Исполком СНГ

О состоянии трудовой миграции в Содружестве с учетом ограничительных мер, принимаемых в государствах – участниках СНГ в период пандемии COVID-19

Азербайджанская Республика

В период с 1 января по 15 декабря 2020 года были выданы разрешения на работу для занятия оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики 5 916 иностранцам и лицам без гражданства, из которых 472 являются гражданами стран СНГ. За аналогичный период 2019 года число выданных разрешений составило 6 266, 451 из которых было выдано гражданам стран СНГ. Наряду с этим за этот же период 2020 года 9 050 гражданам стран СНГ (за аналогичный период 2019 года – 9 297) были выданы разрешения на временное проживание в случае, когда разрешение на работу не требуется.

С 24 марта 2020 года, когда в связи с распространением в Азербайджанской Республике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории страны впервые был объявлен особый карантинный режим, до настоящего времени для дальнейшего упрощения электронных обращений, минимизации контактов между людьми и оптимизации требований касательно документов, представляемых иностранцами в Государственную миграционную службу, была проведена следующая работа.

В отношении иностранцев, пребывающих на территории Азербайджанской Республики и не имеющих возможности покинуть страну по очевидным причинам, была устранена необходимость в подаче обращения на продление срока временного пребывания. Так, Государственная миграционная служба приняла решение автоматически продлевать срок временного пребывания иностранцев, зарегистрированных по месту пребывания в стране, срок пребывания которых истекает. Пребывание в стране иностранцев, чей срок временного пребывания (срок визы или 90 дней) был уже продлен на 60 дней, было сочтено законным без дополнительного обращения и оплаты государственной пошлины до устранения применяемых на государственной границе ограничений на передвижение.

Ряд услуг, в том числе продление срока временного пребывания иностранцев в стране, выдача (продление) разрешений на проживание и работу, обращения по вопросам гражданства, осуществлялись в основном в электронном виде (https://eservice.migration.gov.az).

Были приняты к исполнению обращения иностранцев даже в случаях, когда срок действия их паспортов или других документов для пересечения границы был меньше срока, предусмотренного законодательством. Также при выдаче (или продлении срока) разрешений на временное проживание не учитывалось по какой визе лицо прибыло в страну, а также не принималось во внимание нахождение иностранцев, проживающих в стране на основании разрешения на временное проживание, за пределами территории Азербайджанской Республики более 90 дней в течение 180 дней.

В связи с особым карантинным режимом прием обращений в Государственную миграционную службу о предоставлении статуса беженца на территории Азербайджанской Республики осуществлялся в электронном виде (в период особого карантинного режима).

Доступ к электронным услугам также возможен через мобильное приложение «MigAz», функционирование которого позволило повысить уровень удовлетворенности граждан. В течение прошедшего периода обеспечение удобного доступа иностранцев к услугам, предоставляемым Службой электронных услуг, а также своевременное и полное информирование общественности о соответствующих процедурах в связи с нынешней ситуацией находились в центре внимания. Так, подготовленные на разных языках просветительские и информационные ресурсы, а также видеоинструкции о правилах пользования электронными услугами и деятельности, осуществляемой Службой, были распространены в СМИ, включая социальные сети, и доведены до сведения целевых групп. Наряду с вышеуказанным функционирующий 24 часа в сутки на 3 языках (азербайджанском, английском и русском) Колл-центр 919 Службы был переведен на усиленный режим работы и с целью дальнейшего усовершенствования предоставляемых услуг его функциональные возможности были расширены. В настоящее время Колл-центр работает в режиме реального времени, а при необходимости, после изучения поступившего запроса, отвечает на обращения, предоставляет информационные и консультационные услуги, а также осуществляет прием и направление жалоб (информации, предложений). Наряду с тем, что Колл-центр доступен для звонков из-за рубежа, в период особого карантинного режима он также продолжает свою деятельность в усиленном режиме. Также Колл-центром были даны ответы на обращения различного содержания, поступившие от физических и юридических лиц посредством «Онлайн путеводителя» на официальном веб-сайте Службы, посредством «WhatsApp» и аккаунтов социальных сетей. При проведении просветительских и информационных мероприятий была принята к сведению Рекомендация о мигрантах в контексте прав человека в период пандемии COVID-19, опубликованная 7 апреля 2020 года Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека.

Бесплатные курсы по изучению проживающими в Азербайджанской Республике иностранцами азербайджанского языка, истории, культуры, законодательства о правах и обязанностях иностранцев и лиц без гражданства, организуемые Учебным центром Службы в целях поддержки интеграции мигрантов в азербайджанское общество, в период COVID-19 были продолжены в онлайн-режиме.

Одним из приоритетных вопросов в период пандемии является контроль над ситуацией в центрах содержания незаконных мигрантов, предотвращение заражения вирусом размещенных там мигрантов. Так, в период пандемии в стране были приостановлены принудительные выдворения и принудительное помещение в центры содержания. Также в этот период в отношении ни одного иностранца не была избрана мера административного взыскания в виде выдворения, каждый проживающий незаконно мигрант был легализован на основании своего обращения. Следует отметить, что ни у одного из иностранцев, находящихся в центрах содержания, не был обнаружен вирус COVID-19. Также в центрах не было трудностей или задержек в связи с доступом мигрантов к медицинским услугам, обеспечением продуктами питания или работами по дезинфекции.

Кроме того, в период пандемии был продлен до устранения применяемых на въезд-выезд ограничений срок пребывания в Азербайджанской Республике иностранцев, не желающих возвращаться по разным причинам в свою страну или страну постоянного проживания, и для этого не требовалось дополнительных документов. Независимо от правового статуса мигранты не выдворялись из страны и не требовалось прохождение ими каких-либо административных процедур в этой связи.

В целях защиты прав и свобод мигрантов, проживающих в стране, оказания социальной поддержки уязвимым группам мигрантов Государственная миграционная служба расширила возможности по взаимодействию с неправительственными организациями и институтами гражданского общества, при их непосредственном участии провела работу по реализации совместных проектов устойчивой социальной помощи.

В рамках проекта «Поддержка гуманитарной деятельности – COVID-19 – Южный Кавказ Глобального стратегического плана подготовки и помощи со стороны IОМ (МОМ) в связи с новой коронавирусной инфекцией» Представительством Международной организации по миграции в Азербайджане в сотрудничестве с Государственной службой миграции мигрантам, нуждающимся в поддержке, была оказана необходимая помощь для удовлетворения их первичных потребностей, таких как питание, гигиена, обеспечение временным жильем и медицинской помощью.

Кроме того, информация о деятельности Государственной миграционной службы в связи с предотвращением пандемии COVID-19 была отправлена по дипломатическим каналам в представительства всех стран, аккредитованных в Азербайджанской Республике.

В качестве составной части мер социальной ответственности, в рамках проводимой в стране просветительской кампании по предотвращению коронавирусной инфекций (COVID-19) – #оставайтесьдома, Государственная миграционная служба подготовила видеоролик в сотрудничестве с представителями дипломатического корпуса и иностранного бизнес-сообщества.

В соответствии с национальным законодательством Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики на основе информации, поступившей из Государственной службы миграции, дает заключение о возможности либо отсутствии возможности удовлетворения потребностей работодателей в рабочей силе за счет местных трудовых ресурсов.

При выдаче заключения на разрешение на работу для иностранцев принимается во внимание текущая ситуация, обусловленная ограничениями на въезд-выезд на территорию страны в период особого режима карантина.

 

Республика Армения

В целях противодействия распространению COVID-19 в соответствии с Постановлением Правительства Республики Армения № 1514-Н на всей территории Республики Армения с 11 сентября 2020 года по 11 января 2021 года включительно был введен карантин.

В настоящее время режим карантина в Армении продлен до 11 июля 2021 года.

С учетом текущей эпидемиологической ситуации предусмотрены определенные послабления применяемых во время карантина мер и ограничений. Так, лица, не являющиеся гражданами Армении, могут пересечь границу для въезда в страну также через сухопутные пограничные пункты при предъявлении отрицательного PCR-теста на коронавирус сроком не более 72 часов. Тест можно сдать также и на пограничном пункте при условии, что режим самоизоляции соблюдается до получения его отрицательного результата. Ранее это требование предъявлялось только на контрольно-пропускных пунктах воздушной границы.

