Игры стран СНГ – новый этап в развитии сотрудничества государств - участников СНГ в области спорта

Спортивные соревнования являются значимой составляющей многогранной сферы физической культуры и спорта. Их доступность и постоянно совершенствующаяся система проведения позволяют сохранять высокий интерес у населения к систематическим занятиям спортом, что, бесспорно, является главенствующим фактором, влияющим на устойчивое развитие физической культуры и спорта в государствах.

В настоящее время все большую популярность приобретают международные спортивные соревнования комплексного характера проведения, включающие разностороннюю программу по различным видам спорта, программу культурных и деловых мероприятий, что способствует межкультурному диалогу, приумножению ценностей спорта в рациональном сочетании популярных современных видов спорта и национальных видов спорта с многовековой историей.

Масштабные спортивные форумы не только объединяют интересы государств при подготовке их проведения, но и укрепляют отношения в широком спектре сотрудничества по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта, региональной политике, взаимной поддержки в международных спортивных организациях.

В сотрудничестве государств – участников СНГ в области физической культуры и спорта на различных этапах его развития важную роль сыграл ряд спортивных событий.

Первыми комплексными спортивными соревнованиями на пространстве Содружества стали Международные спортивные игры государств – участников СНГ, проводимые Союзом общественных объединений «Международная Конфедерация спортивных организаций», созданным в декабре 1991 года в целях развития физической культуры и массового спорта среди различных категорий населения Российской Федерации и государств – участников СНГ.

Международные спортивные игры государств – участников СНГ во взаимодействии с Международной Конфедерацией спортивных организаций и Исполнительным комитетом СНГ были проведены в городах Москве (1994 г.), Минске (1999, 2006 гг.), Киеве (2001 г.), Астане (2003 г.), Баку (2005 г.), Кишиневе (2008 г.).

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств, подписанным 25 мая 2007 года на заседании Совета глав правительств СНГ, был создан координирующий орган отраслевого сотрудничества в области физической культуры и спорта в рамках Содружества – Совет по физической культуре и спорту. Благодаря его деятельности на современном этапе сотрудничества получила поддержку и развитие система спортивных соревнований, охватывающая различные категории населения стран Содружества и виды спорта: Международные Иссык-Кульские спортивные игры; Фестиваль спорта среди семейных команд государств – участников СНГ, Международный фестиваль школьного спорта среди государств – участников СНГ, Фестиваль национальных видов спорта и игр государств – участников СНГ и ряд других крупных спортивных соревнований по отдельным видам спорта.

Безусловно, новым этапом развития сотрудничества государств – участников СНГ в области физической культуры и спорта стало учреждение Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 октября 2019 года Игр стран СНГ, которые в отличие от ранее проводимых спортивных форумов соединят в себе спортивные ценности и идеалы Олимпийского движения, традиции народов стран Содружества Независимых Государств, воплощенные в национальных видах спорта, а также наиболее популярные в государствах – участниках СНГ неолимпийские виды спорта.

Данное Решение Совета глав правительств СНГ подписали 10 государств (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан), что подтверждает высокую заинтересованность в этом масштабном комплексном мультиспортивном мероприятии на пространстве Содружества.

Игры стран СНГ учреждены по инициативе Российской Федерации, получившей поддержку на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств 28 сентября 2018 года и отраженной в Заявлении о Всемирных играх кочевников, в котором отмечено стремление организовать на основе Фестиваля национальных видов спорта государств – участников СНГ Игры стран СНГ с сохранением в программе соревнований по национальным видам спорта и играм и включением в нее наиболее популярных в странах СНГ олимпийских и неолимпийских видов спорта. Этому решению способствовал опыт проведения I Фестиваля национальных видов спорта и игр государств – участников СНГ 2017 года в г.Ульяновске (Российская Федерация).

Учреждение Игр стран СНГ направлено на достижение цели Стратегии развития физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2012 года, по увеличению количества граждан государств-участников, занимающихся физической культурой и спортом, за счет решения задач по организации и проведению международных соревнований и взаимовыгодному использованию объектов спортивной инфраструктуры государств – участников СНГ.

Положением об Играх стран СНГ предусмотрено, что они будут проводиться поочередно в государствах – участниках СНГ с периодичностью раз в два года и общей продолжительностью до десяти дней. Решение о месте и сроках проведения очередных Игр стран СНГ будет приниматься Советом по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников СНГ (далее ‑ Совет по физической культуре и спорту).

Проведение Игр стран СНГ в долгосрочной перспективе также предусмотрено проектом Стратегии развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области физической культуры и спорта на 2021–2030 годы, одобренным на заседании Совета по физической культуре и спорту 5–6 июня 2019 года и согласованным на заседании экспертной группы 27–28 ноября 2019 года представителями государств – участников СНГ.

Наряду с первостепенной задачей в повышении спортивного мастерства и приобретении спортсменами опыта участия в международных соревнованиях немаловажным станет при проведении Игр стран СНГ решение задачи по развитию у молодежи положительных физических и нравственных качеств, воспитанию патриотизма, воли к достижению цели, уважению к истории и народным традициям. Эти и ряд других ожидаемых эффектов от проведения Игр стран СНГ будут способствовать сохранению национальных видов спорта государств – участников СНГ как исторического наследия, популяризации и развитию их на международной спортивной арене. Также в целом Игры стран СНГ окажут положительное влияние на формирование устойчивого интереса у молодежи к ведению здорового образа жизни, а также позволят расширить и укрепить спортивные связи на пространстве Содружества.

В интересах государств – участников СНГ Положение об Играх стран СНГ предусматривает определение страной – организатором Игр стран СНГ программы соревнований, что позволит создать эффективные условия для подготовки команд спортсменов и соответствующее развитие этих видов спорта на пространстве Содружества, а также учесть национальные интересы государства, проводящего Игры стран СНГ.

В целях развития Игр стран СНГ и расширения возможностей для международных контактов государств – участников СНГ предусмотрена возможность приглашения для участия в Играх других стран, что позволит в дальнейшем развивать масштаб данного спортивного мероприятия, а также демонстрировать открытость Содружества Независимых Государств.

Положение об Играх стран СНГ определяет, что расходы, связанные с организацией и проведением Игр, несет принимающее государство в рамках средств, предусмотренных в национальном бюджете на обеспечение функций, возложенных на соответствующие органы государственной власти. Расходы на командирование участников делегаций на Игры несет направляющее государство в соответствии с национальным законодательством. Для финансирования Игр возможно привлечение внебюджетных источников.

С учетом инициативы Российской Федерации об учреждении Игр стран СНГ членами Совета по физической культуре и спорту на заседании 5–6 июня 2019 года было поддержано предложение о проведении первых Игр стран СНГ в городе Казани в 2020 году.

Организаторами данных Игр выступят Министерство спорта Российской Федерации и Министерство спорта Республики Татарстан, имеющие колоссальный опыт проведения на спортивных объектах Казани крупнейших комплексных спортивных соревнований мирового масштаба. Среди них: XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года, которая, по заявлению президента Международной федерации студенческого спорта (FISU) Клода-Луи Галльена, стала лучшей за всю историю проведения всемирных студенческо-молодежных спортивных соревнований, а также 16-й чемпионат мира по водным видам спорта (Акватика), проводимый под эгидой Международной федерации плавания (FINA).

На уровне Правительства Российской Федерации подготовка и проведение Игр стран СНГ будет осуществляться организационным комитетом, в который войдут представители соответствующих министерств и ведомств.

Общую координацию подготовки Игр стран СНГ согласно Положению осуществляет Совет по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств. Проведение спортивных соревнований возлагается на главную судейскую коллегию Игр стран СНГ.

По замыслу организаторов в программу Игр стран СНГ планируется включить 21 вид спорта, среди которых 12 входят в программу Олимпийских игр.

Первые Игры стран СНГ состоятся с 21 по 27 августа 2020 года и пройдут в молодежном формате, что является актуальным в связи с проведением в 2020 году XXXII летних Олимпийских игр 2020 года в г.Токио (Япония), в которых большинство молодых спортсменов по своим результатам не смогут принять участие и Игры стран СНГ станут в их карьере не менее важным стартом.

Ожидается, что в Играх стран СНГ примут участие более 3,5 тысячи спортсменов и 1600 официальных лиц спортивных делегаций. Для проведения соревнований по видам спорта будут задействованы 14 спортивных объектов Казани. Помощь в проведении Игр стран СНГ окажут порядка 2 тысяч волонтеров. В видах программы спортивных соревнований будут разыграны более 300 комплектов медалей.

В рамках деловой программы Игр стран СНГ состоятся заседание Совета по физической культуре и спорту участников Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств, а также пленарная сессия «СНГ – территория спорта», на которой планируется рассмотреть опыт проведения крупных спортивных мероприятий и возможности стран СНГ, вопросы массового спорта и проблематику допинга в современном спорте. Гостям и участникам Игр стран СНГ будет представлена широкая культурная программа.

По аналогии с региональными и мировыми спортивными форумами (Европейские игры, Олимпийские игры и другие комплексные спортивные соревнования) будет актуальным участие глав стран СНГ в церемониях открытия и закрытия Игр стран СНГ.

В целом проведение Игр стран СНГ обеспечит практическую реализацию Соглашения о сотрудничестве в области физической культуры и спорта государств – участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года и будет способствовать укреплению традиционно сложившихся дружественных связей между народами государств – участников Содружества Независимых Государств.

Высокий уровень организации Игр стран СНГ – одна из важнейших задач в работе Совета по физической культуре и спорту в 2020 году и в последующие годы. На заседаниях Совета по физической культуре и спорту отмечалось, что Игры стран СНГ позволят повысить культурно-спортивный потенциал Содружества Независимых Государств за счет комплексности, межведомственности и масштабности этого мультиспортивного события, а также вовлечения в него разносторонней аудитории. Проведение крупномасштабного спортивного соревнования позволит получить эффективную площадку для развития многостороннего диалога между странами Содружества, а также привлечь внимание видных политических и спортивных деятелей иных государств и международных организаций, что может рассматриваться как важный внешнеполитический ресурс.