Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Беларусь


Организация мониторинга и условия для его проведения

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь (далее – выборы), состоявшихся 19 декабря 2010 года.

Своевременное приглашение позволило сформировать оптимальную по составу Миссию в количестве 336 человек и приступить к мониторингу избирательной кампании 20 октября 2010 года.

В Миссии были представлены 9 государств – участников Содружества, Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный комитет Союзного государства, Комиссия Таможенного союза, Исполнительный комитет СНГ. В состав Миссии входили также депутаты национальных парламентов, представители дипломатического корпуса, избирательных комиссий государств – участников СНГ.

В городе Минске был открыт Штаб Миссии, который координировал работу наблюдателей от СНГ, а в городах Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно и Могилеве функционировали отделения Штаба. Долгосрочный мониторинг подготовки к выборам осуществляли 42 наблюдателя. Миссия оценивала ход избирательной кампании самостоятельно и независимо, руководствуясь, вместе с тем, избирательным законодательством Республики Беларусь.

При выполнении своих функций долгосрочные наблюдатели имели возможность провести мониторинг всех этапов избирательной кампании, обсудить вопросы подготовки и проведения выборов с руководством Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия, ЦК), Министерства иностранных дел Республики Беларусь, кандидатами в Президенты и их доверенными лицами.

Наблюдателям от СНГ было предоставлено право беспрепятственного доступа на избирательные участки, свободного общения с участниками избирательного процесса, представителями политических партий и других общественных объединений, органов исполнительной власти.

Продолжилось взаимодействие миссий наблюдателей от СНГ и БДИПЧ ОБСЕ. В день выборов Глава Миссии наблюдателей от СНГ С. Лебедев встретился с Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ Г. Аренсом.

Миссия СНГ отмечает, что в республике были созданы необходимые условия для международного наблюдения за выборами, что свидетельствует о демократичности, открытости и прозрачности избирательного процесса.

 

Законодательная база для проведения выборов

 

Выборы проводились на основе положений Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), иных законодательных актов Республики Беларусь, а также постановлений Центральной комиссии.

В целях дальнейшей демократизации избирательной системы в январе 2010 года Парламентом Республики Беларусь были приняты изменения и дополнения в Кодекс, в частности:

введен институт члена Центральной комиссии с правом совещательного голоса;

уточнен порядок формирования территориальных и участковых комиссий и предусмотрена возможность обжалования в судебном порядке решений о их образовании;

упрощен порядок сбора подписей избирателей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты;

уточнены права наблюдателей;

предусмотрена возможность создания кандидатами в Президенты индивидуальных избирательных фондов для дополнительного финансирования расходов на предвыборную агитацию;

для кандидатов и их доверенных лиц установлен уведомительный принцип проведения массовых мероприятий по предвыборной агитации в местах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами;

предусмотрена возможность проведения дебатов кандидатов в Президенты в рамках времени, предоставленного для предвыборной агитации на телевидении и радио;

усовершенствованы нормы, регламентирующие процедуру досрочного голосования, а также нормы, касающиеся процедуры подсчета голосов;

уточнены порядок и сроки рассмотрения обращений о нарушении законодательства о выборах.

Миссия отмечает, что изменения, внесенные в Кодекс, направлены на более полное обеспечение и дополнительную защиту избирательных прав граждан. Созданная в республике законодательная база является достаточной правовой основой для проведения свободных, открытых и демократических выборов.

 

Формирование комиссий по выборам Президента Республики Беларусь и их деятельность

 

Проведение избирательной кампании обеспечивали Центральная комиссия, территориальные и участковые комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

Центральная комиссия образуется в составе 12 человек из граждан Республики Беларусь, имеющих, как правило, высшее юридическое образование и опыт работы в избирательной сфере, сроком на 5 лет.

Шесть членов Центральной комиссии назначаются Президентом Республики Беларусь и шесть избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь из кандидатур, рекомендованных президиумами областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами.

Территориальные комиссии образуются президиумами местных Советов депутатов и соответствующими исполнительными комитетами в составе 9–13 членов, а участковые комиссии – местными исполнительными органами в составе 5–19 членов.

В установленные Кодексом сроки были образованы 155 территориальных и 6390 участковых комиссий, в том числе 44 за рубежом.

В составе комиссий всех уровней широко представлены политические партии, другие общественные объединения и трудовые коллективы. Причем в состав комиссий включено больше, по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями, представителей от оппозиционных партий.

Миссия констатирует, что при формировании комиссий было соблюдено требование Кодекса о том, что, как правило, не менее 1/3 их членов должны составлять представители политических партий и других общественных объединений, а государственные служащие – не более 1/3 общего состава комиссии.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ, посетив свыше сорока районов и городов страны, отмечают, что образование территориальных комиссий проходило в соответствии с Кодексом.  Претенденты на включение в состав данных комиссий имели возможность присутствовать на заседаниях органов, образующих комиссии.

Миссия отмечает, что заседания Центральной комиссии проводились на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения вопросов, относящихся к ее компетенции. В заседаниях, о которых сообщалось заранее, принимали участие представители политических партий и других общественных объединений, журналисты, международные наблюдатели. Об итогах заседаний сообщалось в средствах массовой информации.

Кандидатам в Президенты была предоставлена возможность направить по одному своему представителю в Центральную комиссию в качестве ее членов с правом совещательного голоса, чем и воспользовались 8 кандидатов.

В целях повышения профессионализма членов участковых комиссий, более качественной организации избирательного процесса территориальные комиссии по поручению ЦК провели тренинги для членов участковых комиссий.

В помощь территориальным и участковым комиссиям для обеспечения единообразного применения норм Кодекса и надлежащего оформления избирательных документов Центральной комиссией были изданы Методические рекомендации.

По мнению Миссии, Центральная, территориальные и участковые комиссии предприняли все необходимые меры для подготовки и проведения выборов на высоком организационном уровне, в целях обеспечения свободного волеизъявления избирателей.

 

Списки избирателей

 

Списки граждан, имевших право участвовать в выборах, в соответствии с Кодексом составлялись по каждому избирательному участку местными органами власти и передавались в участковые комиссии.


Члены участковых комиссий путем посещения избирателей по месту их жительства и направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел уточняли данные списки.

По информации Центральной комиссии, количество избирателей на день выборов составило около 7 млн 54 тыс. человек.

Избиратели могли ознакомиться со списками за 15 дней до выборов в помещениях участковых комиссий. Каждому гражданину предоставлялось право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка.

Граждане, имевшие право участвовать в выборах, но поселившиеся на территории участка для голосования после предоставления списка для ознакомления, а также граждане, по какой-либо причине не включенные в список, дополнительно включались участковыми комиссиями в списки на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих проживание на территории данного участка.

По мнению Миссии, процедура составления списков избирателей в Республике Беларусь гарантировала реализацию принципа всеобщего избирательного права.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь

 

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществлялось инициативными группами избирателей в количестве не менее 100 человек. В поддержку выдвижения кандидатом в Президенты необходимо было собрать не менее 100 000 подписей избирателей.

Центральная комиссия зарегистрировала 17 инициативных групп избирателей по выдвижению кандидатов в Президенты.

Инициативные группы осуществляли сбор подписей в поддержку лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты, путем обхода квартир, использовали такую форму, как пикет на улице, не требующую разрешения местных исполнительных и распорядительных органов.

Наблюдатели констатируют, что большинство инициативных групп вели работу по сбору подписей в соответствии с требованиями Кодекса. В то же время Центральная комиссия вынесла предупреждение инициативной группе В. Некляева за привлечение к сбору подписей несовершеннолетних, передачу удостоверений членов инициативной группы третьим лицам и сбор подписей гражданами, не входившими в инициативную группу.

Наблюдатели присутствовали на заседаниях более 40 территориальных комиссий при проверке достоверности собранных подписей. По мнению представителей Миссии, подход ко всем претендентам был одинаковым и соответствовал требованиям Кодекса. Любые сомнения трактовались в пользу потенциальных кандидатов в Президенты.

От участия в избирательной кампании отказались 6 претендентов: 3 – направив официальные заявления в Центральную комиссию, 3 – не сдав подписные листы на проверку.

На заседании Центральной комиссии 18 ноября 2010 года были зарегистрированы 10 кандидатов в Президенты Республики Беларусь: Г. А. Костусёв, А. Г. Лукашенко, А. А. Михалевич, В. П. Некляев, Я. Ч. Романчук, В. А. Рымашевский, А. О. Санников, Н. В. Статкевич, В. И. Терещенко, Д. И. Усс. Центральная комиссия отказала В. А. Провальскому в регистрации по причине большого количества недействительных подписей избирателей. Поданная им в Верховный Суд Республики Беларусь жалоба на отказ в регистрации не была удовлетворена.

