Исполком СНГ

О деятельности Совета министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств

1. Правовые и организационные основы деятельности Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ

Совет министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СМВД, Совет) создан Решением Совета глав государств СНГ от 19 января 1996 года в целях развития взаимодействия и координации сотрудничества органов внутренних дел в борьбе с преступностью. СМВД является преемником действовавшего с 1992 года по 1996 год Совещания министров внутренних дел государств – участников СНГ.

Порядок работы Совета регламентируется Положением о СМВД, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ 17 мая 1996 года.

Совет выполняет функции органа отраслевого сотрудничества СНГ по вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел, а также иных государственных органов государств – участников СНГ, выполняющих аналогичные функции.

Членами СМВД по должности являются министры внутренних дел Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и начальник Полиции Армении. Министр внутренних дел Туркменистана принимает участие в работе Совета в качестве наблюдателя.

Функции секретариата СМВД возложены на Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – БКБОП, Бюро).

Основными задачами СМВД являются:

обеспечение взаимодействия в борьбе с преступностью, охране правопорядка и других сферах деятельности министерств внутренних дел;

реализация решений Советов глав государств и глав правительств СНГ по вопросам, входящим в компетенцию министерств внутренних дел.

 

2. Заседания Совета министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств

В соответствии с Положением о СМВД заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Также предусмотрена возможность проведения внеочередных заседаний СМВД по решению Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ,
а также по инициативе одного или нескольких членов СМВД при согласии не менее половины его членов.

За период с 2014 по 2018 год Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ провел пять очередных заседаний:

в 2014 году – в г. Чолпон-Ате;

в 2015 году – в г. Минске;

в 2016 году – в г. Санкт-Петербурге;

в 2017 году – в г. Душанбе;

в 2018 году – в г. Баку.

В 2019 году очередное заседание Совета прошло в г.Ташкенте.

Советом в рамках своей деятельности принято 45 решений, из которых 37 – непосредственно в ходе заседаний и 9 – путем процедуры заочного голосования, предусмотренной Регламентом СМВД по неотложным вопросам. Кроме того, Советом было принято 10 протокольных решений по актуальным вопросам развития сотрудничества министерств внутренних дел стран Содружества.

Тематика вопросов, которые рассматривались Советом и по которым принимались решения, охватывает более 20 направлений взаимодействия правоохранительных органов государств – участников СНГ.

Среди них можно выделить:

- совершенствование межгосударственного розыска лиц;

- противодействие:

преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий;

вербовке граждан для участия в вооруженных конфликтах на территории третьих стран;

противоправным деяниям со стороны членов неформальных объединений болельщиков спортивных команд, в том числе в период проведения массовых спортивных и зрелищных мероприятий;

незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

хищению автотранспортных средств;

- возвращение несовершеннолетних в государства их проживания;

- совершенствование подготовки кадров для органов внутренних дел стран Содружества.

Ряд документов, подготовленных на площадке СМВД, в дальнейшем были рассмотрены Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ, а также Советом министров иностранных дел СНГ.

 

3. Обеспечение взаимодействия министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений

Основные направления работы СМВД по совершенствованию взаимодействия органов внутренних дел в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений в 2014–2018 годах определялись, прежде всего, Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы, а также программами сотрудничества государств – участников СНГ:

в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014–2018 годы;

в борьбе с торговлей людьми на 2014–2018 годы;

в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 и 2017–2019 годы;

в противодействии незаконной миграции на 2012–2014 и 2015–2019 годы;

в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016–2020 годы;

в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2016–2020 годы.

К числу приоритетных направлений сотрудничества министерств внутренних дел стран Содружества в соответствии с данными документами были отнесены:

совершенствование правовых и организационных основ сотрудничества;

проведение организационно-практических мероприятий, в том числе согласованных, профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций;

информационное и научное обеспечение сотрудничества;

кадровое обеспечение органов внутренних дел.

В целях своевременного выполнения мероприятий, предусмотренных межгосударственными программами, а также в рамках реализации требований механизма контроля соответствующих программ, Советом были разработаны, утверждены и реализованы планы по организации выполнения указанных документов.

Практика исполнения международных договоров в сфере борьбы
с преступностью, заключенных в рамках СНГ, регулярно рассматривалась в ходе заседаний СМВД при обсуждении вопроса «О приоритетных вопросах сотрудничества министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ и ходе реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью».

На основании информации, предоставляемой министерствами внутренних дел (Полицией) в БКБОП, обобщенные сведения о результатах выполнения межгосударственных программ ежегодно направлялись в Исполнительный комитет СНГ для подготовки отчетов главам государств.

 

3.1. Участие в разработке проектов документов международного характера по вопросам правоохранительной деятельности, борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений

Важным направлением работы СМВД государств – участников СНГ является совершенствование правовых основ деятельности компетентных органов стран Содружества и органов отраслевого сотрудничества в сфере противодействия преступности, а также повышение эффективности взаимодействия министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ.

Так, в 2014 году в соответствии с положениями Договора государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 года СМВД был подготовлен и одобрен проект документа, определяющего единый порядок взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять розыск лиц в соответствии с национальным законодательством. Данный проект после прохождения процедур внутригосударственного согласования в странах Содружества представлен на рассмотрение Совета глав правительств СНГ. Решением СГП от 30 октября 2015 года утвержден Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц.

Регламентом предусмотрено оказание содействия компетентным органам стран Содружества в организации взаимодействия и осуществлении межгосударственного розыска лиц с задействованием Межгосударственного информационного банка (далее – МИБ). В рамках МИБ федеральным казенным учреждением «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» осуществляется формирование и ведение централизованного учета лиц, объявленных в межгосударственный розыск, а также централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности. В документе изложены порядок взаимодействия компетентных органов, объявления и прекращения межгосударственного розыска на территориях государств – участников СНГ, а также действия компетентных органов при установлении разыскиваемого лица, объявленного в межгосударственный розыск, личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу.

Также на заседании в 2014 году рассмотрен проект Исполнительного протокола к Соглашению о сотрудничестве государств – участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 года, в котором детализируется порядок взаимных расчетов между странами Содружества при возмещении расходов, связанных с возвращением несовершеннолетних в государства их постоянного проживания. После прохождения необходимых согласительных процедур в странах Содружества Исполнительный протокол был подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 30 октября 2015 года в г. Душанбе.

В 2015 году на заседании СМВД был рассмотрен и одобрен проект Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016–2020 годы, которая была утверждена Решением Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2016 года. Принятие Программы обусловлено необходимостью адекватного реагирования на происходящие изменения видов и способов преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, и реализации неотложных мер противодействия им. Документ нацелен на развитие сотрудничества государств – участников и органов СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, содержит комплекс организационных, правовых и практических мер.

Одновременно в 2015 году Совет министров внутренних дел рассмотрел и одобрил проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. На прошедшем 28 сентября 2018 года в г. Душанбе заседании Совета глав государств СНГ Соглашение подписано. Документ развивает правовые и организационные основы сотрудничества правоохранительных органов стран Содружества в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. В нем представлен детальный понятийный аппарат и значительно расширен перечень умышленных уголовно наказуемых деяний в сфере информационных технологий. Впервые на межгосударственном уровне обозначены правонарушения, связанные с детской порнографией, а также с осуществлением террористической деятельности или оправданием терроризма. Соглашение закрепляет различные формы сотрудничества, включая обмен информацией, исполнение запросов об оказании содействия в получении информации, планирование и проведение скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере информационных технологий.

В 2016 году СМВД был подготовлен проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 года. После прохождения документом всех необходимых согласительных процедур в странах Содружества главы МВД Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации и Республики Таджикистан, уполномоченные правительствами своих государств, подписали Протокол в рамках очередного заседания СМВД 20 июля 2018 года в г. Баку.

Необходимо отметить, что подписание документа межправительственного уровня на площадке СМВД состоялось впервые. До этого аналогичные документы подписывались исключительно на заседаниях высших органов Содружества. Право подписи было делегировано главам МВД стран в целях реализации Решения об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям, принятым Советом глав государств в 2016 году и призванным разгрузить повестки дня его заседаний, а также заседаний Совета глав правительств СНГ.

Также в 2016 году СМВД в ходе заседания был рассмотрен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания на территории Российской Федерации БКБОП. Данным Соглашением подтверждается статус Бюро в качестве межгосударственного органа и правовые основания для его аккредитации и деятельности, регламентируются условия владения и пользования служебными помещениями (имуществом), порядок использования курьерской и другими специальными видами связи, а также иные аспекты обеспечения его функционирования на территории Российской Федерации. После завершения межгосударственного согласования Соглашение было подписано 6 февраля 2018 года в г. Москве.

В 2017 году одним из наиболее значимых документов, подготовленных СМВД, стал проект Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы. При подготовке проекта Программы учитывались положения Решения Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2016 года об адаптации Содружества Независимых Государств к современным реалиям, предусматривающего сокращение количества документов, вносимых на обсуждение глав государств. В этой связи документ включил в себя мероприятия по противодействию трансграничной преступности во всех формах ее проявления, в том числе по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми и незаконной миграцией, а также преступлениями, совершаемыми в сфере информационных технологий, которые до этого времени исполнялись в соответствии с отдельными программами сотрудничества. Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на результатах анализа криминогенной ситуации, прогнозировании развития преступности, опыте совместных действий в борьбе с преступностью, а также результатах реализации предыдущих программ. Программа утверждена Решением Совета глав государств СНГ от 28 сентября 2018 года.

В 2017 году СМВД также был подготовлен проект Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года. Предлагаемые изменения предусматривают модернизацию понятийного аппарата, используемого в Соглашении, внедрение новых форм сотрудничества, совершенствование информационного взаимодействия правоохранительных органов стран Содружества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и новых видов психоактивных веществ. Протокол подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 25 октября 2019 года.

В 2018 году, принимая во внимание возрастающую актуальность совершенствования деятельности органов внутренних дел государств – участников СНГ в сфере противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий, в ходе очередного заседания СМВД был одобрен проект Решения о базовой организации государств – участников СНГ по подготовке кадров в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. На заседании Совета министров иностранных дел 5 апреля 2019 года в г. Москве было принято Решение о придании соответствующего статуса Московскому университету МВД России имени В.Я. Кикотя, а также было утверждено Положение о данной базовой организации.

 

3.2. Взаимодействие министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ в организации и проведении оперативно-профилактических мероприятий, осуществлении межгосударственного розыска лиц

В 2014–2018 годах СМВД реализовывался комплекс мер, направленных на развитие и повышение результативности взаимодействия МВД (Полиции) стран Содружества в борьбе с преступностью во всех аспектах ее проявления на пространстве СНГ.

Одним из наиболее эффективных направлений сотрудничества органов внутренних дел государств – участников СНГ, по оценке всех министерств внутренних дел (Полиции) стран Содружества, продолжает оставаться проведение комплексных согласованных и совместных оперативно-профилактических мероприятий. Правовые основания для проведения таких мероприятий закреплены в межгосударственных программах совместных мер борьбы с преступностью, а также в отдельных договорах и соглашениях по вопросам противодействия различным видам преступных проявлений на пространстве Содружества.

В этой связи Председателем СМВД в 2014 году был утвержден План-график проведения согласованных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных операций на 2014–2018 годы. Учитывая успешный опыт реализации данного Плана-графика, после утверждения главами государств стран Содружества новой Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 годы, Председателем СМВД в декабре 2018 года утвержден согласованный со всеми членами Совета План-график на очередной временной период.

В целях оптимизации работы по данному направлению совместной деятельности органов внутренних дел стран Содружества на заседании СМВД, прошедшем 31 мая 2019 года в г. Ташкенте, Советом был утвержден Регламент проведения комплексных согласованных и/или совместных оперативно-профилактических мероприятий министерствами внутренних дел (Полицией) государств – участников СНГ (ответственный разработчик – БКБОП).

В соответствии с Планом-графиком МВД (Полицией) государств – участников СНГ при координации БКБОП в 2014–2018 годах было проведено 64 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятия. Их результаты рассматривались на ежегодных заседаниях Совета, а также предоставлялись в Исполком СНГ для подготовки итоговой информации для глав государств – участников СНГ.

В ходе проведенных за отчетный период мероприятий было выявлено 286 701 преступление и 633 502 административных правонарушения, привлечено 163 987 лиц к уголовной и 592 489 лиц к административной ответственности, задержано 51 867 лиц, находившихся в розыске (в том числе в межгосударственном), установлено 22 003 лица, без вести пропавших, предотвращено 23 террористических акта, разыскано 1 781 похищенное автотранспортное средство, пресечена деятельность 2 593 организованных преступных групп, ликвидированы 81 канал незаконной миграции, 5 каналов легализации материальных средств и финансовых доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, 172 подпольные лаборатории, уничтожено незаконных посевов наркосодержащих культур и популяций дикорастущих наркосодержащих растений на площади 71 289,78 га, изъято 253 603,249 кг наркотических средств и их прекурсоров, 37 324 ед. огнестрельного оружия, 647 148 шт. боеприпасов, 135 656,889 кг взрывчатых веществ, 3 218 ед. взрывных устройств, 24 820 шт. электронных носителей, содержащих информацию порнографического характера, 620 предметов, представляющих культурную ценность.

В целом результаты деятельности органов внутренних дел (полиции) государств – участников СНГ, а также их сотрудничества в рамках реализации совместных мер и мероприятий свидетельствуют о том, что криминогенная ситуация в странах Содружества в 2014–2018 годах продолжала оставаться стабильной при сохранении тренда на снижение количественных показателей наиболее опасных видов преступлений.

В отчетный период показатели количества зарегистрированных убийств на территории государств – участников СНГ уменьшились в 1,35 раза (с 14 937 в 2014 году до 11 072 в 2018 году), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью в 1,34 раза (с 38 131 в 2014 году до 28 420 в 2018 году), изнасилований и покушений на изнасилование в 1,5 раза (с 8 242 в 2014 году до 5 473 в 2018 году).

Развивалось сотрудничество Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ и его членов с международными организациями и центрами, их соответствующими специализированными структурами, занимающимися противодействием различным видам организованной преступности, в числе которых ООбН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, ИНТЕРПОЛ, Международная организация по миграции, Центральноазиатский региональный информационный координационный центр. В этой связи МВД (Полиция) государств – участников СНГ принимали участие в совместных оперативно-профилактических целевых мероприятиях и специальных операциях, проводимых на указанных площадках: «Граница», Граница-Заслон», «Арсенал», «Канал-кордон», «Канал – Красный бархан», «Мак», «Курьер», «Рубеж», «Нелегал», «Торговля людьми», «Мигрант», «ПРОКСИ».

Также СМВД реализовывались организационно-практические меры, направленные на вытеснение криминальной и теневой экономик и противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе путем совершенствования взаимодействия МВД (Полиции) государств – участников СНГ с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, связанных с религиозным экстремизмом и незаконной религиозной деятельностью.

Продолжена практика работы следственно-оперативных групп из представителей компетентных органов государств – участников СНГ в целях раскрытия преступлений транснационального характера и розыска преступников.

В рамках данного направления сотрудничества БКБОП оказывалась практическая помощь командированным оперативным группам по различным вопросам оперативно-служебной деятельности, в раскрытии, расследовании преступлений и розыске лиц. В режиме содействия группам осуществлялось оперативное взаимодействие с органами внутренних дел и прокуратуры государств – участников СНГ.

В соответствии с Программой сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма МВД (Полиции) стран Содружества и БКБОП принимали участие в совместных командно-штабных тренировках по подготовке участников совместного антитеррористического учения к отработке задач координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ при проведении совместных мероприятий по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

 

3.3. Научное и информационное обеспечение

Важным элементом сотрудничества министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ является своевременное и объективное научное и информационное обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел.

В рамках координации работы по данному направлению СМВД
в 2014 году было принято Решение «Об организации работы Научно-консультативного совета при Совете министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств». Как закреплено в Положении об НКС, целью его деятельности является обеспечение условий эффективного взаимодействия МВД (Полиции) государств – участников СНГ в сфере научного обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел стран Содружества в борьбе с преступностью.

В этой связи в 2014–2018 годах в рамках реализации положений межгосударственных программ борьбы с преступностью СМВД, министерствами внутренних дел стран Содружества совместно с БКБОП и Научно-консультативным советом при СМВД было организовано проведение научных исследований по вопросам борьбы с преступностью, осуществлялся обмен передовым опытом в раскрытии и расследовании преступлений, разрабатывались методические пособия и рекомендации.

