Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
восьмого созыва

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва (далее – выборы), состоявшихся 25 февраля 2024 года.

Выборы были назначены Указом Президента Республики Беларусь № 367 от 20 ноября 2023 года. В соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Республики Беларусь, выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и местные Советы депутатов впервые проводились в единый день голосования в последнее воскресенье февраля. Согласно Положению о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества Независимых Государств Миссия осуществляла мониторинг только выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Миссия приступила к мониторингу избирательной кампании 22 января 2024 года, действовала свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы 235 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. На долгосрочной основе работали 50 наблюдателей. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Минске.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии С. Лебедев ознакомился с работой ряда окружных и участковых избирательных комиссий Минска и Минской области, провел встречи с Председателем Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь И. Карпенко, заместителем Министра иностранных дел Республики Беларусь И. Назаруком, Главой Миссии наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества Н. Ермекбаевым.

Наблюдатели от СНГ обсуждали ключевые аспекты избирательной кампании с руководством Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, с представителями избирательных штабов Белорусской партии «Белая Русь», Коммунистической партии Беларуси, Либерально-демократической партии Беларуси, Республиканской партии труда и справедливости.

Миссия работала открыто и гласно. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения, промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью средствам массовой информации.

 

Законодательная база для проведения выборов

Правовой основой для проведения выборов являются Конституция, Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс), нормы других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановления Центральной избирательной комиссии (далее – Центральная комиссия, ЦИК), разъясняющие отдельные процедуры организации избирательной кампании.

В феврале 2023 года в Кодекс были внесены существенные изменения, основные из которых следующие:

- уточнение требований к кандидатам в депутаты Палаты представителей;

- предоставление права принимать участие в голосовании лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей;

- отказ от образования участков для голосования за рубежом;

- исключение нормы о пороге явки избирателей для признания выборов в Палату представителей состоявшимися.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Беларусь и отмечают, что оно является достаточной правовой основой для проведения открытых, свободных и демократических выборов, гарантирует право гражданина избирать и быть избранным, обеспечивает свободу волеизъявления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов обеспечивали:

Центральная комиссия;

Минская городская и областные территориальные избирательные комиссии;

окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК);

участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК).

Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, состоящим из 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет. Действующий состав комиссии сформирован в декабре 2021 года.

Минская городская и областные территориальные избирательные комиссии, окружные комиссии образуются президиумами областных, Минского городского советов депутатов и областными, Минским городским исполнительными комитетами в составе 9–13 человек.

Участковые комиссии образуются районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе 5–19 членов.

Кандидатуры в состав избирательных комиссий имеют право выдвигать политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, а также группы граждан в количестве не менее 10 человек.

В установленные Кодексом сроки были образованы Минская городская и 6 областных территориальных избирательных комиссий, 110 окружных и 5411 участковых комиссий.

Более половины членов избирательных комиссий были выдвинуты политическими партиями и другими общественными объединениями. При этом соблюдалось требование Кодекса о том, что государственные служащие не могут составлять более одной трети состава комиссии.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях администраций Ленинского и Московского районов города Минска по образованию УИК и отмечают, что заседания проходили в соответствии с требованиями Кодекса, в присутствии представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, выдвинувших своих кандидатов в состав комиссий.

В соответствии с Кодексом кандидат в депутаты Палаты представителей со дня его регистрации был вправе направить в соответствующую ОИК члена комиссии с правом совещательного голоса.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия вела работу по организации избирательной кампании системно и планомерно.

Постановлением ЦИК 21 ноября 2023 года был утвержден Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов в единый день голосования. Кроме того, ЦИК в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, касающихся отдельных вопросов избирательной кампании.

В целях совершенствования знаний, деловых и профессиональных навыков организаторов выборов была проведена большая работа по их обучению.

Центральная комиссия организовала семинары-совещания для председателей и секретарей областных, Минской городской избирательных комиссий, а также председателей территориальных и окружных комиссий 20 и 22 декабря 2023 года соответственно, где были рассмотрены вопросы правового регулирования основных этапов подготовки и проведения единого дня голосования, порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, обеспечения безопасности организаторов и участников избирательного процесса.

Обучение членов участковых комиссий проходило в форме тренингов в соответствии с разработанными областными и Минской городской избирательными комиссиями графиками с использованием утвержденных ЦИК методических материалов и учебного видеофильма.

На некоторых тренингах присутствовали представители Миссии.

Для обеспечения единообразного применения норм Кодекса в ходе электоральной кампании, надлежащего оформления документов Центральной комиссией были изданы методические пособия для территориальных и окружных комиссий, а также для участковых комиссий, в которых изложены необходимые разъяснения законодательства и приведены образцы бланков избирательной документации.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что работа Центральной комиссии строилась на принципах коллегиальности и открытости. Заседания ЦИК проходили с участием наблюдателей, представителей средств массовой информации и транслировались в онлайн-режиме на ее официальном сайте.

В рамках долгосрочного мониторинга избирательной кампании члены Миссии посещали территориальные, окружные и участковые комиссии во всех областях Беларуси и городе Минске. Наблюдатели от СНГ констатируют, что комиссии были обеспечены средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой. В помещениях УИК была размещена информация о кандидатах и порядке голосования.

По мнению Миссии, Центральная и нижестоящие избирательные комиссии приняли необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне и в точном соответствии с законодательством страны.

 

Списки избирателей

Согласно Кодексу списки избирателей составляются по каждому участку для голосования местными органами власти и передаются в участковые комиссии после их образования.

В список включались обладающие избирательным правом граждане, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка.

Члены УИК уточняли списки путем направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации, расчетно-справочные центры, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, организации здравоохранения и суды, а также посещая избирателей по месту их жительства.

С 9 февраля 2024 года каждый гражданин мог в помещении участковой комиссии проверить, включен ли он в список и правильно ли в списке указаны сведения о нем. Избирателю предоставлялось право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке в его отношении неточности, обратившись с заявлением в участковую комиссию. Отказ в удовлетворении заявления мог быть обжалован в вышестоящей комиссии или суде.

Граждане, имевшие право участвовать в выборах, но не зарегистрированные на территории участка для голосования, дополнительно включались участковыми комиссиями до дня выборов в списки на основании паспорта или идентификационной карты гражданина Республики Беларусь и документов, подтверждающих проживание на территории данного участка.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в выборах были включены 6 913 965 избирателей.

По мнению Миссии, составление и уточнение списков избирателей прошли в соответствии с Кодексом, что способствовало реализации конституционного права граждан на участие в выборах.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Палата представителей Национального собрания состоит из 110 депутатов, которые избираются на 5 лет по одномандатным избирательным округам.

Согласно Кодексу право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора не менее 1000 подписей.

Выдвижение кандидатов в депутаты проходило с 17 декабря 2023 года по 15 января 2024 года.

Высшими органами политических партий были выдвинуты 183 кандидата, на собраниях (конференциях) избирателей в трудовых коллективах – 137.

В окружные комиссии было подано 171 заявление о регистрации инициативных групп в поддержку потенциальных кандидатов в депутаты. Было отказано в регистрации 2 инициативным группам. Из 169 зарегистрированных инициативных групп выдвинула своих кандидатов 141.

Всего в окружные комиссии поступил 461 комплект документов от 298 граждан, т. к. некоторые кандидаты были выдвинуты одновременно двумя или тремя субъектами выдвижения.

До регистрации заявления о согласии баллотироваться отозвали 8 претендентов.

Регистрация кандидатов в депутаты проводилась с 16 по 30 января 2024 года.

Окружными комиссиями были зарегистрированы 265 кандидатов в депутаты, 25 претендентам в регистрации отказано.

На заседаниях ряда ОИК по регистрации кандидатов в депутаты в городе Минске и областях республики присутствовали долгосрочные наблюдатели от Содружества. Они отметили открытый характер обсуждения и отсутствие предвзятости в отношении кого-либо из потенциальных кандидатов.

В соответствии с Кодексом претенденты, которым было отказано в регистрации, имели право обжаловать решения окружных комиссий в ТИК, а в случае оставления жалобы без удовлетворения – в областных, Минском городском судах. Территориальные комиссии рассмотрели 4 такие жалобы, оставленные без удовлетворения. В одном случае решение ТИК было обжаловано в суде, который отказал заявителю в удовлетворении его требований.

После регистрации 2 кандидата отказались от дальнейшего участия в избирательной кампании.

Таким образом, на 110 депутатских мест претендовали 263 кандидата.

Миссия констатирует, что процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты прошли в соответствии с требованиями Кодекса, что позволило предоставить избирателям возможность реального выбора.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании средствами массовой информации

Предвыборная агитация кандидатов в депутаты проводилась с 31 января по 24 февраля 2024 года.

В соответствии с утвержденным Центральной комиссией Положением о порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов депутатов в единый день голосования кандидаты в депутаты имели право бесплатно опубликовать свою предвыборную программу в одной из республиканских газет («Звязда», «Рэспубліка»), в областных («Заря», «Витебские вести», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Магілёўскія ведамасці»), минской городской («Вечерний Минск») газетах либо в региональных газетах, выпускаемых на территории избирательного округа. Информация о публикации предвыборных программ кандидатов размещалась на сайте ЦИК.

Кандидатам безвозмездно предоставлялось право на одно выступление по телевидению и одно по радио продолжительностью не более 5 минут каждое в период с 5 по 19 февраля 2024 года. Центральной комиссией был утвержден график распределения эфирного времени между ОИК. Окружные комиссии провели жеребьевки по определению времени выхода в эфир кандидатов.

На телевидении также было выделено время для проведения дебатов кандидатов в депутаты.

При Центральной комиссии был создан Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации.

До начала агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с ОИК определили помещения для встреч кандидатов в депутаты, их доверенных лиц с избирателями, а также места для проведения в уведомительном порядке массовых агитационных мероприятий.

На территориях участков для голосования были выделены места, наиболее посещаемые гражданами, для размещения агитационных печатных материалов кандидатов.

Миссия отмечает, что агитационная кампания проходила спокойно и организованно, в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. По мнению наблюдателей от СНГ, кандидатам были созданы равные условия для ведения предвыборной агитации.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Руководством Центральной комиссии регулярно давались интервью республиканским средствам массовой информации, в которых освещались вопросы подготовки к единому дню голосования, разъяснялись нормы избирательного законодательства.

На интернет-сайте Центральной комиссии была представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к избирательной кампании, а также был запущен сервис по поиску избирателями своих участков для голосования.

Информация о работе по подготовке к выборам публиковалась в центральной и местной печати, размещалась на официальных сайтах Минского городского, областных и районных исполкомов, администраций районов в городах под рубрикой «Единый день голосования 25 февраля 2024 года». Там же имелись сведения о заседаниях ТИК, ОИК и принятых ими решениях.

По каналам телевидения и радио регулярно транслировались информационные ролики о предстоящих выборах, о возможности досрочного голосования, о порядке заполнения бюллетеня.

В населенных пунктах республики повсеместно были размещены плакаты, растяжки и пилоны с датой выборов. Для информирования избирателей также использовались информационно-рекламные табло, объявления в общественном транспорте, крупных торговых центрах.

За счет средств республиканского бюджета окружные комиссии изготовили общие плакаты с биографическими данными кандидатов в депутаты для размещения на участках для голосования, а также информационные материалы о кандидатах, которые вместе с сообщениями о времени и месте голосования были направлены участковыми комиссиями избирателям по месту жительства. Для оповещения граждан о дне выборов рассылались СМС-сообщения.

 

Жалобы и заявления

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с электоральной кампанией.

По информации Генеральной прокуратуры, в органы прокуратуры поступили 5 обращений по вопросам исполнения законодательства о выборах, по которым даны соответствующие разъяснения.

По сообщению МВД, преступлений и административных правонарушений, связанных с выборами, органами внутренних дел не зарегистрировано.

По данным Верховного Суда, в суды республики поступили 3 жалобы, касающиеся избирательного процесса, во всех случаях требования заявителей удовлетворены не были.

Центральная комиссия сообщила, что в ее адрес поступили 147 обращений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, которые в установленные сроки были рассмотрены с направлением ответов заявителям.

Миссия констатирует, что рассмотрение жалоб и обращений осуществлялось в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Досрочное голосование избирателей, не имевших возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, проходило с 20 по 24 февраля 2024 года с 12 до 19 часов без перерыва в помещениях участковых комиссий. Представители Миссии наблюдали за процедурой досрочного голосования на 367 участках и констатировали, что оно соответствовало требованиям избирательного законодательства.

Голосование в день выборов 25 февраля 2024 года проводилось с 8 до 20 часов.

Участковые комиссии обеспечили возможность избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогли прибыть в день выборов в помещение избирательного участка, проголосовать по месту своего нахождения с использованием переносного ящика для голосования.

По решению Центральной комиссии были созданы дополнительные условия для голосования избирателей с ограниченными физическими возможностями. Участковые комиссии оборудовали в помещениях для голосования специальные кабины или столы для голосования инвалидов-колясочников, других лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, иных избирателей, которым в силу возраста или состояния здоровья удобнее заполнять бюллетень сидя. Незрячим избирателям предоставлялись трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеней, выполненные шрифтом Брайля, а слабовидящим – увеличительные стекла (лупы). Во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами в дни голосования на избирательных участках было организовано дежурство волонтеров для оказания необходимой помощи лицам, нуждавшимся в ней.

В день выборов наблюдатели от Содружества посетили 1819 участков для голосования во всех областях республики и городе Минске.

По оценкам наблюдателей от СНГ, голосование проходило спокойно и организованно, при высокой активности граждан, в присутствии доверенных лиц кандидатов в депутаты и национальных наблюдателей. Все участки для голосования имели предусмотренные информационные материалы и необходимое оборудование.

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов участковыми комиссиями и отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с Кодексом.

Нарушений, которые могли бы повлиять на результаты выборов, Миссией выявлено не было.

 

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 25 февраля 2024 года:

проведены в полном соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь, открыто и гласно;

прошли на альтернативной основе, были прозрачными, справедливыми и соответствовали принципам проведения демократических выборов;

обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь.