Итоговое заседание Совета глав государств СНГ проходило в онлайн-формате. Это было продиктовано пандемией COVID-19. Узбекистан завершил свое первое председательство в Содружестве и передал эти функции Беларуси.
Почти во всех выступлениях лидеров стран СНГ на саммите прозвучал тезис о том, что уходящий 2020 год был одним из сложнейших в связи с распространением коронавирусной инфекции и разразившимся масштабным экономическим кризисом. На пространстве Содружества эти негативные явления сопровождались целым набором проблем, которые оказывали давление как на государства, так и на интеграционные структуры и международные организации с их участием.
Последовавшие после электоральных процессов в Беларуси и Кыргызстане события не могли не привлечь внимания населения государств Содружества. К сожалению, не обошлось в СНГ и без военного конфликта в Нагорном Карабахе, который всегда оставался в списке главных проблем на пространстве Содружества. Но, по словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, такого конфликта больше нет.
Тем не менее все эти острые темы не помешали провести заседание глав государств СНГ, большинство из которых приняли личное участие в их обсуждении и подтвердили значимость этой площадки многостороннего сотрудничества. Исключением стало только отсутствие премьер-министра Армении Никола Пашиняна по уважительным обстоятельствам.
На этом фоне, особенно учитывая внушительный пакет документов, принятый на заседании, стала очевидна та полезная роль, которую продолжает играть СНГ.
Более того, на саммите была утверждена обновленная Концепция дальнейшего развития СНГ на период до 2030 года. Как подчеркнул президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, концепция является адаптированным к современным реалиям стратегическим документом. В документе закреплено общее видение путей дальнейшего развития Содружества посредством адаптации его структур, форм и методов работы к новым задачам. Это предусматривает как оптимизацию нормативно-правовой базы сотрудничества, так и активное внедрение новых практических форм взаимодействия. Например, межрегионального и приграничного сотрудничества, предусматривающих наращивание прямых связей в различных сферах на уровне субъектов регионов государств СНГ.
Другим основополагающим документом в сфере безопасности и обороны стала Концепция военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 года. Помимо этого лидеры поддержали совместные заявления по случаю 75-й годовщины создания ООН и по сотрудничеству в области обеспечения информационной безопасности.
По мнению многих опрошенных экспертов, прошедший саммит СНГ и итоги председательства Узбекистана в Содружестве заслуживают особого внимания сразу по нескольким причинам.
Прежде всего Ташкент на деле показал свое искреннее стремление к укреплению отношений с соседними странами и всеми государствами Содружества. Под руководством президента Шавката Мирзиёева Узбекистан активизировал свое участие в СНГ и других международных организациях, что стало прямым отражением новой открытой внешней политики и принятыми стратегическими ориентирами внутреннего развития.
Демонстрируя серьезный подход к углублению сотрудничества, был повышен статуса национального координатора в СНГ до уровня вице-премьера. С 2021 года для Узбекистана выделяются квотные должности на руководящие посты в Исполкоме СНГ. Один из опытных узбекских дипломатов Ильхом Нематов в ближайшее время начнет работу в качестве заместителя председателя Исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ.
Узбекистан активно продолжает процесс присоединения к органам отраслевого сотрудничества. Только в последние месяцы страна включилась в работу Совета по делам молодежи, Консультативного совета по труду, занятости и соцзащите населения, Консультативного совета по защите прав потребителей. Как видно, работа в этих органах позволит решать в многостороннем формате важнейшие вопросы, касающиеся интересов граждан Узбекистана и других стран Содружества.
К этому следует добавить и то, что Узбекистан изначально очень серьезно подошел к выполнению функций председателя СНГ. Уже в начале года был представлен подробный План председательства в форме «дорожной карты», охватившей 69 пунктов. Согласно плану, страна провела около 60 крупных многосторонних мероприятий в очном порядке и в формате видеоконференций. Всего же в рамках СНГ и на двустороннем уровне с государствами – участниками Содружества за текущий год организованы более 200 мероприятий, в том числе заседания Экономического совета, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и совещания отраслевых органов. Проработано подписание 131 международного документа.
Так, на прошедшем 30 ноября заседании Совета глав правительств была принята Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года. Утверждены стратегии сотрудничества стран СНГ на 2021–2030 годы в молодежной сфере, в области туризма, физической культуры и спорта, а также основные мероприятия сотрудничества стран СНГ в области культуры на 2021–2025 годы.
Наряду с этим высокую оценку получили разработка и принятие Приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, предусматривающих конкретные мероприятия по созданию новых транспортных маршрутов, широкому использованию транзитного потенциала стран СНГ.
Важным достижением является принятие Межгосударственной программы инновационного сотрудничества до 2030 года и Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств – участников СНГ до 2030 года.
Принятие таких концептуальных и стратегических документов на 10-летний период стало свидетельством того, что долгосрочные интересы и основные цели экономического развития государств СНГ по-прежнему совпадают.
Своим председательством Ташкент продемонстрировал, что Содружество является достаточно развитой рабочей структурой многостороннего сотрудничества, не утратившей своей востребованности на текущем этапе развития. Объединение общих усилий продемонстрировало также единство и сплоченность государств СНГ в экстремальных условиях.
СНГ оперативно реагировало на меняющуюся реальность в сфере противодействия COVID-19, инициировав выработку согласованных шагов по противодействию пандемии. Значительная часть усилий была сосредоточена на оказании поддержки странам в борьбе с коронавирусом в рамках Совета сотрудничества в области здравоохранения СНГ, Координационного совета по проблемам санитарной охраны территорий государств – участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней и др.
В июне состоялось специальное заседание Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, посвященного борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции. По предложению узбекской и российской сторон принято совместное заявление стран Содружества по борьбе с распространением инфекции COVID-19. В нем отражена серьезная угроза пандемии нового коронавируса, отмечены ее всемирное распространение и вызов глобальной системе здравоохранения, а также мировой экономической, финансовой и торговой системам.
Особым достижением в ходе председательства Узбекистана в СНГ является завершение процесса согласования Соглашения о сотрудничестве по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера и созданию эффективной системы мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки на пространстве Содружества.
Следует отметить, что, проанализировав итоги председательства Узбекистана, Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд новых инициатив, которые заложили основу для дальнейшего развития СНГ. Не случайно на них отреагировал Александр Лукашенко, предложивший объединить усилия Узбекистана и Белоруссии в качестве сопредседателей Содружества в новом, 2021 году, в котором СНГ встретит уже свое 30-летие.
Важнейшим сигналом саммита стало и то, что, утвердив основные контуры развития Содружества на средне- и долгосрочную перспективу, лидеры почти всех государств СНГ высказались за активизацию взаимодействия.
Неснижающийся интерес к сотрудничеству обуславливает немалый потенциал СНГ, занимающего 16% мировой территории, на которой проживают 286 млн человек. На долю СНГ приходится 14,5% мирового экспорта энергоносителей, 6,2% железа и стали, 3,5% сельскохозяйственной продукции.
Отличительной особенностью СНГ выступает его широчайшая повестка, охватывающая практически все сферы межгосударственных отношений, а также сохраняющая гибкость имеющихся механизмов и форматов.
Таким образом, можно констатировать, что СНГ по-прежнему является стержнем, обеспечивающим устойчивость развития всех 11 государств-участников, их сотрудничества и внешнего взаимодействия. Ограниченное участие отдельных государств Содружества в деятельности его органов и принимаемых документах, обусловленное особенностями национальных интересов, всегда воспринималось в СНГ с пониманием и уважением. Это не препятствует рассмотрению государствами всех вариантов дальнейшего развития СНГ. Очевидно, что формат Содружества демонстрирует сохранение в обозримой перспективе своей актуальности в качестве эффективной площадки многостороннего взаимодействия для большинства постсоветских государств.