Всего в период с 2014 по 2018 год на плановой основе на площадке Совета проведено 22 научных исследования, результаты которых легли, в том числе, в основу ряда решений СМВД. Подготовлено 11 аналитических обзоров, которые были направлены в МВД (Полицию) стран Содружества и заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ для использования в оперативно-служебной деятельности.

Ежегодно министерства внутренних дел (Полиция) государств – участников СНГ принимали участие в подготовке аналитического обзора «О фактах терроризма и иных проявлениях экстремизма, их причинах и источниках финансирования в государствах – участниках СНГ», ответственными разработчиками которого выступали БКБОП совместно с Антитеррористическим центром государств – участников СНГ.

В 2014–2018 годах в установленном порядке была продолжена работа по формированию и ведению централизованных учетов в целях информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов государств – участников СНГ по выявлению, пресечению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, обеспечению общественного порядка.

Сведения о преступлениях, связанных с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми, незаконной миграцией, а также о лицах, их совершивших, разыскиваемых за их совершение, накапливаются в централизованном учете лиц, объявленных в межгосударственный розыск, системах данных о преступлениях и лицах, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, правонарушениях (преступлениях), совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства. Ведущая роль в этой работе отведена Межгосударственному информационному банку, держателем которого является МВД России. Ежегодно из правоохранительных органов стран Содружества в МИБ поступает около
9 млн. запросов.

Обеспечение бесперебойного функционирования МИБ и его эффективное использование правоохранительными органами стран Содружества послужили основой для развития общего информационного пространства, позволили обеспечить информационную поддержку процесса выявления, раскрытия и предупреждения преступлений, а также оперативную организацию мероприятий по розыску лиц, автотранспорта и оружия на территориях государств – участников СНГ.

Одновременно на площадке СМВД продолжена работа по совершенствованию и повышению эффективности использования современных систем связи и обмена информацией между органами внутренних дел государств – участников СНГ. Так, в 2015 году Советом была утверждена Инструкция о порядке функционирования Специализированного банка данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СБД). В течение 2011-2014 годов БКБОП был реализован комплекс мероприятий по техническому переоснащению аппаратного и программного комплексов СБД. Усовершенствованное программное обеспечение СБД позволило оптимизировать работу с его информационным массивом, а также внедрить новые алгоритмы обработки получаемой информации.

С сентября 2015 года СБД функционирует в рабочем режиме, ведется накопление данных и их предоставление по запросам органов внутренних дел стран Содружества. Собранные сведения используются в том числе при организации и проведении специальной операции «Розыск», а также в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий.

В 2014–2018 годах была продолжена практика проведения научно-практических конференций, круглых столов и семинаров, посвященных актуальным проблемам борьбы с преступностью в различных формах ее проявления.

Кроме того, учитывая, что межгосударственными программами совместных мер борьбы с преступностью предусмотрены организация и проведение международных научно-практических конференций, ответственным исполнителем которых определен СМВД, в 2017 году Советом было принято протокольное решение о ежегодном проведении под эгидой СМВД конференций по наиболее актуальным вопросам сотрудничества органов внутренних дел государств – участников СНГ.

 

4. Взаимодействие с органами СНГ и международными структурами

СМВД в 2014–2018 годах осуществлял тесное и продуктивное взаимодействие с Исполкомом СНГ, МПА СНГ, с органами отраслевого сотрудничества – Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, Советом руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ, Координационным советом генеральных прокуроров государств – участников СНГ, их рабочими органами и секретариатами, с правоохранительными и иными государственными органами стран Содружества.

Исполком СНГ является ключевой структурой, координирующей деятельность СМВД. Информация о результатах деятельности Совета, министерств внутренних дел стран Содружества, перспективных направлениях их работы ежегодно предоставляется БКБОП, выполняющим функции секретариата СМВД, в Исполком СНГ.

С учетом своей компетенции Совет участвует в разработке и согласовании на площадке Исполнительного комитета СНГ проектов документов по приоритетным вопросам взаимодействия стран Содружества в правоохранительной сфере, а также подготовке предложений, вносимых на рассмотрение Советов глав государств и глав правительств СНГ. Активное участие в работе экспертных заседаний, на которых рассматривались соответствующие документы, принимали Представитель СМВД при Исполкоме СНГ, а также представители МВД (Полиции) государств – участников СНГ и БКБОП. Руководство Исполнительного комитета СНГ регулярно участвует в заседаниях Совета.

Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ и по его поручениям БКБОП в соответствии с положениями межгосударственных программ борьбы с преступностью принимают активное участие в работе по гармонизации законодательств государств – участников СНГ в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, в том числе на площадке МПА СНГ. В 2014–2018 в соответствии с Перспективным планом модельного законотворчества МПА СНГ представители СМВД и БКБОП участвовали в рассмотрении 8 проектов модельных законов и 3 комментариев к законам (по профильной тематике), обсуждении изменений в модельный Уголовный кодекс, 5 рекомендаций и 1 комментария к ним, 2 модельных соглашений.

В соответствии с положениями межгосударственных договоров и соглашений БКБОП осуществляет совместную работу с Антитеррористическим центром государств – участников СНГ.

 

5. Освещение в средствах массовой информации деятельности СМВД, состояния и результатов межгосударственного сотрудничества органов внутренних дел государств – участников СНГ

Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ в целях своевременного освещения результатов деятельности органов внутренних дел стран Содружества и формирования позитивного облика сотрудников правоохранительных органов государств – участников СНГ проводится работа по размещению в ведомственных и государственных средствах массовой информации сведений о результатах совместной деятельности органов внутренних дел (полиции) государств – участников СНГ по борьбе с преступностью и защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств.

Деятельность Совета и министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ по основным направлениям их работы, прежде всего, освещаются в издаваемом под эгидой СМВД журнале «Содружество», учредителем которого является БКБОП.

В 2014–2018 годах вышло в свет двадцать номеров журнала, каждый из которых имел свою тематическую направленность. При этом основной акцент в материалах журнала делался на освещении хода и результатов межгосударственного сотрудничества органов внутренних дел стран Содружества в сфере борьбы с преступностью. В журнале особое внимание уделялось таким ведомственным юбилейным датам, как: 100-летие МВД Республики Беларусь, 25-летие полиции Республики Казахстан, 100-летие советской милиции, 300-летие российской полиции, 100-летие Полиции Армении, 100-летие МВД Азербайджанской Республики. Ряд публикаций также был посвящен 25-летию БКБОП.

В рамках развития концепции издания, направленной на усиление информационно-пропагандистской составляющей журнала с акцентом на формирование позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел, в 2014–2018 годах в структуру издания введен ряд постоянных рубрик: «Слово министра», «Сотрудничество-взаимодействие-партнерство», «Событие года», «Люди подвига», «Поступок», «Инновации», «Актуальный разговор», «Стратегия сотрудничества», «Образование», «Профессионалы», «Специальная служба», «Реформа», «НКС представляет», «Орденская планка», «Оружейная палата» и другие. В 2014-2018 годах в рубриках «Слово министра» и «Актуальный разговор» опубликованы интервью со всеми главами министерств внутренних дел государств – участников СНГ, рядом их заместителей, руководителей департаментов и главков. Также на страницах журнала размещались материалы по актуальным вопросам сотрудничества органов внутренних дел, о деятельности МВД (Полиции) государств – участников СНГ, ветеранах Великой Отечественной войны и органов внутренних дел, героях-современниках – сотрудниках ОВД, рассказы об этнографии народов стран Содружества. Всего за отчетный период опубликован 401 материал, в том числе 96 – аналитического характера, 181 – информационного, 117 – публицистического.

В 2016 году творческий коллектив журнала СМВД «Содружество» был удостоен звания лауреата XV Международного конкурса МВД России «Щит и перо» за серию публикаций о взаимодействии правоохранительных органов государств – участников СНГ в сфере обеспечения общественной безопасности.

В 2014–2018 годах в средствах массовой информации стран Содружества на постоянной основе освещалась деятельность СМВД и органов внутренних дел (полиции) государств – участников СНГ по основным направлениям борьбы с преступностью и защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств. Информационные текстовые и видеоматериалы, новостные блоки о проведенных МВД (Полицией) стран Содружества совместных мероприятиях на пространстве СНГ размещались в средствах массовой информации (печатных изданиях и на телевидении), на официальных сайтах глав государств и правительств, министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ, Исполнительного комитета СНГ, а также в ведомственных средствах массовой информации.

Регулярно публикуются материалы по вопросам развития современной правоохранительной системы, внедрения современных технологий (видеорегистраторы, камеры наружного видеонаблюдения, «умные перекрестки»), оптимизации и автоматизации государственных услуг населению. Размещаются сюжеты, спецрепортажи, интервью о профилактике лжетерроризма, о борьбе с наркобизнесом, о профилактике детской и бытовой преступности, торговли людьми, сводничества, мошенничества и т.д.

Для оценки общественного настроения, контроля собственного имиджа, прогнозирования кризисных ситуаций проводится ежедневный мониторинг СМИ и сети Интернет.

На постоянной основе осуществляется оперативная рассылка информации в СМИ, в том числе размещение пресс-релизов с использованием сети Интернет («Facebook», «Twitter», «В контакте», «Мой мир»), где, помимо информации, размещаются фотоиллюстрации и видеоматериалы.

Следует отметить, что в соответствии с п. 3.5 Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы,
в целях повышения уровня доступности для заинтересованных организаций и граждан информации о результатах деятельности СМВД и органов внутренних дел государств – участников СНГ БКБОП в качестве секретариата СМВД разработан и введен в эксплуатацию сайт Бюро – www.bkbopcis.ru. В концепции сайта заложена необходимость устранения информационного вакуума в части освещения результатов совместной деятельности органов внутренних дел стран Содружества, организации работы СМВД и БКБОП как системообразующей основы данного взаимодействия. Кроме того, разработка специализированного сайта имела целью полноценное использование координационных возможностей БКБОП заинтересованными подразделениями правоохранительных органов государств – участников СНГ и Содружества.

На сайте содержится информация об истории, текущей деятельности, основных документах, регламентирующих работу СМВД и БКБОП, о заседаниях СМВД и экспертных групп, взаимодействии с органами отраслевого сотрудничества СНГ, новости о деятельности СМВД, правоохранительных органов стран Содружества, соответствующие фото- и видеоматериалы, контактная информация БКБОП и ссылки на сайты партнеров. Кроме того, на сайте доступен архив номеров журнала «Содружество».

В целях обеспечения доступа в режиме реального времени в соответствии с Решением СМВД (28 июня 2017 года, г. Душанбе) на сайте БКБОП размещается информация о:

национальных списках наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также реестрах (перечнях) новых потенциально опасных психоактивных веществ, аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ, запрещенных к обороту в соответствии с национальным законодательством государств – участников СНГ;

перечнях организаций террористического и экстремистского характера, деятельность которых запрещена на территориях государств – участников СНГ в соответствии с их национальным законодательством.

 

6. Перспективы развития сотрудничества в сфере противодействия преступности

Основные приоритеты в деятельности Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ будут связаны с реализацией комплекса мер, направленных на повышение эффективности сотрудничества министерств внутренних дел и государственных органов стран Содружества, выполняющих аналогичные функции, в вопросах борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

СМВД при определении современных криминальных вызовов и угроз исходит из того, что преступность все более приобретает транснациональный характер, стремится расширить сферы своего влияния и реально препятствует созданию благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития, обеспечения безопасности и укрепления правопорядка. Криминальное пространство на территории стран Содружества продолжает сохраняться, а наиболее опасные виды преступных проявлений и тенденции преступности в государствах являются во многом схожими. Преступления становятся все более агрессивными, изощренными, наукоемкими, используют современные инженерные решения с применением высоких технологий.

Возрастают масштабы компьютерной преступности, эволюционируют методы и средства совершения преступлений с использованием новых информационных технологий. Применение современных телекоммуникационных систем позволяет преступникам дистанционно и обезличено управлять криминальными процессами, легализовывать незаконно полученные денежные средства на территории третьих государств, обеспечивая при этом высокую степень конспирации и латентность действий. В преступных целях используется бесконтактный способ сбыта различных запрещенных к обороту опасных веществ и изделий, оплата криминальных «услуг» осуществляется электронными деньгами и криптовалютой.

Продолжается переход целого спектра «традиционных» преступлений в виртуальное пространство. Непрерывно растущие возможности трансграничного оборота информации используются для достижения террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности.

В этой связи приоритетное значение приобретают высокотехнологичные формы и методы взаимодействия органов внутренних дел (полиции) государств – участников СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию преступлений, межгосударственному розыску преступников. Необходима модернизация межгосударственных организационно-правовых механизмов информационного взаимодействия органов внутренних дел (полиции) стран Содружества, в том числе использования имеющихся ресурсов и развития новых возможностей Межгосударственного информационного банка. Предполагается, что работа по совершенствованию информационного обмена между компетентными органами государств – участников Содружества и органами СНГ в сфере безопасности и правопорядка в вопросах борьбы с преступностью будет осуществляться на основе положений соответствующей Концепции, подготовленной СМВД и согласованной на площадке Исполнительного комитета СНГ экспертами стран Содружества.

Также приоритетные векторы развития взаимодействия органов внутренних дел стран Содружества закреплены в Концепции сотрудничества министерств внутренних дел (Полиции) государств – участников СНГ на период до 2030 года, одобренной Советом на очередном заседании, прошедшем 31 мая 2019 года в г. Ташкенте (Республика Узбекистан).

Документ является последовательным продолжением Концепции развития сотрудничества министерств внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и направлен на совершенствование правовых и организационных основ взаимодействия министерств внутренних дел (Полиции) стран Содружества. В нем закреплены характеристики современных криминальных вызовов и угроз, определяются принципы, цели, задачи, основные направления и формы сотрудничества МВД (Полиции) государств – участников СНГ, устанавливаются механизмы его материально-технического, финансового, ресурсного обеспечения.

Одной из отличительных особенностей деятельности СМВД является практическая ориентированность принимаемых на площадке Совета решений. В этой связи Советом будет продолжено проведение комплексных согласованных и/или совместных оперативно-профилактических мероприятий в государствах – участниках СНГ, в ходе организации которых будет активно использоваться специально разработанный Регламент проведения таких мероприятий министерствами внутренних дел (Полицией) государств – участников СНГ, одобренный СМВД на очередном заседании, состоявшемся в мае 2019 года.

Продолжится проведение мониторинга и анализа ситуации, связанной с правоприменительной практикой в сфере противодействия преступности на пространстве Содружества, проведение научных исследований в этой области и подготовка на основе полученных результатов актуальных предложений по совершенствованию взаимодействия МВД (Полиции) государств – участников СНГ. Соответствующие предложения будут рассматриваться Советом с учетом своей компетенции, а также вноситься в установленном порядке на рассмотрение уставных органов СНГ.

В целях обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел стран Содружества в вопросах борьбы с преступностью будут реализоваться мероприятия, связанные с осуществлением межгосударственного розыска лиц и обменом необходимой для этого информацией, в том числе между МВД (Полицией) государств – участников СНГ и органами отраслевого сотрудничества СНГ в сфере безопасности и правопорядка.

Продолжится практика сотрудничества министерств внутренних дел государств – участников СНГ с международными организациями, реализующими полномочия в сфере борьбы с преступностью, а также участие в проведении совместных с такими организациями мероприятиях, операциях и учениях.

В числе значимых направлений деятельности Совета также будет продолжена работа по реализации следующих мер:

своевременное информирование глав государств и глав правительств о ситуации, складывающейся в сфере противодействия трансграничной преступности на территориях стран Содружества, а также о перспективах ее развития;

подготовка при участии министерств внутренних дел (Полиции) стран Содружества совместно с НКС при СМВД информационно-аналитических и научных материалов, способствующих повышению эффективности деятельности правоохранительных органов государств – участников СНГ;

освещение результатов совместной деятельности органов внутренних дел стран Содружества в средствах массовой информации;

стимулирование деятельности базовых научно-исследовательских учреждений и образовательных организаций государств – участников СНГ по подготовке кадров в сфере правоохранительной деятельности;

проведение международных научно-представительских мероприятий по актуальным проблемам борьбы с преступностью, в том числе под эгидой СМВД.

Учитывая изложенное Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ планирует последовательно реализовывать стоящие перед ним задачи на основе приоритетов, определенных межгосударственными программами сотрудничества, решениями Советов глав государств и глав правительств СНГ, положениями международных договоров и соглашений по вопросам борьбы с преступностью, действуя в тесном сотрудничестве с Исполнительным комитетом СНГ, МПА СНГ, органами отраслевого сотрудничества СНГ, государственными органами стран Содружества и профильными международными организациями.

 

Совет министров внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств

Настройки внешнего вида сайта