Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Информационно-аналитическая справка об итогах реализации Концепции военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2010 года


Концепция военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2010 года (далее – Концепция) была одобрена 25 ноября 2004 года Советом министров обороны государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Совет министров обороны, СМО СНГ) и принята 26 августа 2005 года Советом глав государств СНГ.

Целью Концепции было определено расширение и дальнейшее развитие военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств на многосторонней основе на период до 2010 года.

Концепция военного сотрудничества определила общие взгляды государств – участников СНГ на принципы, основные направления, формы и систему обеспечения развития военного сотрудничества на многосторонней основе через министерства обороны, органы военного управления государств – участников СНГ, а также органы координации и взаимодействия военного сотрудничества при Совете министров обороны, осуществляющие свою деятельность на постоянной и временной основе.

Принятие Концепции совпало с реформированием рабочих органов СМО СНГ. В ходе преобразований был упразднен Штаб по координации военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств, а основная координирующая роль в вопросах военного сотрудничества возложена на Секретариат СМО СНГ как основной рабочий орган Совета министров обороны.

Для более качественного и целенаправленного выполнения Концепции Секретариатом СМО СНГ были разработаны Основные направления и мероприятия по реализации Концепции, утвержденные Советом министров обороны 31 мая 2006 года. Содержание документа легло в основу ежегодных планов деятельности Совета министров обороны и его рабочих органов.

Реализация Концепции осуществлялась в следующих основных областях военного сотрудничества, в рамках которых происходило развитие как уже традиционных, так и новых направлений:

- в военно-политической области;

- в военной области;

- в области военно-технического сотрудничества;

- в области миротворческой и антитеррористической деятельности;

- в области военно-научного сотрудничества;

- в социально-правовой и гуманитарной областях.

В военно-политической области основные усилия были направлены на совершенствование нормативной правовой базы многостороннего военного сотрудничества, координацию деятельности государств Содружества по вопросам военного сотрудничества, представляющим многосторонний интерес, а также развитие военного взаимодействия как целостной системы.

Рабочими органами СМО СНГ были подготовлены, согласованы и внесены на рассмотрение Совета министров обороны более 200 документов об актуальных проблемах развития многостороннего военного сотрудничества, в том числе о:

- вопросах концептуального развития военного сотрудничества –

12

- совершенствовании объединенной системы ПВО СНГ –

54

- планировании военного сотрудничества и анализе реализации решений –

19

- обеспечении безопасности полетов военной авиации –

12

- антитеррористической и миротворческой деятельности – 

14

- военно-гуманитарном сотрудничестве –

15

- подготовке кадров и военно-научной деятельности –

10

- связи и автоматизации управления –

11

- военно-техническом сотрудничестве –

8

- вопросах военно-мемориальной работы –

5

- праздновании 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов –

5

- правовом обеспечении –

4

- инженерном обеспечении –

3

- гидрометеорологическом обеспечении –

2

- функционировании единой системы ГРЛО «Пароль» –

2

- о других направлениях –

19

 

При этом проекты документов по 27 вопросам были внесены на рассмотрение высших органов Содружества для принятия по ним окончательных решений.

Среди них:

- Соглашение о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств;

- Соглашение о порядке финансового, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию мира;

- Соглашение о сотрудничестве в области расследования авиационных происшествий с государственными воздушными судами государств – участников Содружества Независимых Государств;

- Соглашение о взаимодействии министерств обороны государств – участников СНГ в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки;

- Решение о привлечении Координационного Комитета по вопросам ПВО при СМО СНГ к развитию и совершенствованию противовоздушной обороны государств – членов ОДКБ в формате объединенной системы ПВО СНГ;

- Решение о придании Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского статуса базовой организации государств – участников СНГ по подготовке специалистов-метрологов вооруженных сил;

- Решение о единой юбилейной медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;

- Решение о порядке изготовления единой юбилейной медали «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;

- Решение о прекращении деятельности Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта;

- Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств – участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 3 ноября 1995 года;

- пакеты документов, регламентирующих финансовую деятельность по обеспечению создания и развития объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ;

- проект Концепции развития военного сотрудничества государств –участников Содружества Независимых Государств до 2015 года;

- проект Соглашения об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна;

- проект Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств – участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и другие.

Целенаправленный подход к совершенствованию нормативной правовой базы военного сотрудничества государств – участников СНГ на многосторонней основе с учетом национальных и совместных интересов, а также существующих тенденций и среднесрочных перспектив позволил сформировать эффективную систему нормативного правового обеспечения военного взаимодействия государств Содружества по наиболее перспективным направлениям.

В военной области сотрудничества ключевое место в деятельности СМО СНГ и его рабочих органов было отведено реализации концептуальных установок Совета глав государств СНГ, направленных на повышение внимания к практическим вопросам укрепления системы военной безопасности.

С этой целью:

совершенствовались действующие совместные системы взаимодействия в военной сфере, прежде всего:

- единая система государственного радиолокационного опознавания «Пароль»;

- система по обмену информацией о безопасности полетов военной авиации государств Содружества;

- система гидрометеорологического обеспечения деятельности вооруженных сил государств – участников СНГ;

- система единства измерений в вооруженных силах государств Содружества;

- объединенная система противовоздушной обороны государств –участников Содружества Независимых Государств (далее – ОС ПВО СНГ).

В частности, в рамках совершенствования ОС ПВО СНГ развернута активная работа по созданию региональных систем ПВО. Так, подготовлена и утверждена на высшем уровне нормативная правовая база формирования Единой региональной системы ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности, осуществляется активное ее наполнение практическим содержанием.

Разработан и проходит согласование в министерствах обороны заинтересованных государств Содружества пакет документов о создании региональной системы ПВО на Кавказе. Подобная работа развернута и в отношении создания Центрально-Азиатской региональной системы ПВО.

Формировались перспективные системы взаимодействия в военной сфере государств Содружества, в том числе:

- завершен первый и активно продолжается работа по реализации второго этапа создания совместной (объединенной) системы связи вооруженных сил государств – участников СНГ, что обеспечивает все необходимые условия для выхода многостороннего военного сотрудничества в этой области на качественно новый уровень взаимодействия ее участников;

- развернута работа по созданию Единой геоинформационной системы военного назначения между топографическими службами вооруженных сил государств – участников СНГ и формированию банка картографических данных на стратегические континентальные районы для вооруженных сил государств Содружества. Реализуется Концепция навигационно-временного и топогеодезического обеспечения единой системы управления тактического звена для вооруженных сил государств – участников СНГ;

- в соответствии с Соглашением об организации взаимодействия министерств обороны государств – участников СНГ в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки от 14 ноября 2008 года формируется Объединенная система контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств – участников СНГ.

Совершенствование эффективности функционирования действующих и создаваемых совместных систем взаимодействия в военной сфере обеспечивалось в ходе проведения совместных мероприятий вооруженных сил государств Содружества.

В соответствии с решениями СМО СНГ регулярно проводились:

- совместные учения с боевой стрельбой войск (сил) ВВС (ПВО, ВВС и ПВО, СВО) вооруженных сил государств – участников Соглашения о создании объединенной системы ПВО СНГ «Боевое Содружество»;

- командно-штабные тренировки с органами управления и дежурными силами объединенной системы ПВО СНГ и двусторонние командно-штабные тренировки с органами управления и дежурными по ПВО силами ВВС Российской Федерации, Войск ПВО и ВВС Вооруженных Сил Республики Узбекистан и Войск ПВО Вооруженных Сил Украины;

- тренировки оперативно-прогностических органов гидрометеорологических служб вооруженных сил государств Содружества;

- совместные тренировки войск государств – участников СНГ по восстановлению имитостойкого режима работы единой системы государственного радиолокационного опознавания «Пароль» и обеспечению безопасности применения засекречивающей аппаратуры опознавания и ключевой документации к ней;

- тренировки по использованию каналов взаимодействия между министерствами обороны государств Содружества;

- методические сборы с руководящим составом служб безопасности полетов вооруженных сил государств – участников СНГ;

- сборы инженерных подразделений вооруженных сил государств – участников СНГ;

- другие мероприятия совместной подготовки органов управления и войск (сил) вооруженных сил государств Содружества.

