Абдулазиз Камилов, Министр иностранных дел Республики Узбекистан
Сегодня в Узбекистане и Казахстане мы становимся очевидцами и непосредственными участниками процесса обновления многовековой летописи дружбы и добрососедства между нашими странами.
Испокон веков узбеки и казахи живут в мире и согласии, оказывают поддержку друг другу. Испытанные временем братские взаимоотношения и высокий уровень стратегического партнерства обогащаются новым содержанием. За последние два года нам удалось достичь весомых результатов в развитии узбекско-казахстанских отношений в самых различных сферах и направлениях.
Благодаря совместным усилиям создана совершенно новая атмосфера политического доверия. Достигнут прорыв в решении многих вопросов, которые в прошлом создавали препятствия на пути взаимного сближения во имя достижения общих интересов по дальнейшему развитию и повышению благосостояния наших народов. Активизировались и расширяются торговые, инвестиционные, транспортно-коммуникационные, кооперационно-производственные и культурно-гуманитарные связи, приграничное и межрегиональное сотрудничество, взаимодействие в области обеспечения безопасности и совместного противодействия современным вызовам и угрозам.
Создан прочный фундамент для динамичного развития взаимовыгодного и многопланового сотрудничества на основе положений договоров о Вечной дружбе и Стратегическом партнерстве. Значительно укреплена договорно-правовая база двустороннего сотрудничества.
Сегодня мы имеем все необходимые условия для плодотворного и конструктивного взаимодействия – это глубокое взаимопонимание на всех уровнях. Этому во многом способствовали взаимные визиты глав наших государств, которые, несомненно, придали новый импульс дальнейшему укреплению стратегического партнерства.
Каждая встреча глав Узбекистана и Казахстана всегда воспринимается с огромным духовным подъемом и живым интересом, так как в их рамках стороны обмениваются мнениями по многим вопросам, представляющим взаимный интерес, достигаются конкретные договоренности по дальнейшему укреплению дружбы и сотрудничества.
Вместе с тем, регулярный характер приобрели также встречи на уровне министерств и ведомств, активно развивается сотрудничество между регионами. Расширяются и углубляются приграничные и межрегиональные связи, формируются новые механизмы активизации экономических связей.
В этом контексте значимым событием для двусторонних отношений стал Первый Форум межрегионального сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан, который с большим успехом прошел в ноябре прошлого года в г.Шымкенте. Итоги Форума наглядно показали широкий, еще незадействованный потенциал узбекско-казахстанского экономического сотрудничества.
Новые подходы и тенденции во взаимодействии между нашими странами привели к интенсификации двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Казахстан твердо занимает позицию одного из крупнейших внешнеторговых партнеров Узбекистана. Достигнуты заметные результаты в развитии взаимовыгодного сотрудничества наших стран в сферах экономики, торговли, транспорта, научно-технической и культурно-гуманитарной областях. Двусторонний товарооборот за 2018 год вырос на 47% и достиг 3,022 млрд. долл.
Одним из ключевых компонентов узбекско-казахстанских отношений является культурно-гуманитарная сфера, которая играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального мира и согласия, воспитании чувства взаимного уважения, взаимообогащении и дальнейшем сближении народов наших стран. Ярким примером развития двусторонних культурных связей является проведение в 2018 году «Года Узбекистана в Казахстане».
Это уникальное событие, которое было организовано впервые в истории нашего многолетнего плодотворного сотрудничества – яркий пример истинно братских отношений между двумя близкими народами. Нами ведется активная работа по проведению в текущем году в Узбекистане «Года Казахстана».
Достигнутый за последние два года уровень успешного и продуктивного взаимодействия в полной мере отвечает интересам братских народов Узбекистана и Казахстана, способствует обеспечению стабильности и прогрессу во всем регионе Центральной Азии.
Такой прорыв стал возможным благодаря политической воле глав наших государств – Шавката Мирзиёева и Нурсултана Назарбаева, – нацеленной на развитие добрососедских отношений, укрепление и дальнейшее углубление общерегионального сотрудничества и единение стран Центральной Азии.
Президентом Республики Узбекистан было ясно и четко определено, что главным внешнеполитическим приоритетом страны является проведение открытой и конструктивной политики в отношении ближайших соседей, решение проблем Центральной Азии на основе равноправия, взаимного учета интересов и поиска разумных компромиссов. Все эти усилия должны быть направлены на превращение Центральной Азии в регион стабильности, безопасности и процветания.
Достижение этих задач, а также обеспечение устойчивого и динамичного развития всего нашего региона во многом зависит от того, насколько сплоченно и гармонично будет выстроено взаимодействие центрально-азиатских государств. В этом ключе партнерство наших братских стран имеет важное значение для укрепления региональной стабильности и развития сотрудничества во всей Центральной Азии.
Это касается не только политического, торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества, но и взаимодействия в сфере борьбы с основными трансграничными угрозами в Центральной Азии – терроризмом, религиозным экстремизмом, организованной преступностью, наркотрафиком.
