Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

РГГУ разработал методические рекомендации по проведению единого урока памяти, посвященного Году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне

На заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ, состоявшегося 19 апреля 2019 года в Бишкеке, принято решение о проведении в образовательных учреждениях государств – участников СНГ в сентябре 2019 года и апреле – мае 2020 года единого урока памяти, посвященного Году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Российским государственным гуманитарным университетом (РГГУ), базовой организацией государств – участников СНГ по подготовке кадров в области исторического образования, разработаны Методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях единого урока памяти.

Методические рекомендации предназначены педагогам образовательных учреждений стран Содружества для подготовки и проведения урока памяти.

В Методических рекомендациях определены цель и задачи урока, предложены этапы урока, приводится примерный набор литературы для учителя и учащихся, указываются ссылки на специализированные сайты, позволяющие использовать на уроке аудиовизуальные материалы. Также рекомендуется применение материалов региональных/местных/школьных/семейных архивов или библиотек, музейных или мемориальных экспозиций.

 


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»

 

Методические рекомендации

по проведению в образовательных учреждениях государств – участников Содружества Независимых Государств единого урока памяти, посвященного Году 75-летия Победы

в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов

 

Под редакцией президента, директора Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ, д.и.н., профессора Е.И. Пивовара

Методические рекомендации разработаны Институтом постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ

Автор-составитель: д.и.н., профессор М.Ю. Мухин;

Редакторы-составители: к.и.н., доцент А.В. Гущин,  к.и.н., доцент А.С. Левченков.

 

Москва, РГГУ, 2019


Представляемые методические рекомендации предназначены для помощи педагогам образовательных учреждений государств – участников Содружества Независимых Государств в организации преподавания истории Великой Отечественной войны и формирования уважительного отношения учеников к вкладу и роли народов Советского Союза в сокрушении гитлеровского Рейха. Нижеприведённые рекомендации могут использоваться в качестве базиса для подготовки и проведения единого урока памяти, посвященного Году 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.

Учитывая то, что методические рекомендации предназначены для использования при подготовке и проведении урока в образовательных учреждениях всех стран Содружества, при разработке рекомендаций принималась во внимание необходимость учета различий в доступе к научной и учебно-методической литературе в различных странах и регионах, без чего рекомендации носили бы исключительно формальный характер и были бы непригодны для полноценного массового использования. Универсальность рекомендаций основана на использовании аудиовизуальных материалов, доступных при минимальных условиях – доступе к интернету при подготовке и проведении занятия. Также рекомендуется использовать имеющиеся в распоряжении аудиовизуальные материалы из региональных, местных, школьных, семейных архивов и библиотек, музейные или мемориальные экспозиции, особенно в случае невозможности получения интернет-доступа для подготовки и проведения урока с опорой на размещенные на специализированных ресурсах аудиовизуальные материалы.

Целью единого урока памяти, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, является углубление и осмысление базовых знаний учащихся о ключевых событиях истории Советского Союза в 1941–1945 годах и значении единства народов СССР для достижения победы над фашистскими агрессорами.

Важнейшими задачами урока являются:

•        Воспитание у подростков патриотизма и гражданственности;

•        Формирование у подрастающего поколения на базе национальных и культурных традиций черт характера и личностных качеств защитника Родины;

•        Развитие у школьников чувства гордости за многонациональное братство народов СССР, ставшего победителем во Второй мировой войне и в ее решающей и самой кровопролитной составной части – Великой Отечественной войне, и, таким образом, спасшего Европу от нацизма;

•        Сохранение у учащихся памяти о воинской славе своих предков;

•        Популяризация среди молодёжи морально-волевого, когнитивно-интеллектуального и спортивно-физического развития, необходимого для службы в рядах Вооружённых сил.

Оформление и оборудование для проведения занятий:

- персональный компьютер или ноутбук, проектор, экран или интерактивная доска;

- аудиовизуальные материалы (фотографии или другие изображения, видео или аудиозаписи);

- записи песен военных лет;

- изображение Знамени Победы;

- портреты земляков, прославившихся в годы Великой Отечественной войны.

Рекомендуется в случае возможности использовать семейные архивы учащихся (фотографии, письма и т.п.), а также приглашать для бесед с учащимися ветеранов войны и тружеников тыла.

Урок должен способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому наследию и осознанию важности единства граждан Советского Союза, обеспечившего победу в той великой войне.

Для того, чтобы урок эффективно решал поставленные выше педагогические задачи, его следует организовать таким образом, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная работа на уроке гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга.

Сценарный план урока

Этапы урока

Время

Деятельность

Организационный блок

Проходит через весь урок

Включает:

  • Определение целей, задач и ожидаемых результатов;
  • Краткий план занятия

(в виде пунктов или основных вопросов для рассмотрения);

  • Тезаурус основных понятий;
  • Ресурсы и дополнительные материалы;
  • Инструкции и пояснения

(в виде разъяснений, заданий);

  • Вводное слово учителя

(в тезисной форме);

  • Распределение по группам. Выработка правил работы

(определение норм и процедур);

  • Конструирование образовательного пространства урока (мебель, оформление, сопровождение урока).

Мотивация

15мин.

Показ видеоролика, фрагмента кинофильма, фотографического ряда, представление других документальных свидетельств, чтение отрывка из художественного произведения – повести, рассказа, стихотворения и т.п.

Основная часть

20 мин.

Тематическая дискуссия, диспут, дебаты, беседа, реализация образовательного маршрута и т.д.

Завершающий блок

5 мин.

Подведение итогов

Рефлексия

5 мин.

 

 

Во вступительном слове преподавателя подчёркиваются следующие моменты:

  • Великая Отечественная война стала великим испытанием для народов СССР. Это была война, в которой решалось – будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. В рамках нацистских планов на послевоенный период всем жителям СССР была в лучшем случае предуготовлена участь рабов и холопов. В худшем – уничтожение.
  • Победа в войне была достигнута на фронте, но обеспечить её можно было только и исключительно беззаветным трудом в тылу. Экономическая победа СССР предопределила, в конечном счёте, сокрушение нацистского Рейха в целом. Огромную роль сыграло сопротивление захватчикам на оккупированных территориях, партизанское движение.
  • Важнейшим залогом победы стало единство народов СССР в те годы. Надежды гитлеровцев на развал Советского Союза не оправдались – в годину испытаний многонациональный СССР встал, как один. Знамя Победы поднимали Егоров и Кантария, и это была общая победа всех граждан СССР, вне зависимости от их национальности.

Используя метод подводящего диалога, педагог выстраивает логическую цепь: Родина – война – единство – победа – память.

Основной этап урока строится в соответствии с избранной темой, связанной с историей Великой Отечественной войны.

На завершающем этапе преподаватель ставит оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения учеников к тем или иным проблемам, выявление собственной позиции учащихся, осознания важнейших тенденций событий Великой Отечественной войны.

Рефлексия должна быть организована так, чтобы стимулировать выход учеников на рост интереса к самостоятельному углублению знаний об истории Великой Отечественной войны и ее героях.

При наличии у учителя (при подготовке к уроку и при его проведении), а также у учеников (при подготовке к уроку) необходимого оборудования (при подготовке к уроку – стационарный компьютер/ноутбук, доступ к Интернету; на уроке – экран/интерактивная доска, проектор, стационарный компьютер/ноутбук, доступ к интернету) рекомендуется подготовить и провести занятие с опорой на аудиовизуальные источники (кино- и фотодокументы, аудиозаписи) из архивных фондов, оцифрованные и выложенные в свободный доступ в сети Интернет на специализированных сайтах.

С этой целью рекомендуется использовать при подготовке и проведении урока аудиовизуальные материалы интернет-сайта «Победа. 1941-1945 гг.» - режим доступа: http://victory.rusarchives.ru/index

Данный сайт, разработанный профессиональным историками и архивистами при координации Федерального архивного агентства России, включает экспозицию наиболее ярких архивных фотодокументов, раскрывающих величие и историческую значимость подвига граждан СССР – участников Великой Отечественной войны.

 

Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на сайте:

Использование при подготовке и проведении занятия данного интернет – сайта, с одной стороны, способствует единству формата урока памяти в школах всех стран Содружества Независимых Государств, с другой стороны, позволяет обучать учащихся использованию в образовательных целях доступных интернет-ресурсов историко-просветительской направленности.

При подготовке к уроку в зависимости от уровня общей подготовки учащихся рекомендуется разделить учеников на мини-группы, которые заранее могли бы подготовить небольшие тематические доклады-презентации (до 5 минут каждый), посвященные ключевым темам, таким как переломные события войны, роль тыла, партизанского движения, последствия войны, память о войне в культуре и искусстве. В ходе презентаций учащиеся, оперируя подборками фотоматериалов, раскрывают выбранную тематику.

В ходе урока учитель рассказывает учащимся о других доступных и постоянно пополняющихся в настоящее время интернет-ресурсах, посвященных памяти о героях войны, например:

Память народа. Режим доступа: https://pamyat-naroda.ru/

Подвиг народа. Режим доступа: http://www.podvignaroda.mil.ru/

Примечание: использование аудиовизуальных документов специализированных сайтов http://victory.rusarchives.ru/index, https://pamyat-naroda.ru/, http://www.podvignaroda.mil.ru/ и др. должно осуществляться в строгом соответствии с правилами использования материалов данных сайтов.

Другой формой подготовки и представления доклада-презентации, в том числе при отсутствии доступа к интернет-сайту «Победа. 1941–1945 гг.», может быть использование учащимися собственных аудиовизуальных материалов (из семейных архивов) с рассказом о героической судьбе родственника – участника войны/труженика тыла.

Настоятельно рекомендуется использование материалов региональных/местных/школьных/семейных архивов или библиотек, на примере которых в ходе урока учитель мог бы организовать подготовку и обсуждение с учениками темы «Великая Отечественная война и моя малая родина».

Третья форма проведения занятия – экскурсия в музей (государственный, региональный, местный, школьный, при наличии) или мемориальный комплекс. В этом случае учитель и экскурсовод используют в качестве аудиовизуального ряда музейную/мемориальную экспозицию, на примере которой раскрывают и обсуждают с учениками содержание урока. При подготовке к уроку в школе рекомендуется развивать творческую активность учащихся, предложив им создать (в случае отсутствия) или дополнить временной экспозицией из семейных архивов уголок памяти, посвященный 75-летнему юбилею Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.


Примерный набор литературы для учителя и учащихся:

1. Боброва Л.В. и др. «Жди меня, и я вернусь...» Лит.- муз. композиция по письмам с фронта // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – с.25.

2. Весной сорок пятого года… / Ред. Сост. Л.И. Жук. Минск., 2005. 128 с.

3. Великая Отечественная война 1941–1945г. Игра-викторина // Равнение на победу! Методические рекомендации по патриотическому воспитанию. – 2003. - № 7. – с.17. (приложение к ж. «Внешкольник»)

4. Великая Отечественная война в художественной литературе: судьбы авторов и произведений. Выборочный список статей из периодической печати // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.30.

5. Героическое наступление советских воинов // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 9. – с.4. (Будапешские бои. Доп.материал с.11)

6. Детярева О.В. «Своими видел я глазами»: лагеря смерти // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 12. – с.15.

7. Журавлев В. «О моей негасимой любви...» Фронтовые судьбы песенной лирики // Литература в школе. – 1995. - № 1. – с.41-46.

8. Зархи С.Б. «Песня меня научила свободе...» Литературная композиция по стихотворениям Мусы Джалиля // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 3. – с.12.

9. Карзникова Л.Г. «Не умолкнет во мне война». Лит.-муз.вечер, посвященный творчеству писателя В.П.Астафьева // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – с.30.

10. Кислицина Л.П. Познавательная игра для старшеклассников, посвященная Дню Победы // Классный руководитель. 2004. № 8.

11. Коган М.С. Турнир знатоков истории Великой Отечественной войны // Классный руководитель. 2000. № 7.

12. Ленинградский дневник. Сценарий вечера основан на прозе, стихах и выступлениях Ольги Бергольц // Ради жизни на земле. – М: ТЦ Сфера, 2003. – с.22-30.

13. Луганов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. Пособие для руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М., 2001. 284 с.

14. Мальгин А.С., Мальгин М.А. Без объявления войны. Материал для рассказа о том, какую судьбу готовил германский фашизм народам всего мира // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 3. – с.6.

15. Михалева Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности. М., 2005. 128 с.

16. Мищенко А.В. Священная война. Вечер размышления над героическими страницами нашей истории // Читаем, учимся, играем – 2003. - № 2. – с.4.

17. Некрасова Н.Н. «Ступени победы» // Школьный библиотекарь. 2004.№ 9-10.

18. Победы в Великой Отечественной войне 1941– 1945 годов. Тюмень, 2010. 210 с.

19. Старкова Т. Слава тебе, победитель – солдат! // Воспитание школьников. – 2003. - № 4. – с.67.

20. Черенкова И.Ф. Я родом не из детства – из войны. Сценарий театрализованного представления // Классный руководитель. 2004. № 8.

Данный список является примерным и может быть дополнен или скорректирован учителем в зависимости от наличия в доступе тех или иных материалов.