, развитие системы трипартизма, социального страхования работающих.

Ко второй группе относятся модельные законы: “О занятости”, “Об охране труда”, “Об ответственности нанимателя за нарушения законодательства о труде”, “О правах беженцев и вынужденных переселенцев”, “О коллективных переговорах”.

3. Функционирование отраслей непроизводственной сферы, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения и прогресс в человеческом развитии, таких как здравоохранение, образование, сфера услуг и т.д.

Эта группа включает модельные законы: “Об оказании услуг здравоохранения населению стран Содружества”, “О санаторно-курортном обслуживании”, “Об образовании”, “О взаимном признании дипломов”, “О мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в государствах СНГ” и др.

4. Социальная защита незащищенных категорий населения.

Сюда относятся модельные законы: “О пенсионном обеспечении”, “Об основных правах детей в государстве”, “О правах детей при приватизации жилищного фонда”, “О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей”, “О государственных пенсиях”, “О социальном страховании”.

5. Миграционные процессы.

Различные аспекты миграционных процессов в странах Содружества Независимых Государств рассматривались Межпарламентской Ассамблеей с 1992 года, что нашло свое отражение в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ модельных законодательных актах:

  • модельный закон “О согласованных принципах регулирования гражданства”, 1992 год;
  • Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, 1994 год;
  • модельный закон “Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ”, 1995 год;
  • модельный закон “Об общих принципах регулирования вопросов, связанных с беженцами – гражданами бывшего СССР на территориях государств Содружества”, 1998 год.

Часть вторая Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств посвящена вопросам миграции населения, в соответствии с которой государства обязуются соблюдать принцип свободы миграции трудящихся, разрабатывают международные документы, гарантирующие максимальное равноправие мигрантов в социально-трудовой области с гражданами государств, принимающих мигрантов.

В развитии данного вопроса МПА 13 мая 1995 года принят рекомендательный законодательный акт “Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ”, определяющий базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции населения в государствах – участниках СНГ.

Серия семинаров “Социально-трудовой мониторинг в государствах – участниках СНГ”, проходивших в 1996-1997 годах также затрагивали темы социально-демографических и миграционных процессов в странах Содружества.

15 июня 1998 года принимается модельный закон “Об общих принципах регулирования вопросов, связанных с беженцами – гражданами бывшего СССР на территориях государств Содружества”.

В сентябре 1999 года ввиду важности и актуальности данной проблемы был проведен международный научно-практический семинар “Миграционные процессы на постсоветском пространстве”. В рекомендациях семинара подчеркивается, что необходимо создание Концепции миграционной политики стран СНГ, содержащей основы согласованных действий государств Содружества в вопросах миграции.

9 декабря 2000 года Пленарное заседание Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ посвящено вопросу “Правовое регулирование миграционных процессов на территории Содружества Независимых Государств”. В обсуждении участвуют представители профильных министерств и ведомств государств – участников СНГ, рассматривается проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников Содружества Независимых Государств, в настоящее время находящийся на рассмотрении Консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ.

В 2005 году рабочей группой Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ подготовлены Рекомендации “О законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов в государствах – участниках СНГ”. 28 марта на заседании в Кишиневе указанные Рекомендации одобрены Постоянной комиссией МПА СНГ по социальной политике и правам человека и вынесены на рассмотрение Пленарного заседания МПА СНГ.

В настоящее время в Перспективный план модельного законотворчества и сближения национального законодательства в Содружестве Независимых Государств на 2005 – 2010 годы внесены проект “Глоссария терминов и понятий в сфере регулирования миграционных процессов государств – участников СНГ” и проект “Конвенции государств – участников СНГ о правах соотечественников”. Указанные документы должны быть внесены на рассмотрение Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике в текущем году. В 2007 году предусмотрена разработка Концепции миграционной политики стран СНГ.

В сфере трудовых отношений Постоянной комиссией МПА по социальной политике и правам человека разработан перечень конвенций Международной организации труда к первоочередной ратификации государствами - участниками МПА. В него вошли такие основополагающие Конвенции МОТ, как Конвенция № 29 “О принудительном труде”, № 88 “Об организации службы занятости”, № 95 “Об охране заработной платы”, № 105 “Об упразднении принудительного труда” и другие. Принято Постановление Совета МПА “О соглашениях по социальной защите граждан государств - участников Содружества Независимых Государств”, в результате чего большинством стран Содружества были ратифицированы базовые соглашения, регулирующие, в первую очередь, межгосударственные аспекты социальной защиты граждан.

Подкомиссией по делам женщин, семьи и молодежи Постоянной комиссии МПА по социальной политике и правам человека инициировано принятие блока модельных законов о правах детей, таких как “О защите прав детей при приватизации жилищного фонда”, “О дополнительных гарантиях детям - сиротам и оставшимся без попечения родителей”, “Об основных правах ребенка”.

По инициативе Постоянно действующей группы по делам ветеранов Великой Отечественной войны принята Хартия пожилых людей, закладывающая основы национального законодательства для обеспечения достойного образа жизни пожилых людей.

Таким образом, рассматривая особенности структурных изменений в экономике, демографическую ситуацию, миграционные процессы, уровень жизни в государствах – участниках СНГ и как результирующую цель социального развития – человеческое развитие, необходимо подчеркнуть, что возрождение широкомасштабного экономического роста является жизненно важным для человеческого развития в государствах-участниках СНГ.

Парламенты решают данную задачу путем создания эффективной правовой системы поддержки реформ, с одной стороны, и поддержания уровня жизни, обеспечивающего наиболее полное развитие для граждан своих государств, с другой стороны.

Настройки внешнего вида сайта