Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Узбекистан и Россия отмечают 28-летие сотрудничества

Начало современному этапу развития узбекско-российского стратегического партнерства и союзничества было заложено 20 марта 1992 года с признанием России суверенитета Узбекистана, а также установлением дипломатических отношений.

 

За минувшие двадцать восемь лет государствам удалось вывести двусторонние отношения на новый уровень. Беспрецедентная договорно-правовая база, являющаяся прочным фундаментом сотрудничества, составляет 340 документов, охватывающих почти все сферы, включая образование, экономику и политику.

Говоря об активизации политического диалога, стоит выделить обмен государственными визитами между Президентами двух стран. В частности, в апреле 2017 года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершил визит в Россию, по итогам которого было подписано Совместное заявление и около 50 межправительственных, межведомственных соглашений, а также договоров и контрактов на 16 миллиардов долларов.

Ярко запомнился и ответный визит Президента Владимира Путина в октябре 2018 года в нашу страну. Главы государств подписали 20 документов в экономической, инновационной, культурно-гуманитарной, образовательной, трудовой и военно-технической сферах на общую сумму 25 миллиардов долларов.

Динамичный характер имеет и обмен визитов на высоком уровне - в минувшем году состоялось более 80 встреч. Не менее активно развивается диалог между внешнеполитическими ведомствами двух стран. В январе 2020 года главы МИД Узбекистана и России подписали Программу сотрудничества между министерствами иностранных дел на 2020-2021 годы.

Межрегиональные связи Узбекистана и России также становятся более интенсивными, благодаря чему открываются новые рынки для поставки продукции, создаются рабочие места, у населения появляются дополнительные источники дохода. В 2019 состоялось открытие Генеральных консульств Узбекистана в Екатеринбурге, Казани и Ростове-на-Дону.

Двустороннее экономическое сотрудничество также значительно активизировалось.

В 2019 году товарооборот между странами увеличился превысил 6 миллиардов долларов, состоялось 130 взаимных визитов делегаций деловых кругов.

До 2025 года Узбекистан и Россия планируют реализовать проекты в торгово-экономической и инвестиционной области на сумму 25 миллиардов долларов. При этом, в настоящее время российские инвестиции в экономике Узбекистана достигли 9 миллиарда долларов.

Новой страницей в истории двусторонних отношений можно назвать сотрудничество в сфере атомной энергетики. В сентябре 2018 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в строительстве на территории Узбекистана атомной электростанции, а в рамках государственного визита в нашу страну Президента России Владимира Путина, лидеры двух государств дали старт проекту строительства первой АЭС.

Культурно-гуманитарное сотрудничество также является неотъемлемым и динамично-развивающимся направлением двустороннего взаимодействия.

Взаимодействие в данной сфере осуществляется на основе соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и техники, образования, здравоохранения, информации, спорта и туризма от 1993 года, а также Соглашения о сотрудничестве в области культуры между министерствами культуры двух стран от 11 октября 1998 года.

Важно отметить, что в Узбекистане проживает около 900 тысяч граждан русской национальности, из которых более тысячи человек с 2000 года были удостоены государственных наград нашей страны. Все они вносят достойный вклад в укрепление межкультурного диалога, тесных дружественных связей между народами Узбекистана и России.

Нельзя не сказать, что русский язык остается весьма востребованным и одним из наиболее используемых в Узбекистане иностранных языков. В настоящее время в системе народного образования функционируют 955 средних образовательных школ с преподаванием русского языка. В 74 из них обучение ведется только на русском языке. Кроме того, все отечественные вузы также имеют факультеты с русским языком обучения.

Активно поддерживаются взаимные обмены визитами представителей науки, образования, здравоохранения и культуры.

В республике действует Русский культурный центр, который структурно объединяет 19 областных и городских общественных культурно-просветительских русских объединений. В апреле 2019 года состоялось празднование его 25-летия. Впервые в Ташкенте также была проведена Региональная конференция российских соотечественников стран ближнего зарубежья. 

По итогам государственного визита Владимира Путина в Узбекистан был подписан ряд документов, нацеленных на расширение отношений в данной сфере. Среди них - Программа сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере на 2019-2021 годы, «Дорожная карта» по созданию Международной радиоастрономической обсерватории «Суффа», а также Соглашение о создании и функционировании филиалов ведущих вузов России в Узбекистане.

Стоит отметить, что сфера образования всегда находилась в центре внимания глав двух стран. Между ведущими отечественными и российскими вузами подписано более 700 соглашений о сотрудничестве в сфере образования и науки, в том числе об открытии в нашей стране филиалов ряда ведущих высших учебных заведений России.

В сентябре 2018 года в Ташкенте был открыт филиал Московского института стали и сплавов в городе Алмалыке. В дополнение к успешно функционирующим филиалам Московского государственного университета, Российской экономической академии, Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина, в 2019 году в Ташкенте состоялись открытие первого зарубежного филиала Московского государственного института международных отношений (МГИМО) и филиала Российского национального исследовательского ядерного университета «Московский инженерно-физический институт» (МИФИ).

Ярким событием и подтверждением приверженности сторон укреплению гуманитарного сотрудничества стало и празднование 17–19 мая 2019 года в Ташкенте V Международного форума выпускников МГИМО.

Словом, Узбекистан и Россия - проверенные временем стратегические партнеры. Приближаясь к 30-летию двустороннего сотрудничества оба государства нацелены на расширение всестороннего взаимодействия и дальнейшее укрепление конструктивного политического диалога, основанного на взаимном доверии.