Выступление заместителя Председателя, руководителя Секретариата Межправительственного совета дорожников Бури Бачибековича Каримова на заседании Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (18 сентября 2018 года, Исполнительный комитет СНГ, г.Минск).
Уважаемый Председатель, уважаемые полномочные представители!
Благодаря своему уникальному географическому положению государства СНГ являются связующим звеном двух транспортных систем - европейской и азиатской.
При этом состояние автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры - один из определяющих факторов, влияющих на эффективность транспортной системы, которая прямым образом положительно отражается на социальноэкономическом развитии стран СНГ.
По протяженности обслуживаемых дорог, объему работ, технической сложности дорожная отрасль СНГ является одной из крупнейших в мире.
Улучшение состояния сети автомобильных дорог в странах Содружества повышает конкурентоспособность международных автомобильных перевозок и, как следствие, уровень экономического развития наших стран.
Развитие сети МАД позволяет повышать эффективность транзитного потенциала государств - участников СНГ, качество предлагаемых транспортных услуг, привлекать дополнительные грузопотоки на автомобильный транспорт и создавать условия для обеспечения транспортной безопасности.
МСД является органом отраслевого сотрудничества СНГ, целью которого определены: содействие развитию и совершенствованию сети автомобильных дорог общего пользования, создание условий для более полного использования производственного и научно-технического потенциала дорожных организаций государств - участников СНГ.
Членами МСД являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. При этом дорожные администрации Азербайджанской Республики и Республики Молдова участвуют в работе МСД.
Устав Межправительственного совета дорожников принят Соглашением об Уставе Межправительственного совета дорожников от 31 мая 2013 года. Порядок финансирования расходов, связанных с деятельностью МСД, включая расходы на содержание его Секретариата, регулируется пунктом 3.7 Устава и «осуществляется за счет ежегодных взносов участников МСД из внебюджетных источников, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц».
Деятельность МСД обеспечивает Секретариат МСД, Экспертно-научный совет, рабочие группы Совета, Совет по образованию и компании автодорожного профиля - ассоциированные члены Совета.
ЭНС при МСД, в который входят 38 ведущих ученых из разных стран СНГ, осуществляет научное сопровождение деятельности Совета, ежегодно выполняя большой объем работ, который, как минимум, является важным для двух и более стран СНГ.
Функционирующие в рамках Совета пять постоянных и две временные рабочие группы: по управлению и развитию дорожного хозяйства; по правовым проблемам; по финансированию дорожного хозяйства; по технической политике; по содержанию и безопасности дорожного движения, а также по разработке Межгосударственного стандарта на битумы нефтяные дорожные и по гармонизации весовых и габаритных параметров автомобильных дорог общего пользования в рамках стран СНГ - работают над подготовкой не только материалов заседаний Совета, но и над практической разработкой и внедрением новых нормативных документов и инновационных технологий (материалов, машин и оборудования).
Совет по образованию МСД объединяет ведущие дорожные вузы стран СНГ. Основными направлениями его деятельности являются подготовка и переподготовка кадров для дорожной отрасли стран Содружества. Совет по образованию ежегодно проводит Международные конкурсы научных работ студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений стран СНГ, которые выявляют лучших из лучших. Победители и призеры конкурсов поощряются соответствующими дипломами и грамотами МСД, а результаты их работ публикуются в отраслевых журналах, в т.ч двух журналах МСД.
Институт ассоциированных членов на сегодняшний день объединяет около 65 компаний из разных стран мира в лице крупных холдингов, производственных объединений, акционерных обществ, государственных предприятий автодорожного профиля, которые работают по всем направлениям дорожной отрасли.
Базовым документом для государств Содружества, определяющим ключевые для развития в рамках СНГ автодорожные маршруты и общие требования, которым должны отвечать международные автомобильные дороги СНГ, является Протокол о международных автомобильных дорогах СНГ от 11 сентября 1998 года. Координация деятельности по приведению международных автомобильных дорог в соответствие с установленными требованиями возложена на Межправительственный совет дорожников.
В этой связи, Секретариат МСД совместно с дорожными администрациями на местах ежегодно проводит мониторинг участков международных автомобильных дорог в странах СНГ. Рабочая группа по управлению и развитию дорожного хозяйства совместно с Секретариатом МСД, таким образом, обеспечивает постоянный мониторинг за ходом развития международных автомобильных дорог СНГ, регулярно обобщает и анализирует представляемые дорожными администрациями материалы и ежегодно докладывает Совету информацию по данному вопросу и в необходимых случаях направляет ее в Исполком СНГ.
Важно отметить, что хотя участниками Протокола являются шесть государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан), на практике и представители дорожных администраций и организаций Азербайджана, Молдовы, Туркменистана и Узбекистана информируют Совет о реализуемых проектах.
В предложенном сегодня вашему вниманию отчете отражено положение дел с реализацией Протокола по каждому государству - участнику СНГ, приведены внесенные дорожными администрациями дополнения и изменения в Перечень автомобильных дорог СНГ, а также данные о состоянии и перспективах их развития.
Проведенный мониторинг по развитию международных дорог показал, что дорожными администрациями проводится большая работа по улучшению их состояния.
Реализуются программы развития транспортных комплексов, совершенствуется нормативно-правовое обеспечение, внедряются новые технологии эксплуатации существующих и строительства новых объектов транспортной инфраструктуры.
Особое внимание уделяется обустройству подъездов к пограничным пунктам пропуска автотранспортных средств для сокращения среднего времени ожидания въезда/выезда автотранспорта, улучшению состояния покрытия участков дорог, строительству терминалов, гостиниц, стоянок и обустройству прилегаемой территории.
Уменьшается количество жалоб на работу пунктов перехода и продолжительность пересечения границ транспортными средствами. Создаются предпосылки для реализации ключевых логистических принципов – доставки груза в сохранности, точно в срок в нужное место.
Вместе с тем, как показывает анализ, часть МАД СНГ не отвечает современным требованиям по ряду показателей. В частности, не все пункты перехода и терминалы, расположенные на территориях государств - участников СНГ, отвечают международным требованиям. Не отвечают международным требованиям дороги по ровности, особенно по международному индексу IRI.
Очевидно, что эффективно решать задачи развития сети МАД государства - участники СНГ могут лишь во взаимодействии. В качестве направлений дальнейшей совместной деятельности дорожных служб СНГ могут рассматриваться:
совершенствование нормативно-правовой базы в области строительства и содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений;
разработка и реализация концепций научно-технической политики в дорожной отрасли, систем стандартизации и сертификации в целях приведения всех участков международных автомобильных дорог в соответствие с международными требованиями;
координация усилий дорожных администраций государств - участников СНГ по развитию международных транспортных коридоров;
разработка рекомендаций по организации совместного производства в сфере дорожного хозяйства.
За время существования Совета было проведено 40 заседаний, 4 Съезда, десятки международных конференций и выставок, и помимо Протокола, разработан и утвержден ряд согласованных решений для эффективного функционирования автомобильно-дорожного комплекса СНГ. Важными международными договорами, определяющими дальнейшую реализацию Протокола и развитие МАД, явились также разработанные непосредственно при активном участии МСД:
Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ, от 4 июня 1999 года;
Меморандум о сотрудничестве государств - участников СНГ в области международных транспортных коридоров от 18 сентября 2003 года;
Концепция согласованной транспортной политики государств - участников СНГ на период до 2010 года, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года;
Приоритетные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года;
Концепция повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на автомобильных дорогах государств - участников СНГ на 2008-2015 годы, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 23 мая 2008 года;
Соглашение о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ, от 20 ноября 2009 года.
Помимо обеспечения сообщения, международные автомобильные дороги должны иметь и современную структуру дорожного сервиса, и в целом хорошую инфраструктуру. В этой связи МСД провел ряд практических исследований состояния дорог. Так, в этих целях по территориям Беларуси, России и Казахстана в сентябре 2013 года был проведен международный автопробег по маршруту Западная Европа - Западный Китай.
Позднее проведен международный автопробег по южной ветви Великого шелкового пути, проходящей по территории стран Центральной Азии.
В августе текущего года состоялся международный автопробег «Безопасные дороги» по территориям Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан общей протяженностью около 7,5 тысяч километров.
На основе проведенных работ, мониторингов и автопробегов выявлены недостатки и проблемы международных автомобильных дорог СНГ и обозначены меры по их устранению. В рамках автопробегов проведены десятки семинаров, совещаний, выставок и встреч не только с автодорожниками, но и общественностью стран СНГ. По результатам каждого международного автопробега приняты соответствующие Резолюции-обращения к главам государств и правительств и Протоколы обследования маршрутов автопробегов, направленные в профильные министерства и ведомства для принятия мер.
Проводились и прикладные исследования состояния международных автомобильных дорог. Так, за прошедший 5-летний период было изучено влияние состояния автомобильных дорог на безопасность дорожного движения и окружающей среды в государствах Содружества. Информация и соответствующие предложения рассмотрены и одобрены Экономическим советом СНГ в 2014-2015 годах.
Следует отметить, что помимо чисто технических вопросов, члены Совета уделяют большое внимание обмену опытом и информацией по вопросам совершенствования системы управления, финансирования, подготовке и переподготовке кадров, а также освоению прогрессивных технологий в дорожном хозяйстве.
Следует подчеркнуть, что определяющим фактором в работе дорожных администраций в рамках МСД является именно совместное решение ключевых вопросов, связанных с улучшением состояния и развития международных автомобильных дорог, и принципами работы Совета продолжают оставаться:
уважение интересов каждого из государств с учетом приоритетов, ориентированных на достижение общих целей, стоящих перед Содружеством;
добровольность участия в разработке и реализации согласованной дорожной политики;
учет специфики и особенностей дорожного хозяйства каждого государства;
соблюдение принятых ранее международных обязательств в области дорожного хозяйства;
эволюционный характер формирования механизмов реализации согласованной дорожной политики, основанной на стратегии экономической интеграции государств - участников СНГ;
обеспечение преемственности принятых решений.
Мы каждый год проводим до 15 мероприятий: международные конференции и семинары, выставки и заседания, форумы, международные автопробеги и в два раза больше принимаем участие в профильных мероприятиях.
Издаем два журнала: научный и информационно-аналитический (популярный), а также книги, научно-исследовательские работы и ведомости МСД.
Завершая свой небольшой отчет, хочу заметить, что Вам раздали книгу об МСД и нашей работе, а также журналы, раскрывающие суть и объемы, проводимой работы Советом в странах СНГ ради улучшения состояния сети и ее развития, а также укрепления дружбы и сотрудничества между нашими народами.
Пользуясь случаем, хочу уважительно попросить Вас обратить внимание на вопрос финансирования нашей деятельности, которое в последние годы, увы, прекратилось со стороны дорожных администраций России, Беларуси и Казахстана, хотя другие государства активно поддерживают нас, как финансово, так и регулярным участием в наших мероприятиях. Напомню, что по случаю десятилетия СНГ, еще тогда, Главами государств было принято обращение к народам Содружества, где была заложена мысль о том, что будущее СНГ зависит от нормальной работы и взаимодействия отраслевых структур. И это на самом деле так. Если не будет помощи отраслевым структурам и не будут развиваться не только горизонтальные, но и вертикальные связи, то потенциал СНГ не будет расти такими темпами, какими мы хотим.
Мы и далее будем совершенствовать структуру МСД и свою работу. Как люди самой доброй и земной профессии будем укреплять дружбу наших народов и строить дороги и мосты, которые их соединяют и объединяют. Мы хотим быть достойными лозунга: «Дороги и дружбы не признают границ».
Спасибо за внимание!