При этом основной упор делался на планирование и проведение мероприятий в формате всех государств – участников СНГ, с учетом совместных интересов государств Содружества, опыта последних лет исходя из принципа: каждое государство само определяет меру и степень своего участия в реализуемых мероприятиях.

Комплексное развитие многостороннего военного сотрудничества государств Содружества обеспечивалось через деятельность координационных комитетов при СМО СНГ по приоритетным направлениям, поиск и внедрение других форм координации военного взаимодействия в формате СНГ.

Ключевая роль в практической реализации принятых решений уставными органами СНГ отводится Комитету начальников штабов вооруженных сил государств – участников СНГ, Военно-техническому комитету, Координационному Комитету по вопросам ПВО и другим координационным комитетам при СМО СНГ.

В соответствии с положениями Концепции осуществлялось создание координационных комитетов, обеспечивающих развитие новых приоритетных направлений:

- создание Решением СМО СНГ от 3 июня 2009 года Координационного комитета по вопросам инженерного обеспечения стало логическим развитием существующего с 2001 года взаимодействия инженерных войск вооруженных сил государств Содружества и придало сотрудничеству целенаправленный, систематизированный характер в формате СНГ;

- на основании Соглашения о взаимодействии министерств обороны государств – участников СНГ в области контроля радиационной, химической и биологической обстановки от 14 ноября 2008 года, принятого СГП СНГ, был сформирован и с 2010 года приступил к работе Координационный комитет начальников войск радиационной, химической и биологической защиты (химической защиты) государств – участников СНГ. Его важнейшей задачей является обеспечение создания и функционирования Объединенной системы контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки министерств обороны государств – участников СНГ;

- по предложению Министерства обороны Республики Беларусь Советом министров обороны государств – участников СНГ 15 октября 2008 года было принято решение о создании Военно-мемориального комитета, деятельность которого призвана обеспечить эффективное взаимодействие министерств обороны государств Содружества в области военно-мемориальной работы.

При реализации подходов Концепции к развитию военного сотрудничества внедрялись новые формы обеспечения взаимодействия министерств обороны государств Содружества. К ним, прежде всего, следует отнести координационные совещания. В отчетный период проводились координационные совещания по вопросам:

- безопасности полетов вооруженных сил государств – участников СНГ;

- экологической безопасности вооруженных сил государств – участников СНГ;

- информационного обеспечения военного строительства вооруженных сил государств – участников СНГ;

- взаимодействия военно-медицинских служб вооруженных сил государств – участников СНГ;

- совершенствования правового обеспечения многостороннего военного сотрудничества вооруженных сил государств – участников СНГ и другие.

В настоящее время систему военного сотрудничества государств Содружества обеспечивают 13 координационных комитетов и более 10 координационных совещаний, осуществляющих регулярную деятельность на временной основе.

Дифференцированный подход к выбору форм координации военного сотрудничества обеспечил планомерное системное развитие приоритетных направлений и с учетом их особенностей позволил наиболее продуктивно использовать существующий потенциал государств Содружества в национальных и совместных интересах.

В области военно-технического сотрудничества, с учетом интересов государств – участников СНГ, одним из важнейших направлений деятельности СМО СНГ по реализации Концепции стал поиск оптимальных вариантов решения государствами Содружества проблем, связанных с модернизацией и ремонтом вооружения и военной техники национальных вооруженных сил.

В частности:

- Решением СМО СНГ от 31 мая 2006 года утвержден Перечень предприятий промышленности государств – участников СНГ по производству (модернизации) и ремонту комплексов и средств связи военного назначения;

- Решением СМО СНГ от 2 июля 2008 года внесены изменения в Положение о порядке организации и проведения ремонта вооружения и военной техники на ремонтных предприятиях министерств обороны
государств – участников СНГ;

- Решением СМО СНГ от 3 июня 2009 года определен порядок обмена информацией о потребностях в запасных частях и запасном имуществе и принадлежностях к имеющимся вооружению и военной технике, о наличии излишествующего вооружения и военной техники, запасных частей и запасном имуществе и принадлежностях к ним, не находящих применения в вооруженных силах государств – участников СНГ;

- определен порядок организации и проведения ремонта на предприятиях министерств обороны государств Содружества.

