Объединенная система ПВО СНГ отмечает 24-летие с момента образования

В условиях нарастающей военно-политической нестабильности в мире взаимодействие стран Содружества в военной сфере выступает значимым фактором обеспечения их безопасного и последовательного развития.

Исходя из складывающейся обстановки вокруг стран Содружества, Советом министров обороны государств – участников СНГ значительно усилено внимание к международному терроризму, как глобальной угрозе.

Практически на каждом заседании Совета министров обороны и Комитета начальников штабов вооруженных сил государств – участников СНГ анализируется динамично изменяющаяся военно-политическая обстановка вдоль границ Содружества, осуществляется обмен опытом борьбы с международным терроризмом, прежде всего на основе боевых действий в Сирийской Арабской Республике. При этом опыт применения Воздушно-космических сил Российской Федерации является бесценным и служит основой для выработки совместных шагов по дальнейшему совершенствованию противовоздушной обороны стран Содружества.

Важнейшим компонентом укрепления военной безопасности явилось формирование и совершенствование совместных систем взаимодействия в военной сфере, позволяющих объединить имеющийся потенциал стран в национальных и общих интересах.

В настоящее время таких совместных систем более десятка.

Среди них ключевая роль принадлежит объединенной системе противовоздушной обороны государств – участников СНГ (далее – ОС ПВО СНГ).

Созданная в соответствии с межгосударственным Соглашением 1995 года, ОС ПВО СНГ объединила интересы 10 государств и стала основой обеспечения коллективной обороны воздушного пространства Содружества.

Как показывает развитие современной военно-политической обстановки, ее создание стало своевременным шагом на пути формирования общей системы безопасности СНГ.

За прошедшие годы, благодаря пристальному вниманию военно-политического руководства стран Содружества к объединенной системе ПВО СНГ, она превратилась в эффективно действующую, полноценную систему обеспечения военной безопасности государств в своем сегменте.

Согласованные подходы стран по защите воздушных рубежей и группировок войск, важных объектов и населения от ударов средств воздушно-космического нападения нашли свое отражение в Концепции охраны воздушного пространства государств – участников СНГ, утвержденной президентами государств в январе 1996 года.

Адекватно реагируя на возрастающую угрозу международного терроризма, президенты стран Содружества в сентябре 2011 года подписали Соглашение о порядке действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна. Данный документ заложил нормативную правовую основу взаимодействия войск (сил) противовоздушной обороны стран Содружества при предотвращении угрозы совершения террористических актов в воздушном пространстве.

Учитывая назначение объединенной системы ПВО СНГ и заложенный в нее потенциал, главы государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности своим Решением «О развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности» от 23 июня 2005 года определили дальнейшее развитие противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ в формате объединенной системы ПВО СНГ.

Данная инициатива Совета коллективной безопасности ОДКБ была поддержана Советом глав государств СНГ.

Такой подход позволил совместить общие приоритеты государств СНГ и региональные интересы стран, являющихся одновременно членами ОДКБ, в обеспечении безопасности воздушно-космического пространства Содружества и построении региональных систем коллективной безопасности.

В декабре 2012 года главами государств Содружества были утверждены Перспективные направления развития объединенной системы ПВО СНГ, где главный акцент был сделан на создание и развитие региональных систем ПВО в регионах коллективной безопасности.

Таким образом, развитие ОС ПВО СНГ выступает важнейшим фактором обеспечения военной безопасности государств Содружества, в том числе входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности.

Стремительное развитие ракетных и космических технологий, создание новых средств нападения, действующих из космоса и через космос, определили необходимость расширения перечня задач, решаемых объединенной системой ПВО СНГ по противодействию современным вызовам и угрозам.

Новый импульс совершенствованию многостороннего взаимодействия стран в укреплении совместной противовоздушной обороны придала поэтапная реализация Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 года, утвержденная Советом глав государств СНГ 16 октября 2015 года.

В рамках ее выполнения рабочими органами Совета министров обороны была разработана и одобрена в 2016 году Концепция воздушно-космической обороны государств – участников СНГ. Данная Концепция, в первую очередь, определила необходимые меры государственного и военного характера для обеспечения безопасности стран СНГ в воздушно-космическом пространстве.

С учетом концептуальных установок были разработаны Основные направления адаптации ОС ПВО СНГ к решению задач воздушно-космической обороны (утверждены Решением СГГ СНГ от 11 октября 2017 г.).

Её реализация позволяет государствам выйти на качественно новый уровень военного и военно-технического сотрудничества, что в полной мере соответствует их национальным, региональным и общим интересам.

Основная нагрузка по реализации принятых решений возложена на Координационный Комитет по вопросам ПВО при СМО СНГ. Получены и первые результаты.

Совершенно очевидно, что выполнение столь масштабной задачи невозможно без тесного привлечения научно-образовательного потенциала вооруженных сил государств Содружества.

В этой связи большие надежды и конкретные задачи возложены на базовые организации государств – участников СНГ: научно-исследовательский центр (г. Тверь) Центрального научно-исследовательского института войск Воздушно-космической обороны Министерства обороны Российской Федерации и Военную академию Воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

Оценивая масштабность планов и первые достигнутые результаты, Секретариату Совета министров обороны и Главному командованию Воздушно-космических сил Российской Федерации представляется необходимым взять на контроль реализацию указанного долгосрочного документа.

В целом, за прошедший период существования объединенной системы ПВО СНГ достигнуты значительные результаты по решению задач обеспечения охраны  государственных границ стран Содружества в воздушном пространстве, совместного контроля за порядком его использования и взаимного оповещения о воздушно-космической обстановке.

Благодаря целенаправленным и согласованным шагам военно-политического руководства государств СНГ объединенная система противовоздушной обороны стала одним из важнейших реально действующих компонентов системы совместной безопасности Содружества в военной сфере. Она играет важную роль в укреплении военно-политического, военного и военно-технического сотрудничества стран Содружества, способствует успешному развитию интеграционных процессов в других областях сотрудничества в формате СНГ.

В рамках объединенной системы ПВО СНГ успешно работает Координационный Комитет по вопросам ПВО, обеспечивающий совместное принятие решений командующими войск (сил) ПВО (Воздушно-космических сил, противовоздушной обороной, Военно-воздушных сил и противовоздушной обороной, Сил воздушной обороны) вооруженных сил государств – участников Соглашения о создании ОС ПВО СНГ от 10 февраля 1995 года (далее – Соглашения);

На протяжении практически двух десятков лет Координационный Комитет является ключевым рабочим органом Совета министров обороны, обеспечивающим национальную и коллективную безопасность воздушного пространства государств Содружества в мирное и военное время.

Деятельность Комитета по развитию объединенной системы противовоздушной обороны государств СНГ, выступающей одной из самых востребованных и эффективных систем многостороннего военного сотрудничества, высоко оценивается Советом министров обороны и является предметом его постоянного внимания.

Ежегодно Совет министров обороны рассматривает порядка 10 вопросов, относящихся к различным аспектам функционирования объединенной системы ПВО СНГ, подготовленных Комитетом и Секретариатом СМО СНГ. Часть из них в последующем утверждается главами правительств и президентами государств Содружества.

Под эгидой Совета министров обороны Комитет проводит целый комплекс практических мероприятий, направленных на совершенствование подготовки войск, защиты воздушного пространства, в том числе в регионах коллективной безопасности.

В целом, высокая эффективность деятельности и целостный состав Комитета, представленный всеми государствами, позволяют решать любые задачи национальных и коллективных интересов в различных форматах взаимодействия.

Благодаря инициативе министерств обороны Республики Беларусь и Российской Федерации, 2018 год явился отправной точкой развития взаимодействия стран Содружества в области применения беспилотной авиации вооруженных сил и противодействия беспилотным летательным аппаратам. Первая встреча специалистов данной области состоялась в марте в Минске, вторая в октябре в Москве.

В формате объединенной системы ПВО СНГ по инициативе Министерства обороны Республики Беларусь впервые проведено компьютерное командно-штабное учение «Региональная безопасность-2018», а по предложению Министерства обороны Республики Казахстан – оперативно-тактическое учение «Чистое небо-2018».

В настоящее время в состав объединенной системы ПВО государств - участников СНГ входит Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

 

Источник: Министерство обороны Российской Федерации


Теги: ПВО