Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Кто готовит госслужащих для стран СНГ

22 июля 2020 года в Таврическом дворце было подписано соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Отметим, что ещё в 2015 году Совет глав правительств СНГ присвоил РАНХиГС статус Базовой организации государств-участников СНГ по подготовке кадров в области государственного управления, подразумевающий сотрудничество по трём направлениям: экспертно-методическое, экспертно-аналитическое и кадровое обеспечение функционирования государственной службы в этих странах. Тогда же при Базовой организации был создан Общественный совет, куда вошли ректоры академий государственного управления шести стран Содружества (России, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана).

Очевидно, что подписанное соглашение резюмировало многостороннее сотрудничество академии и Секретариата и вывело отношения между ними на новый уровень.Как отмечает директор Северо-Западного института управления РАНХиГС Владимир Шамахов: «Многие студенты и магистранты академии интересуются тематикой СНГ и ЕАЭС, и для них возможность пройти практику или стажировку в Секретариате Совета МПА СНГ — большой плюс с точки зрения образовательных перспектив и карьерной траектории».

Содержание программ зависит от конкретного запроса государств

С 2019 года РАНХиГС реализуется проект выездного обучения государственных служащих в государствах СНГ по программам повышения квалификации. Профессорско-преподавательский состав академии приезжает на территорию партнёрских вузов и в очной форме занимается со слушателями программы. Так после итоговой аттестации удостоверения о повышения квалификации РАНХиГС получили госслужащие Бишкека, Душанбе, Минска и Еревана.

Продолжает развиваться мобильное образовательное сотрудничество. Весной прошлого года в Москве прошли курсы повышения квалификации для магистрантов Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан, а уже осенью образовательная кампания приехала в Ташкент и продолжила свою работу.

Отдельно стоит упомянуть, что расширяется не только география образовательного партнёрства, но и увеличивается количество академических структур, включённых в общую орбиту обучения. Например, в Республике Казахстан программы повышения квалификации успешно реализуют сразу несколько структурных подразделений академии: Институт управления регионального развития, Высшая школа корпоративного управления, Института права и национальной безопасности.

При этом содержание программ определяется конкретными запросами и потребностями государств Содружества. В 2019 году название и содержание программ, представленных в партнёрских академиях, заметно отличались друг от друга – Республика Кыргызстан (формирование инвестиционного климата), Республика Беларусь (управленческая культура руководителя), Республика Армения (переговорный процесс и управление конфликтами на государственной службе), Республика Таджикистан (современные технологии государственного управления).

Барьеры на пути формирования общего образовательного пространства СНГ

Основными принципами формирования общего образовательного пространства (ООП) в рамках всех стран СНГ являются: общность принципов государственной политики в сфере образования; согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ; равные возможности и свободная реализация прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории государств - участников Содружества.

Поэтому если речь идёт только о программах дополнительного профессионального образования, то серьёзных проблем не возникает, а различия в национальном законодательстве не служат барьером образовательной интеграции. Сложнее дело обстоит с основным профессиональным образованием. Имеют место уникальные траектории внутригосударственных образовательных систем, которые, в первую очередь, взаимосвязаны с содержанием самих программ (стандартов), их интеграцией в Болонский процесс и признанием дипломов об образовании на территории зарубежных государств.

Отметим, что общее образовательное пространство СНГ - это не только согласованность образовательных политик государств, но и общие критерии оценки образовательных программ, общие смысловые установки к их содержанию, доступность образования на территории всего Содружества.

Увеличение квот не безгранично

Одним из эффективных механизмов обеспечения ООП СНГ принято считать студенческие квоты. Безусловно, это важный шаг в укреплении образовательных коммуникаций между государствами Содружества, но и он со временем может быть минимизирован, к примеру, нехваткой финансовых средств, организационных возможностей или другими объективными причинами. Так же нужно понимать, что квоты не могут увеличиваться безгранично.

Поэтому в сложившихся условиях важность приобретает оптимизация уже существующих механизмов, которые в полной мере ещё не раскрыли своего потенциала в формировании общего образовательного пространства СНГ.

1. Многосторонняя академическая мобильность – как механизм перемещения студентов в вузах СНГ. Основная проблема связана со сложностью обеспечения этого процесса и не распространённостью применения соглашений между университетами в вопросах академической мобильности. Посредством мобильности должен происходить взаимный обмен образовательных, научных, культурных, информационных продуктов и программ, а также формироваться многосторонняя среда взаимопонимания.

2. Создание совместных вузов. На сегодняшний момент на территории Содружества создано несколько моделей международных сетевых университетов: Сетевой университет СНГ, Евразийский сетевой университет, Университет ШОС. Де-юре их объединяет широкий фронт деятельности в рамках единого образовательного пространства, однако отсутствие координированного управления резко ограничивает их эффективность. В лучшем случае продуктом их совместной деятельности служит открытие новых магистерских программ и профилей (например, «Евразийские исследования»). При этом минимизируется сама интеграция студентов и профессорско-преподавательского состава разных стран, т.е. так называемая образовательная дипломатия.

3. Формирование общих взглядов на образование. В контексте интеграционных проектов государств СНГ общее образовательное пространство должно трактоваться с позиций его социализирующих функций, в рамках которого синхронизируются потребности и ценности человека, общества и государства. Но социализирующая роль образования сегодня многим не понятна. Отсутствует общее понимание, что есть ООП СНГ и для чего оно нужно в жизни. Не говоря уже о том, что нет общего ответа на вопрос «Кого и для чего мы обучаем?» Хотя именно посредством образования формируются позитивное восприятие общественных систем и отношений, чувство уникальности СНГ, его принятие и одобрение на международном уровне.