Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление международных наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан от 18 августа 2007 года

ЗАЯВЛЕНИЕ
международных наблюдателей от
Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением
внеочередных выборов депутатов
Мажилиса Парламента Республики Казахстан
от 18 августа 2007 года

 

На основании приглашения Республики Казахстан международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств принимали участие в мониторинге подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, состоявшихся 18 августа 2007 года. Выборы проводились в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О роспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан третьего созыва и назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан».

Правовой основой организации наблюдения явились решение Совета глав государств СНГ о продолжении практики направления наблюдателей на выборы и референдумы в государства – участники СНГ, документы, действующие в рамках Содружества: Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках Содружества.

В качестве наблюдателей от СНГ было аккредитовано 448 человек, 39 из них работали на долгосрочной основе. Наблюдатели представляли законодательные, исполнительные, избирательные органы Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины. В состав Миссии наблюдателей от СНГ входили также представители Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета Содружества. Деятельность наблюдателей осуществлялась на принципах политической нейтральности и беспристрастности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Координировали работу Миссии наблюдателей от СНГ Штаб в Астане и шесть его отделений в Алматы, Атырау, Караганде, Костанае, Усть-Каменогорске, Шымкенте.

Особенности нынешней избирательной кампании в Республике Казахстан связаны с реализацией провозглашенного Президентом Республики Казахстан курса на политическое обновление и проведение конституционной реформы в стране.

Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента стали важной составной частью проводимых политических преобразований. Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в Конституцию Республики Казахстан и Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан», избиратели впервые голосовали не за кандидатов, а за политические партии по единому общенациональному избирательному округу. Численный состав Мажилиса Парламента расширен с 77 до 107 депутатов.

Девять депутатов Мажилиса Парламента на основании Конституции Республики Казахстан впервые избираются Ассамблеей народа Казахстана, что свидетельствует о  практической реализации в стране межнациональной государственной политики с учетом интересов всего многонационального и многоконфессионального народа Казахстана. Участие представителей национальных меньшинств в законотворческой работе соответствует Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а также Документу Копенгагенского совещания 1990 года.

Выборы депутатов от Ассамблеи народа Казахстана состоятся 20 августа 2007 года. Наблюдатели от СНГ будут осуществлять мониторинг их проведения.

Законодательная база проведения выборов включает положения Конституции, регулирующие организацию избирательного процесса, нормы Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан», иные законодательные акты, постановления Центральной избирательной комиссии.  

Республика Казахстан присоединилась к Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, взяв тем самым обязательство внедрять эти стандарты в выборную практику.

Избирательное законодательство Казахстана содержит необходимые правовые и организационные гарантии для проведения справедливых, свободных и открытых выборов, предусматривает широкий общественный контроль за всеми этапами избирательной кампании.

Законодательство не содержит положений, устанавливающих дискриминационные ограничения на использование гражданами избирательных прав или неравенство граждан перед законом.

Вместе с тем, по мнению наблюдателей от СНГ, желательны дальнейшее совершенствование и уточнение отдельных норм Конституционного закона о выборах. Так, представляется целесообразным установить дифференциацию численного состава членов участковых избирательных комиссий в зависимости от количества избирателей на участке. Предлагается дополнить закон отдельными положениями, содержащимися в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, в частности, ввести запрет на призывы к бойкоту выборов и отказу от выполнения избирательных процедур или избирательных действий; на использование политическими партиями в ходе избирательной кампании иных денежных средств, за исключением поступивших в их предвыборные фонды.

Организацию внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента осуществляли Центральная избирательная комиссия, 16 территориальных и 9727 участковых избирательных комиссий.

Наблюдатели от СНГ позитивно оценивают тот факт, что на период подготовки и проведения избирательной кампании политическим партиям, не имеющим представительства в составе избирательных комиссий, законодательством предоставлена возможность делегировать в соответствующую избирательную комиссию по одному представителю с правом совещательного голоса.

Работа Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан отличалась эффективностью. На ее заседаниях установлены формы избирательных документов, утверждена Инструкция о порядке изготовления и выдачи открепительных удостоверений на право голосования, проведена жеребьевка порядка расположения наименований политических партий в избирательном бюллетене. По предложениям политических партий изменена форма протокола избирательной комиссии о регистрации доверенных лиц. Комиссией принято постановление об организации голосования и порядке выдачи бюллетеней избирателям.

Деятельность Центральной избирательной комиссии была открытой и гласной. Принятые постановления незамедлительно доводились до сведения широкой общественности через средства массовой информации, после каждого заседания проходили брифинги.

Центральная избирательная комиссия своевременно направила в регионы нормативно-правовые и методические материалы, издала специальные памятки для избирателей, членов территориальных и участковых избирательных комиссий, наблюдателей.

Во всех областях Казахстана, городах Астана, Алматы функционировали центры содействия наблюдателям иностранных государств, международных организаций и представителям иностранных средств массовой информации.

Системно велось обучение членов избирательных комиссий. Наблюдатели от СНГ присутствовали на обучающих семинарах в областных центрах, городах Астана, Алматы. Были созданы рабочие группы по оказанию консультативно-правовой помощи участковым комиссиям и избирателям в вопросах соблюдения избирательного законодательства в ходе подготовки и проведения выборов.

На телеканалах «Казахстан» и «Хабар» транслировались 19 видеороликов информирующего и разъясняющего характера. По заказу Центральной избирательной комиссии снят и направлен на места обучающий фильм о процедуре действий участковых избирательных комиссий в день голосования, совместно с Гражданским альянсом Казахстана реализована республиканская акция «Твой выбор – твое будущее», целью которой было распространение информации о выборах.

Реализация вышеуказанных мер явилась, по мнению наблюдателей от СНГ, важным элементом обеспечения демократичности и транспарентности внеочередных парламентских выборов.

Открытой была также работа территориальных и участковых избирательных комиссий. Наблюдатели имели возможность изучать их деятельность и получать необходимую информацию, беспрепятственно посещать избирательные участки и общаться с участниками избирательного процесса.

По предложениям наблюдателей выявленные недостатки организационного и технического характера (отсутствие журналов регистрации наблюдателей, графиков дежурств членов участковых избирательных комиссий, информационных плакатов о партиях, неполные сведения о членах комиссии на информационных стендах) устранялись незамедлительно.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента были осуществлены в соответствии с Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан».  

На 98 депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий, претендовали 400 человек, включенных в списки семи политических партий.

В период с 22 июня по 17 июля Центральная избирательная комиссия зарегистрировала по партийным спискам 377 кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента.

От политических партий жалобы по вопросам регистрации не поступали.

Девять кандидатов в депутаты, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, выдвинуты Советом Ассамблеи согласно законодательству и зарегистрированы Центральной избирательной комиссией 8 августа 2007 года.

Списки избирателей составлялись местными исполнительными органами и в установленные сроки были предоставлены в избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии использовали разнообразные формы работы для проверки полноты и достоверности данных. Члены комиссий совершали поквартирные и подворные обходы для уточнения списков и качественной их подготовки ко дню голосования.

Списки избирателей впервые в практике проведения выборов в Казахстане размещались на Интернет-сайте Центральной избирательной комиссии.

Предвыборная агитация политических партий продолжалась с 18 июля по 16 августа 2007 года, а  агитационная кампания за кандидатов в депутаты, выдвинутых Советом Ассамблеи народа Казахстана, –  с 15 по 18 августа 2007 года.

Постановлением Центральной избирательной комиссии были утверждены Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента. В городах Актау, Алматы, Караганда, Петропавловск прошли зональные семинары, посвященные предвыборной агитации политических партий в средствах массовой информации.

Наблюдатели от СНГ положительно оценивают создание при Центральной избирательной комиссии Общественного совета по рассмотрению информационных споров, а также подписание руководителями ведущих средств массовой информации и неправительственных организаций Хартии о приверженности этическим нормам в освещении выборных кампаний.

В республике предприняты меры, направленные на обеспечение равных условий ведения предвыборной агитации для всех политических партий. Местными исполнительными органами совместно с избирательными комиссиями определены места для размещения агитационных печатных материалов. Для встреч с избирателями выделялись помещения в соответствии с очередностью поступавших от политических партий заявок.

Положительно оценивается наблюдателями от СНГ и проведение телеканалами дебатов представителей партий.

В целях обеспечения равного доступа политических партий к средствам массовой информации и более широкого информирования избирателей о предвыборных программах Центральная избирательная комиссия взяла на себя дополнительные обязательства по расширению формата дебатов. За счет Центральной избирательной комиссии предоставлялись время в прямом эфире на телеканале «Хабар», возможность опубликования интервью с лидерами или представителями партий в республиканских газетах «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда», а также один час для каждой партии на государственном радио.

Проведенный Штабом Миссии наблюдателей от СНГ мониторинг ряда электронных и печатных средств массовой информации Казахстана показал, что предвыборные материалы тех политических партий, которые сами проявляли высокую заинтересованность и активность в популяризации своей деятельности (Общественное объединение «Народно-демократическая партия “Нур Отан”», Республиканское общественное объединение «Общенациональная социал-демократическая партия», Общественное объединение «Демократическая партия Казахстана “АК ЖОЛ”»), чаще появлялись в средствах массовой информации.

В рамках постоянно действовавшего при Центральной избирательной комиссии «круглого стола» представители политических партий и неправительственных организаций регулярно обсуждали вопросы предвыборной агитации, правовых основ и условий ее проведения.

В ходе встреч с долгосрочными наблюдателями представители всех партий, за исключением Республиканского общественного объединения «Общенациональная социал-демократическая партия», не высказали жалоб и претензий в адрес государственных и местных исполнительных органов по вопросам ведения своей предвыборной агитации.

Тем не менее наблюдатели от СНГ зафиксировали факты распространения анонимных агитационных печатных материалов, повреждения агитационной продукции, размещения ее в не предназначенных для этого местах. Такие факты наблюдались в ряде регионов Казахстана.

Однако члены Миссии наблюдателей от СНГ считают, что в целом агитационная кампания проходила в рамках правового поля и все зафиксированные нарушения не носили системного характера.

В Штаб Миссии наблюдателей от СНГ из республиканских органов, в компетенцию которых входит работа с жалобами и заявлениями, связанными с соблюдением избирательного законодательства в ходе подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, регулярно поступала информация о ходе их рассмотрения.

По сведениям Генеральной прокуратуры, в органы прокуратуры поступили 54 обращения, которые рассмотрены с вынесением соответствующих актов прокурорского реагирования.

В суды республики поступили 13 заявлений, из них 7 – в Верховный Суд; 9 заявлений возвращены без рассмотрения в связи с неподсудностью, отказано в удовлетворении по делам, заявление удовлетворено частично.

В Центральную избирательную комиссию поступило 61 обращение, по которым приняты соответствующие решения.

Предвыборные штабы политических партий информировали Штаб Миссии наблюдателей от СНГ о своих обращениях в вышеназванные органы.

По мнению наблюдателей от СНГ, жалобы и обращения рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В ходе долгосрочного мониторинга наблюдатели от СНГ работали открыто и гласно, регулярно информировали население страны о выполнении своих функций. Штабом Миссии выпущены два промежуточных отчета, еженедельно проводились пресс-конференции, даны интервью корреспондентам радио, телевидения, печатных средств массовой информации.

Члены Штаба встречались также с высшими должностными лицами государственных органов, в ведении которых находятся конкретные аспекты избирательного процесса. В ходе встреч с руководством Центральной избирательной комиссии, Конституционного Совета, Генеральной прокуратуры, Верховного Суда и Министерства внутренних дел Республики Казахстан были обсуждены входящие в их компетенцию вопросы проведения выборов.

С начала работы Миссии наблюдателей от СНГ члены ее Штаба присутствовали на каждом заседании Центральной избирательной комиссии.

Была продолжена практика обмена мнениями о ходе подготовки выборов во время встреч руководства Штаба Миссии наблюдателей от СНГ и Миссии наблюдателей от ОБСЕ, долгосрочных наблюдателей обеих миссий.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что органами исполнительной власти республики приняты необходимые меры для организационного, материально-технического и финансового обеспечения выборов в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 20 июня 2007 года, созданы благоприятные условия для проведения свободной, открытой и гласной избирательной кампании.

Краткосрочное наблюдение за подготовкой и проведением внеочередных выборов было организовано за несколько дней до даты голосования. Наблюдатели от СНГ анализировали ход предвыборной агитации, встречались с участниками избирательного процесса, представителями средств массовой информации, оценивали готовность избирательных комиссий и помещений для голосования.

По мнению наблюдателей, им были предоставлены широкие возможности и созданы благоприятные условия для мониторинга избирательного процесса. Было организовано взаимодействие с наблюдателями от других международных организаций, политических партий, Республиканского общественного объединения «Комитет по контролю за выборами».

Глава Миссии наблюдателей от СНГ встретился с руководителями миссий наблюдателей от Китайской Народной Республики, ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы и Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.

Наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей в день выборов представители Миссии наблюдателей от СНГ  осуществляли во всех 14 областях Казахстана, в городах Астана и Алматы, а также на пяти заграничных участках. Наблюдатели присутствовали при открытии участков, наблюдали организацию и ход голосования. За весь период мониторинга наблюдатели от СНГ посетили 5 949 избирательных участков, или 61 % от общего количества.

По сведениям Центральной избирательной комиссии, мониторинг выборов вели также 857 наблюдателей от других международных организаций, иностранных государств и зарубежных средств массовой информации.

На 1 512 избирательных участках использовалась электронная система голосования. При этом избиратели выбирали способ голосования – электронным или бумажным бюллетенем.

В отчетах наблюдатели отметили, что помещения для голосования были оснащены и оформлены согласно требованиям избирательного законодательства. Голосование проходило в спокойной обстановке и соответствовало нормам Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан».

Во многих регионах участковые комиссии поздравляли ветеранов и молодых избирателей, впервые участвовавших в голосовании.

На 687 участках осуществлялся мониторинг процесса голосования совместно с наблюдателями от других международных организаций. Обмен информацией о ходе выборов с ними и с местными наблюдателями способствовал выработке объективной оценки избирательного процесса.

В ходе наблюдения отмечались факты проведения «exit poll». По мнению наблюдателей от СНГ, данные опросы осуществлялись с системными недостатками. Так, в городе Астана на избирательных участках № 2 и 3 опросы проводили студенты и школьники, не обладающие соответствующим профессиональным опытом, в Жамбылской области «exit poll» проводился анонимно.

Миссия наблюдателей от СНГ в очередной раз отмечает, что опросы на выходе не дают достоверной информации о процессе выборов и их результаты не могут быть приняты во внимание.

Зафиксированы и некоторые другие недостатки и нарушения. В частности:

– избирательный участок № 44, Восточно-Казахстанская область, открылся в 07.31 в связи с затянувшимся пересчетом бюллетеней;

– в момент посещения избирательного участка № 143, город Алматы, с 07.00 до 07.43 не работала система электронного голосования;

– в кабине для голосования находились по два человека – участки № 464, Актюбинская область; № 18, Карагандинская область; № 6, 153, город Астана, и ряд других;

– отсутствовала информация о партиях, участвующих в выборах, на избирательных участках № 366, Западно-Казахстанская область; № 47, Павлодарская область; № 727, 733, Северо-Казахстанская область; № 90, Южно-Казахстанская область.

Существенные недостатки были выявлены в списках избирателей. Так, в Костанайской области на участке № 23 75 человек отсутствовали в списках,  на участке № 40 –  57 человек.  

После закрытия избирательных участков члены Миссии наблюдателей от СНГ присутствовали при подсчете голосов. Нарушений при подведении итогов голосования зафиксировано не было.

Свои выводы и оценки наблюдатели от СНГ делают на основании только собственного анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга, а также информации, полученной в результате конструктивного взаимодействия с избирательными органами.

По мнению наблюдателей от Содружества, избирательные комиссии, центральные и местные исполнительные органы обеспечили реализацию гражданами Республики Казахстан своих избирательных прав при проведении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента, избиравшихся по спискам политических партий. Миссия наблюдателей от СНГ отмечает, что отдельные нарушения и упущения в процессе избирательной кампании носили в основном технический характер, не были массовыми, не оказали существенного влияния на свободное волеизъявление избирателей и итоги голосования.

Международные наблюдатели от Содружества Независимых Государств:

констатируют, что внеочередные выборы депутатов Мажилиса  Парламента  Республики Казахстан, состоявшиеся 18 августа 2007 года, соответствуют нормам действующего в государстве избирательного законодательства, общепринятым подходам к организации и проведению демократических выборов;

признают прошедшие выборы свободными и транспарентными;

считают, что данные выборы стали отражением стабильного социально-экономического развития государства, явились продолжением проводимых в стране политических реформ, важнейшим фактором дальнейшей демократизации жизни общества;

предлагают другим международным наблюдателям, разделяющим выводы и оценки Миссии наблюдателей от СНГ, присоединиться к данному Заявлению.

Настоящее Заявление будет направлено руководителем Миссии наблюдателей от СНГ на внеочередных выборах депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан главам государств – участников Содружества в соответствии со сложившейся в Содружестве Независимых Государств практикой.