Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Генсек ШОС В.Норов: Борьба с негативными последствиями пандемии позволяет странам осмыслить имеющийся громадный потенциал сотрудничества в сфере образования

Вчера в мире отмечался Международный день образования. Этот день был учрежден 3 декабря 2018 года на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в знак признания важной роли образования в обеспечении мира и устойчивого развития на Земле, сообщает корреспондент ИА «Дунё».

 

По случаю важной даты генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов отметил, что в период пандемии COVID-19 государства-члены ШОС укрепляют сотрудничество в сфере образования.

Он подчеркнул, что члены международного сообщества, в том числе и страны ШОС, практически единодушны в понимании важности образования и, декларируя весьма амбициозные обязательства на средне- и долгосрочную перспективу, показали не только свою готовность к совместной работе по реализации 4-й цели ООН устойчивого развития, но и приняли и в целом успешно реализуют национальные программы и стратегии в области образования.

Однако в 2020 году, когда весь мир столкнулся с пандемией COVID-19, мировой системе образования был нанесен тяжелейший удар. По данным ЮНЕСКО, из-за пандемии, большинство стран объявило о временном закрытии школ, что затронуло более 91% учащихся во всем мире. К апрелю 2020 года около 1,6 миллиарда детей и молодых людей не посещали учебные заведения. По экспертным оценкам, пандемия COVID-19 оказала беспрецедентное прямое негативное воздействие на все системы образования из-за закрытия учебных заведений и связанных с этим потерь в обучении.

Генсек ШОС сообщил, что в целях смягчения последствий пандемии, правительства всех стран-членов ШОС инициировали и способствовали переходу образовательных учреждений к онлайн-образованию в невиданных ранее масштабах.

В период пандемии практически во всех странах «семьи ШОС» кардинально и стремительно стала меняться сфера образования. Учителям приходится буквально на ходу внедрять непривычные методики ведения занятий, работы с классом и проверки знаний учеников. Родителям -балансировать между выполнением служебных обязанностей и помощью детям в процессе обучения. Для школьников же это был настоящий вызов, стимул к самоорганизации и тренировка способности "научиться учиться".

В то же время, в период пандемии COVID-19 государства-члены ШОС проявили твердую приверженность дальнейшему укреплению сотрудничества в области образования в соответствии с ранее принятыми в рамках организации документами в этой сфере.

Так, в начале декабря 2020 года по инициативе России состоялась XIII Неделя образования государств-членов ШОС «Образование без границ» (1-4 декабря 2020 года) в формате видеоконференции. Сама тема Недели  звучит в 2020 году в высшей степени символично, поскольку с началом эпидемии коронавирусной инфекции и по настоящее время весь мир, включая страны ШОС, живут в условиях периодических карантинов, всевозможных ограничений свободы передвижения и отсутствия живого общения.

Кроме того, в принятом на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС Плане мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества обозначены конкретные направления совместной работы в сфере образования в целях преодоления негативных последствий пандемии. 

В частности, государства-члены намерены осуществлять сотрудничество в области высшего, дополнительного профессионального и среднего профессионального образования путем обмена опытом и передовыми практиками, оказания содействия в установлении прямых контактов между образовательными учреждениями государств-членов ШОС и реализации совместных проектов, в том числе путем рассмотрения вопроса создания Ассоциации образовательных организаций среднего профессионального образования ШОС.

По словам Владимира Норова, страны-члены, руководствуясь принципами «Шанхайского духа», стараются делиться своим опытом, открыть новые возможности, связанные с применением информационно-коммуникационных технологий, современных методик и методологий учебно-образовательных программ, направленных на повышение уровня образования нашей молодежи.

Государства-члены ШОС осознают, что в условиях пандемии, работа с молодежью, развитие сотрудничества в сфере молодежного образования приобретает важное значение. Усилия наших стран направлены на содействие физическому, умственному и духовному развитию молодого поколения, насчитывающего свыше 800 миллионов человек, или половину всей молодежи планеты, вовлечение его в масштабные планы совместного развития.

Резюмируя сказанное, генсек ШОС отметил, что 2020 год стал временем переосмысления привычных представлений и подходов в системе образования. Основным драйвером этого процесса стала разразившаяся пандемия, определившая целый ряд новых требований к жизни и работе школ, колледжей и университетов. Но, несмотря на очевидные негативные последствия пандемии, она тем не менее дала ряд возможностей и понимание того, что в современном непредсказуемом мире крайне необходимо преодолеть цифровой разрыв в сфере образования.

Борьба с негативными последствиями пандемии позволяет странам увидеть и осмыслить имеющийся громадный потенциал сотрудничества между в сфере образования, изучить и применить опыт стран, в особенности касающийся бесценных наработок по применению передовых методик обучения, с помощью информационно-коммуникационных технологий, поддержки всех участников образовательной системы: учащихся, их родителей, педагогов и администрации на всех уровнях при переходе на цифровую систему образования. В этой связи весьма актуальной становится разработка и принятие программы сотрудничества в целях развития онлайн-образования на пространстве ШОС.