Миссия отмечает, что процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в Президенты были значительно упрощены и носили открытый характер.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

 

Этап предвыборной агитации начался 18 ноября, в день регистрации Центральной комиссией всех кандидатов в Президенты, и проходил в соответствии с Кодексом.

По мнению Миссии, кандидатам в Президенты были предоставлены необходимые возможности для ведения предвыборной агитации.

Согласно Постановлению Центральной комиссии «О порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2010 году» кандидаты бесплатно опубликовали свои предвыборные программы в республиканских («Советская Белоруссия», «Рэспубліка», «Народная газета», «Звязда») и региональных («Минский курьер», «Заря» (Брестская область), «Віцебскі рабочы», «Гомельская праўда», «Гродзенская праўда», «Мінская праўда», «Магілёўская праўда») газетах.

Центральная комиссия 18 ноября 2010 года утвердила график распределения бесплатного эфирного времени для выступлений кандидатов в Президенты: по рабочим дням с 22 ноября по 3 декабря 2010 года по телевидению с 19.00 до 20.00, по радиовещанию – с 6.10 до 7.10. У каждого кандидата была возможность дважды выступить (не более 30 минут одно выступление) по телевидению в эфире «Первого канала» и дважды в эфире «Первого национального канала Белорусского радио» Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь в прямом эфире, а по желанию кандидата – в записи.

Впервые на телевидении и радио были проведены дебаты кандидатов в Президенты в прямом эфире соответственно 4 и 5 декабря 2010 года.

Выступления и дебаты кандидатов также транслировались на портале TUT.BY в режиме online.

Кроме того, для предвыборной агитации кандидаты в Президенты могли приобрести эфирное время и печатную площадь в средствах массовой информации за счет средств собственных избирательных фондов.

При Центральной комиссии был образован Наблюдательный совет по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации, который рассмотрел 4 заявления кандидатов в Президенты и их доверенных лиц.

На период агитационной кампании местные исполнительные и распорядительные органы по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями определили места, где кандидаты в Президенты могли проводить массовые мероприятия. Количество таких мест было значительно увеличено по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями. Для встреч с избирателями выделялись открытые площадки, безвозмездно предоставлялись помещения во дворцах и домах культуры, актовые залы учебных заведений и предприятий.

В целях предвыборной агитации большинство кандидатов в Президенты значительную часть времени уделяли встречам с избирателями в регионах, доверенные лица кандидатов в Президенты посещали квартиры граждан, проводили встречи с электоратом на улицах. Кандидаты и члены их штабов вели активную агитационную работу в сети Интернет, распространяли листовки и другие агитационные материалы по почтовым ящикам граждан и размещали плакаты в специально отведенных местах.

В целом, отмечая спокойный ход агитационной кампании Миссия констатирует, что допускались отдельные нарушения порядка ведения предвыборной агитации.

В городе Смолевичи на городском рынке распространялись агитационные листовки кандидата в Президенты Я. Романчука, напечатанные за пределами Республики Беларусь, что является нарушением Кодекса.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь кандидатам в Президенты В. Рымашевскому и Н. Статкевичу были вынесены официальные предупреждения о недопустимости нарушения закона за призывы к избирателям прибыть 24 ноября на встречу с кандидатами в Президенты на Октябрьскую площадь города Минска, которая решением Мингорисполкома исключена из списка мест для предвыборной агитации. Данные действия В. Рымашевского и Н. Статкевича также были предметом рассмотрения Центральной комиссии, которая 30 ноября 2010 года предупредила вышеуказанных кандидатов за нарушение порядка проведения массовых мероприятий во время предвыборной агитации.

На встречах с избирателями кандидаты в Президенты Н. Статкевич, В. Рымашевский, В. Некляев, Я. Романчук и А. Санников призывали к массовым протестным акциям вечером 19 декабря на Октябрьской площади Минска. В связи с этим Генеральная прокуратура 9 декабря вынесла данным лицам официальные предупреждения о недопустимости нарушения законодательства о порядке проведения массовых мероприятий.

В Республике Беларусь велась работа по информированию населения о предстоящих выборах. В средствах массовой информации были опубликованы решения местных исполнительных и распорядительных органов о границах участков для голосования. Избирателям были направлены извещения с указанием даты выборов, места и времени голосования. В населенных пунктах были вывешены информационные плакаты, растяжки, баннеры. По заказу ЦК по каналам телевидения транслировался информационный ролик о дне выборов, времени голосования и процедуре заполнения бюллетеней. На сайте Центральной комиссии можно было получить полную информацию, касающуюся избирательной кампании.

 

Работа с жалобами и заявлениями

 

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействовал с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства.

По состоянию на 17 декабря 2010 года в Штаб Миссии поступили следующие сведения о жалобах и заявлениях.

По сведению Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, в органы прокуратуры поступили 92 обращения по вопросам нарушений законодательства о выборах. Ни одна жалоба о нарушениях законодательства о выборах не была признана обоснованной.

По информации Верховного Суда Республики Беларусь, в суды поступили 123 жалобы на решения органов, образовавших комиссии по выборам, которые были рассмотрены в установленные сроки.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь предоставило сведения о 92 случаях правонарушений, связанных с проведением избирательной кампании. В отношении нарушителей составлены протоколы об административных правонарушениях, информация направлена в территориальные комиссии по выборам. Возбуждено одно уголовное дело.

В Центральную комиссию поступили 558 обращений граждан; из них 156 не были связаны с подготовкой и проведением выборов, 206 носили процедурный характер либо содержали просьбы о разъяснении избирательного законодательства.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что процесс рассмотрения жалоб о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, осуществлялся в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

 

В соответствии с Кодексом избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли с 14 по 18 декабря проголосовать досрочно в помещении участковой комиссии с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.

В Кодекс были внесены изменения, повышающие защищенность процесса досрочного голосования и сохранности бюллетеней. В частности, в первый день досрочного голосования ящики для голосования должны опечатываться в присутствии не менее двух третей общего состава комиссии.

Кроме того, Центральная комиссия приняла решение, что на время перерывов и после закрытия участков для голосования прорези в урнах должны заклеиваться.

Представители Миссии имели возможность наблюдать за процедурой досрочного голосования на 678 избирательных участках и констатируют, что оно проходило в соответствии с Кодексом, в присутствии национальных наблюдателей.

В день выборов, по данным Центральной комиссии, наблюдение за голосованием осуществляли более 39 000 национальных и свыше 1 000 международных наблюдателей.

Представители Миссии посетили 2 906 участков для голосования во всех городах и районах страны.

На участках, где побывали члены Миссии, голосование проходило в спокойной обстановке, в присутствии международных и национальных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в Президенты, представителей политических партий и других общественных объединений. Все избирательные участки имели предусмотренные информационные материалы, необходимое оборудование и средства связи.

Отдельные недостатки технического характера по замечаниям наблюдателей устранялись членами участковых комиссий незамедлительно.

Для оперативного информирования представителей средств массовой информации и международных наблюдателей о ходе голосования и предварительных итогах выборов был создан Информационный центр Центральной комиссии.

Пресс-конференции руководства Центральной комиссии размещались в online-режиме на сайтах ЦК, Национального пресс-центра, УП «БелТА», РУП «Белтелеком». Транслировались видеоконференции с представителями областных и Минской городской избирательных комиссий.

Члены Миссии СНГ наблюдали за подсчетом голосов и  отметили, что данная процедура проводилась открыто. Наблюдателям была предоставлена реальная возможность осуществлять наблюдение в условиях, обеспечивающих обозримость процедуры подсчета бюллетеней.

 

Выводы

 

По мнению наблюдателей от СНГ, комиссии всех уровней по выборам Президента Республики Беларусь обеспечили реализацию и защиту избирательных прав граждан страны. Отдельные нарушения и упущения в процессе избирательной кампании не носили системного и массового характера и не оказали влияния на итоги выборов.

Миссия отмечает значительную работу избирательных органов по подготовке и проведению выборов и не обнаружила фактов, ставящих под сомнение легитимность выборов Президента Республики Беларусь.

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств:

оценивает прошедшие 19 декабря 2010 года выборы как соответствующие избирательному законодательству Республики Беларусь и общепризнанным демократическим нормам;

полагает, что прошедшие выборы были свободными и открытыми и обеспечили свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь.