Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характераобразован 22 января 1993 года в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятым Советом глав правительств СНГ (Минск).
Соглашение подписали все государства – участники Содружества: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Основными задачами и функциями Совета являются:
выработка рекомендаций в целях проведения государствами – участниками Соглашения скоординированной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
выработка рекомендаций, направленных на сближение норм законодательства по данным проблемам и разработку соглашений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
координация действий в международных организациях и участия в международных программах соответствующей направленности, международного и межрегионального сотрудничества в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
содействие интеграции систем и взаимодействию органов, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, природной среды и ликвидации последствий при их возникновении;
содействие разработке и реализации межгосударственных целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей;
содействие организации подготовки и повышения квалификации специалистов в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
содействие организации контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
подготовка рекомендаций в области организации взаимного оповещения о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов, возникающих чрезвычайных ситуациях, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах для их ликвидации;
координация действий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляемых по просьбе государств – участников Соглашения, в том числе по оказанию им материальной и иной помощи, размещению пострадавшего населения;
учреждение рабочих и иных органов Совета, определение места нахождения, порядка и правил их деятельности, утверждение штата и структуры этих органов, а также назначение их руководителей;
контроль за деятельностью рабочих органов Совета;
согласование и подготовка совместных планов действий в крупномасштабных и трансграничных чрезвычайных ситуациях;
строительство Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание органов, формирований, учреждений и организаций для решения совместных задач в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обмен оперативной информацией об обстановке на территориях государств – участников Соглашения, прогнозируемых и сложившихся чрезвычайных ситуациях, организация межгосударственного уведомления и оповещения о чрезвычайных ситуациях;
согласование основных существующих нормативных правовых актов, организационных структур, организационных и технологических принципов проведения работ, технического оснащения, программ подготовки специалистов и формирований государств – участников Соглашения, а также согласование этих вопросов при создании новых подобных документов, структур, технологий, технических средств, программ;
взаимодействие национальных государственных систем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
создание и внедрение объединенных технических систем по обеспечению предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях государств – участников Соглашения (управление, мониторинг и прогнозирование, связь и оповещение и другие);
разработка и реализация межгосударственных программ, проектов и мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов;
использование аварийно-спасательных формирований государств – участников Соглашения для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе их последствий на территориях других государств – участников Соглашения;
оказание силами за счет ресурсов государств – участников Соглашения гуманитарной помощи пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций населению других государств – участников Соглашения;
совместная эвакуация граждан государств – участников Соглашения из зон чрезвычайных ситуаций и конфликтов в государствах, не являющихся государствами – участниками Соглашения;
взаимная подготовка специалистов по согласованным учебным программам, обмен учебными пособиями и средствами обучения;
проведение совместных учений;
проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обмен информацией о научно-технических достижениях, обмен методической и технологической документацией, специальными периодическими изданиями;
проведение совместных научно-технических, просветительских, демонстрационных, профессионально-спортивных межгосударственных мероприятий.
На Совет могут возлагаться другие задачи, определяемые правительствами государств – участников Соглашения.
В работе Совета участвуют все государства – участники СНГ.
Руководство Советом осуществляет Председатель, который избирается на заседании. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Функции рабочего аппарата Совета выполняет отдел по сотрудничеству в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ.
По инициативе Совета или с его участием высшими органами СНГ принят ряд межгосударственных документов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации их последствий, спасения и эвакуации людей. Эти документы легли в основу повседневной деятельности Совета, приняты и принимаются соответствующие меры по их реализации.
На каждом последующем заседании Совета рассматривается вопрос о реализации решений, принятых на предыдущем заседании. Информацию готовит и представляет Исполнительный комитет СНГ.
Вопросы организации и осуществления комплексных фундаментальных и прикладных исследований, направленных на обеспечение национальной и международной безопасности в чрезвычайных ситуациях, стали важными и актуальными практически для всех стран мира. Не являются исключением и государства – участники СНГ.
Для координации научных исследований и ведения согласованной научно-технической политики по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создан научно-координационный совет базовой организации государств – участников СНГ в области науки и высоких технологий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основой реализации решений Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера является работа, проводимая национальными органами по чрезвычайным ситуациям государств – участников СНГ.
Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера – действующий орган отраслевого сотрудничества СНГ, выполняющий поставленные задачи в полном объеме. Кроме того, имея в своем подчинении аварийно-спасательные формирования, сведенные в Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Совет способен решать задачи, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций на пространстве СНГ.