Исполком СНГ

Итоги заседания Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (22 сентября 2015 года)

В Минске в Исполнительном комитете СНГ 22 сентября состоялось заседание Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества (далее – Совет). В заседании Совета приняли участие представители всех государств – участников СНГ, Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Н. Лебедев, первый заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ В. Г. Гаркун, заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ К. А. Жусупбеков, руководители департаментов и других структурных подразделений Исполкома СНГ, Председатель Экономического Суда СНГ Л. Э. Каменкова.

Председательствовал на заседании Сопредседательствующий в Совете, Постоянный полномочный представитель Кыргызской Республики при уставных и других органах Содружества, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Республике Беларусь К. К. Омуралиев.

На заседании Совета рассмотрены вопросы повестки дня:

1. О ходе подготовки проектов документов по реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

2. О состоянии и перспективах сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. О проекте повестки дня очередного заседания Совета.

Информацию по первому вопросу повестки дня предоставила заместитель начальника отдела департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Л. Н. Нефедова.

В предоставленной Информации отмечено, что в 2015 году продолжена работа по подготовке проектов документов, предусмотренных положениями Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года (далее – Договор о ЗСТ) и Решением Совета глав правительств СНГ о Договоре о ЗСТ.

При подписании Договора о ЗСТ Советом глав правительств СНГ принято решение о целесообразности подготовки правительствами заинтересованных государств – участников СНГ проекта Соглашения о свободной торговле услугами.

Создание зоны свободной торговли услугами является вторым этапом после вступления в силу Договора о ЗСТ.

Объем рынка торговли услугами на пространстве Содружества составляет несколько сотен миллиардов долларов в год.

Разработка и подписание Соглашения о зоне свободной торговли услугами даст реальную возможность обеспечить устойчивое развитие функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создаст благоприятные условия для дальнейшего роста экономик стран Содружества.

Исполком СНГ сформировал Рабочую группу из экспертов государств – участников Договора о ЗСТ по разработке указанного документа, которая подготовила его на основе соответствующего Соглашения ГАТС ВТО.

Проведено десять заседаний Рабочей группы. Последнее из них состоялось 30–31 марта 2015 года.

Достигнуты определенные успехи по согласованию проекта Соглашения. Позитивным моментом является то, что в ходе непростых переговоров стороны определились со структурой документа и подтвердили намерение выйти в итоговом документе на формат «ВТО +», т. е. предоставить друг другу режим допуска на рынки услуг более преференциальный, чем для стран – членов ВТО.

Вместе с тем эксперты столкнулись с необходимостью согласовать ряд сложных концептуальных вопросов. В этой связи Рабочая группа на последнем заседании предложила вынести обсуждение указанных вопросов на более высокий уровень.

По предложению ряда государств – участников Договора о ЗСТ очередное заседание Рабочей группы планируется провести 1–2 октября 2015 года на уровне экспертов, наделенных соответствующими полномочиями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Договора о ЗСТ Стороны договорились вступить в переговоры о разработке проекта Протокола к Договору, определяющего обязательства Сторон в отношении правил и процедур регулирования сферы государственных закупок (далее – проект Протокола), в целях их завершения в трехлетний срок.

Проведено шесть заседаний экспертной группы по согласованию проекта Протокола. В ходе последнего из них, состоявшегося 23–24 июля 2015 года, проект Протокола одобрен экспертами и направлен в государства – участники Договора о ЗСТ на внутригосударственное согласование, после чего он будет внесен на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке. Планируется рассмотреть его Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 7 октября 2015 года и Экономическим советом СНГ в декабре 2015 года.

Практически завершена работа по подготовке проекта Порядка определения размера вознаграждения членов и председателя комиссии экспертов, возмещаемых им расходов, предусмотренных приложением 4 к Договору о ЗСТ (далее – проект Порядка).

Проект Порядка с изложенной аргументацией позиций по спорным вопросам 21 июля 2015 года еще раз направлен в государства – участники Договора о ЗСТ на согласование.

В случае его согласования он будет представлен на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ и Экономического совета СНГ.

В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Договора о ЗСТ государства – участники Договора ведут переговоры о снижении и поэтапной отмене экспортных пошлин, указанных в приложении 1 к Договору.

Экспертная группа для проведения переговоров провела три заседания. На последнем из них, состоявшемся 17–18 октября 2013 года, согласованный текст проекта Протокола был принят за основу. При этом Сторонам еще необходимо согласовать приложения к Протоколу с перечнями товаров и графиками снижения и поэтапной отмены экспортных пошлин.

С учетом практики применения экспортных пошлин на этом заседании было решено дальнейшие обсуждения по указанным приложениям провести в двустороннем формате до 1 марта 2014 года. Суть переговоров состоит в том, чтобы Стороны договорились о снижении пошлин на более либеральных условиях, чем взятые ими обязательства в рамках ВТО.

К сожалению, в настоящее время эта работа приостановлена из-за отсутствия предложений ключевых участников.

Докладчик отметила, что, несмотря на приостановку переговоров, государства – участники Договора проводят снижение экспортных пошлин в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках ВТО.

Договором о ЗСТ также предусмотрено завершение переговоров о разработке проекта Соглашения о транзите трубопроводным транспортом государств – участников СНГ (далее – проект Соглашения) в течение шести месяцев после вступления Договора в силу.

Проект документа рассматривался на трех заседаниях Рабочей группы. Последнее из них состоялось 23–24 мая 2013 года. По итогам заседаний отмечены отсутствие согласованной позиции участников по основным принципиальным вопросам проекта Соглашения и необходимость рассмотрения вопроса на заседании Экономического совета СНГ.

В ходе рассмотрения вопроса на заседании Экономического совета СНГ 13 декабря 2013 года было решено для дальнейшей работы над проектом Соглашения образовать Рабочую группу высокого уровня, включив в ее состав заместителей министров топливно-энергетического комплекса (заместителей руководителей ведомств) государств – участников СНГ.

Члены Совета постпредов, приняв предоставленную Информацию к сведению, рекомендовали Исполкому СНГ совместно с экспертами государств – участников Договора о ЗСТ продолжить работу по подготовке указанных в ней проектов документов.

Информацию по второму вопросу повестки дня предоставил советник департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ Г. А. Нарушевич.

Докладчик отметил, что в целях сохранения существовавшего в СССР тесного сотрудничества в области здравоохранения Совет глав правительств СНГ 26 июня 1992 года принял Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения. В соответствии с этим Соглашением создан отраслевой Совет по сотрудничеству в области здравоохранения Содружества Независимых Государств (далее – Совет по здравоохранению) и утверждено Положение о нем. Членами Совета по здравоохранению являются министры здравоохранения и главные государственные санитарные врачи государств – участников СНГ.

Работу Совета по здравоохранению регламентируют:

Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года;

протоколы о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года, принятые 18 сентября 2003 года и 25 ноября 2005 года;

Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в области охраны здоровья населения от 18 сентября 2003 года.

За истекший период состоялось 25 заседаний Совета по здравоохранению. На них принято более 280 нормативно-правовых документов с рекомендациями по организации и совершенствованию оказания медицинской помощи, взаимодействию в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, организации контроля качества лекарственных средств и медицинской техники и ряду других направлений совершенствования взаимодействия государств – участников СНГ в сфере здравоохранения.

Докладчик отметил, что в 90-х годах деятельность Совета по здравоохранению была направлена в основном на сохранение имевшихся связей.

Начиная с 2001 года высшие органы СНГ по инициативе Совета по здравоохранению принимают межгосударственные документы, которые конкретизируют механизмы взаимодействия министерств и ведомств  государств – участников СНГ уже по глобальным проблемам в области здравоохранения.

Об этом свидетельствуют нижеперечисленные документы:

Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года;

Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ от 27 марта 1997 года;

Соглашение о сотрудничестве в решении проблем ВИЧ-инфекции от 25 ноября 1998 года;

Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от 31 мая 2001 года;

Соглашение о сотрудничестве в борьбе с оборотом фальсифицированных лекарственных средств от 14 ноября 2008 года;

Соглашение о сотрудничестве в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом от 14 ноября 2008 года.

Совет по здравоохранению практикует принятие самостоятельных решений сугубо ведомственного характера, что позволяет обеспечить оперативное внедрение в практику работы министерств, ведомств и  учреждений здравоохранения документов, принятых на межгосударственном уровне, а также способствует разработке и внедрению программ и нормативных документов с учетом национальных особенностей, например, таких как:

Межгосударственная программа сотрудничества в области санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней;

Программа сотрудничества и взаимодействия государств – участников СНГ по проблемам биологической безопасности и противодействия биологическому терроризму;

Концепция биологической безопасности государств – участников СНГ;

План мероприятий по реализации положений Соглашения о сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных средств государств - участников СНГ;

Соглашение о сотрудничестве министерств здравоохранения СНГ в области мониторинга качества фармацевтических препаратов и надзора за нежелательными побочными реакциями лекарственных средств на организм человека;

Решение о возможности использования двуязычной маркировки лекарственных средств и изделий медицинского назначения в государствах – участниках СНГ.

Такие нормативные и правовые документы ведомственного характера позволили министерствам, ведомствам и учреждениям здравоохранения государств – участников СНГ в значительной мере минимизировать затраты на разработку аналогичных документов.

В соответствии с Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств от 5 октября 2007 года, Совет по здравоохранению осуществляет работу по инвентаризации нормативно-правовой базы в области здравоохранения и адаптации ее к существующим социально-экономическим условиям. Так, в соответствии с решением, принятым на заседании Совета по здравоохранению 23 октября 2012 года, проведена реорганизация его рабочих органов с сокращением их численности с двенадцати до пяти:

Координационный совет по вопросам ВИЧ/СПИД, туберкулеза и малярии государств – участников СНГ;

Координационный совет государств – участников СНГ по вопросам организации медицинской профилактики и развития здравоохранения;

Межгосударственная комиссия по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств – участников СНГ;

Координационный совет по проблемам санитарной охраны территорий от завоза и распространения особо опасных болезней государств – участников СНГ;

Межгосударственная комиссия по санитарно-эпидемиологическому нормированию государств – участников СНГ.

Советом по здравоохранению подготовлен и находится на стадии экспертного согласования ряд проектов документов, планируемых к внесению в установленном порядке на рассмотрение высших органов Содружества, а именно:

Концепции согласованных действий государств – участников Содружества Независимых Государств в области противодействия онкологическим заболеваниям;

Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в вопросах медицинского страхования трудящихся-мигрантов и членов их семей;

Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств – участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2001 года;

Стратегии «Здоровье населения государств – участников СНГ»;

Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств по профилактике и лечению сахарного диабета на 2016–2020 годы.

Докладчик подчеркнул, что даже наименования указанных проектов документов свидетельствуют о возрастающем стремлении государств – участников СНГ к более высокому уровню сотрудничества в области охраны здоровья населения в целях разрешения проблем, напрямую влияющих на состояние демографической ситуации. Так, на заседании Совета по здравоохранению 11 декабря 2014 года была выражена серьезная озабоченность недостаточным вниманием к многочисленным проблемам здоровья мужского населения стран Содружества.

Для решения указанных проблем Российская Федерация и Республика Казахстан  выступили с инициативой разработки проекта Концепции «Мужское репродуктивное здоровье и активное социальное долголетие». Проект документа будет рассмотрен на очередном заседании Совета по здравоохранению.

Совет по здравоохранению активно взаимодействует с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ: Консультативным Советом по труду, миграции и социальной защите населения государств – участников СНГ и Советом по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ, а также Межгосударственным авиационным комитетом.

Под эгидой Совета по здравоохранению в рамках СНГ проводятся межгосударственные съезды, форумы и другие значимые тематические мероприятия.

Совет по здравоохранению сотрудничает с международными учреждениями и организациями, такими как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

С учетом реалий, складывающихся в рамках Содружества Независимых Государств, а также в целях адекватного реагирования на новые вызовы и угрозы здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения государств – участников СНГ деятельность Совета по здравоохранению и его рабочих органов требует постоянного совершенствования.

В этой связи их основными задачами на ближайшую перспективу являются:

укрепление взаимодействия с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ в вопросах, представляющих взаимный интерес, и международными неправительственными организациями, действующими в интересах здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

обеспечение консолидированной позиции государств – участников СНГ в продвижении совместных программ в сфере здравоохранения в рамках ВОЗ;

активное использование возможностей Интернета для оперативного согласования планируемых к рассмотрению проектов документов, проведения заседаний рабочих органов в режиме видеоконференции, а также обсуждения и согласования других вопросов, требующих оперативного решения;

гармонизация разрабатываемых нормативных и правовых документов, а также рекомендаций по отдельным проблемам охраны здоровья населения и медицинской науки с законодательством Европейского союза и рекомендациями ВОЗ;

обеспечение контроля и оказание содействия проведению внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу документов в области здравоохранения, принятых в рамках СНГ.

Совет постпредов, приняв предоставленную Информацию к сведению, положительно оценил деятельность Совета по здравоохранению в деле расширения и укрепления межгосударственного сотрудничества в области охраны здоровья населения и предложил ему продолжить работу по подготовке проектов Концепции согласованных действий государств – участников СНГ в области противодействия онкологическим заболеваниям, Стратегии «Здоровье населения государств – участников СНГ» и других документов для внесения  в установленном порядке на рассмотрение Совета глав правительств СНГ.

Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С. Н. Лебедев проинформировал участников заседания о ходе подготовки к очередным заседаниям Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ, которые состоятся 15 и 16 октября 2015 года в Астане и п. Бурабай (Республика Казахстан) соответственно.

Очередное заседание Совета постпредов решено провести 20 октября 2015 года. На нем предполагается рассмотреть вопросы: об итогах заседаний Совета министров иностранных дел и Совета глав государств СНГ и задачах Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Исполнительного комитета СНГ по реализации принятых документов; об Информации о проекте Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств; об Информации о деятельности Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств – участников Содружества Независимых Государств и другие.

Организационный департамент
Исполнительного комитета СНГ

Настройки внешнего вида сайта