Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением
выборов Президента Республики Беларусь,
состоявшихся 9
 августа 2020 года

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь, полученному Исполнительным комитетом СНГ 15 июля 2020 года, Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 24 июля по 9 августа осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь (далее – выборы).

Миссия выполняла свои функции свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

Мониторинг охватывал такие этапы избирательной кампании, как предвыборная агитация, досрочное голосование и голосование в день выборов. Поскольку приглашение Миссией было получено после формирования избирательных комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты, представители Миссии не имели возможности наблюдать за этими процедурами.

В составе Миссии были аккредитованы 184 наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.

На долгосрочной основе работали 25 наблюдателей. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Минске.

Представители Миссии в период долгосрочного наблюдения ознакомились с работой территориальных и участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь во всех областях Беларуси и городе Минске. При этом наблюдатели от Содружества отмечали высокий профессиональный уровень членов комиссий, а также надлежащее оборудование и оснащение помещений для голосования.

Члены Штаба Миссии обсудили ход избирательной кампании с руководством Верховного Суда, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, с кандидатами в Президенты А. Канопацкой, С. Череченем, руководством предвыборных штабов кандидатов А. Дмитриева, А. Лукашенко.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии С. Лебедев посетил ряд территориальных и участковых комиссий по выборам Президента Республики Беларусь города Минска и Минской области, провел встречи с Министром иностранных дел Республики Беларусь В. Макеем, Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов Л. Ермошиной.

Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), иных законодательных актов Республики Беларусь, а также постановлений Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), принятых в развитие положений Кодекса.

После президентских выборов 2015 года изменения в Кодекс не вносились. Миссия подтверждает вывод, сделанный по итогам выборов Президента Республики Беларусь, состоявшихся 11 октября 2015 года, о том, что избирательное законодательство Республики Беларусь отвечает общепризнанным нормам международного права в области организации и проведения выборов и является достаточной правовой основой для их свободного и демократического проведения.

 

Формирование комиссий по выборам
Президента Республики Беларусь и их деятельность

Организацию и проведение выборов осуществляли:

Центральная комиссия;

территориальные комиссии по выборам Президента Республики Беларусь (далее – территориальные комиссии);

участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь (далее – участковые комиссии).

Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, состоящим из 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет.

Центральную комиссию формируют Президент и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь на паритетной основе (по 6 членов комиссии) из кандидатур, рекомендованных совместными решениями президиумов областных, Минского городского советов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Действующий состав Центральной комиссии сформирован 21 декабря 2016 года.

Каждый кандидат в Президенты был вправе со дня его регистрации направить в Центральную комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса. Такой возможностью воспользовались кандидаты А. Дмитриев, А. Канопацкая и С. Тихановская.

В установленные Кодексом сроки были образованы 153 территориальные и 5767 участковых комиссий, в том числе 44 за пределами Республики Беларусь.

По информации Центральной комиссии, было соблюдено требование Кодекса о том, что, как правило, не менее 1/3 состава территориальных и участковых комиссий формируется из представителей политических партий и других общественных объединений, а государственные служащие не могут составлять более 1/3 их состава.

После начала избирательной кампании Центральная комиссия утвердила Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Беларусь, а также приняла ряд постановлений, разъясняющих нормы избирательного законодательства.

Была проведена учеба организаторов выборов. В областных и Минской городской комиссиях по выборам Президента Республики Беларусь прошли семинары с участием председателей, заместителей председателей, секретарей нижестоящих территориальных комиссий. Для членов участковых комиссий организовывались обучающие занятия по утвержденному Центральной комиссией Порядку проведения тренинга.

Центральной комиссией были разработаны и утверждены Пособие для территориальных комиссий и Сборник методических материалов для участковых комиссий, в которых даны необходимые разъяснения законодательства, а также собраны образцы бланков избирательной документации.

По мнению Миссии, Центральная, территориальные и участковые комиссии приняли необходимые меры для проведения выборов на высоком организационном уровне.

 

Списки избирателей

Списки граждан, имевших право участвовать в выборах, в соответствии с Кодексом составлялись по каждому участку для голосования местными органами власти и передавались в участковые комиссии сразу же после их образования.

В список включались обладающие избирательным правом граждане, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка для голосования.

Члены участковых комиссий уточняли списки путем посещения избирателей по месту их жительства, а также направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации и расчетно-справочные центры, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, организации здравоохранения и суды.

Избиратели могли ознакомиться со списками за 15 дней до выборов в помещениях участковых комиссий. В случаях невключения, неправильного включения в список или исключения из списка, а также неточностей в указании персональных данных избиратель был вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о внесении необходимых исправлений. Отказ в удовлетворении заявления мог быть обжалован в вышестоящей территориальной комиссии или суде.

Граждане, имевшие право участвовать в выборах, но не включенные в список по какой-либо причине, дополнительно включались участковыми комиссиями в список на основании паспорта гражданина Республики Беларусь и документов, подтверждающих проживание на территории данного участка.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах были включены 6 844 932 избирателя.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей в значительной мере способствовала реализации права граждан Республики Беларусь на участие в выборах. Вместе с тем введение централизованного электорального учета путем создания и регулярного обновления единого реестра избирателей облегчило бы процедуру составления списков.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов
в Президенты Республики Беларусь

В соответствии с Кодексом выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек. В поддержку выдвижения кандидатом в Президенты необходимо собрать не менее 100 000 подписей избирателей.

В Центральную комиссию для регистрации инициативных групп были поданы заявления от 55 лиц, имевших намерение выдвинуться кандидатом в Президенты.

Центральная комиссия по причине нарушения требований Кодекса отказала в регистрации 40 инициативных групп.
В 25 случаях решения Центральной комиссии были обжалованы в Верховном Суде Республики Беларусь, во всех случаях в удовлетворении жалоб было отказано.

Центральной комиссией были зарегистрированы инициативные группы 15 претендентов. В период сбора подписей избирателей 2 претендента заявили о прекращении работы своих инициативных групп.

Документы для регистрации в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в Центральную комиссию подали 7 человек: В. Бабарико, А. Дмитриев, А. Канопацкая, А. Лукашенко, С. Тихановская, В. Цепкало, С. Черечень.

Проверку достоверности подписей граждан осуществляли территориальные комиссии.

На заседании Центральной комиссии 14 июля 2020 года кандидатами в Президенты Республики Беларусь были зарегистрированы А. Дмитриев, А. Канопацкая, А. Лукашенко, С. Тихановская, С. Черечень.

В регистрации было отказано В. Бабарико из-за недостоверности сведений, представленных в декларации, и использования помощи иностранной организации при выдвижении его кандидатом в Президенты. Также было отказано в регистрации В. Цепкало ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения кандидатом, и недостоверности сведений, представленных в декларации его супруги.

Поданная В. Цепкало жалоба в Верховный Суд на отказ в регистрации не была удовлетворена. В возбуждении гражданского дела по жалобам В. Бабарико Верховным Судом было отказано из-за пропуска заявителем срока на обжалование постановления Центральной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в Президенты.

 

Предвыборная агитация и
освещение избирательной кампании

Агитационная кампания кандидатов в Президенты началась со дня их регистрации и продлилась по 8 августа 2020 года. Миссия отмечает, что, по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями, агитационный период отличался значительно более высокой политической активностью граждан, гораздо большим эмоциональным накалом.

Согласно Постановлению Центральной комиссии «О порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2020 году» кандидаты в Президенты имели право бесплатно опубликовать свои предвыборные программы в газетах «Рэспубліка» и «Звязда», а также дважды выступить (не более 30 минут каждое выступление) на телеканале «Беларусь 1» и в эфире «Первого национального канала Белорусского радио» Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь.

Очередность выступления кандидатов была определена путем жеребьевки, по результатам которой Центральная комиссия 14 июля 2020 года утвердила график распределения эфирного времени для выступлений кандидатов в Президенты.

На телеканале «Беларусь   1» было выделено 60 минут бесплатного времени для проведения дебатов кандидатов в Президенты, состоявшихся 30 июля 2020 года. В них приняли участие кандидаты А. Дмитриев, С. Черечень и доверенное лицо кандидата А. Лукашенко.

Выступления кандидатов по телевидению, а также теледебаты сопровождались переводом на жестовый язык.

Кандидаты в Президенты могли за счет средств собственных избирательных фондов приобрести для агитации дополнительное эфирное время, а также печатную площадь в средствах массовой информации.

До начала периода агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими территориальными комиссиями определили помещения для встреч кандидатов в Президенты, их доверенных лиц с избирателями, места для проведения в уведомительном порядке массовых агитационных мероприятий, а также места для размещения агитационных печатных материалов кандидатов.

Члены Миссии отмечают, что кандидаты и их доверенные лица для ведения своей агитационной кампании активно использовали встречи с избирателями, пикеты, митинги. Такие мероприятия проходили спокойно, в атмосфере открытости, с соблюдением общественного порядка. По информации Центральной комиссии, в общей сложности кандидатами в Президенты были поданы заявки на проведение более 3700 пикетов и митингов на улице, а также 475 встреч с избирателями в закрытых помещениях.

Возможностью разместить агитационные печатные материалы в выделенных для этих целей местах воспользовались не все кандидаты в Президенты.

Значительная часть агитационной работы предвыборными штабами кандидатов велась с использованием различных интернет-ресурсов, социальных сетей, других информационно-коммуникативных средств.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что не всегда при этом соблюдалась культура общения, этические и правовые нормы. В интернет-пространстве в период избирательной кампании, к сожалению, размещалось немалое количество недостоверной информации, некорректных, подчас оскорбительных материалов о кандидатах в Президенты и организаторах выборов.

При Центральной комиссии был образован Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, на рассмотрение которого обращений не поступало.

В ходе встреч с наблюдателями от СНГ представители предвыборных штабов кандидатов в Президенты заявляли об отдельных фактах воспрепятствования ведению агитации на предприятиях и в организациях, а также высказывали предложения о совершенствовании законодательства, регулирующего проведение агитационных мероприятий. Вместе с тем, по мнению Миссии, кандидатам были созданы в целом равные условия для ведения предвыборной агитации и обеспечено право выступления в средствах массовой информации.

Центральная и нижестоящие комиссии, местные исполнительные и распорядительные органы, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Ход подготовки к выборам освещался в новостных теле- и радиопрограммах. Соответствующая информация публиковалась в центральной и местной печати, размещалась на официальных сайтах Минского городского, а также областных и районных исполкомов, администраций районов в городах под рубрикой «Выборы 2020». Там же были доступны сведения о заседаниях территориальных комиссий и принятых ими решениях.

На интернет-сайте Центральной комиссии была представлена и оперативно обновлялась нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании.

С 15 мая 2020 года работал информационный ресурс «ВЫБОРЫ 2020», где освещались все важнейшие события избирательной кампании, размещались видеообращения Председателя Центральной комиссии Л. Ермошиной к избирателям.

Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» разработало и запустило бесплатное мобильное приложение «Голосую!», с помощью которого избиратели могли узнать адрес своего участка и контактный телефон участковой комиссии, ознакомиться с биографиями кандидатов в Президенты, а также с официальными новостями избирательной кампании.

По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики о предстоящих выборах, о возможности досрочного голосования, о порядке заполнения бюллетеня. В населенных пунктах республики были размещены плакаты, растяжки и пилоны с датой выборов.

За счет средств республиканского бюджета Центральная комиссия изготовила общие плакаты с биографическими данными кандидатов в Президенты для размещения на участках для голосования, а также информационные материалы о кандидатах, которые вместе с сообщениями о времени и месте голосования были направлены участковыми комиссиями избирателям по месту жительства.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

По состоянию на 8 августа 2020 года в Штаб Миссии поступили следующие сведения о рассмотрении жалоб и заявлений.

В органы прокуратуры поступило 802 обращения граждан, касающиеся избирательного процесса. В ходе проведенных проверок во всех случаях доводы заявителей подтверждения не нашли.

По информации Верховного Суда, судами республики были рассмотрены 233 жалобы, из которых 25 касались регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатами в Президенты, 195  – образования территориальных и участковых комиссий, 3  – регистрации кандидатов в Президенты, 10  – иных вопросов избирательного процесса.

В Центральную комиссию поступили 27 773 обращения, абсолютное большинство из них при рассмотрении признаны необоснованными.

Рассмотрение обращений и жалоб, связанных с нарушениями избирательного процесса, по данным Миссии, осуществлялось в сроки, установленные законодательством Республики Беларусь.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Миссия констатирует, что организация выборов Президента Республики Беларусь была существенно осложнена пандемией COVID-19 и связанными с ней санитарно-противоэпидемическими мерами, заметно ограничившими возможности проведения выборных мероприятий с участием большого количества людей и потребовавшими строгого соблюдения ряда санитарных норм.

Голосование проходило с учетом Рекомендаций по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий при проведении выборов Президента Республики Беларусь, разработанных Министерством здравоохранения республики в целях предотвращения распространения респираторных инфекций, в том числе COVID-19. Они касались использования средств защиты (маска, перчатки), дезинфицирующих средств для обработки рук и поверхностей, соблюдения принципа социального дистанцирования при расстановке столов и стульев членов участковой комиссии, мест для наблюдателей, между избирателями.

По решению Центральной комиссии были созданы дополнительные условия для голосования граждан с ограниченными физическими возможностями. Для инвалидов-колясочников, других лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, иных избирателей, которым в силу возраста или состояния здоровья удобнее заполнять бюллетень сидя, многие УИК оборудовали в помещениях для голосования столы, оснащенные перегородками (ширмами), либо кабины для голосования большего размера. Для незрячих избирателей были изготовлены информационные материалы о кандидатах в Президенты, а также трафареты для заполнения избирательных бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля. Слабовидящим предоставлялись увеличительные стекла (лупы). Во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами в дни голосования на избирательных участках было организовано дежурство волонтеров для оказания необходимой помощи лицам, нуждавшимся в ней в силу возраста или состояния здоровья.

Для участия в мониторинге выборов аккредитовалось более 53 тысяч национальных наблюдателей. Вместе с тем в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции Центральная комиссия в соответствии с Кодексом приняла решение ограничить число национальных наблюдателей, одновременно присутствующих в помещениях для голосования, до пяти, а в период досрочного голосования – до трех человек. Право присутствия наблюдателей определялось очередностью их аккредитации при соответствующей комиссии согласно рекомендациям Центральной комиссии. По мнению Миссии, такие меры в условиях сложной эпидемической ситуации представляются обоснованными, так как направлены на обеспечение безопасности всех участников избирательного процесса.

В соответствии с Кодексом, досрочное голосование избирателей, не имевших возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, проходило с 4 по 8 августа с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в помещениях участковых комиссий в присутствии не менее двух членов комиссии.

Представители Миссии наблюдали за досрочным голосованием на 293 участках и констатировали, что оно соответствовало требованиям Кодекса.

Участковые комиссии обеспечили возможность голосования избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могли прийти в день выборов в помещение для голосования. В этих случаях на основании письменного или устного обращения, поданного в участковую комиссию не позднее 18.00 часов 9 августа, голосование организовывалось по месту нахождения избирателя с использованием переносных ящиков для голосования.

Центральная комиссия на основании рекомендаций Министерства здравоохранения определила порядок голосования избирателей с выявленной инфекцией COVID-19. Такие избиратели могли проголосовать в день выборов на участках, образованных в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, путем доставки на соответствующий участок для голосования либо выезда членов участковой комиссии к месту проживания избирателя с COVID-19.

В день выборов наблюдатели от Содружества посетили 1125 участков для голосования во всех областях республики и городе Минске.

На участках, где побывали члены Миссии, голосование проходило в спокойной обстановке, в присутствии национальных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в Президенты. Все участки для голосования имели предусмотренные информационные материалы, необходимое оборудование.

По мнению наблюдателей от Содружества, зафиксированные отдельные нарушения не носили системного и массового характера и не оказали влияния на итоги выборов. О выявленных нарушениях Миссия проинформировала Центральную комиссию.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов участковыми комиссиями и отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с Кодексом.

Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также на основе собственного наблюдения.

Миссия не обнаружила фактов, ставящих под сомнение легитимность выборов Президента Республики Беларусь.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 9 августа 2020 года:

проведены в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь;

были открытыми, конкурентными и обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь.