10 апреля 2018 года в Минске в здании Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств открылась выставка живописи и графики «Гармония в многообразии», посвященная Году культуры в СНГ.
Приветствуя участников церемонии, первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ Виктор Гуминский подчеркнул, что активному развитию гуманитарного сотрудничества стран Содружества во многом способствует объединение усилий стран по углублению взаимодействия, решению актуальных проблем в рамках тематики года, которую ежегодно определяет Совет глав государств СНГ.
Он отметил, что 2018 год войдет в историю Содружества как Год культуры, в течение которого будет реализовано более 90 международных и национальных акций по разным направлениям в сфере культурного сотрудничества. Это сохранение и использование памятников историко-культурного наследия, взаимодействие в области музейного дела и библиотечной сфере, театрально-концертная деятельность, музыкальные и кинофестивали. Кроме этого, в странах СНГ, учреждениях культуры в инициативном порядке организуются многочисленные тематические мероприятия.
Одной из таких акций стала организованная в Исполнительном комитете СНГ выставка произведений живописи и графики советских художников и художников стран Содружества 40-х годов ХХ – начала XXI века из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь – «Гармония в многообразии».
В. Гуминский выразил искреннюю благодарность Министру культуры Республики Беларусь, Председателю Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ Юрию Павловичу Бондарю, а также Национальному художественному музею Беларуси и лично его директору Владимиру Ивановичу Прокопцову за организацию выставки.
Он подчеркнул, что в экспозиции представлены работы авторов, чья жизнь и профессиональная деятельность связаны с разными странами Содружества, чье творчество отражает общую историю народов государств СНГ.
Так, живописные этюды 40-х годов прошлого века Народного художника Беларуси Цвирко, посвященные Самарканду, напоминают о гостеприимстве узбекского народа, приютившего в годы Великой Отечественной войны многие эвакуированные семьи. А творчество Народного художника Беларуси Громыко оживит в памяти романтику освоения целинных казахстанских земель.
На выставке представлено более 30-ти живописных полотен художников разных национальностей. По мнению В. Гуминского, сегодня восприятие этих картин дает возможность в очередной раз увидеть богатство культурного достояния народов и стран Содружества.
Он также напомнил присутствующим, что в рамках Года культуры в странах Содружества широко отмечается 90-летие со дня рождения Чингиза Айтматова, «творческое наследие которого, безусловно, является достоянием всех наших народов». Так, в канун заседания Совета министров иностранных дел СНГ в Минске была развернута фотовыставка, посвященная жизни и творческому пути этого выдающегося писателя, мыслителя и дипломата, а на самом заседании главами прибывших на СМИД делегаций было подписано Заявление к 90-летию Чингиза Айтматова.
В своем приветственном слове Министр культуры Республики Беларусь, Председатель Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ Юрий Бондарь подчеркнул, что взаимообогащение культур прокладывает путь к взаимопониманию народов, а в результате решаются самые важные политические и экономические проблемы, быстрее устанавливаются доверие и диалог, возникает желание объединить усилия на пути цивилизационного развития.
Он рассказал о ряде намеченных в Беларуси в рамках Года культуры в СНГ значимых культурных проектов, которые будут содействовать сохранению и популяризации историко-культурного наследия, культурного разнообразия государств – участников Содружества.
«Уверен, что Год культуры в СНГ станет значимым этапом консолидации единого культурного пространства Содружества, развития культурного взаимодействия, созидания и укрепления дружбы между странами и народами»,- резюмировал Министр.
Выступая перед собравшимися, директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов поблагодарил Исполнительный комитет СНГ и Министерство культуры Беларуси за замечательную инициативу организацию выставки и ее реализацию. Он отметил уникальность выставки, название которой говорит само за себя, и высказал уверенность, что она даст импульс дальнейшему развитию межкультурного диалога, а также станет локомотивом для углубления взаимодействия стран Содружества в других сферах. «Культура не требует перевода, музыка и живопись понятны всем», - сказал В. Прокопцов.
На церемонии открытия выставки выступил также Председательствующий в Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Республике Беларусь Махмадшариф Хакдод.
Он, в частности, отметил, что в год председательства Таджикистана в СНГ в рамках Года культуры в его стране также пройдет множество мероприятий, что говорит о чрезвычайной важности культурно-гуманитарного сотрудничества. М. Хакдод уверен, что такие акции будут сближать страны и народы. В дар Республике Беларусь он передал картину современного таджикского художника Асрора Давлата «Чилдухтарон», что в переводе означает «Сорок красавиц», и предложил присутствующим посмотреть видеоролик о живописных местах Таджикистана, вдохновивших молодого художника на создание этого полотна.
Экспозиция выставки «Гармония в многообразии» представляет собой своеобразный межкультурный и межнациональный диалог во времени и пространстве, основанный на взаимопонимании и уважении.
Вдохновлен этот диалог красотой пейзажей и архитектурных достопримечательностей, фольклором, самобытными культурными традициями и страницами истории, размышлениями о смысле бытия.
Стилистическое и жанровое разнообразие представленных произведений раскрывает новые грани окружающей действительности и прекрасно иллюстрирует ценность культурных различий вокруг нас.
Экспозицию картин дополняет выставка художественных альбомов из фондов Музея истории СНГ Исполкома Содружества, Национального художественного музея и Президентской библиотеки Республики Беларусь.
Пресс-служба Исполнительного комитета СНГ
В экспозиции представлены произведения одного из лучших белорусских пейзажистов ХХ ст., мастера лирико-героического пейзажа, Цвирко Виталия Константиновича (1913–1993), народного художника Беларуси, выпускника Витебского художественного техникума и Московского художественного института имени Сурикова В. И., лауреата многих премий, ректора Белорусского государственного театрально-художественного института, председателя правления Союза художников БССР.
Это пейзаж «Припять», широко известный в литературе и часто экспонируемый на выставках, ставший классикой белорусской пейзажной живописи, где художник создает обобщенный образ родной земли, поэтичный и запоминающийся, благодаря звучащей колористической гамме.
Редчайшие и великолепные по тончайшим колористическим нюансам живописные этюды 40-х годов – «Утро в кишлаке», «Узбекский дворик», «Самарканд. Кишлак», «На ослике» написаны мастером в Самарканде, куда он был эвакуирован во время Великой Отечественной войны.
Пейзаж «Москва-Минск» сочетает в себе все характерные для творчества В. К. Цвирко черты: тонкое понимание гармонии цветов, энергичный линейный ритм и оригинальность композиции, экспрессивный мазок.
Натюрморт «Сирень» кисти Залозного Николая Григорьевича (1925–1982), советского художника украинского происхождения, чей творческий путь тесно связан с Беларусью; выпускника Минского художественного училища и Белорусского театрально-художественного института, привлекает зрителя насыщенной темпераментной живописью, сложной колористической гаммой темных тонов.
«Портрет армянского художника А. Григоряна» написан в экспрессивной характерной для художницы, члена Белорусского союза художников, выпускницы Минского художественного училища им. Глебова А. К. и художественного графического факультета Витебского педагогического института, Натальи Арсентьевны Черноголовой (1951), манере. Александр Овакимович Григорян (1927–2007) – армянский и советский живописец и график, член Союза художников СССР и заслуженный художник Армянской ССР.
Творчество Камиля Камала (1954), выпускника Бакинского художественного училища им. Азим-Заде и Белорусского государственного театрально-художественного института, азербайджанца по национальности, члена Белорусского союза художников, представлено живописным полотном «Игры на краю Земли». Произведения мастера отличает филигранность, виртуозность исполнения, легкость и покорность линий, утонченные образы, соединение реалистичного с неземным, созвучие цветов и одновременно их сопротивление.
Пейзаж «Тишина» кисти художника Версоцкого Виктора Ивановича (1923–2004), выпускника Белорусского государственного театрально-художественного института, члена Белорусского союза художников, заслуженного учителя БССР, изображает одно из красивейших озер Беларуси озеро Глубельку, наполнен настроением тихого и поэтического восхищения красотой мира.
Натюрморт «Белорусский лен» Замай Аллы Николаевны (1932), выпускницы Ростовского художественного училища и члена Белорусского союза художников, наполнен светлым чувством любви к родной земле.
Стасевич Иван Никифорович (1929–1998), выпускник Минского художественного училища и Московского художественного института имени Сурикова В. И., член Белорусского союза художников, в пейзаже «София Полоцкая (над Двиной)» изображает древнейший христианский храм в Восточной Европе – Софийский собор в Полоцке.
Дударенко Леонид Александрович (1930), заслуженный деятель искусств Беларуси, член Белорусского союза художников, выпускник Минского художественного училища, Белорусского государственного театрально-художественного института, художник с оригинальным и узнаваемым художественным почерком, во время творческих поездок по Средней Азии создает ряд портретов, среди которых портрет «Туркмена Курбан Мамеда». Портретные работы мастера отличаются особым умением рассмотреть человека, дать психологическую характеристику и органично совместить ее с этнографическими чертами, раскрыть национальный характер.
Творчество народного художника и заслуженного деятеля искусств Республика Армения, директора Национальной Галереи искусств Армении Мирзояна Фараона Микаэловича (1949), представлено великолепным полотном «Отражение зеркал», в котором тонко сочетается характерная для мастера яркость и открытость цвета и подчеркнутая изысканность форм. Произведение одно из последних поступлений в собрание музея. В мае – июле 2017 г. прошла персональная выставка мастера «Армянский силуэт».
Творчество молдавского художника Тудора Збырня (1955), члена Союза художников Молдовы, председателя секции живописи, Генерального директора национального Музея искусств Молдовы, представлено живописным полотном «Ритуал». Сам художник характеризует свое творчество так: «Цвет приходит изнутри. Пишу, отдаваясь ощущениям, интуиции. Разум не должен доминировать над эмоцией. Искусство начинается по ту сторону правил». В 2011 г. выставка произведений Тудора Збырня «Архетипальное пространство» посвященная 20-летию Независимости Республики Молдова, была организована Национальным художественным музеем Республики Беларусь совместно с Посольством Республики Молдова в Республике Беларусь.
Кисти Хачатряна Ашота Ваниковича (1954), выпускника Ереванского училища декоративно-прикладного искусства, вольнослушателя Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, члена Санкт-Петербургского Союза художников, принадлежит живописное полотно «Абстракция». Палитру мастера отличает насыщенный, яркий цвет, выразительное живописно-пластическое решение. В живописном буйстве красок угадываются очертания пейзажа, передающего неповторимый облик родной земли для художника – Армении. В 2015 г. прошла персональная выставка мастера в НХМ РБ «Путешествие в арт-пространство Ашота Хачатряна».
Творчество Кагарова Медата Айтахуновича (1940–2011), известного узбекского графика, живописца, иллюстратора, выпускника Московского высшего художественно-промышленного училища, члена Союза художников СССР, народного художника Республики Узбекистан, лауреата многочисленных премий, представлено графическими листами «Молодежь 80-х в борьбе за мир. Молодежный театр» и лирическим «Весна», отмеченных тонким пониманием цвета и лирическим звучанием.
Лирико-эпическим содержанием отличаются графические листы из серии «Люди Киргизии» «Хозяйка» и «Охотники» Ильной Лидии Александровны (1915–1994), выпускницы Московского полиграфического института, советского художника-графика, народного художника Кыргызской ССР.
Серия иллюстраций к казахским народным сказкам, выполненная Молдабаевой Фатимой Юсупбаевной (1951), выпускницой Московского полиграфического института, членом Союза художников Казахстана, представлена графическим листом «Асан-батыр». Казахские сказки и легенды с захватывающими сюжетами и необычными персонажами стали одним из главных направлений в творчестве талантливой казахстанской художницы.
Творчество Громыко Виктора Александровича (1923), выпускника Белорусского театрально-художественного института, члена Белорусского союза художников, заслуженного деятеля искусств и народного художника Беларуси, представлено полотнами «Гудят трактора» и «Вечер в целинном поселке», в которых отразилась романтика и дух освоения целины.
Картина «Северная Венеция» Красовского Евгения Евстафьевича (1908–1980), выпускника Витебского художественного техникума и Киевского художественного института, члена Союза художников СССР, заслуженного работника культуры БССР, выполненная в утонченной сиренево-серой колористической гамме, переносит зрителя в атмосферу улиц и каналов Санкт-Петербурга.
«Молдавский пейзаж» кисти Шибнева Анатолия Демьяновича (1907–1991), члена Союза художников СССР, заслуженного деятеля искусств БССР, уроженца Санкт-Петербурга, выпускника Одесского художественного института и Академии Художеств СССР, ученика русских живописцев В. Серова, И. Бродского, лиричен по звучанию и удивительно изыскан и деликатен в сочетании палево-оливковых оттенков.
Натюрморт «Осенний» представляет творчество Жолток Валерианы Константиновны (1919–2000), выпускницы Витебского художественного училища, члена Белорусского союза художников, заслуженного деятеля искусств РБ. Натюрморты кисти мастера удивительно поэтичны и искренни, в то же время гармоничны по композиции и колористическому решению, отличаются особым настроением любви к жизни и красоте.
Галерею пейзажей с изображением архитектурных памятников России и Беларуси представляют небольшие, мажорные по звучанию пейзажи кисти Космачева Константина Михайловича (1911–1992), члена Союза художников БССР, заслуженного деятеля искусств БССР, выпускника Витебского художественного техникума, участника многих художественных выставок в разных городах СССР и за рубежом. Это пейзажи, написанные мастером в 60-е годы XX ст., «Несвиж. Замок», «Москва. Кремль. Архангельский собор», «Псков. Кремль в полдень».
Творчество народного художника БССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, председателя правления Союза художников БССР, выпускника Витебского художественного техникума и Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина И. Е. Зайцева Евгения Александровича (1908–1992) представляет пейзаж «Подол. Владимирская горка». Перед зрителем открывается широкая панорама, один из известных видов Киева, о котором Владимир Маяковский написал так: «Ширь вовсю не вымчать и перу», Константин Паустовский писал: «Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра, наблюдаемого с Владимирской горки».
Кисти художника широкого творческого диапазона, живописца и графика, заслуженного деятеля искусств БССР, народного художника Беларуси, академика Национальной академии наук Беларуси, академика Академии художеств СССР Поплавского Георгия Георгиевича (1931–2017) принадлежит полотно «Белорусский натюрморт», выполненное в золотисто-коричневой колористической гамме и эпичное по настроению.
Художники Содружества открыли совместную выставку в Минске
Совместную выставку «Гармония в многообразии» в год культуры СНГ открыли в минском исполкоме художники Содружества, передает телеканал «МИР 24».
На экспозиции представлены работы советских авторов 1940-х годов и художников стран СНГ начала 21-го века. Картины передал Национальный художественный музей Беларуси, также у посетителей есть возможность познакомиться с работами мастеров Азербайджана, Армении, Казахстана, Молдовы и России, оценить художественные альбомы из фондов Музея истории СНГ и Президентской библиотеки Беларуси.
«Нас объединяет общая история, общая культура, общие подходы к объяснению культурных процессов, поэтому каждый для себя найдет что-то особенное в этой коллекции», – подчеркнул председатель Совета по культурному сотрудничеству стран СНГ, министр культуры Беларуси Юрий Бондарь.
На открытии выставки посол Таджикистана в Беларуси передал главе Национального художественного музея картину молодого таджикского автора «Сорок красавиц».
Источник: МИР 24
Открытие выставки живописи и графики, посвященной Году культуры в СНГ
10 апреля 2018 года в г. Минск Республики Беларусь состоялась церемония открытия выставки живописи и графики «Гармония в многообразии», посвященной Году культуры в СНГ.
На церемонии открытия с речью выступили Первый заместитель Председателя Исполкома – Исполнительного секретаря СНГ Виктор Гуминский, Председатель Совета по культурному сотрудничеству стран СНГ - Министр культуры Республики Беларусь Юрий Бондарь, Директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов, Председательствующий в Совете постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества, Посол Республики Таджикистан Махмадшариф Хакдод.
В своем выступлении Посол М. Хакдод подчеркнул важность сотрудничества стран СНГ в культурно-гуманитарной сфере и отметил, что в рамках председательства Таджикистана в СНГ 2018 год объявлен Годом культуры, представляющий собой своеобразный механизм межкультурного и межнационального диалога, основанный на сохранении и развитии взаимодействия в культурной области.
Экспозиция картин «Гармония в многообразии» представлена работами художников стран СНГ из фондов Музея истории СНГ Исполкома Содружества, Национального художественного музея и Президентской библиотеки Республики Беларусь.
В рамках церемонии открытия выставки Посол РТ в РБ Махмадшариф Хакдод от имени Республики Таджикистан передал в дар Республике Беларусь картину молодого таджикского художника Асрора Давлата под названием "Чилдухтарон" ("Сорок красавиц").
Посол проинформировал участников о том, что 2018 год в Республике Таджикистан объявлен «Годом развития туризма и народных ремесел», и, по этому случаю, представил вниманию гостей короткометражный видеоматериал о знаменитом, природно-историческом памятнике Таджикистана «Чилдухтарон», который является местом паломничества иностранных туристов.
В завершении своей речи М. Хакдод пригласил всех присутствующих посетить Таджикистан и не упустить возможность побывать и увидеть «Чилдухтарон» - «Сорок красавиц», которая особенно живописна и привлекательна в весеннее время года.
Источник: Министерство иностранных дел Республики Таджикистан