Промежуточный отчет
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации
(19 февраля – 12 марта 2018 года)

 

Общие положения

На основании приглашения Российской Федерации Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 19 февраля 2018 года осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (далее – выборы).

В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о выборах) датой проведения президентских выборов является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента Российской Федерации (4 марта 2012 года). Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день, или это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на следующее воскресенье. В связи с этим Совет Федерации Федерального Собрания России назначил выборы Президента Российской Федерации на 18 марта 2018 года.

В составе Миссии аккредитованы 318 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Исполнительный комитет СНГ. На долгосрочной основе работают
40 человек.

В рамках наблюдения за выборами долгосрочные наблюдатели от Содружества провели встречи и обмен мнениями о предвыборной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии (ЦИК), Министерства иностранных дел Российской Федерации,  предвыборных штабов ряда кандидатов на должность Президента, БДИПЧ ОБСЕ.

Миссия строит свою работу в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области организации и проведения выборов, законодательством Российской Федерации, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

Работая гласно и открыто, Штаб Миссии выпускает информационные сообщения о ходе наблюдения за выборами.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов, а также других нормативных актов и решений Центральной избирательной комиссии.

Руководствуясь пунктом 8 статьи  24 Федерального закона о выборах, Миссия изложит свое мнение о законодательстве Российской Федерации в итоговом документе после дня голосования.

 

Система избирательных комиссий
и их деятельность по подготовке к выборам

Организацию и проведение выборов осуществляют Центральная избирательная комиссия, 85 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 2 779 территориальных, 97 241 участковая избирательная комиссия.

Кроме того, граждане России получили возможность проголосовать на 400 зарубежных избирательных участках.

Центральная избирательная комиссия, являясь независимым органом, в составе 15 членов работает на постоянной основе, срок ее полномочий составляет 5 лет. Пять членов ЦИК назначаются Президентом Российской Федерации, пять – Государственной Думой Федерального Собрания, пять – Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Новый состав ЦИК начал работу 28 марта 2016 года.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и формируются сроком на 5 лет в составе не менее 10 и не более 14 членов законодательным (представительным) органом государственной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на паритетной основе. Как законодательный орган, так и высшее должностное лицо обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта на основе поступивших предложений от политических партий и не менее одного члена – по предложению ЦИК.

Территориальные избирательные комиссии (ТИК) действуют на постоянной основе и формируются сроком на 5 лет в составе
5–14 членов на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), законодательном (представительном) органе государственной  власти соответствующего субъекта Российской Федерации и иных общественных объединений, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе предложений политических партий и избирательных объединений.

Участковые избирательные комиссии (УИК) формируются территориальными комиссиями сроком на 5 лет в составе 3–9 членов (участки численностью до 1001 избирателя), 7–12 членов (1001–2001 избиратель), 7–16 членов (более 2000 избирателей). Принцип формирования участковых комиссий такой же, как и при формировании территориальных комиссий.

Избирательные участки создаются из расчета не более 3000 избирателей на участке.

Миссия отмечает, что Центральная избирательная комиссия планомерно и последовательно ведет работу по подготовке и проведению выборов.

Постановлением ЦИК был утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, в котором определены организационно-практические меры для проведения избирательной кампании.

Заседания ЦИК проводятся на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения вопросов ее компетенции. В заседаниях, о которых сообщается заранее, принимают участие наблюдатели от международных и общественных организаций, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов, журналисты. Принятые решения доводятся до сведения общественности через СМИ и Интернет-сайт ЦИК.

Особое внимание ЦИК уделяет предотвращению использования административного ресурса. Председатель ЦИК неоднократно высказывалась о недопустимости вмешательства в избирательный процесс со стороны органов власти.

В целях обеспечения открытости и прозрачности работы Центральной избирательной комиссии ее заседания транслируются на сайте в режиме онлайн с сохранением записей заседаний.

На сайте ЦИК (http://www.cikrf.ru/law/constitution.php) размещены законодательные акты, регулирующие процедуру выборов Президента Российской Федерации, правила проверки избирателями своего внесения в списки.

Для освещения этапов избирательной кампании создан Пресс-центр Центральной избирательной комиссии, материалы которого размещаются на сайте ЦИК, а также дублируются в наиболее популярных социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Telegram, YouTube, Instagram.

В рамках мониторинга выборов долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с ходом избирательной кампании в Республике Башкортостан, Республике Карелия, Хабаровском крае, Владимирской, Ленинградской, Московской, Новгородской, Новосибирской, Тверской, Псковской, Ростовской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Членам Миссии беспрепятственно предоставляются документы, касающиеся избирательного процесса. Участковые избирательные комиссии оснащены средствами связи, обеспечены техническим оборудованием, необходимой методической литературой, наглядными пособиями о выборах. На каждом избирательном участке размещена информация о кандидатах.

Наблюдатели от СНГ отмечают профессионализм членов комиссий, грамотное оформление документации, что свидетельствует о системной работе ЦИК по обучению организаторов выборов.

Центральная избирательная комиссия с 7 по 17 ноября 2017 года провела общероссийскую тренировку по использованию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») с участием избирательных комиссий всех уровней.

Обучение в субъектах Российской Федерации прошли более 27 тысяч членов ТИК. Продолжаются тренинги для членов УИК, на которых до 16 марта 2018 года планируется обучить свыше 850 тысяч человек.

Для тестирования членов ТИК и УИК используется учебно-методический комплекс «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации», размещенный на сайтах ЦИК и Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК (далее – РЦОИТ). В учебно-методическом комплексе в наглядной форме представлены основные вопросы избирательного процесса, приведены возможные ситуации, которые могут возникнуть в период проведения избирательной кампании.

В помощь избирательным комиссиям РЦОИТ была разработана обучающая программа «Правовые основы избирательного процесса и организация работы участковой избирательной комиссии на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года». 

Данной программой предусматривается изучение основных понятий избирательного права и избирательного процесса, формирование навыков работы с нормативными актами и методическими материалами, применения полученных знаний на практике. 

Широко используется и дистанционное обучение. На портале РЦОИТ в сети Интернет создан специализированный раздел для членов избирательных комиссий различного уровня, где изложены ключевые вопросы по основным этапам избирательного процесса, новации законодательства Российской Федерации о выборах. На сайте имеется и постоянно обновляемый раздел с учебно-методической литературой общего характера по избирательному праву и избирательному процессу, а также тематическими памятками, рекомендациями и сборниками материалов.

ЦИК ежегодно организует подготовку вновь принятых системных администраторов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, обеспечивающих работу комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы».

В помощь ТИК и УИК изданы плакаты, брошюры, Рабочий блокнот участковой избирательной комиссии, в котором собраны необходимые методические разъяснения, а также образцы бланков избирательной документации.

Центральная избирательная комиссия обеспечила дополнительные условия для голосования граждан с ограниченными возможностями. В ЦИК создана постоянная Рабочая группа по взаимодействию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, подготовлена Памятка о порядке голосования избирателей, являющихся инвалидами.

 

Списки избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.

Основанием для включения в список избирателей на избирательном участке является факт нахождения места жительства гражданина на территории данного избирательного участка.

В целях реализации конституционного права граждан избирать Президента Российской Федерации ЦИК утвердила Инструкцию по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации.

Списки составляются территориальной комиссией не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, предоставляемых главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения.

Список составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр за 10 дней до дня голосования передается по акту в соответствующую УИК, а второй экземпляр хранится в ТИК.

Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан.

Избиратель, который не будет иметь возможности проголосовать по месту постоянного проживания, может подать заявление о внесении его в список по месту фактического нахождения в день голосования.

Механизм реализации данного права регламентирован утвержденным ЦИК Порядком подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации.

Заявление может быть подано избирателем в любую ТИК не ранее чем за 45 и не позднее чем за 5 дней до дня голосования, в любую УИК не ранее чем за 20 и не позднее чем за 5 дней до дня голосования, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не ранее чем за 45 и не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а также в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» не ранее чем за 45 дней до дня голосования и не позднее 24 часов по московскому времени за 5 дней до дня голосования.

По состоянию на 7 марта 2018 года заявления о включении в список избирателей по месту нахождения подали 2 878 165 граждан.

Кроме того, избиратель может не ранее чем за четыре дня до дня голосования и не позднее 14 часов по местному времени
17 марта 2018 года оформить в УИК, где он включен или имеет право быть включенным в список избирателей, специальное заявление, при предъявлении которого в день голосования он включается в список избирателей на указанном в данном заявлении участке.

В целях защиты специального заявления от подделки используется знак (марка).

Список избирателей предоставляется участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 10 дней до дня голосования.

Гражданин Российской Федерации вправе заявить в УИК о невключении его в список избирателей, любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Решение УИК об отклонении такого заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

На сайте ЦИК функционируют интернет-сервисы: «Найди себя в списке избирателей», «Личный кабинет избирателя», «Найди свой избирательный участок», позволяющие проверить наличие гражданина в списке избирателей, а также узнать, на каком участке может проголосовать избиратель, проживающий по определенному адресу.

По данным Центральной избирательной комиссии, на 1 января 2018 года количество избирателей составило 108 968 869 человек, включая 1 875 408 граждан, проживающих в 145 странах мира.

 

 

Выдвижение и регистрация кандидатов

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Президент избирается сроком на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В соответствии с Федеральным законом о выборах кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиям, а также в порядке самовыдвижения.

Кандидаты от политических партий выдвигаются их высшими органами, кандидаты в порядке самовыдвижения – путем сбора подписей избирателей.

Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, представленной в Государственной Думе, осуществляется без сбора подписей избирателей. Также без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов законодательных (представительных) органов государственной власти не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.

Кандидатам от партий, которые не представлены в Государственной Думе, требуется собрать в поддержку выдвинутого ими кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, причем от каждого субъекта Российской Федерации – не более 2500 подписей.

Кандидаты, выдвигаемые в порядке самовыдвижения, могут выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки выдвижения группой избирателей, насчитывающей не менее 500 граждан Российской Федерации и зарегистрированной в ЦИК. Кроме того, кандидату для регистрации необходимо собрать и представить в ЦИК не менее 300 тысяч подписей избирателей, причем от каждого субъекта Российской Федерации – не более 7500 подписей.

С 18 декабря 2017 года по 12 января 2018 года в ЦИК поступили уведомления о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов на должность Президента, от 70 субъектов выдвижения: от 24 политических партий и 46 граждан, заявивших о своем самовыдвижении. Все представленные ходатайства были рассмотрены ЦИК.

Мероприятия по выдвижению кандидатов провели 22 политические партии, состоялись собрания 15 групп избирателей, созданных для поддержки самовыдвижения кандидатов. Предоставили документы в ЦИК о выдвижении 36 кандидатов.

После рассмотрения ЦИК предоставленных документов приступить к сбору подписей могли 16 кандидатов.

Центральная избирательная комиссия 31 января 2018 года завершила прием документов, в том числе подписных листов, необходимых для регистрации кандидатов на должность Президента.

К этому сроку из 16 кандидатов, собиравших подписи в поддержку своего выдвижения, не предоставили их в ЦИК 9 кандидатов, выдвинутых политическими партиями, и 1 кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.

Подписи в свою поддержку сдали 6 человек. В избирательной кампании также продолжили участие два кандидата, которые в соответствии с избирательным законодательством были освобождены от сбора подписей, так как выдвинуты политическими партиями, представленными в Государственной Думе.

Проверка предоставленных подписных листов проводилась Рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, предоставляемых в ЦИК кандидатами, уполномоченными представителями политических партий.

К проверке подписей были привлечены эксперты-почерковеды, специалисты ЦИК, ФСБ, МВД, Министерства юстиции и Министерства обороны Российской Федерации. При проверке применялась современная техника, позволяющая выявлять фальсификации. При этом вправе были присутствовать кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата.

Рабочая группа пришла к заключению, что сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов был проведен в соответствии с требованиями законодательства.

Центральная избирательная комиссия зарегистрировала в качестве кандидатов на должность Президента Российской Федерации В. Путина, выдвинувшегося путем самовыдвижения, а также 7 кандидатов, выдвинутых политическими партиями:
В. Жириновского (Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России), П. Грудинина (Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»), Г. Явлинского (Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»), Б. Титова (Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА»),
С. Бабурина (ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ»), К. Собчак (Всероссийская политическая партия «Гражданская инициатива»), М. Сурайкина (Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ).

Фамилии зарегистрированных кандидатов на должность Президента включены в избирательный бюллетень в алфавитном порядке.

Кандидатам была предоставлена возможность назначить в каждую избирательную комиссию всех уровней по одному члену с правом совещательного голоса.

Кандидат был вправе назначить до 600 доверенных лиц, политическая партия, выдвинувшая кандидата, – до 100 доверенных лиц.

 

Предвыборная агитация
и информирование избирателей

В соответствии с Федеральным законом о выборах кандидатам созданы равные условия для ведения предвыборной агитации и доступа к средствам массовой информации, гарантируется бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь в общероссийских государственных СМИ.

Агитационная кампания кандидатов на должность Президента проходит с 17 февраля 2018 года.

Предвыборные программы партий были опубликованы в печатных СМИ и размещены на партийных интернет-сайтах.