Важнейшим направлением деятельности Совета министров обороны и его рабочих органов (Военно-технического комитета, Секретариата СМО СНГ) стало создание системы учета излишествующего вооружения и военной техники, не находящих применения в национальных вооруженных силах. В качестве важного шага решения существующих проблем явилось формирование механизма обмена информацией о потребностях в запасных частях и запасном имуществе и принадлежностях к имеющимся вооружению и военной технике.

Подготовленная нормативная правовая база стала основой создания  нештатного Координационного центра по вопросам ремонта, поставки запасных частей и модернизации вооружения и военной техники вооруженных сил государств – участников СНГ. Его деятельность призвана обеспечить более эффективное взаимодействие государств – участников СНГ в решении вопросов ремонта, поставки запасных частей и модернизации вооружения и военной техники.

С учетом заинтересованности вооруженных сил государств – участников СНГ Совет министров обороны и его рабочие органы приступили к активному взаимодействию в направлении решения государствами Содружества проблемы утилизации вооружения и военной техники, значимость которой в последующем будет усиливаться.

Значительное внимание в соответствии с Концепцией уделялось совместному использованию военной инфраструктуры государств Содружества. В ходе боевой подготовки войск (сил) государств – участников СНГ использовались полигоны «Телемба», «Ашулук» (Российская Федерация) и «Сары-Шаган» (Республика Казахстан).  

Таким образом, деятельность Совета министров обороны и его рабочих органов была нацелена на решение задач, связанных с оптимизацией военно-технического сотрудничества государств – участников СНГ по направлениям, представляющим наибольший интерес.

Необходимость эффективного противодействия новым вызовам и угрозам обусловила активность Совета министров обороны в координации усилий государств – участников СНГ в области антитеррористической деятельности как важнейшего элемента укрепления не только региональной, но и глобальной безопасности.

Взаимодействие вооруженных сил государств Содружества в вопросах противодействия международному терроризму проводилось с учетом положений Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, утвержденной Решением СГГ СНГ от 26 августа 2005 года, мероприятий Программы по ее реализации на 2008–2010 годы, принятой Решением СГГ СНГ от 5 октября 2007 года, а также комплекса документов, принятых СМО СНГ. Советом министров обороны и его рабочими органами осуществлен комплекс мероприятий, в том числе:

- разработан проект Соглашения об организации действий дежурных по противовоздушной обороне сил государств – участников Содружества Независимых Государств при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна;

- в соответствии с поручением Совета глав государств СНГ определен и согласован между государствами Содружества дополнительный перечень совместных мероприятий, направленных на усиление в государствах –участниках СНГ контроля за оборотом переносных зенитно-ракетных комплексов;

- систематически проводились тренировки по действиям дежурных сил по ПВО государств – участников СНГ при получении информации о захвате (угоне) воздушного судна террористами;

- планово проводились учения объединенной системы ПВО государств – участников СНГ с отработкой элементов противодействия  международному терроризму;

- на постоянной основе принималось участие в проведении совместных оперативно-стратегических командно-штабных учений антитеррористической направленности, международных форумов и других мероприятиях по данной проблематике;

- на регулярной основе принималось участие в экспертной оценке и доработке проектов документов отраслевых органов СНГ, направленных на противодействие международному терроризму.

Воспринимая военную составляющую неотъемлемой частью общей системы безопасности государств Содружества и противодействия международному терроризму, СМО СНГ и его рабочие органы активно развивали по этому направлению взаимодействие с:

- Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств;

- Антитеррористическим центром государств – участников СНГ;

- Координационной службой Совета командующих Пограничными войсками государств – участников СНГ (далее – КС СКПВ);

- Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств;

- другими органами СНГ.

В рамках достигнутого взаимодействия активно совершенствовалась система взаимного обмена информационно-аналитическими материалами, а также проводились совместные практические мероприятия по вопросам, представляющим взаимный интерес.

В соответствии с Концепцией комплекс мероприятий в этой области направляется на создание основ системы военного противодействия международному терроризму, новым вызовам и угрозам.

В области миротворческой деятельности были подготовлены документы, которые регламентировали важнейшие аспекты проведения миротворческих операций:

- Соглашение о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств;

- Соглашение о порядке финансирования, технического и тылового обеспечения деятельности и персонала Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств.

С принятием этих соглашений была завершена межгосударственная нормотворческая работа по правовому регулированию содержания и порядка организации миротворческой деятельности в регионах конфликтов на территории СНГ, проводимой по мандату Совета глав государств Содружества.

Результаты практического опыта применения миротворческих сил государств – участников СНГ свидетельствуют об их высокой эффективности и значительном миротворческом потенциале. В связи с этим следует констатировать, что механизм урегулирования конфликтов в Содружестве на основе проведения операций по поддержанию мира сформирован, апробирован и может быть использован по решению Совета глав государств СНГ.

В области военно-научного сотрудничества основные усилия в соответствии с Концепцией были направлены:

во-первых, на обеспечение военно-научного сопровождения дальнейшего развития сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в военной сфере и выполнения принятых решений. Это реализовалось при проведении:

- заседаний СМО СНГ и его рабочих органов, в ходе которых обсуждались проблемы концептуального характера и определялись приоритетные направления военного сотрудничества государств Содружества (рассмотрение и одобрение Концептуальных подходов к развитию военного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2015 года);

- научно-практических форумов, организованных рабочими органами СМО СНГ. В частности, на круглом столе Комитета начальников штабов по теме: «Современный облик армий ХХI века: опыт и проблемы военного строительства государств – участников СНГ. Роль и место КНШ СНГ во взаимодействии генеральных (главных) штабов», проведенном 18 марта 2009 г. в городе Москве, обсуждались приоритеты развития национальных вооруженных сил государств Содружества и перспективы их сотрудничества на многосторонней основе. На круглом столе ВТК, прошедшем 30 июня 2010 года в Москве, обсуждались новые подходы к техническому обеспечению в вооруженных силах государств – участников СНГ на современном этапе;

- совместных мероприятий с уставными и отраслевыми органами СНГ, как, например, совместное проведение с КС СКПВ государств – участников СНГ конференции на тему: «Проблемы и актуальные направления перспективного сотрудничества межгосударственных органов по реализации согласованной пограничной политики государств – участников СНГ»;

- а также функционирования системы обмена военно-научной информацией между министерствами обороны государств – участников СНГ, при подготовке информационно-аналитических материалов по вопросам развития военного сотрудничества государств Содружества;

во-вторых, на формирование военно-научной основы документов военного сотрудничества государств Содружества:

- путем привлечения к разработке проектов документов, как концептуального, так и прикладного характера, научно-исследовательских институтов, специалистов учебных заведений, опытных практиков;

- в ходе анализа, доработки и согласования рабочими и экспертными группами проектов документов к заседаниям Совета министров обороны и высших уставных органов СНГ;

в-третьих, значительное внимание было уделено военно-научному обеспечению развития приоритетных направлений военного сотрудничества, прежде всего на основе создания системы базовых организаций в области подготовки военных кадров (специалистов) и исследования конкретных вопросов и проблем военного сотрудничества государств Содружества.

В рамках этой деятельности, по предложению СМО СНГ, высшими органами СНГ были приняты решения о придании ряду научных и учебных учреждений статуса базовых, в том числе:

- Военному университету противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова статуса базовой организации государств –участников СНГ по подготовке военных кадров для объединенной системы противовоздушной обороны;

- Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского статуса базовой организации государств – участников СНГ по подготовке специалистов-метрологов вооруженных сил;

- 2-му ЦНИИ МО РФ статуса базовой организации государств – участников СНГ в области противовоздушной обороны;

- 32-му ГНИИИ МО РФ статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств в области исследования проблем военной метрологии и метрологического обеспечения войск (сил).

Военно-научная работа получила новый импульс к развитию в результате учреждения СМО СНГ Международного конкурса военно-научных работ, который Решением СГП СНГ от 21 мая 2010 года включен в План мероприятий, посвященных 20-летию Содружества Независимых Государств.

Таким образом, Совету министров обороны в ходе реализации Концепции удалось посредством объединения усилий своих рабочих органов создать дифференцированную систему военно-научного обеспечения развития приоритетных направлений военного сотрудничества государств – участников СНГ и обоснования (определения) его перспектив.

По инициативе Совета министров обороны была значительно расширена социально-правовая и гуманитарная область военного сотрудничества, играющая важную роль в интеграционных процессах на пространстве Содружества Независимых Государств.

Результатом совместных усилий министерств обороны государств Содружества стал разработанный и принятый комплекс модельных документов концептуального характера, прежде всего:

- модельной Концепции организации военно-социологического обеспечения по изучению социальных процессов в вооруженных силах государств – участников СНГ;

- модельной Концепции культурно-досуговой работы в вооруженных силах государств – участников СНГ;

- модельной Концепции социальной помощи и реабилитации военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и членов их семей, рабочих и служащих вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств, непосредственно участвующих (участвовавших) в защите своего Отечества и лиц, приравненных к ним;

- модельной Концепции взаимодействия органов военного управления вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств с религиозными объединениями в интересах духовно-нравственного воспитания военнослужащих, членов их семей, рабочих и служащих вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств.

В целях укрепления духовно-нравственного единения воинов дружественных армий осуществлялось на регулярной основе проведение публичных мероприятий, прежде всего таких, как:

- Московский международный фестиваль армейской песни «Виват, Победа!»;

- Спартакиада дружественных армий государств – участников Содружества Независимых Государств;

- Международный конкурс военно-профессионального мастерства среди военнослужащих дружественных армий «Мировой парень»;

- Международный конкурс среди редакций органов военной печати государств – участников Содружества Независимых Государств на лучшее журналистское произведение;

- Смотр-конкурс национальных музеев вооруженных сил государств – участников Содружества Независимых Государств и других.

Учитывая заинтересованность и инициативы министерств обороны государств Содружества, развитие взаимодействия государств – участников СНГ в вопросах увековечения памяти погибших, проявления постоянной заботы о здравствующих представителях поколения победителей стало одним из приоритетных направлений деятельности СМО СНГ в области развития гуманитарного сотрудничества.

В качестве первых шагов в развитии данного приоритетного направления Совет министров обороны:

- образовал Военно-мемориальный комитет;

- активно участвовал в реализации решений Совета глав государств СНГ об увековечении празднования Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

- одобрил проект Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств – участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;

- утвердил Перспективный план совместных мероприятий министерств обороны в области военно-мемориальной работы до 2015 года;

- провел комплекс мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы.

В целом проделанная работа в данной области способствовала сохранению памяти об общем великом историческом прошлом народов Содружества Независимых Государств, воспитанию и единению воинов дружественных армий, укреплению духа доверия и сотрудничества между вооруженными силами государств Содружества.

Вывод: реализация Концепции военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2010 года способствовала обеспечению устойчивых темпов развития взаимодействия государств – участников СНГ в военной сфере в условиях придания национальным вооруженным силам облика армий ХХI века.

Важнейшим итогом реализации Концепции стало формирование устойчивых партнерских отношений, развитие разноскоростной и многовекторной модели военного сотрудничества, органичное сочетание его различных уровней, включающих в себя, в том числе, двусторонние и региональные взаимосвязи.

Комплексный подход к реализации Концепции позволил органично сочетать развитие областей, относящихся как к сфере непосредственного обеспечения безопасности, так и к сфере гуманитарного взаимодействия и охватил наиболее приоритетные направления многостороннего военного сотрудничества государств – участников СНГ.

При этом в совершенствовании традиционных областей военного сотрудничества государств Содружества Совету министров обороны удалось сконцентрировать усилия на формировании и развитии совместных систем взаимодействия в военной сфере, позволяющих более эффективно обеспечить национальную и совместную безопасность государств – участников СНГ, создать устойчивую платформу ее совершенствования на перспективу.

Расширение гуманитарного аспекта военного сотрудничества государств – участников СНГ стало результатом не только усиления внимания к значимости человеческого фактора в обеспечении безопасности государств Содружества, но и отражением тенденций в развитии Содружества Независимых Государств.

Достигнутые в ходе реализации Концепции военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2010 года итоги нашли свое логическое продолжение в Концепции военного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств до 2015 года, которая нацелена на дальнейшее расширение и совершенствование многостороннего военного сотрудничества государств – участников СНГ.