Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Сергей Лебедев дал интервью Белорусскому телеграфному агентству (БЕЛТА)

 Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев дал интервью Белорусскому телеграфному агентству (БЕЛТА)

СНГ состоялось как уникальная организация и как механизм межгосударственного взаимодействия

 

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СНГ - НАЧАЛО НОВОЙ ИСТОРИИ

В этом году отмечается 20-летний юбилей СНГ. Первые десять лет в истории Содружества оказались не самыми простыми: каждое государство искало свой новый независимый путь. Второе десятилетие характеризуется уже активными действиями стран - участниц СНГ на сближение. Появляются первые экономические совместные успехи и, как следствие, растет заинтересованность стран в партнерстве и углублении интеграции. Как отметил в интервью корреспонденту БЕЛТА председатель Исполнительного комитета - исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, сегодня Содружество реальными делами подтверждает свою значимость и устойчивость. Разработана солидная нормативно-правовая база, созданы механизмы сотрудничества, сложилась система совместных действий в различных отраслях. Содружество стало уникальной площадкой для непрекращающегося откровенного и конструктивного диалога на высшем уровне, что подтверждают и итоги заседания Совета глав правительств СНГ, которое состоялось 19 мая в Минске.

 

- Сергей Николаевич, как Вы оцениваете итоги заседания глав правительств СНГ?

- Сегодня есть все основания считать итоги заседания успешными. Изначально предполагалось обсудить 19 вопросов, которые были внесены в повестку дня, в итоге обсудили 20. Состоялся достаточно откровенный разговор, по всем обсуждавшимся темам были приняты решения. Однако по двум вопросам, касающимся подписания нового Договора о зоне свободной торговли и Единой системы учета граждан третьих стран, прибывающих на пространство СНГ, решения были приняты не те, которые мы ожидали. Однако и это можно рассматривать как позитив, так как во время дискуссии были обсуждены проблемные стороны. Я надеюсь, что к следующему заседанию глав правительств СНГ, которое пройдет в октябре нынешнего года в Санкт-Петербурге, проект Договора о зоне свободной торговли будет доработан и представлен для подписания.

Кроме того, на заседании были рассмотрены проекты очень важных для наших стран документов. В частности, "О предварительном проекте программы инновационного сотрудничества государств СНГ на период до 2020 года". Работа по подготовке проекта была одобрена, и мы надеемся, что осенью этого года документ будет подписан.

Были также утверждены мероприятия по проведению в 2011 году Года повышения продовольственной безопасности в СНГ. Вы знаете, насколько актуален сегодня вопрос обеспечения продовольственной безопасности. Поэтому никаких сомнений относительно необходимости проведения совместных мероприятий в этой сфере у глав правительств не возникло. Подписано также несколько документов о дальнейшем углублении сотрудничества в области науки, культуры, образования.

- Если остановиться подробнее на рассмотренных документах, в частности тех, что касаются продовольственной безопасности и развития взаимовыгодного сотрудничества в аграрной сфере, какие конкретные мероприятия в этой области планируется осуществить уже в ближайшее время? И как Вы считаете, насколько страны СНГ сегодня защищены в вопросе продовольственной безопасности?

- Я бы сказал, что страны СНГ так же не защищены в этом вопросе, как и другие государства мира. Мы все сегодня видим, какие стихийные бедствия происходят в различных частях света. Поэтому актуальность предпринятых совместных мер по защите наших государств от возможных катастроф и их последствий бесспорна. В первую очередь предусмотрен комплекс мер по взаимной поддержке в случае стихийных бедствий. Кроме того, предполагается провести ряд научно-практических конференций специалистов в области сельского хозяйства для того, чтобы разработать рекомендации и выработать совместные планы по обеспечению продовольственной безопасности. В частности, с 28 июня по 3 июля на территории Всероссийского выставочного центра в Москве будет проходить межгосударственная выставка стран СНГ, посвященная 20-летию Содружества. Во время выставки пройдет научно-практическая конференция, посвященная обеспечению продовольственной безопасности, по итогам которой предполагается выработать конкретные рекомендации, направленные на укрепление продовольственной безопасности стран СНГ.

- Еще одним немаловажным документом, рассмотренным на заседании, стала совместная программа в области мирного использования атомной энергии. Беларусь как страна, которая только начинает развивать собственную атомную энергетику, безусловно заинтересована в таком сотрудничестве. Как будет работать эта программа, насколько она своевременна?

- Программа "Сотрудничество "АТОМ-СНГ", по моему мнению, крайне своевременна и крайне полезна не только для Беларуси, но и для всех стран, которые ее подписали. О том, насколько актуально взаимодействие в сфере создания ядерных технических установок и использования мирного атома, можно судить по последним событиям, происходящим на планете. В мире растет производство и энергопотребление, и, как следствие, отмечается повышенная потребность в энергетических источниках. А значит, у нас сегодня две задачи: покрытие дефицита электроэнергии и обеспечение безопасности производства электроэнергии, особенно с использованием ядерных источников. Проблемы безопасности становятся очевидными в свете последних событий в Японии, случившейся 25 лет назад аварии на Чернобыльской АЭС.

Хочу подчеркнуть, что специалисты стран СНГ признали, что российский производитель ядерной энергии - один из ведущих в мире - сегодня обеспечивает высокую надежность ее источников. Гарантия того, что надежность будет обеспечена и впредь, - наши совместные усилия в этой области. Надежность ядерных объектов станут обеспечивать не только Россия как производитель энергии и ядерных установок, но и государства-потребители, те, кто планирует построить АЭС с использованием российских ядерных технологий. На сегодняшний день это Армения, Беларусь и Украина.

- Сергей Николаевич, этот год юбилейный в истории в СНГ. Как бы Вы оценили минувшее двадцатилетие? Каких значимых успехов удалось добиться Содружеству?

- Разумеется, эти 20 лет были непростыми в истории СНГ. Мы пережили и тяжелые 90-е годы, когда многие страны хотели отказаться от того, что было, и привнести нечто новое позитивное в историю своих только создавшихся суверенных государств. Разумеется, были ошибки, но ошибки были продиктованы в первую очередь желанием найти лучшие пути развития. По моему глубокому убеждению, образованное в конце 1991 года на волне глобальных геополитических перемен Содружество помогло решить сложнейшие проблемы, связанные с распадом СССР. Тогда удалось не допустить развития событий по непредсказуемому сценарию, предотвратить полное разрушение исторически сложившихся связей на постсоветском пространстве. Во многом благодаря Содружеству были в основном сохранены и переведены на новую основу торгово-экономические и хозяйственные отношения, налажено сотрудничество в укреплении стабильности и безопасности, создана необходимая правовая база взаимодействия в гуманитарной сфере.

Прошедшие годы показали: главное - нельзя отбрасывать то положительное, что было накоплено за время общей истории. Сейчас мы стараемся использовать тот позитивный опыт. Началось трезвое осмысление прошедшего. И в целом я хочу сказать, что сейчас мы являемся свидетелями продуктивного развития СНГ. Содружество стало единственной в своем роде формой взаимодействия государств-участников практически во всех областях - от экономического сотрудничества до политического диалога на различных уровнях.

Сформирована постоянно совершенствующаяся модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, предполагающая гибкость и избирательное участие в нем государств, но все же при ориентации на консенсус. Эта модель не ущемляет суверенных интересов и прав государств-участников, не накладывает ограничений в плане свободы выстраивания ими внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Она реализуется на добровольной, равноправной и взаимовыгодной основе, позволяет обеспечить роль Содружества как структурообразующего регионального объединения, формировать механизмы, отвечающие интересам стран и народов в сохранении и развитии сложившихся между ними исторических связей.

Опыт взаимодействия в СНГ во многом послужил основой для углубленных интеграционных процессов в формате ЕврАзЭС, формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана.

