Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств
о ходе наблюдения за подготовкой выборов депутатов
Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь восьмого созыва

(22 января – 19 февраля 2024 года)

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва (далее – выборы), назначенных на 25 февраля 2024 года.

Выборы были назначены Указом Президента Республики Беларусь № 367 от 20 ноября 2023 года. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь, выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и местные Советы депутатов впервые будут проводиться в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляет мониторинг только выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 22 января 2024 года, действует свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии на 19 февраля 2024 года аккредитованы 228 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работают 50 наблюдателей. Координирует их деятельность Штаб Миссии в городе Минске.

Наблюдатели от СНГ обсуждали проведение избирательной кампании с руководством Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Состоялись встречи с избирательными штабами Белорусской партии «Белая Русь», Коммунистической партии Беларуси, Либерально-демократической партии Беларуси, Республиканской партии труда и справедливости.

Миссия работает открыто и гласно. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов. Долгосрочные наблюдатели от Содружества открыты для общения с представителями средств массовой информации, в том числе в регионах республики.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводятся на основе норм Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), ряда других законодательных актов, а также постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь (далее – Центральная комиссия, ЦИК), разъясняющих отдельные положения избирательного законодательства.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Республики Беларусь.

Руководствуясь статьей 13 Кодекса, Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве Республики Беларусь после дня голосования в итоговом документе.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов обеспечивают:

Центральная комиссия;

Минская городская и областные территориальные избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК);

участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК).

Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, состоящим из 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет. Действующий состав комиссии сформирован в декабре 2021 года.

Минская городская и областные территориальные избирательные комиссии, окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9–13 человек.

Участковые комиссии образуются районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе 5–19 членов.

Кандидатуры в состав избирательных комиссий имеют право выдвигать политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, а также группы граждан в количестве не менее 10 человек.

В установленные Кодексом сроки образованы Минская городская и 6 областных территориальных избирательных комиссий, 110 окружных и 5411 участковых комиссий.

Более половины членов избирательных комиссий выдвинуты политическими партиями и другими общественными объединениями. При этом соблюдалось требование Кодекса о том, что государственные служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях администраций Ленинского и Московского районов города Минска по образованию УИК и отмечают, что они проходили в соответствии с требованиями Кодекса, в присутствии представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, выдвинувших своих кандидатов в состав комиссий.

В соответствии с Кодексом кандидат в депутаты Палаты представителей со дня его регистрации вправе направить в соответствующую окружную комиссию члена комиссии с правом совещательного голоса.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия ведет работу по организации избирательной кампании системно и планомерно.

Постановлением ЦИК 21 ноября 2023 года утвержден Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов в единый день голосования. Кроме того, ЦИК в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании.

В целях совершенствования знаний, деловых и профессиональных навыков организаторов выборов проведена большая работа по их обучению.

Центральная комиссия провела семинары-совещания для председателей и секретарей областных, Минской городской избирательных комиссий, а также председателей территориальных и окружных комиссий 20 и 22 декабря 2023 года соответственно, где были рассмотрены вопросы правового регулирования основных этапов организации и проведения единого дня голосования, порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, обеспечения безопасности организаторов и участников избирательного процесса.

Обучение членов участковых комиссий проходило в форме тренингов в соответствии с разработанными областными и Минской городской избирательными комиссиями графикам с использованием утвержденных ЦИК методических материалов и учебного видеофильма.

На некоторых тренингах присутствовали представители Миссии.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса в ходе электоральной кампании, надлежащего оформления документов Центральной комиссией изданы методические пособия для территориальных и окружных комиссий, а также для участковых комиссий, в которых изложены необходимые разъяснения законодательства и собраны образцы бланков избирательной документации.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что работа Центральной комиссии строится на принципах коллегиальности и открытости. Заседания ЦИК проходят с участием наблюдателей, представителей средств массовой информации и транслируются в онлайн-режиме на ее официальном сайте.

В рамках долгосрочного мониторинга избирательной кампании члены Миссии посещают территориальные, окружные и участковые комиссии во всех областях Беларуси и городе Минске. Наблюдатели от СНГ констатируют, что комиссии обеспечены средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой. В помещениях УИК размещена информация о кандидатах и порядке голосования.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии принимают необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне и в точном соответствии с законодательством страны.

 

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом списки избирателей составляются по каждому участку для голосования местными органами власти и передаются в участковые комиссии после их образования.

В список включаются обладающие избирательным правом граждане, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка.

Члены УИК уточняли списки путем направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации, расчетно-справочные центры, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, организации здравоохранения и суды, а также посещая избирателей по месту их жительства.

С 9 февраля 2024 года каждый гражданин может в помещении участковой комиссии проверить, включен ли он в список и правильно ли в списке указаны сведения о нем. Избирателю предоставлено право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке в его отношении неточности, обратившись с заявлением в участковую комиссию. Отказ в удовлетворении заявления может быть обжалован в вышестоящей комиссии или суде.

Граждане, имеющие право участвовать в выборах, но не зарегистрированные на территории участка для голосования, дополнительно включаются участковыми комиссиями до дня выборов в списки на основании паспорта или идентификационной карты гражданина Республики Беларусь и документов, подтверждающих проживание на территории данного участка.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Палата представителей Национального собрания состоит из 110 депутатов, которые избираются на 5 лет по одномандатным избирательным округам.

Согласно Кодексу право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора не менее 1000 подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило с 17 декабря 2023 года по 15 января 2024 года.

Высшими органами политических партий были выдвинуты 183 кандидата, на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах – 137.

В окружные комиссии было подано 171 заявление о регистрации инициативных групп в поддержку потенциальных кандидатов в депутаты. Было отказано в регистрации 2 инициативным группам. Из 169 зарегистрированных инициативных групп выдвинули своих кандидатов 141.

Всего в окружные комиссии поступил 461 комплект документов от 298 граждан, т.к. некоторые кандидаты были выдвинуты одновременно двумя или тремя субъектами выдвижения.

До регистрации заявления о согласии баллотироваться отозвали 8 претендентов.

Регистрация кандидатов в депутаты проводилась с 16 по 30 января 2024 года.

Окружными комиссиями были зарегистрированы 265 кандидатов в депутаты, 25 претендентам в регистрации отказано.

На заседаниях ряда ОИК по регистрации кандидатов в депутаты в городе Минске и областях республики присутствовали долгосрочные наблюдатели от Содружества, которые отмечают открытость и непредвзятость данной процедуры.

В соответствии с Кодексом претенденты, которым было отказано в регистрации, имели право обжаловать решения окружных комиссий в ТИК, а в случае оставления жалобы без удовлетворения – в областные, Минский городской суды. Территориальные комиссии рассмотрели 4 такие жалобы, оставленные без удовлетворения. В одном случае решение ТИК было обжаловано в суд, который отказал заявителю в удовлетворении его требований.

После регистрации один кандидат отказался от дальнейшего участия в избирательной кампании.

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты соответствовали требованиям Кодекса.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Предвыборная агитация кандидатов в депутаты проводится с 31 января по 24 февраля 2024 года.

В соответствии с утвержденным Центральной комиссией Положением о порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов депутатов в единый день голосования, кандидаты в депутаты имеют право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в одной из республиканских газет («Звязда», «Рэспубліка»), в соответствующей областной, Минской городской газете («Заря», «Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Магілёўскія ведамасці», «Вечерний Минск») либо в региональных газетах, выпускаемых на территории избирательного округа. Информация о публикации предвыборных программ кандидатов размещена на сайте ЦИК.

Кандидатам безвозмездно предоставляется право на одно выступление по телевидению и одно по радио продолжительностью не более 5 минут каждое в период с 5 по 19 февраля 2024 года. Центральной комиссией утвержден график распределения эфирного времени между ОИК. Окружные комиссии провели жеребьевки по определению времени выхода в эфир кандидатов.

На телевидении также выделено время для проведения дебатов кандидатов в депутаты.

При Центральной комиссии создан Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации.

До начала агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с ОИК определили помещения для проведения встреч кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с избирателями, а также места для проведения в уведомительном порядке массовых агитационных мероприятий.

На территориях участков для голосования выделены места, наиболее посещаемые гражданами, для размещения агитационных печатных материалов кандидатов.

Миссия отмечает, что агитационная кампания проходит спокойно и организованно, в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. По мнению наблюдателей от СНГ, кандидатам созданы равные условия для ведения предвыборной агитации.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечивают всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Руководством Центральной комиссии регулярно даются интервью республиканским средствам массовой информации, в которых освещаются вопросы подготовки к единому дню голосования, разъясняются нормы избирательного законодательства.

На интернет-сайте Центральной комиссии представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании, а также действует сервис по поиску избирателями своих участков для голосования.

Информация о работе по подготовке к выборам публикуется в центральной и местной печати, размещается на официальных сайтах Минского городского, областных и районных исполкомов, администраций районов в городах под рубрикой «Единый день голосования 25 февраля 2024 года». Там же имеются сведения о заседаниях ТИК, ОИК и принимаемых ими решениях.

По каналам телевидения и радио регулярно транслируются информационные ролики о предстоящих выборах, о возможности досрочного голосования, о порядке заполнения бюллетеня.

В населенных пунктах республики повсеместно размещены плакаты, растяжки и пилоны с датой выборов. Для информирования избирателей также используются информационно-рекламные табло, объявления в общественном транспорте, крупных торговых центрах.

За счет средств республиканского бюджета окружные комиссии изготовили общие плакаты с биографическими данными кандидатов в депутаты для размещения на участках для голосования, а также информационные материалы о кандидатах, которые вместе с сообщениями о времени и месте голосования направлены участковыми комиссиями избирателям по месту жительства. Для оповещения граждан о дне выборов также рассылаются СМС-сообщения.

 

Жалобы и заявления

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями в ходе избирательной кампании. После изучения и обобщения поступающих ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии.

***

Свои окончательные выводы и оценки Миссия отразит в итоговом документе по результатам мониторинга подготовки и проведения выборов.