Следует отметить наше тесное взаимодействие по линии международных организаций, прежде всего ООН, ШОС, СНГ и др. Мы высоко ценим уровень взаимной поддержки в ходе рассмотрения в рамках этих организаций наиболее важных вопросов, затрагивающих интересы Центральной Азии в целом.
Среди них особую важность представляет создание в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (ЦАЗСЯО), а также объявление 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний. Мировое сообщество не только поддержало чаяния центрально-азиатских стран на появление мира, свободного от оружейного атома, но и признало заслуги в этом процессе Казахстана, объявившего о закрытии испытательного полигона под Семипалатинском.
Кроме того, Узбекистан поддержал кандидатуру Казахстана в непостоянные члены Совета безопасности ООН, а также его инициативу в рамках председательствования в Совете Безопасности по организации в 2018 году дебатов министерского уровня на тему «Построение регионального партнерства в Афганистане и Центральной Азии в качестве модели взаимозависимости безопасности и развития».
В данном контексте хотелось бы также отметить совместную реализацию исторической по своей значимости для Центральной Азии инициативы Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева об организации регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Данная инициатива была всецело поддержана Президентом Казахстана Н.Назарбаевым и по предложению главы Казахстана первая такая встреча состоялась 15 марта 2018 года в г.Астане.
Следует подчеркнуть, что такой формат является хорошей площадкой для поддержания странами региона регулярного доверительного диалога и выработки согласованных подходов по актуальным региональным вопросам. Практическая реализация этой инициативы стала возможной благодаря твердой приверженности центрально-азиатских государств идее общности интересов и ответственности за будущее народов региона.
Событием исторического значения стало принятие в июне 2018 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центрально-азиатском регионе». Это решение явилось важным этапом в становлении Центральной Азии, как единого, консолидированного региона, государства которого способны совместными усилиями решать общие проблемы, обеспечить процветание его многомиллионного населения.
Страны Центральной Азии также стали соавторами принятой в декабре 2018 года резолюции Генассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность». Резолюция направлена на продвижение мира, взаимного уважения, толерантности и интеграции, целью которой является укрепление и обеспечение религиозной свободы, защиты прав верующих, недопущение дискриминации.
Сегодня Центральная Азия уже однозначно не является периферией мировой политики. Регион с каждым годом привлекает все большее внимание мировой общественности и ключевых акторов международных отношений. Этому способствует также растущая активность стран региона и их вовлеченность в обсуждение и решение важнейших вопросов региональной и глобальной политики.
Эти успехи были достигнуты благодаря совместным усилиям и взаимной поддержке странами региона, в том числе Узбекистаном и Казахстаном, общерегиональных инициатив.
В данном контексте хотелось бы отметить совпадающую позицию лидеров Узбекистана и Казахстана, последовательно выступающих за укрепление регионального партнерства, углубление интеграции в различных отраслях экономики и развитие культурно-гуманитарных связей.
Сегодня идет процесс формирования широких возможностей для углубления и наращивания межрегионального сотрудничества, его выводу на качественно новый уровень. Перед государствами Центральной Азии поистине открылась новая страница в многовековой летописи дружбы, добрососедства, взаимной поддержки и сотрудничества.
Все это заложило фундамент для реализации новых крупных региональных экономических и политических инициатив, укреплению общности интересов стран региона в области безопасности и устойчивого развития, а также единой культурно-цивилизационной идентичности Центральной Азии.
Следует особо подчеркнуть, что у наших стран есть твердая политическая воля и готовность совместными усилиями продолжить доверительный, открытый и конструктивный диалог по всему спектру взаимодействия, предпринять необходимые усилия для укрепления многопланового практического и стратегического сотрудничества по всем взаимоинтересующим направлениям как на двустороннем, так и на региональном уровнях при активном участии всех государств Центральной Азии.
Об авторе
Абдулазиз Камилов – Министр иностранных дел Республики Узбекистан. Закончил дипломатическую академию МИД СССР, аспирантуру Института востоковедения Академии наук СССР. Кандидат исторических наук.
Работал в посольствах СССР в Ливане и Сирии (1973-1984), МИД СССР (1984-1988), Институте мировой экономики и международных отношений Академии наук СССР (1988-1991)
С первых дней независимости Узбекистана работает в государственных структурах республики: советник посольства Узбекистана в России (1991-1992), заместитель председателя Службы национальной безопасности (1992-1994), первый заместитель, министр иностранных дел (1994-2003), государственный советник Президента Республики Узбекистан по внешнеполитическим вопросам.
1998-2003 годы – Ректор Университета мировой экономики и дипломатии.
2003-2010 годы – Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в США (Канаде и Бразилии по совместительству).
2010-2012 – Первый заместитель министра иностранных дел Республики Узбекистан.
Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Владеет арабским и английским языками. Награжден орденами и юбилейными медалями.
Источник: Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан