Исполком СНГ

Абдулазиз Камилов: В рамках председательства Республики Узбекистан в СНГ успешно проводятся запланированные мероприятия

Интервью министра иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиза Камилова главному редактору газет «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока»

— Сегодня главной темой политических дискуссий в мировых кругах и на национальном уровне остается влияние глобального пандемического кризиса на политику государств. Многие эксперты говорят о существенном ограничении ресурсов и возможностей стран для восстановления и поддержания докризисных темпов своего развития и прежнего уровня межгосударственных отношений. Согласны ли Вы с такой оценкой?

 Пандемия коронавирусной инфекции как глобальное явление с масштабным и, очевидно, длительным воздействием, которое не завершится в одночасье, уже внесла значительные изменения в современные мировые процессы во всех сферах – в политику, экономику, культуру, экологию, человеческое развитие. Кризис в сфере здравоохранения во многих странах усугубил уже существовавшие экономические проблемы, социальное, гендерное неравенство, усилил негативное влияние природных катастроф, с которыми сегодня сталкиваются очень многие регионы. Он также заставил государства изменить или скорректировать направления своего социально-экономического развития и приоритеты международной деятельности. В этих условиях меняется и сам уклад жизни человечества.

Поэтому, говоря о стремительно меняющемся мире вокруг нас, следует иметь в виду не только его «пандемическое измерение», а целый комплекс новых взаимосвязанных явлений. Они затрагивают внутреннюю жизнь отдельных стран, международную политику, мировую экономику, мирохозяйственные отношения, а также глобальные информационные, технологические и социогуманитарные связи. Речь в целом идет о складывающейся качественно новой системе международных отношений, возможно, и принципиально нового мирового порядка.

Эти отношения формируются в процессе не только серьезного пересмотра политических, экономических, но, я бы сказал, и ценностных основ нынешнего мироустройства. Чтобы быть яснее, это просматривается, например, в усилении проявлений так называемого национального эгоцентризма отдельных государств – стремлении многих правительств обеспечить прежде всего интересы собственных стран или даже их отдельных политических кругов. Растет неравенство государств, и так значительно различавшихся по уровню социально-экономического, научно-технического, гуманитарного развития. Ужесточаются конфликты между отдельными государствами, перерастая в более острые стадии информационных, технологических, санкционных войн, мы наблюдаем тревожные вспышки насилия и военных кризисов в различных регионах мира.

К большому сожалению, все это происходит на фоне сохраняющейся системной напряженности в отношениях между ведущими мировыми державами. В условиях пандемии, которая не обошла ни одно государство, эта напряженность самым негативным образом способна повлиять на решение общемировых проблем, в том числе борьбы с бедностью, нищетой и голодом, опасными болезнями, последствиями климатических изменений. Наряду с непосредственным влиянием COVID-19 в виде закрытия границ, установления карантинных зон, прерывания поставок и тому подобного, международно-политические дисбалансы между различными мировыми игроками ведут к нарушению глобальных производственно-сбытовых цепочек, свободы торговли, ослаблению потоков инвестиций и экономических связей.

По всей видимости, правила игры на мировой арене будут ужесточаться. Остается только надеяться, что проявления политического эгоизма в межгосударственных отношениях уступят место разумному осознанию всеми мировыми лидерами того, что борьба с пандемией и решение других общих проблем требуют координации действий, солидарности и совместных усилий.

В этой связи особую значимость приобретают выступление Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и его инициатива разработать под эгидой Организации Объединенных Наций Международный кодекс о добровольных обязательствах государств в период пандемии. В этом документе должны быть отражены обязательства каждого государства перед своими гражданами и международными партнерами.

Хочу подчеркнуть, что сам глава нашего государства поддерживает постоянные контакты с руководителями стран-партнеров, мировыми лидерами для своевременного решения возникающих вопросов политического и экономического сотрудничества, выстраивания системного взаимодействия в преодолении пандемии.

Полагаю, что в этих новых условиях Министерству иностранных дел, дипломатическим представительствам Узбекистана необходимо глубоко вникать в суть происходящих изменений в международной сфере и учитывать их в своей деятельности.

В этом плане внешняя политика Узбекистана должна носить не реактивный характер или просто следовать в фарватере международных событий. Внешняя политика должна быть хорошо выверенной, исключительно прагматичной и носить упреждающий характер.

В связи с этим особенно возрастает практическое значение информационно-аналитической и прогнозной работы. Для этого нами предпринимаются необходимые меры, организована системная работа по изучению зарубежного опыта борьбы с кризисными явлениями в области здравоохранения и экономики, ведется постоянный анализ развития эпидемиологической обстановки в мире. Министерством иностранных дел совместно с другими ведомствами проводится изучение ключевых проблем мировой политики и экономики, разрабатываются предложения по дальнейшему наращиванию двустороннего и многостороннего сотрудничества с партнерами в современных условиях, вопросы привлечения иностранных инвестиций, поддержки национального экспорта, восстановления туристической отрасли и другие.

— Благодарю за столь развернутый ответ. Как пандемия повлияла на организационную сторону работы внешнеполитического ведомства?

 Действительно, пандемия повлияла на все сферы жизнедеятельности стран и, конечно же, серьезно изменила организацию работы государственных органов, в том числе внешнеполитических ведомств. Естественно, что и нам в Узбекистане пришлось во многом перестраивать свою работу, прежде всего используя новые механизмы поддержания политико-дипломатических связей, межгосударственного сотрудничества, политических консультаций.

Можно сказать, что вместе с известными негативными последствиями пандемия подтолкнула человечество к поиску новых форм общения, ускорила процессы цифровизации и приближение нового технологического века. Ни одно государство не может остаться в стороне от этого процесса. И Узбекистан тоже активно использует возможности современных технологий, чтобы не допустить вынужденного ограничения в развитии полноценного международного сотрудничества, продвижении наших приоритетных внешнеполитических задач.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обращает особое внимание на необходимость соблюдения новых требований этого времени: «...нам нужно научиться жить и работать в условиях пандемии, чтобы нормализовать жизнь, восстановить экономику, с железной дисциплиной продолжать начатую в этом направлении работу, принимая все меры предосторожности».

Без этого действительно невозможно будет организовать бесперебойное развитие нашей экономики, обеспечить одно из важнейших условий для нормальной жизнедеятельности общества – продовольственную безопасность.

Министерство иностранных дел и дипломатические представительства Республики Узбекистан в зарубежных странах адаптировались к новым условиям, перешли к средствам электронной коммуникации в проведении международных встреч и переговоров различного уровня, экономических мероприятий, оказании консульских услуг, а также расширении публичной дипломатии. Говоря другими словами, мы стараемся не отставать от общемировых тенденций развития цифровой дипломатии в международной политике.

— Это означает, что, как и в прошлом году, международные мероприятия проводятся достаточно активно. Однако можно ли считать, что некоторые намеченные ранее планы все же остались нереализованными в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в мире?

 Я уже не так давно подробно осветил в наших СМИ нынешнюю внешнеполитическую повестку Узбекистана. Не стану повторяться, лишь отмечу некоторые вопросы в преломлении к условиям пандемии. Число проведения личных встреч, безусловно, сократилось, некоторые из них пришлось перенести. Подчеркну – не отменить, а отложить на конкретные сроки в предстоящие месяцы. Вместе с тем внешнеполитическая работа с нашими партнерами не прерывается, она продолжается довольно интенсивно.

Например, в рамках председательства Республики Узбекистан в Содружестве Независимых Государств в 2020 году мы вместо отмены многих запланированных мероприятий успешно провели их в очном порядке с соблюдением правил эпидемиологической безопасности и в формате видеоконференций. Всего в рамках СНГ и на двустороннем уровне с государствами-участниками Содружества за текущий год состоялось более 200 различных мероприятий. Среди них можно отметить заседания Экономического совета СНГ, одно из которых состоялось в Москве (13 марта) и два – по видеосвязи (30 июня и 15 сентября); заседания Совета министров иностранных дел (12 мая); Совета глав правительств (29 мая); Совета по сотрудничеству в области здравоохранения (30 июля); «Неделю деловых инициатив» (9-15 сентября); Экономический форум СНГ (9 сентября); заседание Совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству (10 сентября) и другие совещания.

24 июня состоялся визит Президента Республики Узбекистан в Москву для участия в торжественных мероприятиях по случаю 75-летия Великой Победы. 12 октября в Бухаре провели 21-е заседание Межправительственной комиссии с Российской Федерацией. В его рамках обсуждались перспективы расширения инвестиционного сотрудничества, реализация пакета инвестпроектов в различных секторах производства, энергетики и здравоохранения, миграционные и другие важные для наших стран вопросы.

В повестке дня – проведение заседаний советов глав правительств и глав государств СНГ, второго заседания Совместной комиссии глав правительств Узбекистана и России, неформального саммита президентов стран Содружества и других крупных мероприятий.

Недавно в формате виртуальной встречи состоялось Третье заседание глав внешнеполитических ведомств пяти стран Центральной Азии и России.

Активно поддерживаются внешнеполитические контакты и внешнеэкономические связи и по другим приоритетным направлениям. 27 мая были организованы трехсторонняя встреча руководителей внешнеполитических ведомств «Узбекистан – ИРА – США» и ряд рабочих встреч в таком же формате по вопросам поддержки экономического развития и восстановления стабильности в соседнем Афганистане. 30 июня проведена министерская встреча пяти стран Центральной Азии и США (С5+1), а также экономические визиты и переговоры с американскими делегациями на двустороннем уровне.

В этом году Узбекистан принял активное участие в работе других многосторонних региональных форумов, где ключевой темой стало укрепление международного сотрудничества и обмен опытом в борьбе с COVID-19. Имеются в виду министерские видеоконференции «Один пояс, один путь», «Центральная Азия – Китай», Диалог «Центральная Азия + Япония».

Состоялось первое заседание Узбекско-Индийского комитета по координации и продвижению практической реализации двусторонних проектов, сформированного по итогам контактов на высшем уровне между Узбекистаном и Индией.

Продвигаются переговоры с Пакистаном по дальнейшему развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в том числе по присоединению Узбекистана к Четырехстороннему соглашению о транзите грузов (КНР, Казахстан, Кыргызстан и Пакистан).

Со странами Европы нам удалось сохранить позитивную динамику, как и в отношениях с другими нашими традиционными партнерами. Эпидемический кризис не смог помешать последовательной активизации диалога на высоком уровне с Европейским союзом в целях углубления взаимовыгодного партнерства в различных сферах. Продолжаются переговоры о заключении Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном и ЕС, начавшиеся в прошлом году, в настоящее время мы готовимся к проведению их 7-го раунда.

Евросоюз поддерживает шаги Узбекистана по вступлению во Всемирную торговую организацию и получению статуса страны-бенефициара «Генеральной системы преференций» Евросоюза «ГСП+».

В условиях негативного воздействия COVID-19 на мировую, в том числе европейскую, экономику наши партнеры в Европе выделили Узбекистану более 30 млн евро для устранения последствий пандемии. Норвегия, Финляндия и ЕС внесли финансовый вклад в Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья.

Одним из динамичных направлений внешнеполитического сотрудничества Узбекистана остается взаимодействие с государствами Ближнего Востока, Персидского залива. Наши подходы ко многим актуальным международным вопросам очень близки, прежде всего в том, что касается обеспечения устойчивого развития стран мусульманского мира и продвижения идей просвещенного ислама и толерантности.

Поддерживаются регулярные контакты на высшем и высоком уровнях с руководством ближневосточных государств, политические консультации. В знак солидарности и единства перед лицом коронавирусного вызова Объединенные Арабские Эмираты предоставили Узбекистану медицинскую помощь в виде аппаратов ИВЛ, кислородных концентраторов, ПЦР-лабораторий и другого медицинского оборудования.

Подтверждением того, что реализация наших планов продолжается невзирая на глобальный кризис, является избрание 13 октября Узбекистана в члены Совета ООН по правам человека на 2021-2023 годы. На выборах Республика Узбекистан получила широкую международную поддержку и наибольшее число голосов среди кандидатов из региона Азии. Этому, несомненно, способствовала приверженность руководства нашей страны продолжению демократических и рыночных реформ, внесению вклада в продвижение прав и интересов человека.

— Как известно, одной из главных задач Министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений страны является содействие обеспечению внешнеэкономических интересов Узбекистана. На какие конкретно цели направлена сегодня эта деятельность и как отразилась на ее эффективности текущая непростая ситуация в мире?

 Экономическая дипломатия Узбекистана объективно усиливается. Одной из причин этого, как ни парадоксально, являются сложности пандемического периода, которые побуждают к более активным, настойчивым шагам по поддержке экспорта национальных компаний, привлечению инвестиций и современных технологий, позволяющих создать новые рабочие места, восстановиться от кризиса.

Министерством иностранных дел налажено тесное взаимодействие с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан. Совместно нами осуществляется работа по поддержке отечественных предприятий в плане проработки экспортных контрактов, преодоления проблем, с которыми сталкиваются предприниматели.

В условиях закрытия границ и нарушения транспортного сообщения на фоне карантинных ограничений предпринимателям Узбекистана оказывается поддержка в решении транспортно-логистических вопросов при доставке грузов в страну и за рубеж. Разработаны предложения по открытию новых транспортных коридоров.

В рамках реализации инвестиционных проектов обеспечивается содействие в доставке оборудования и специалистов в республику. На сегодня организован приезд в Узбекистан более 3500 иностранных специалистов, работающих в различных отраслях экономики.

Ведется деятельность по привлечению инвестиций в страну, в том числе со стороны соотечественников, проживающих за рубежом. В настоящее время прорабатываются более 120 проектов на общую сумму 818 млн долларов. Сформирована «олтин дафтар» («золотая тетрадь»), включающая в себя как иностранных потенциальных инвесторов, так и наших соотечественников, работающих в международных организациях и зарубежных компаниях и способных внести свой вклад в развитие Узбекистана.

В связи с этим хотелось бы отметить, что с самого начала распространения эпидемии в мире Узбекистаном было налажено сотрудничество по оказанию взаимопомощи и поддержки со всеми основными внешнеполитическими партнерами.

Подчеркну: без этого невозможно было бы решать вопросы, от которых зависят не только наши многоплановые связи с различными государствами и организациями-партнерами, но и судьбы конкретных людей, наших сограждан. Многие из них в условиях введенных ограничительных мер в связи с эпидемией оказались в трудной жизненной ситуации за рубежом. МИД Узбекистана совместно с другими министерствами и ведомствами республики и иностранными партнерами организовали слаженную работу по возвращению на Родину более 300 тысяч наших соотечественников. Многим остающимся в зарубежных странах гражданам Узбекистана через посольства и консульские учреждения республики оказывается безвозмездная помощь в виде предоставления финансовых средств, обеспечения жильем и питанием. Наряду с этим из Узбекистана осуществлен вывоз более 15 тысяч иностранных граждан. Для эффективной борьбы с распространением коронавирусной инфекции и изучения передового зарубежного опыта в нашу страну были приглашены ведущие специалисты-медики Германии, Южной Кореи, Турции, Китая и России, которые работали в различных регионах республики.

Привлечена гуманитарная помощь от правительства США и американских гуманитарных организаций и компаний для борьбы с последствиями пандемии. Кроме того, американскими партнерами оказано содействие населению, пострадавшему от чрезвычайной ситуации в Сырдарьинской области, фонду «Соглом авлод учун».

— Узбекистан проводит активную региональную политику, которая привлекает пристальное внимание мирового сообщества. В частности, по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева создан формат Консультативных встреч глав государств Центральной Азии и проведены уже два саммита, один из них – в Ташкенте в 2019 году. Как обстоят дела со следующей встречей на высшем уровне, проведение которой ранее было запланировано в Кыргызстане?

 Консультативные встречи центральноазиатских государств, как было обговорено изначально, должны проводиться при личном участии глав государств региона. Важным фактором результативности наших саммитов являются именно личные встречи президентов, в ходе которых они рассматривают весь спектр взаимодействия стран Центральной Азии в решении актуальных вопросов и расширения регионального сотрудничества.

К сожалению, из-за сложившихся обстоятельств с коронавирусом и сохраняющейся неопределенности со сроками преодоления пандемии до конца этого года вряд ли удастся провести очередную третью Консультативную встречу.

Это отнюдь не означает, что страны региона сбавили движение по намеченному пути наращивания и углубления регионального сотрудничества. Для всех пяти государств Центральной Азии многостороннее сотрудничество имеет приоритетное значение как фактор формирования новых возможностей и преимуществ для наращивания торговых связей, привлечения инвестиционных потоков и интеграции стран региона в глобальные цепочки поставок. Лидеры стран Центральной Азии в ходе своих предыдущих встреч договорились о выработке совместных подходов к решению вопросов расширения региональной торговли, энергетического потенциала, формирования перспективных транспортных коридоров и по другим вопросам, представляющим общий интерес. Укрепление центральноазиатского сотрудничества остается ключевым для обеспечения устойчивого развития и безопасности нашего региона, и можно утверждать, что в этом мнения президентов государств Центральной Азии полностью совпадают.

Ярким примером консолидированного подхода к этим вопросам может быть недавнее Совместное заявление глав государств Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан о событиях в Кыргызской Республике, в котором еще раз было подтверждено, что «благополучие Кыргызстана является важным фактором региональной безопасности и устойчивого развития всей Центральной Азии». Руководители стран региона также подчеркнули: «Двигаясь по пути дальнейшего укрепления центральноазиатской солидарности, мы всегда будем поддерживать народ Кыргызстана в его стремлении к единству, мирному, независимому развитию и процветанию».

В связи с этим, исходя из общерегиональных интересов, Туркменистан предлагает провести Консультативный саммит глав государств региона в следующем году на гостеприимной туркменской земле. При этом предложено включить в программу саммита проведение ряда важных экономических и культурных мероприятий.

Мы, будучи сопредседателем Консультативного Совета, полностью поддерживаем данное предложение Туркменистана и надеемся провести следующий центральноазиатский Консультативный саммит с широкой и содержательной программой. После саммита в Туркменистане мы могли бы вновь вернуться к приглашению наших кыргызских друзей об организации Консультативной встречи в Бишкеке.

В заключение хочу обратить ваше внимание на то, что МИД не только адаптируется, но и совершенствует внешнеполитическую деятельность. Ведь любой кризис, а пандемия поистине является планетарным кризисом, охватившим, как было сказано, все сферы жизнедеятельности людей, раскрывает проблемы, не особенно замечаемые в обычных условиях. Для ответа на эти вызовы мы должны постоянно совершенствовать свою работу.

В связи с этим можно сделать два основных вывода.

Во-первых, необходимо критически оценить деятельность внешнеполитического ведомства, мобилизовать все усилия для поиска новых резервов.

Во-вторых, следует научиться работать в жестких политических, экономических, эпидемиологических условиях, чтобы выстоять перед лицом этого тотально опасного явления, называемого COVID-19.

Однако не хотелось бы завершать нашу беседу на пессимистичной ноте. Сегодня технологический прогресс и научные, в том числе медицинские, познания развиваются очень стремительно и динамично. Именно медицина является одной из высокоинтеллектуальных сфер. На борьбу с пандемией сегодня брошены усилия лучших умов, усиленно работают ведущие исследовательские центры, выделены значительные ресурсы в различных регионах мира. Будем надеяться, что в ближайшее время удастся найти адекватный ответ на этот вызов и надежно оградить человечество от таких тяжелых испытаний.

— Благодарю Вас за интересное и содержательное интервью, уважаемый Абдулазиз Хафизович.

 

Газета “Правда Востока”, 23 октября 2020г., №221 (29451), Беседовал Салим Дониёров
Настройки внешнего вида сайта