Центральная избирательная комиссия провела жеребьевку по распределению между кандидатами бесплатного и платного эфирного времени на федеральных и региональных теле-, радиоканалах.

Бесплатное эфирное время с 19 февраля 2018 года предоставлено на пяти федеральных телеканалах («Первый канал», «Телеканал Россия» (Россия-1), телеканал Российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24), «ТВ ЦЕНТР – Москва»), Общественное телевидение России) и трех радиоканалах («Радио России», «Маяк» и «Вести ФМ»).

Общий объем бесплатного эфирного времени для проведения агитации на каждом из федеральных каналов должен составлять не менее одного часа в рабочие дни, а на региональных государственных организациях телерадиовещания – не менее 30 минут в рабочие дни. Кроме того, еще по часу эфирного времени на каждом канале предоставляется партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов. Такой возможностью не воспользовались политические партии «РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ» и КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.

Одна треть общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого государственными организациями телерадиовещания, отводится для проведения предвыборной агитации политическим партиям.

Одна вторая общего объема бесплатного эфирного времени на равных основаниях отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, круглых столов, иных совместных агитационных мероприятий.

Всего на каждом из каналов в агитационный период предусмотрено более 12 часов бесплатного эфира, что составляет свыше 60 часов федерального телеэфира и 36 часов федерального радиоэфира.

Начиная с 19 февраля 2018 года, согласно жеребьевке, по федеральным каналам телевидения транслируются агитационные ролики кандидатов.

На федеральных теле- и радиоканалах с 28 февраля 2018 года проходят дебаты кандидатов.

Кандидаты имеют право на предоставление им безвозмездно печатной площади в 15 общероссийских государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая из этих редакций предоставляет кандидатам безвозмездно, должен составлять не менее 5 % от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания. Для предвыборной агитации кандидаты могут также на равных условиях приобрести эфирное время и печатную площадь в средствах массовой информации за счет средств собственных избирательных фондов.

Органами местного самоуправления на территории каждого избирательного участка были выделены и оборудованы специальные места для бесплатного размещения печатных агитационных материалов. Агитационные печатные материалы также размещаются на рекламных щитах, билбордах, баннерах. Осуществляются раздача агитационных материалов на улицах, распространение их по почтовым ящикам граждан.

Кандидаты используют разнообразные формы и методы борьбы за голоса избирателей. Особенностью избирательной кампании является высокая активность институтов гражданского общества, большое количество массовых мероприятий, акций. Кандидатами и общественными объединениями проводятся митинги, собрания, встречи с избирателями, обращения непосредственно к электорату в регионах.

Кандидаты активно используют предоставленное им эфирное время для ведения избирательной кампании.

Тем не менее зафиксированы отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации.

Так, Центральная избирательная комиссия вынесла политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» предупреждение о недопустимости нарушения правил предвыборной агитации. Также ЦИК предложила АО «Первый канал» отложить показ документального фильма О. Стоуна «Путин» до окончания голосования на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, поскольку это могло вызвать полемику о наличии агитационной цели в действиях данного телеканала.

Миссия отмечает, что ЦИК использует потенциал средств массовой информации для обеспечения гласности и открытости избирательного процесса. Предвыборную кампанию освещают
23 общероссийские государственные организации телерадиовещания и 18 общероссийских государственных периодических печатных изданий.

С 18 декабря 2017 года работает Информационно-справочный центр ЦИК России «Выборы – 2018», где по телефонам «горячей линии» можно получить интересующие сведения о подготовке и проведении выборов, а также консультации об избирательном законодательстве России.

Для контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации ЦИК постановлением от 13 декабря 2017 года утвердила Положение о Рабочей группе по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов при проведении избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2018 году.

Центральная избирательная комиссия приняла постановление, в котором предусмотрен комплекс мер для обеспечения информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента, о политических партиях, выдвинувших кандидатов, о соблюдении баланса по времени освещения, нейтральности и объективности подачи информации.

По каналам телевидения регулярно транслируются информационные видеоролики о предстоящих выборах, порядке голосования избирателей по месту их нахождения. Призывы к голосованию размещены на средствах наружной рекламы.

Участковые избирательные комиссии направляют избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования. Также размещена интерактивная карта избирательных комиссий.

Свои оценки и выводы об итогах выборов Миссия изложит на пресс-конференции после дня голосования.

 

Штаб Миссии наблюдателей от СНГ

 


Теги: Россия, Выборы и референдумы, Миссия СНГ