Глава государства Александр Лукашенко провел 11 июня встречу с министром здравоохранения Владимиром Караником. Обсуждались вопросы готовности отечественной системы здравоохранения к возможной второй волне пандемии с учетом избранного Беларусью пути борьбы с распространением коронавируса.
Президент отметил, что сейчас в мире много разговоров о возможности второй волны пандемии. "Да, пока не совсем это ясно, понятно и прочее. Но если вторая волна, то наш путь - это абсолютно тот путь, которым должны были идти все государства", - уверен Александр Лукашенко.
Владимир Караник в этой связи отметил, что эксперты, когда анализируют, например, путь Швеции, в качестве основного преимущества называют то, что это те мероприятия, которые могут проводиться неограниченно долго.
"Надо надеяться, что второй волны не будет, но готовиться к ней нужно обязательно"
В беседе с журналистами по завершении встречи министр упомянул выступление директора Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения Ханса Клюге, который считает, что вторая волна неизбежна. Вопрос только в том, насколько она будет тяжелой и насколько затронет нормальную жизнедеятельность общества.
"Хотя некоторые эксперты приводят пример того же SARS (который вызывал атипичную пневмонию в 2003 году), который очень близок к COVID-19. Это тоже семейство коронавирусов. Он достаточно долго доставлял много неприятностей для азиатских стран. В июне достаточно неожиданно для экспертов заболеваемость стала снижаться, а в июле практически исчез и ушел в эпидемический тупик. Не было ни второй, ни третьей волны", - рассказал Владимир Караник.
"Поэтому здесь надо надеяться, что второй волны не будет, но готовиться к ней надо обязательно", - подчеркнул министр.
"Готовы оказать медпомощь всем нуждающимся"
Вновь ссылаясь на заявления Ханса Клюге, Владимир Караник отметил, что основной подход, который сейчас рекомендуется, заключается в отслеживании здоровья контактов первого уровня. "Это то, что мы с самого начала делали в нашей стране", - подчеркнул министр.
Еще одна рекомендация международного чиновника - быть готовыми к оказанию медицинской помощи заболевшим. "Здесь у нас тоже нет проблем с доступностью медицинской помощи. У нас в каждом регионе есть достаточное количество свободных коек, мы готовы оказать медицинскую помощь всем нуждающимся", - обратил внимание Владимир Караник.
Третье - рекомендуется быть готовыми к введению определенных ограничений. "У нас и на сегодняшний момент определенные ограничения действуют, но необходимости в каких-то жестких ограничениях мы не видим. Поскольку у нас нет признаков перегрузки системы здравоохранения", - прокомментировал министр.
"Инстинкт самосохранения у наших граждан несколько снижается"
Владимир Караник одновременно высказал мнение, что на сегодняшний момент "инстинкт самосохранения у наших граждан несколько снижается". В связи с этим он еще раз напомнил о базовых принципах: необходимости мыть руки, в какой-то мере соблюдать социальное дистанцирование, защищать себя и наиболее уязвимые категории граждан - пожилых, людей с хроническими заболеваниями.
"В целом мы видим, что установление хорошей погоды и более активное общение наших граждан пока негативно не сказывается на эпидемиологической ситуации, но определенные меры предосторожности надо соблюдать", - сказал министр.
"У реаниматологов не было тяжелого выбора, кого подключать к аппарату ИВЛ"
По словам Владимира Караника, оценить полные параметры эффективности избранного в Беларуси пути в борьбе с пандемией можно будет тогда, когда пандемия закончится и будут проведены популяционные исследования, посчитаны показатели летальности, количества выполненных тестов.
"Если брать статистические показатели, то по количеству выполненных тестов на 1 млн жителей мы входим в десятку стран в мире. Показатели летальности одни из лучших в мире. Более того, в стране не допустили перегрузки системы здравоохранения, - подчеркнул министр. - У нас не было ни одного перепрофилированного в медучреждение спортивного объекта. Мы не видели очередей скорых и людей, лежащих в коридорах в ожидании своей очереди на получение медпомощи. И у нас никогда у реаниматологов не было тяжелого выбора, кого из пациентов подключать к аппарату ИВЛ. Потому что даже в самый активный период эпидемии было задействовано менее 15% имеющегося парка аппаратов".
"В Беларуси спасали людей, а не экономику"
Министр отметил, что если кто-то на сегодняшний момент пытается упрекать Беларусь в том, что, в отличие от остальных стран, спасали не людей, а экономику, то такая постановка вопроса обижает. "Мы тоже спасали людей. Только мы начали это делать раньше. Когда мы сохранили санитарно-эпидемиологическую службу и постоянно ее развивали, расширяли сеть лабораторий, обучали специалистов. Мы сохраняли людей, а не экономику. Поскольку экономически многие считали нецелесообразным содержать такую мощную службу. Когда нас критиковали, что у нас избыточный коечный фонд, мы, исходя из своих потребностей, сохранили социальный стандарт обеспеченности населения койками", - сказал Владимир Караник.
"Это то, что нам помогло пройти эту эпидемию, не останавливая специализированную медицинскую помощь. То есть мы в тот момент тоже спасали людей, а не экономику, потому что содержать такое количество коек многие считали экономически нецелесообразным. Нас тяжело сравнивать с многими западными странами, потому что у нас другая система здравоохранения, другие подходы. Они позволяли идти этим путем и не делать тяжелый выбор, что спасать - людей или экономику", - подчеркнул глава Минздрава.