ИНФОРМАЦИЯ
о проектах документов, вносимых на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств
(1 июня 2018 года, город Душанбе, Республика Таджикистан)
На заседании Совета глав правительств СНГ (далее – СГП) планируется рассмотреть 14 проектов документов, направленных на расширение и углубление взаимодействия в экономической, гуманитарной сферах и других направлениях сотрудничества в рамках СНГ.
В узком формате предполагается:
обменяться мнениями по актуальным вопросам сотрудничества в экономической сфере;
заслушать информацию о ходе переговоров по проекту Соглашения о свободной торговле услугами;
согласовать дату и место проведения очередного заседания СГП.
На заседании в широком составе планируется рассмотреть ряд документов в экономической сфере. Наиболее значимыми из них являются проекты:
Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации.
Проект Концепции направлен на расширение межгосударственного сотрудничества в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий. При ее разработке использовались мировые тенденции развития энергетики с учетом национальных особенностей.
Концепция является основой для разработки международных договоров и нормативных правовых актов, а также межгосударственных программ в сфере инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий.
В документе заложены следующие цели:
содействие развитию энергетики на основе новых технологий;
повышение уровня энергетической безопасности;
снижение энергоемкости экономики и масштабное внедрение энергоэффективных технологий;
повышение эффективности и надежности систем электро- и теплоснабжения потребителей;
стимулирование инвестиций в топливно-энергетический комплекс;
снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду и климат в рамках производства (добычи) и использования энергетических ресурсов и др.
Для их достижения предусматриваются:
многосторонние соглашения и систематические межправительственные консультации;
совместные предприятия и государственно-частные инвестиционные проекты;
совместные программы по предоставлению на конкурсной основе грантов и субсидий предприятиям и организациям;
совместные программы исследований, программы поддержки мобильности ученых и организация международных научных мероприятий;
информационный обмен между заинтересованными министерствами и ведомствами, научными организациями и компаниями государств – участников СНГ;
межгосударственные образовательные программы и программы повышения квалификации, включая организацию стажировок в ведущих мировых центрах;
финансовые инструменты поддержки инноваций в энергетике;
создание сети национальных центров инновационного развития энергетики.
План первоочередных мероприятий по реализации Концепции включает в себя более 20 крупных проектов, направленных на развитие системы межгосударственного взаимодействия и координации инновационной деятельности в ТЭК. В частности, предполагается разработать дорожную карту по приоритетным направлениям инновационного развития энергетики государств – участников СНГ.
В рамках развития межгосударственной кооперации в сфере инновационного развития энергетики планируется подготовить предложения по созданию совместных международных исследовательских комплексов в сфере инновационного развития энергетики.
Проект Плана предусматривает также разработку предложений по внедрению «умных» сетей и накопителей энергии, а также эффективному формированию сегментов децентрализованной генерации в государствах – участниках СНГ и других совместных предложений в этой области.
Кроме этого, содержатся мероприятия, направленные на дальнейшее развитие научно-технологического потенциала в области инновационного развития энергетики и др.
Реализация проектов документов позволит обеспечить устойчивое развитие энергетического потенциала Содружества;
Соглашения о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности государств – участников СНГ.
Проект Соглашения нацелен на создание условий по формированию и развитию рынка интеллектуальной собственности (далее – ИС) государств – участников СНГ.
Проект предусматривает следующие направления сотрудничества в области ИС:
совершенствование законодательства государств – участников Соглашения;
развитие систем оценки стоимости прав на объекты ИС с использованием мирового опыта;
совершенствование системы управления правами на объекты ИС;
построение межгосударственной системы правовых, финансовых, организационных механизмов коммерциализации прав на объекты ИС;
формирование системы кадрового обеспечения.
Участники Соглашения обеспечивают разработку и реализацию мер по формированию рынка ИС государств – участников СНГ, включая:
обеспечение возможности использования результатов интеллектуальной деятельности в различных секторах экономики государств – участников настоящего Соглашения;
активизацию деятельности по развитию рынка передачи технологий;
подготовку и реализацию специализированных образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;
организацию и проведение международных научно-практических конференций, семинаров, форумов и других, в том числе совместных, мероприятий в сфере интеллектуальной собственности.
Проектом предусмотрено обеспечение равноправного взаимодействия участников научной, образовательной, научно-технической и инновационной деятельности, а также обмен открытой правовой, научно-технической, патентной и иной информацией между участниками рынка интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством государств – участников сторон.
Координатором взаимодействия сторон по реализации положений Соглашения является Межгосударственный совет по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Соглашение является открытым для присоединения государств – участников СНГ, заинтересованных в сотрудничестве в данной сфере;
Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в области обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования.
Проект Соглашения нацелен на создание в рамках СНГ региональной системы обращения с отходами электронного и электротехнического оборудования (ОЭЭО) для их максимального вовлечения в хозяйственный оборот в качестве источника вторичных материальных ресурсов за счет освоения наилучших доступных технологий.
Основными задачами настоящего Соглашения являются:
содействие разработке национальных систем законодательных и иных нормативных актов, направленных на снижение экологической нагрузки, уменьшение объемов опасных веществ из состава ОЭЭО, попадающих в окружающую среду, и увеличение доли вторичных материальных ресурсов, извлекаемых из ОЭЭО при их переработке;
содействие разработке и согласованию стандартов обращения с ОЭЭО;
создание условий и содействие оптимизации использования действующих и созданию новых мощностей по переработке ОЭЭО;
содействие разработке мер экономического, методического и организационного характера, направленных на обеспечение обмена знаниями, опытом в области обращения с ОЭЭО, повышение уровня подготовки и квалификации экспертов и специалистов в этой области.
Проектом Соглашения предусмотрены следующие основные направления взаимодействия:
определение и согласование приоритетных направлений сотрудничества;
актуализация нормативно-правового обеспечения с учетом наиболее успешной международной практики, на основе единых подходов к классификации ОЭЭО;
развитие института государственно-частного партнерства;
содействие построению региональной системы, направленной на оптимизацию обращения с ОЭЭО;
реализация совместных мер, направленных на устойчивое развитие указанной региональной системы, включая совместные программы и проекты, в том числе на развитие и стимулирование использования вторичных материальных ресурсов, получаемых в результате переработки ОЭЭО;
содействие созданию совместных производств, встраиванию их в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости, оптимизации использования действующих и строительству новых предприятий по переработке ОЭЭО;
содействие в разработке мероприятий государственной поддержки и стимулирования в области обращения с ОЭЭО;
поддержка и реализация принципа расширенной ответственности производителя (поставщика по сбору, переработке, повторному использованию и утилизации ОЭЭО, выпущенного в обращение на территории участников Соглашения);
сотрудничество в области подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и закрепления кадров в области обращения с ОЭЭО;
обмен опытом в области сбора ОЭЭО у населения.
Координацию уполномоченных (компетентных) органов сторон по вопросам взаимодействия и сотрудничества в области обращения с ОЭЭО осуществляет Совет по промышленной политике государств – участников СНГ;
Соглашения о распространении документов по межгосударственной стандартизации.
Проект Соглашения закрепляет исключительное право на распространение документов по межгосударственной стандартизации за соответствующими национальными органами или уполномоченными ими организациями, о которых национальные органы по стандартизации информируют друг друга и Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Национальные органы по стандартизации или уполномоченные ими организации информируют друг друга и Бюро по стандартам МГС о фактах несанкционированного распространения документов по межгосударственной стандартизации.
Координацию деятельности по реализации Соглашения осуществляет Бюро по стандартам МГС во взаимодействии с национальными органами по стандартизации государств – участников Соглашения;
Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года.
Проектом Протокола вносятся существенные изменения в действующее Соглашение 1994 года. В новой редакции проекта Соглашения расширен понятийный аппарат, в частности дополнены такие определения, как «таможенные платежи», «прекурсоры», «контролируемая поставка», «таможенное дело», «таможенные границы государств Сторон», в рамках экономического сопряжения СНГ с ЕАЭС.
К другим новациям следует отнести включение новых разделов, касающихся организации обмена запросами и основаниями их направлений. При этом основным нововведением является наличие положений, допускающих обмен запросами и ответами как между центральными, так и непосредственно между территориальными таможенными органами.
В новой редакции Соглашения дополнены новые разделы, регламентирующие порядок проверки соблюдения таможенного законодательства, значительно расширены и конкретизированы форма и содержание запроса, исполнение которого ограничивается месячным сроком.
Не менее важным дополнением, предусмотренным проектом нового Соглашения, является норма признания юридической силы документов, оформленных по установленной форме и скрепленных гербовой печатью, на территориях государств – участников Соглашения без какого-либо дополнительного подтверждения.
Кроме этого, центральные таможенные органы государств – участников Соглашения обмениваются списками лиц, уполномоченных на осуществление прямых контактов, а также списками территориальных таможенных органов сторон, уполномоченных центральными таможенными органами государств Сторон на обмен информацией в рамках настоящего Соглашения, и незамедлительно уведомляют друг друга об изменениях в указанных списках. Центральные таможенные органы государств – участников Соглашения путем принятия совместных решений могут определять порядок действий, направленных на реализацию положений настоящего Соглашения.
Подписание проекта Соглашения в новой редакции в значительной степени развивает и расширяет правовую базу сотрудничества таможенных органов государств – участников СНГ;
Решения о Порядке разработки и финансирования межгосударственных инновационных проектов и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.
Проект определяет организацию и механизм взаимодействия в разработке и финансировании межгосударственных инновационных проектов (МИП) и мероприятий в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества Программы.
Финансирование МИП планируется осуществлять за счет бюджетных средств государств – участников СНГ, внебюджетных источников, а также смешанного финансирования.
Подготовку МИП планируется осуществлять в три этапа:
на 1-м этапе – составление заявки на участие в Программе;
на 2-м – проведение национальной (государственной) экспертизы МИП;
на 3-м – межгосударственное рассмотрение перечня МИП в рамках Межгосударственного совета по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах.
Обязательным условием финансирования МИП является решение сложных научно-технических задач и формирование опережающего научно-технического задела в интересах развития новых прорывных технологий и образцов инновационной продукции.
Формирование единого подхода к финансовому обеспечению МИП и мероприятий в рамках Программы позволит обеспечить их реализацию и создать условия для повышения глобальной конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ.
В блоке гуманитарных вопросов, внесенных для рассмотрения главами правительств государств – участников СНГ, наиболее значимыми являются проекты решений:
о Положении о Съезде учителей и работников образования государств – участников Содружества Независимых Государств.
Проект Положения регулирует порядок проведения Съезда учителей и работников образования государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Съезд).
На Съезд возлагаются следующие задачи:
распространение передового опыта ведущих организаций образования и педагогов-новаторов государств – участников Содружества по повышению качества образовательных услуг;
содействие реализации общественных педагогических инициатив;
распространение инновационного педагогического опыта в массовой образовательной практике;
развитие сотрудничества в вопросах формирования гражданственности и патриотизма в рамках национальных образовательных систем;
педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив;
определение эффективных путей обеспечения доступного качественного дошкольного образования в условиях взаимодействия дошкольных образовательных организаций/учреждений дошкольного образования и социума, а также доступного качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
определение основ дальнейшего сотрудничества в области совершенствования образования.
Для обеспечения полноценной дискуссии по всем направлениям программы Съезда в состав делегаций включаются следующие категории специалистов: учителя, воспитатели (не менее 1/3 состава делегации), руководители и представители органов управления образованием, образовательных организаций/учреждений образования, средств массовой информации.
Расходы, связанные с подготовкой, организацией и проведением Съезда, несет принимающее государство из средств, предусматриваемых в национальном бюджете на обеспечение функций, возложенных на соответствующие органы государственной власти.
Расходы, связанные с командированием участников Съезда, несет направляющее государство в соответствии с национальным законодательством.
В случае необходимости, на основании обращения направляющего государства, расходы, связанные с участием в Съезде учителей, воспитателей, руководителей и представителей образовательных организаций, не являющихся должностными лицами органов государственной власти (до 7 человек), осуществляются Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.
Для финансирования Съезда возможно привлечение спонсорских средств на условиях, определяемых Оргкомитетом Съезда.
Принятие Положения, предусматривающего правовые, организационные, процедурные и финансовые механизмы проведения Съезда учителей и работников образования государств – участников Содружества Независимых Государств, будет способствовать развитию межгосударственного сотрудничества в сфере образования на пространстве Содружества;
о Международном молодежном проекте государств – участников Содружества Независимых Государств «100 идей для СНГ».
Проект является одним из механизмов формирования общих инновационного и научно-технологического пространств в Содружестве. Он нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах, учитывая их межведомственный характер, высокую социальную значимость и перспективность для устойчивого развития СНГ.
В Проекте предусмотрены следующие задачи:
установление и развитие контактов между представителями молодежи разных стран, разделяющими общие интересы и обладающими соответствующими творческими или академическими способностями;
содействие формированию в молодежной среде государств – участников СНГ деловой и инновационной культуры;
выявление и содействие внедрению инновационных идей и проектов, представляющих практический интерес и значимость для социально-экономического развития государств – участников СНГ;
создание банка данных об инновационных молодежных проектах и их авторах.
Предусматривается организация Проекта в течение двух лет в два этапа: национального (отборочного) и международного (финала). Финансирование мероприятий Проекта предполагается осуществлять в рамках средств, определенных в национальных бюджетах на реализацию государственной молодежной политики, а также иных источников, не запрещенных законодательством;
о Комплексе совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с бешенством на период до 2025 года.
Проект документа нацелен на снижение риска угрозы жизни человека, достижение эпидемического благополучия в целевых популяциях животных: с долей иммунизированных домашних животных до 90 % и у диких плотоядных не менее 70 % особей в популяциях, а также на снижение количества вспышек бешенства и ущерба от заболевания.
Проект охватывает широкий комплекс мероприятий, предусматривающих:
разработку и утверждение рамочных, национальных программ по профилактике и борьбе с бешенством в государствах – участниках СНГ и правил (инструкций) по борьбе с бешенством в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения животных (Международное эпизоотическое бюро, МЭБ);
унификацию на основе рекомендаций МЭБ диагностических средств и методов по изоляции и идентификации возбудителя;
создание международной рабочей группы. Расширение информационно-коммуникационной системы взаимодействия ветеринарных служб государств – участников СНГ;
координацию совместных действий ветеринарных служб государств – участников СНГ и международных организаций (МЭБ/ФАО) по диагностике и контролю бешенства животных;
разработку и реализацию планов поэтапной борьбы с бешенством для каждого государства-участника;
проведение регулярных эпизоотологических обследований, в первую очередь в зонах высокой степени риска распространения бешенства, осуществление в них профилактической иммунизации животных и слежение за иммунным статусом;
расширение систематических мониторинговых исследований в целях выявления больных бешенством животных, в том числе среди диких животных;
принятие мер по регуляции численности популяции безнадзорных животных;
создание и поддержание резерва вакцин, диагностикумов и дезинфицирующих средств для оперативной ликвидации возможных очагов бешенства;
организацию учебы и стажировок ветеринарных специалистов государств – участников СНГ в целях повышения их квалификации.
Реализация Комплекса действий позволит обеспечить благополучие по бешенству животных каждого государства – участника СНГ и минимизировать экономический ущерб при возможном возникновении бешенства.
На заседании СГП планируется также обсудить результаты проведенных в 2017 году документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Содружества, финансируемых из единого бюджета органов СНГ; принять решения о внесении изменения в Положение о Секретариате Совета министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств, о назначении заместителей Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря Содружества Независимых Государств и Председателя Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств.
Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