Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Навруз – праздник единства человека с природой

В современном мире весенний Навруз празднуют более трехсот миллионов человек из разных стран. Навруз, Наурыз, Ноуруз – у этого праздника есть много названий, но суть его остается одинаковой на протяжении нескольких тысячелетий: единство Природы и Человека.

НАВРУЗ в качестве первого дня обновления растительного мира празднуется в день весеннего равноденствия и  имеет особое место в культуре человеческой цивилизации; его объяснение и мифологизация оставили свой след в древней, средневековой и новой истории практически всех народов мира.

Без преувеличения можно утверждать, что с открытием, культом  и празднованием таких явлений Солнечной системы, как дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, начинается Культура человеческой цивилизации. Это – как минимум 7 тысяч лет, если иметь в виду, что при переходе на летоисчисление от рождества Христова человечество уже отсчитало 7208 год «со дня сотворения мира».  Уже 4-5 тысяч лет назад люди строили мегалитические сооружения, т.е. сооружения из обтесанных многотонных каменных глыб, которые использовали для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние или равноденствие, например сооружение в Нубийской пустыне в Судане. Один из таких знаменитых археологических памятников – Стоунхендж, расположен в Англии и датируется третьим тысячелетием до нашей эры.

Навруз – самый древний новогодний праздник на земле. На уровне повседневного быта и обыденного сознания он остался праздником почитания Солнца, считает известный таджикский культуролог академик Акбар Турсунов. Примечательно, что солнце с 32 лучами на голубом фоне изображено на государственном флаге Республики Казахстан. Голубой цвет символизирует мирное небо Казахстана, солнце – покой и богатство.

Представляется, что именно небо и солнце стали первыми объектами обожествления. Среди петроглифов Тамгалы в Казахстане, внесенных в 2004 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, часто встречаются изображения божественных солнцеголовых антропоморфных существ; весьма многочисленны солярные знаки – изображения солнца. Особое место в археологическом ландшафте Тамгалы занимает Храм Солнца, храм под открытым небом, где есть «алтарь» с изображением солнцеголовых божеств и ритуальных обрядов. По оценкам ученых, эти петроглифы наносились на скалы в течение более двух тысяч лет – с XIV века до нашей эры и до XI – XIII веков уже нашей эры.

Навруз как единство Вселенной

ПЫТАЯСЬ охватить мысленным взором Вселенную, Величие Природы, Гармонию Жизни во всех проявлениях, древний человек нашел выход в том, что персонифицировал Космос в один объект – Бога и с ним связал все беды и успехи на Земле. Религия создала своды законов этики в виде священных и великих книг, которые служили и служат мощнейшими инструментами воспитания человека, регуляции общественного поведения индивида. Рай и перечень добрых поступков. Ад и перечень плохих поступков. Возможность исповеди, очищения и готовность к новой святой и чистой жизни. Несмотря на то, что попытки познать Истину через персонифицированный объект – Бога – упирались в тупик, ограничивали возможности человека и уводили его от Истины, такой вариант развития человечества был естественным и оправданным. Он подготавливал и вместе с тем предохранял уже размышлявшего человека от сумасшествия на пути расширения своего сознания при попытке познания всей беспредельности и вечности Природы.

В частности, традиционное мировоззрение кочевников – тенгрианство – в древние века, с осознанием младенчества человека, сузилось до понятия Бога и уже в таком виде оказало влияние на развитие мировой культуры. На самом деле понятие Тенгри намного шире, глубже и объемнее понятия Бога. Тенгри - это Небо, Солнце, Вселенная, Мировой Порядок, Безмолвие Космоса, Вечность, Беспредельность.

Навруз – единственный праздник, когда современный человек должен выйти за пределы традиционной религии. В этот день человеку нужно выйти на простор Разума, суметь мысленно охватить все сущее и духовное, вместить в себя, в свой ум малую родину, большую родину, материк, Землю, Вселенную, понять и почувствовать сердцем все во всех его связях и переплетениях. И тогда можно возвыситься, выйти за пределы религии, подняться до уровня высокого обобщения, Космоса, и с этого уровня взглянуть и разобраться в повседневности. Нужно иметь ретроспективный взгляд на историю развития Земли и Человечества и эту ретроспективу вытягивать в будущее и сделать ее духовным стержнем.

Основной мыслью должно быть понимание единства Вселенной, Человека и Природы.  При этом нужно учитывать ту опасность, что Мысль, высказанная в целях разъяснения себя, становиться ложью. Ибо чтобы понять Мысль, нужно сделать ее материально, реально ощутимой, сравнимой с чем-то, а значит, искаженной и, возможно, неверно понятой. Не это ли происходит со всеми мировыми религиями?

Чтобы избежать этого, нужно самому мысленно выйти на эту Идею, на этот Дух. Представить себе эту Тайну Мироздания и для этого расширять свое сознание, знание – в себе и вне себя, и слиться с внешним, и ощутить себя единым с Миром, и через себя, через свое сознание познать Вселенную, почувствовать ее цельность, единость. И сделать себя центром Вселенной, вместить в себя весь Мир и стать им – Миром (Богом). Понять, что природа всех богов одна: Бог – это персонифицированный Космос и одновременно обожествленный самим собой человек, через духовное и интеллектуальное сознание которого Вселенная познает себя.

Навруз как природное начало года

РОДИВШИСЬ на Востоке, образы богочеловека по мере открытия новых знаний наполнялись конкретным содержанием и возвращались к первообразу, чтобы понять неполность знаний о возможностях человека, его мозга и, тем самым, расширить границы своего разума.

В силу сложившихся исторических обстоятельств процесс детального познания мира, начатый на Востоке, получил развитие на Западе. Человечество в глубокой древности на уровне медитации, интуиции вышло на абсолютную истину, идеальный образ устройства общества и в течение всего своего последующего развития, открывая отдельные уголки этой истины, методом проб и ошибок стремится к осуществлению идеального варианта, которому постоянно препятствует мифологизированное сознание человека.

Праздник единения Человека и Природы позволяет понять, что смыл исторического развития человеческой цивилизации заключается в достижении всеобщей гармонии Личности, Общества и Природы.

Ведь, действительно, время празднования Наурыза, именно так его называют в Казахстане, основано на природном явлении - это день весеннего равноденствия, то есть природное начало года. Это праздник единства человека с природой. Это праздник единства людей всей Земли с природой, поэтому в 2010 году Организация Объединенных Наций справедливо утвердила его в качестве международного праздника для всей планеты. «Навруз не только объединяет между собой страны, он напоминает нам о том, что мы должны дорожить нашей общей планетой. Прославляя красоту природы и возрождение весны, Навруз может в равной степени вдохновлять и людей, отмечающих этот праздник, и тех, кто просто знает о его существовании, на то, чтобы с еще большим усердием заботиться об охране окружающей среды», - заявил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун по случаю празднования Навруза.

В этом смысле можно утверждать, что начальной точкой культуры, связывающей микрокосмос (Человека) и макрокосмос (Вселенную), можно считать праздник Навруз, который у различных племен и народов до появления нынешних мировых религий означал наступление нового года.  Например, на Руси до 10-го века нашей эры Новый год отмечали в марте; до сих пор практически во всех странах отмечают наступление весны, возрождение Природы в виде таких праздников, как Масленица или карнавалы. Древние шумеры и вавилоняне, а это 6 тысяч лет назад, первый день года отмечали в день весеннего равноденствия. В основе летоисчисления древнейших центральноамериканских цивилизаций майя и ацтеков также лежал сельскохозяйственный  календарь и солнечный год. Этот праздник и поныне олицетворяет мировосприятие и духовность иранских народов, его не удалось затушевать многовековому господству религии, как это произошло в христианском мире и ареалах распространения других мировых религий.

Навруз как сближение народов

ПЯТЬ лет назад, 30 сентября 2009 года , праздник далеких предков Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества наряду с другими 76 элементами нематериального наследия со всего мира .

23 февраля   2010 года по инициативе Азербайджана, Албании, Афганистана, бывшей югославской Республики Македония, Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Турции 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН консенсусом признала 21 марта как Международный день Навруз .

В преамбуле резолюции говорится, что Навруз (Новруз, Нуруз, Невруз, Наурыз), день весеннего равноденствия, отмечают как начало нового года более чем 300 миллионов жителей во всем мире. Он празднуется на протяжении трех тысяч лет на Балканах, в бассейне Черного моря, на Кавказе, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке и в других регионах. Навруз играет значительную роль в укреплении связей между народами на основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства. Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями. Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни.

В соответствии с текстом резолюции  Генеральная Ассамблея ООН :

- признаёт 21 марта как Международный день Навруз;

- приветствует усилия государств-членов, в которых отмечается Навруз, по сохранению и развитию культуры и традиций, связанных с Наврузом;

- побуждает государства-члены прилагать усилия к повышению уровня информированности о Наврузе и организовывать при необходимости ежегодные мероприятия в ознаменование этого праздника;

- призывает государства-члены, в которых отмечается Навруз, изучать историю происхождения и традиции этого праздника в целях распространения знаний о наследии Навруза в международном сообществе;

- предлагает заинтересованным государствам-членам и Организации Объединенных Наций, в частности её специализированным учреждениям, Фондам и программам, главным образом  ООН  по вопросам образования, науки и культуры, и заинтересованным международным и региональным организациям, а также неправительственным организациям принимать участие в мероприятиях, проводимых государствами, в которых отмечается Навруз.

Начиная с 2011 года празднования Навруза на международном уровне с участием глав государств нашего региона состоялись в столицах Ирана (2011 г.), Таджикистана (2012 г.) и Туркменистана (2013 г.).

Наурыз в Казахстане

ПРАЗДНИК Наурыз в Казахстане является поистине всенародным праздником, об этом говорит и его древнее название «Улыстын Улы Куны», то есть «Великий день народа». В нашей стране этот день отмечается 22 марта (по-казахски название этого месяца – Наурыз).

Кроме Наурыза, пожалуй, нет сегодня другого праздника, который бы, недавно вернувшись к нам из глубины веков, сразу стал самым любимым в народе. Ему от души радуются все казахстанцы – любых национальностей и возрастов. Это связано с тем, что Наурыз не несет в себе каких-либо политических, идеологических, религиозных, расовых или национальных установок, что очень важно в наше время, когда все эти факторы разъединяют человечество, создают множество барьеров между людьми, странами и цивилизациями.

Как известно, праздник Наурыз был упразднен советской властью в 1926 году. В связи с подъемом национального самосознания и поиском своей идентичности он был возрожден в 1988 году. 15 марта 1991 года после выхода Указа президента Казахской ССР «О народном празднике весны – "Наурыз мейрамы"» он приобрел официальный статус государственного праздника.

22 апреля 2009 года глава государства подписал закон «О внесении изменений в закон Республики Казахстан "О праздниках в Республике Казахстан"», предусматривающий увеличение дней празднования праздника Наурыз мейрамы  до трех дней - с 21 по 23 марта.

Массовые мероприятия, организуемые во время празднования Наурыза, создают по всей стране атмосферу казахского тоя, наполненную музыкой и песнями, вселяющую в людей радостное весеннее настроение, миролюбие и ощущение единства всего народа.

Как неоднократно отмечал в своих выступлениях президент Нурсултан Назарбаев, история возрожденного Наурыза - это история нашей независимости. Следует отметить, что, хотя в советское время на всей территории Советского Союза Наурыз официально не праздновался, память об этом празднике в народе сохранилась. Он отмечался в семейном и родственном кругу, преимущественно среди мусульманских народов.

Быстрому возрождению этого праздника способствовали как его популярность у наших предков и у множества других близких нам народов, так и его универсальность - то есть возможность участия в праздновании Наурыза представителей всех этносов и конфессий, населяющих Казахстан.

Хотя Наурыз в разных странах, в связи с национальными особенностями, проводится по-разному, всем этим празднованиям присуща одна общая черта. Это – ритуал приготовления особой пищи, которая состоит из семи ингредиентов. У казахов это - «наурыз-коже».

В каждом доме существовал свой рецепт приготовления этого  ритуального блюда. По своим вкусовым качествам наурыз-коже – блюдо замечательное и очень необычное. Готовить его лучше накануне вечером, чтобы оно ночь постояло. Тогда наурыз-коже получается вкуснее, как бы настаивается. А входят в него принятые на Востоке семь ингредиентов, включая воду, соль, кисломолочные продукты, крупы и мясо (можно и казы). Отварное мясо или казы режут на мелкие кусочки и кладут в наурыз-коже.

В дни Наурыза гостям подавались и лучшие мясные блюда – казы, шужук, вареное мясо. Считалось, что угощение служит поводом для установления добрых отношений, демонстрирует щедрость, гостеприимство. Отведав его, люди надеялись питаться так же вкусно в течение года.

Как и в старину, перед праздником принято рассчитываться со старыми  долгами и заканчивать все дела. Везде следует навести идеальный порядок – в доме, во дворе, на улице перед домом.

Безусловно, современные очертания праздника существенно отличаются от его прежнего содержания. Это не только театрализованные представления и богато убранные юрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительных акций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей. В наши дни Наурыз мейрамы стал общенародным праздником весны, труда и единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим в многонациональном Казахстане. Карнавалы для детей, айтысы (своеобразный певческий диалог, участники которого стараются превзойти друг друга в исполнении песен-экспромтов) акынов, демонстрации национальных одежд, обрядов и кухонь народов, проживающих в республике, выступления фольклорных ансамблей, спортивные состязания, национальные игры…

Праздник для всех – такова особенность Наурыза сегодня. Теперь он по праву называется интернациональным. Потому в день Наурыза на празднично украшенных площадях сел и городов, в местах массовых гуляний вырастают целые городки. Где рядом с юртами уютно чувствуют себя русская изба и украинская хата. А девушки с удовольствием угощают тающими во рту баурсаками всех желающих. С желанием и интересом в веселых театрализованных представлениях принимают участие все – казахи и русские, немцы и украинцы, татары и ингуши; демонстрируют обряды и ритуалы разных народов многонационального Казахстана.

 

А.Д. Смагулов,
Заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