18 декабря под председательством Президента Шавката Мирзиёева в формате видеоконференции состоялось заседание Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ).
Итоги Саммита СНГ по просьбе ИА «Дунё» комментирует первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан (ИСМИ) Акрамжон Неъматов:
- Оценивая итоги председательства нашей страны в СНГ можно с уверенностью сказать, что несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию, которая осложнила работу многих региональных и международных организаций, Узбекистан провёл весьма плодотворную и эффективную работу в рамках Содружества.
В соответствии с Концепцией председательства Узбекистана в СНГ проведены заседания Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета СНГ, около 60 совещаний органов отраслевого сотрудничества, в том числе Совета по сотрудничеству в области здравоохранения, Совета по гуманитарному сотрудничеству, рассмотрено более тысячи вопросов, принято свыше 70 важных многосторонних документов.
В 2020 году Узбекистан присоединился к трем органам СНГ: Совету по делам молодёжи, Консультативному совету по труду, занятости и социальной защите населения, Консультативному совету по защите прав потребителей, расширив в целом спектр своего взаимодействия с государствами-участниками Содружества в рамках 39 органов отраслевого сотрудничества.
Наглядным свидетельством эффективности председательства Узбекистана является согласование и принятие в уходящем году солидного пакета концептуальных и стратегических документов, формирующих адаптированную к новым реалиям основу долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ в таких приоритетных сферах, как политика, экономика, безопасность, культура, туризм, спорт, молодёжная политика, инновационное развитие.
В частности, актуальное значение для устойчивого развития на пространстве СНГ имеют принятые на 2021-2030 годы стратегии развития сотрудничества в области туризма, физической культуры и спорта, молодёжной политики, соглашение о взаимодействии в сфере цифрового развития общества, а также концепции военного сотрудничества до 2025 года и межрегионального и приграничного сотрудничества до 2030 года.
Отдельного внимания заслуживает Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года, которая предусматривает последовательное наращивание взаимовыгодного сотрудничества государств–участников более чем на 30 направлениях экономического взаимодействия, повышение конкурентоспособности национальных экономик и благосостояния граждан стран Содружества, укрепление позиций его государств-участников в мирохозяйственных связях.
Весомым вкладом в практическую реализацию данной стратегии стало утверждение Советом глав правительства Содружества в мае текущего года Приоритетных направлений сотрудничества государств–участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года.
В этом программном документе, инициированном ранее главой нашего государства, предусмотрено проведение скоординированной политики по формированию общего транспортного пространства и повышению конкурентоспособности транспортных коридоров в странах СНГ, их интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы.
Наиболее важным достижением председательства Узбекистана в СНГ стало принятие Концепции дальнейшего развития СНГ на предстоящее десятилетие, предусматривающей реализацию согласованных мер по совершенствованию организационно-правовых механизмов сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях и формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
Ценность концепции заключается в том, то она разработана исходя из объективных интересов государств–участников СНГ в создании благоприятных условий для дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, укрепления благосостояния граждан, вовлечения в мировые политические, социально-культурные и экономические процессы, предусматривает адаптацию структур, форм и методов работы СНГ к новым задачам динамично развивающегося мира.
Кроме того, в год своего председательства Узбекистан провёл целенаправленную работу по согласованию и принятию Программы сотрудничества государств-участников СНГ в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021-2025 годы, а также Межгосударственной программы развития инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2030 года, нацеленной на усиление инновационной компоненты экономического роста на основе развития межгосударственного инновационного пространства.
Скоординированная и согласованная работа по разработке и принятию вышеуказанных концептуальных и программных документов средне- и долгосрочного характера ещё раз подтверждает общность стратегических интересов и целей развития государств – участников СНГ, их заинтересованность в дальнейшем расширении и углублении равноправного, взаимовыгодного и многопланового сотрудничества по широкому спектру вопросов.
В этой связи особую актуальность представляют инициативы Президента Шавкатом Мирзиёева, выдвинутые в ходе прошедшего 18 декабря Саммита глав государств–участников СНГ, такие как принятие в рамках Содружества «Дорожной карты» по развитию электронной торговли, Комплексной программы промышленной кооперации, Программы сотрудничества по вопросам трудовой миграции, Программы сотрудничества в области дерадикализации, проведения «Марафона здоровья СНГ» и другие.
Воплощение указанных инициатив, направленных на практическую реализацию принятых стратегических и концептуальных документов, позволит в полной мере задействовать огромный потенциал государств – участников СНГ, консолидировать общие усилия для обеспечения устойчивого и поступательного развития на пространстве Содружества в посткризисный период.
Это, в свою очередь, подтвердит жизнеспособность Содружества как действенного механизма многостороннего сотрудничества, его готовность адаптироваться к новым реалиям, общее стремление государств-участников СНГ к неуклонному повышению благосостояния, уровня и качества жизни населения наших стран.
В целом Узбекистан, активизировав своё участие в Содружестве, ещё раз заявил о своей твёрдой приверженности развитию многостороннего сотрудничества, а достигнутые высокие результаты в рамках председательства Узбекистана в СНГ свидетельствуют о всемерной поддержке государствами–участниками объединения усилий нашей страны по углублению практического партнёрства по всем направлениям политического, экономического и гуманитарного сотрудничества, обеспечению стабильности и устойчивого развития на пространстве Содружества Независимых Государств.