Содружество прошло сложную эволюцию. Постепенно мы пришли к пониманию необходимости отказа от завышенных ожиданий. Активно и последовательно ведется работа по преодолению противоречий центробежных и центростремительных тенденций, по реформированию, поиску оптимальных форм сотрудничества. Главное, что наши страны четко видят перед собой основную цель - формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

Важность комплексного взаимодействия в формате СНГ подтвердило испытание его участников мировым финансово-экономическим кризисом, последствия которого успешно преодолеваются совместными усилиями. Необходимость согласования позиций в финансово-экономической сфере, безусловно, сохраняется и сегодня. Все вопросы, связанные с предупреждением критических явлений и преодолением негативных последствий в экономиках стран, стали постоянными в повестках дня заседаний Экономического совета СНГ.

В целом за 20 лет Содружество состоялось как уникальная международная организация и как механизм межгосударственного взаимодействия в решении ключевых проблем современности.

- В последние годы много говорится о необходимости структурного реформирования СНГ с целью повышения эффективности этой организации. Какие конкретные шаги планируется принять в этом направлении?

- Любая живая организация должна стремиться к совершенству. Это непременное условие не только ее существования, но и развития. Мир меняется, меняется ситуация в странах, в мировой экономике. Отсутствие своевременной реакции на эти изменения может привести к застою и гибели объединения. Некоторые предлагают провести радикальные реформы в Содружестве. Но опыт показывает, что радикальные реформы нередко приводят к параличу деятельности многих органов. На мой взгляд, именно постепенная эволюция и совершенствование СНГ будут более эффективны. Кроме того, я глубоко убежден, что Содружество будет существовать и развиваться только в том случае, если оно будет выгодно каждому его члену.

В Исполнительном комитете внимательно рассматривают все предложения, направленные на повышение эффективности нашей работы, многие из них воплощаются на практике. Однако необходимости в какой-то революции я не вижу. За два минувших десятилетия накоплен неплохой опыт реальной работы. Ломать действующие механизмы, которые неплохо себя зарекомендовали, было бы контрпродуктивно, и никто этого делать не собирается. Поэтому я предпочитаю говорить не о радикальном реформировании, а о постоянном последовательном совершенствовании работы СНГ.

Кстати, в настоящее время к 20-летнему юбилею СНГ готовится масштабный аналитический доклад, в котором будут сформулированы итоги деятельности СНГ за этот период и определены ориентиры дальнейшего развития Содружества.

- Руководство некоторых государств - членов СНГ периодически заявляет о возможности пересмотра участия своей страны в Содружестве. Как Вы считаете, насколько реальным является выход в обозримом будущем той или иной страны из СНГ и как это может повлиять на деятельность организации?

- Сразу хотел бы внести уточнение в Ваш вопрос: не руководство государств СНГ заявляет о возможности выхода из Содружества, а лишь отдельные политические деятели. Что же касается руководства стран СНГ, то я уже около четырех лет присутствую на всех встречах глав государств и правительств в СНГ и ни разу не слышал подобных заявлений. Как раз наоборот: все высказывались и высказываются за сохранение и развитие нашего Содружества.

Исключение составила Грузия. Вы знаете, при каких обстоятельствах это произошло. Но, заявив в 2008 году о выходе из СНГ, Грузия тем не менее сохранила свое участие в 70 экономических договорах и соглашениях в рамках Содружества, прежде всего в сфере транспорта и связи.

Я уже упомянул о сложившейся системе разноскоростной и разноуровневой интеграции на пространстве СНГ. Еще раз подчеркну, что она обеспечивает компромиссный вариант участия стран в нашей организации. Каждая из них может выбрать для себя отвечающую ее национальным интересам степень взаимодействия. Сейчас просто нет другой структуры, кроме СНГ, позволяющей одиннадцати государствам Содружества совместно решать общие проблемы в области экономики, безопасности, культуры, социальной и других сферах. По мере готовности страны СНГ могут переходить к более углубленной интеграции в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенного союза.

Содружество - живой развивающийся организм. Мы строим далеко идущие планы. Многие документы, подписываемые на заседаниях высших органов Содружества, рассчитаны на долгосрочную перспективу. Приняты Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года, ряд других документов, предусматривающих эволюционное совершенствование нашей интеграционной структуры. Задачи, которые поставлены в этих документах, утвержденных руководителями стран Содружества, планомерно выполняются.

Я ни от кого не слышал о планах выхода из Содружества. И, думаю, что вряд ли такие заявления прозвучат. В первую очередь потому, что объективно и здраво мыслящие политики, экономисты отлично понимают и осознают, что взаимодействие стран Содружества жизненно необходимо.

Уверен, что СНГ в обозримом будущем будет продолжать играть свою объединяющую роль, столь важную для народов наших стран.

- Как отразился глобальный финансовый кризис на участниках Содружества, и стало ли это поводом для более тесной интеграции стран СНГ?

- Финансовый и экономический кризис, разразившийся в мире в 2008-2009 годах, не зря назвали глобальным. Затронув практически все государства планеты, он не обошел стороной и экономики стран Содружества.

Развитие кризиса, перерастание его из финансового в общеэкономический привело к спаду в реальном секторе экономики на всем пространстве СНГ. Все это потребовало более плотного взаимодействия между экономическими блоками государств Содружества с целью поиска взаимоприемлемых путей выхода из создавшейся ситуации с наименьшими потерями.

Следствием нарастания проблем в финансовой сфере стало замедление темпов экономического роста. Снижение мировых цен на нефть, металлы и зерно, а также сокращение внешнего спроса на экспортируемые государствами Содружества товары оказали негативное воздействие на основные отрасли экономики стран СНГ. Ряд государств СНГ были вынуждены девальвировать национальные валюты. У многих из них выросла внешняя задолженность.

На этом фоне особенно актуальной стала задача объединения и координации антикризисных усилий. Совместно намного легче решать возникающие проблемы. Главы государств и правительств стран СНГ на регулярных встречах подробно обсуждали ситуацию в Содружестве в свете мирового финансового кризиса. Была признана необходимость срочных согласованных действий по противодействию негативным явлениям, обусловленным глобальным кризисом.

В октябре 2008 года главы государств - участников СНГ приняли решение о создании постоянно действующего совещания министров финансов стран Содружества. Цель этого совещания - изучение ситуации в связи с мировым финансово-банковским кризисом и выработка соответствующих предложений по его преодолению. 3-4 июня в Киеве состоится уже пятое совещание министров финансов наших стран. Мы очень надеемся, что его результаты будут крайне полезными для экономик стран Содружества. На этом совещании в числе прочих будет обсуждаться и вопрос, касающийся финансовой помощи Беларуси.

Вместе с тем развитие событий говорит о том, что последствия кризиса страны СНГ, как, впрочем, и мировое сообщество в целом, будут ощущать еще довольно долго. Ликвидация последствий кризиса, достижение докризисных показателей потребуют времени и усилий. И вполне разумно и правильно, если государства СНГ будут и в дальнейшем объединять усилия в борьбе с кризисными явлениями. Определенный опыт здесь у наших стран теперь имеется.

Кстати, посредством реализации совместных антикризисных мер, а также мер, принятых на национальном уровне, странам Содружества удалось преодолеть острую фазу кризиса. В 2010 году рост ВВП в среднем по Содружеству составил 4,5%, промышленного производства - 8,7%. Так что есть все основания полагать, что совместными усилиями нам удастся преодолеть последствия кризиса.

- Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, безусловно, придает импульс интеграционным экономическим процессам на пространстве СНГ. Могут ли к этому союзу подключиться другие страны, и что, по Вашему мнению, может стать стимулом для такого решения?

- Да, конечно, к этому союзу могут подключиться и другие страны. О своем намерении присоединиться к Таможенному союзу уже заявили Кыргызстан и Таджикистан. Я думаю, в перспективе к этому союзу могут присоединиться и другие государства - участники СНГ. Основным стимулом для такого решения должны стать реальные экономические достижения Таможенного союза: рост взаимной торговли, высокая динамика промышленного производства и сельского хозяйства, устойчивое развитие финансовой системы. Если Таможенный союз покажет себя как эффективная структура, то, естественно, это будет самым лучшим аргументом для других стран СНГ. Мы искренне желаем участникам Таможенного союза, чтобы так и произошло, потому что развитие любой интеграционной структуры должно приводить к более углубленному взаимодействию. 

- Продолжая тему совершенствования и развития Содружества хотелось бы услышать ваше мнение, какие реальные шаги должны сделать участники СНГ для того, чтобы усилить роль СНГ на международной арене?

- Полагаю, что Содружество вполне достойно представлено на международной арене. В рамках СНГ принято решение и далее поддерживать все шаги и меры, направленные на укрепление авторитета и роли Содружества в мировом сообществе. И я должен отметить, что результаты такой работы у нас уже есть. СНГ признано Организацией Объединенных Наций и получило статус наблюдателя в ООН. Исполком СНГ активно взаимодействует с рабочими органами других международных организаций. С исполнительными органами некоторых из них установлены договорные отношения: с Секретариатом Конференции ООН по торговле и развитию, Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН, Секретариатом Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества, Администрацией Международной организации по миграции. Подписан меморандум о сотрудничестве с Международным конгрессом промышленников и предпринимателей.

В минувшем году у нас заметно активизировались отношения с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе в связи с председательством Казахстана в ней. По просьбе казахстанской стороны Исполкомом СНГ были подготовлены конкретные предложения по укреплению взаимодействия СНГ и ОБСЕ. Представители Исполкома СНГ активно участвовали во всех форумах, организованных под эгидой казахстанского председательства, в том числе в работе саммита ОБСЕ в Астане. Я участвовал в неформальной встрече Совета министров ОБСЕ, в заседании Постоянного совета ОБСЕ и во встрече руководителей ООН, ЕС, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, Совета Европы.

Ведется большая работа по организации взаимодействия в осуществлении мониторинга избирательных процессов с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ/ОБСЕ), Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), Парламентской ассамблеей ОБСЕ и Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Осуществляются контакты со структурами Организации Объединенных Наций. Представители Исполкома СНГ принимают участие в семинарах, международных конференциях высокого уровня, проводимых в ООН. По просьбе ООН для включения в соответствующие доклады Генерального секретаря мы подготовили информацию о принимаемых в СНГ мерах, направленных на предупреждение и ликвидацию международного терроризма и о мерах по недопущению приобретения террористами оружия массового уничтожения.

Решено сделать традиционными встречи высших административно-должностных лиц СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС. Создан новый механизм сотрудничества организаций, действующих на пространстве СНГ в сфере противодействия новым вызовам и угрозам, с целью координации действий, предотвращения избыточного дублирования усилий и параллелизма на этом направлении.

Важную роль в международной деятельности играет Миссия наблюдателей от СНГ. Мы тесно взаимодействуем с миссиями других международных организаций - ОБСЕ, Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Стали чаще встречаться, проводить вместе семинары, конференции. И могу с удовлетворением сказать, что к нашим рекомендациям прислушиваются. Мы имеем свой независимый взгляд на организацию наблюдения за выборами. Он несколько отличается от взглядов и оценок других миссий, в частности ОБСЕ. Но с другой стороны, у нас много общих подходов. Мы активно обмениваемся опытом, стремимся к выработке общих стандартов в вопросе оценок выборов. И я очень надеюсь, что мы придем к единому знаменателю.

В целом должен отметить, что на международной арене с нами считаются и мы намерены и впредь делать все возможное для укрепления роли СНГ в формировании современного облика мировой архитектуры.

- Как Вы считаете, почему Евросоюзу удалось в интеграционных вопросах добиться большего, чем СНГ, несмотря на то, что наши страны долгое время жили вместе. У нас практически нет языкового барьера и большая общая история. Что сдерживает сегодня активную интеграцию СНГ?

- Евросоюз к своему нынешнему состоянию шел более пяти десятилетий. Экономический потенциал основных европейских государств тоже впечатляет. Но кто возьмет на себя смелость сказать, что все проблемы интеграции в Евросоюзе успешно решены? Конечно, пример Евросоюза, его интеграционный опыт очень интересен и полезен для нас, в том числе и отрицательный. Но у нас есть и собственный бесценный опыт. Мы были единым государством и не должны бездумно отказываться от всего положительного, созданного предыдущими поколениями.

В порыве революционного самоутверждения мы порой что-то бездумно теряли. Сейчас приходит время осмысления. Веками складывавшееся взаимодействие наших государств, взаимодополнение их экономик - вещь объективная. Реально мы стали активно развивать сотрудничество в СНГ в последние десять лет. 

Первые десять лет были очень сложными, мы просто пытались сохранить то, что осталось после развала Советского Союза. У нас действительно много предпосылок для того, чтобы быть вместе, это и общий язык, и общая вековая история. Исходная база для интеграционного сотрудничества, конечно, лучше, чем в Евросоюзе. Однако у нас не было границ - мы их создали, у нас была единая валюта - мы ее ликвидировали. Но, пройдя путь ошибок, удачных и неудачных попыток развития наших стран, мы сейчас осознанно и более трепетно смотрим на многие аспекты взаимодействия.

Полагаю, нужно сохранять и развивать то положительное, что было в нашей общей истории. В какой-то степени нам мешают пережитки прошлого. В первые годы после образования СНГ его участники выступали категорически против создания наднациональных органов. Это своеобразная аллергия на диктат, на руководство из центра, которым в то время была Москва. Нашим странам ни в коем случае не хотелось допустить попадания в новую зависимость. Но мы только что говорили о положительном опыте Евросоюза, в котором созданы и эффективно работают наднациональные органы. А это очень весомая составляющая интеграционной структуры и взаимодействия. Но в СНГ пока еще не все готовы к созданию подобных органов. Хотя, отдельные государства проявили такую готовность, и пример Таможенного союза подтверждает, что эта "аллергия" начинает проходить.

Самое главное, чтобы деятельность наднациональных органов не была в ущерб государствам - участникам структуры. В Евросоюзе, к примеру, добились этого. Безусловно, если мы хотим активной интеграции и успешного развития наших стран в стратегическом плане, на каком-то этапе мы должны будем пойти и на уступки, и на компромиссы в интересах объединения, как это произошло в ЕС. 

- Сергей Николаевич, каким Вы видите СНГ еще через двадцать лет?

- Двадцать лет - огромный срок в нашу динамичную эпоху. Возможны самые различные варианты геополитического развития. Но я уверен, что государства, входящие ныне в СНГ, сохранят, упрочат и разовьют многоплановые связи в политической сфере, экономике, культуре.

Интеграция, как вы знаете, развивается по ступеням - от зоны свободной торговли через Таможенный союз к Единому экономическому пространству. Зона свободной торговли в СНГ де-факто существует. Практически готов к подписанию новый Договор о зоне свободной торговли СНГ. Три страны Содружества образовали Таможенный союз. Вполне вероятно, что в будущем к ним присоединятся и другие государства СНГ. Очевидно, по мере готовности страны СНГ будут повышать уровень интеграции.

В любом случае я очень надеюсь на успешное развитие Содружества. Мы напряженно работаем для этого, делаем все для того, чтобы задумки реализовались в конкретные дела, конкретные шаги по укреплению сотрудничества. Сама жизнь, объективные условия говорят о необходимости развития и совершенствования теснейшего взаимодействия стран СНГ. Там, где мы активно и конструктивно взаимодействуем, проблемы решаются легче, идет продвижение вперед.

Несмотря на множество проблем, которые сегодня существуют в деятельности СНГ, у нас все-таки больше оснований смотреть с оптимизмом на будущее Содружества. Я верю в СНГ.

 

Арина Муха,
БЕЛТА.