Вопросы с трудовой миграцией в большей степени затронули тех иностранных граждан, которые работают на территории Республики Армения на основании разрешительных документов, за исключением граждан – членов ЕАЭС и иностранцев, трудовая деятельность которых регулируется статьей 23 (об исключениях при получении разрешения на работу) Закона Республики Армения «Об иностранцах».

В большинстве своем указанные вопросы касаются продления разрешительных документов. Для иностранных граждан, въезжающих на территорию Республики Армения, установлен срок пребывания 120+60 дней. Определенные проблемы возникли у тех иностранных граждан, которые въехали на территорию Республики Армения с целью осуществления трудовой деятельности и из-за введенного карантина не смогли выехать в страну своего гражданства после истечения срока разрешительных документов.

 

Республика Беларусь

На территории Республики Беларусь режим чрезвычайной ситуации в связи с распространением инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, не вводился.

В соответствии со складывающейся эпидемиологической ситуацией как в стране, так и в мире Республикой Беларусь принимались определенные меры, направленные на минимизацию риска завоза и распространения инфекции COVID-19 среди населения.

Для этих целей Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2020 г. № 208 на территории Республики Беларусь введено ограничительное мероприятие – самоизоляция.

Пунктом 3 Постановления № 208 установлено, что самоизоляции подлежат граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

В целях своевременного реагирования на изменения эпидемиологической ситуации Правительством Республики Беларусь приняты соответствующие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2020 г. № 624 и от 7 декабря 2020 г. № 705.

В связи с тем, что государственная граница Республики Беларусь с момента начала распространения коронавирусной инфекции COVID-19 до настоящего времени остается открытой для въезда иностранных граждан, следующих в Республику Беларусь с целью осуществления трудовой деятельности, при наличии подтверждающих документов, а также вследствие того, что в стране не был установлен локдаун и предприятия и организации всех форм собственности в большинстве своем продолжали работу в штатном режиме с учетом рекомендаций ВОЗ и Министерства здравоохранения, существенных проблем в области трудовой иммиграции в Республике Беларусь не выявлено. Об этом свидетельствуют и результаты анализа, проведенного Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь в июне 2020 года в целях оценки влияния пандемии COVID-19 на трудовую миграцию в Беларуси.

Территориальными подразделениями по гражданству и миграции проводилась работа по опросу нанимателей, которые, прекратив трудовые отношения с иностранными гражданами, возвращали специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (на предмет выяснения причин прекращения трудовых отношений) и тех, которые, намереваясь принять иностранцев на работу, приходили за получением новых специальных разрешений (в целях выявления возможных проблем с привлечением иностранной рабочей силы в условиях пандемии).

В отношении причин прекращения трудовых отношений с иностранным гражданином наиболее частые ответы нанимателей распределились следующим образом:

иностранный гражданин принял решение покинуть Республику Беларусь в связи с ситуацией, связанной с COVID-19 – 32 %;

сокращение штата сотрудников ввиду экономических трудностей – 12 %;

истек срок действия специального разрешения – более 11 %;

по соглашению сторон – около 10 %;

иностранец перешел на другую работу – около 10 %.

Опрос позволил выявить наиболее пострадавшие отрасли, откуда в незначительном количестве увольнялись или были уволены иностранные граждане: строительство (34 %), торговля (13 %), сельское хозяйство, общественное питание и производство (по 8 % соответственно) и др.

Чаще всего территорию страны в этот период покидали граждане Украины (32 % нанимателей указали эту страну), Китая (21 %), Узбекистана (18 %), Туркменистана (6 %), Польши (3 %) и др.

На вопрос о том, планируют ли наниматели принимать обратно на работу иностранного гражданина после улучшения ситуации, связанной с COVID-19, положительно ответили 63 % организаций.

Нанимателям, привлекающим иностранную рабочую силу, задавались вопросы о карантине, случаях отказа иностранцами осуществлять трудовую деятельность в Беларуси, возможных сложностях в поиске рабочих, а также об изменениях, касающихся заработной платы и условий труда иностранных работников в связи с ситуацией, связанной с COVID-19.

В целом стоит отметить, что в 2020 году в Беларусь въехало 16 368 трудящихся-мигрантов (в 2019 г. – 20 862).

88 % опрошенных нанимателей не испытывали трудностей в поиске иностранных работников из-за ситуации, связанной с COVID-19.

На вопрос о том, за чей счет планируется осуществлять временный карантин 58 % нанимателей ответили, что иностранный гражданин уже находится на территории Беларуси, карантин не потребуется, 22 % нанимателей планировали выплачивать заработную плату в этот период в полном объеме, в том числе по причине удаленной работы, 10 % организаций указали, что иностранные работники будут находиться на карантине за свои собственные средства, 7 % нанимателей планировали выплачивать заработную плату частично. Также встречались ответы о предоставлении иностранцам бесплатного жилья и питания с заключением контракта после карантина.

Около 4 % нанимателей сталкивались с отказом иностранного гражданина работать в их организациях из-за ситуации, связанной с COVID-19.

Пандемия 2020 года не повлияла на планы (возможности) 80 % нанимателей относительно величины заработной платы иностранного работника, условий труда и проживания.

Чтобы помочь иностранным работникам в Беларуси и снизить административную нагрузку на юридических и физических лиц в Республике Беларусь принимались меры, предусматривающие автоматическое продление документов на трудовую деятельность.

В случаях, когда иностранные граждане и лица без гражданства по не зависящим от них причинам не могли покинуть территорию нашей страны
из-за введения иностранными государствами ограничений на пересечение своих границ и возникшими сложностями транспортного сообщения между государствами, Министерством внутренних дел проводились мероприятия, направленные на урегулирование их правового статуса на территории Беларуси:

продление срока пребывания до 180 суток (90 суток + 90 суток) с выдачей выездных виз (при необходимости);

выдача разрешений на временное проживание (при наличии оснований);

оформление и выдача выездных виз в Национальном аэропорту Минск без направления иностранцев в подразделения по гражданству и миграции органа внутренних дел (при необходимости).

Благодаря предпринятым Правительством Республики Беларусь мерам иностранные работники в большинстве своем сохранили трудовые отношения с нанимателями, удалось избежать существенных проблем с дефицитом трудовых ресурсов, и, следовательно, ситуацию с трудовой иммиграцией в Беларуси можно считать благоприятной.

Если ситуация с иностранными работниками в Беларуси не стала критичной, то белорусские граждане, работающие и работавшие за границей, столкнулись с рядом проблем, вызванных ограничительными мерами иностранных государств, что существенно повлияло на трудовую эмиграцию из Беларуси.

Временные карантинные меры, введенные многими государствами, в виде приостановки производств, услуг, транспорта, закрытия границ и невозможности физического перемещения затянулись на достаточно долгий срок, что в конечном счете отразилось на материальном положении трудовых мигрантов, лишившихся возможности зарабатывать денежные средства и переводить их своим семьям.

С целью сбора информации о положении трудоустроенных за границей граждан Беларуси и о некоторых последствиях мировой пандемии, отразившихся на трудовой эмиграции, Департаментом по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь проводился опрос юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь (лицензиатов).

Несмотря на то, что количество самостоятельно выезжающих на работу за границу граждан гораздо больше обращающихся за содействием к лицензиатам, тем не менее проследить тенденции в данной области можно и на основании информации лицензиатов.

Первое, что следует отметить, это почти двукратное сокращение количества выехавших на работу за границу при содействии лицензиатов (с 9 061 в 2019 году до 4 723 в 2020 году).

Из государств – участников СНГ лицензиаты направляют белорусов на работу только в Российскую Федерацию. В связи с принятыми ограничительными мерами объемы трудовой эмиграции в Россию сократились наиболее существенно – с 4 173 человек в 2019 году до 1 452 человек в 2020 году.

По результатам опроса лицензиатов выяснилось, что почти половина (43 %) белорусов, выехавших при содействии лицензиатов с января по июнь 2020 года на работу за границу, вернулись обратно в Беларусь досрочно
(до окончания срока действия контракта). Это говорит о том, что часть наших граждан, как и многие другие трудовые мигранты, лишились своей работы и заработка из-за пандемии COVID-19 и вынуждены были вернуться.

57 % белорусских работников все же остались за границей пережидать локдаун, чтобы возобновить работу у своих нанимателей. Некоторые из оставшихся прекратили трудовые отношения, заключенные ранее, и самостоятельно искали новую работу.

Те, кто вернулись в Беларусь, оказались перед выбором: ждать окончания пандемии и уезжать снова либо искать работу здесь. Многие выбрали второй вариант, так как точной информации о датах открытия границ и возобновлении работы предприятий не было, а заработанные за границей деньги заканчивались. Вся эта ситуация в какой-то степени спровоцировала повышение нагрузки на национальный рынок труда. Некоторые лицензиаты, которые занимаются трудоустройством граждан и внутри страны, сообщили о том, что если до эпидемии на их сайтах ежедневно соискатели работы размещали около сотни своих резюме, то к середине 2020 года эта цифра достигала тысячи.

Уменьшение количества вакансий по республике и рост конкуренции на рынке труда за счет тех, кто планировал выехать, но не смог из-за закрытия границ иностранными государствами, существенно осложняют поиск подходящей работы внутри республики.

Возвращаясь к работникам, которые успели выехать до закрытия границ и обязаны были соблюдать 14-дневный карантин по приезду, лицензиаты отметили положительный для наших граждан момент, который заключался в безвозмездном предоставлении иностранными нанимателями жилья и питания в течение данного периода. Более того, некоторые из них частично выплачивали пособия нашим гражданам из-за вынужденной самоизоляции. К сожалению, не все наниматели поступали таким образом. Зачастую белорусским гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях за рубежом, приходилось обращаться за разного рода содействием в загранучреждения Республики Беларусь.

В условиях резких ограничительных миграционных и карантинных мер, введенных большинством зарубежных государств на фоне пандемии COVID‑19, с середины марта 2020 года Министерством иностранных дел Республики Беларусь и загранучреждениями проделана существенная работа по возвращению белорусских граждан, оказанию им всевозможной помощи.

Важную роль при этом играла информационная составляющая – регулярное доведение до сведения общественности объективной и адекватной информации о ситуации. На сайте МИД реализована форма для граждан Беларуси, нуждающихся в помощи в возвращении на Родину.

В наиболее кризисный период, начиная с марта по июнь 2020 года, консульской службой оказано содействие в возвращении на Родину более 8 тыс. граждан Беларуси.

На вопрос о самых частых проблемах, с которыми пришлось столкнуться при направлении граждан на работу за границу, получен ответ о закрытии границ иностранными государствами. Также встречалась информация об отказе нанимателей привлекать иностранных специалистов, то есть лицензиаты готовили белорусских граждан для работы у конкретных иностранных нанимателей, однако затем эти договоренности были отменены. Были и граждане Беларуси, которые сами отказывались выезжать по причине эпидемии. Лицензиаты столкнулись с отсутствием информации о сроках снятия ограничений на въезд, о продолжении/прекращении дальнейшего сотрудничества с иностранными партнерами. Из-за того, что рабочую визу можно получить только в посольстве Финляндии в России, которая до настоящего момента является закрытой для въезда, белорусские граждане не смогли завершить процесс подготовки документов для выезда в Финляндию, несмотря на то, что разрешения на работу уже были получены.

На вопрос о желании/нежелании граждан Беларуси выехать на работу за границу после окончания пандемии практически все опрошенные лицензиаты сообщили о множестве поступающих звонков от граждан с вопросами о том, когда можно приступить к процессу оформления документов для выезда, когда откроются границы, что свидетельствует о повышенной заинтересованности граждан в скорейшем снятии ограничений на въезд в наиболее популярные для трудоустройства страны-реципиенты рабочей силы (среди стран СНГ это только Российская Федерация).

Введение мер ограничительного характера для въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации привело к увеличению въезда в Республику Беларусь граждан Таджикистана и Узбекистана из числа трудовых мигрантов с целью следования в Российскую Федерацию через внутреннюю границу Союзного государства.

 

Республика Казахстан

Республикой Казахстан в 2020 году принят ряд кардинальных мер по совершенствованию миграционного контроля.

В частности, отменена регистрация иностранцев в органах внутренних дел. Теперь основным элементом контроля за их пребыванием является механизм уведомления органов внутренних дел гражданами и организациями, к которым прибыли иностранцы. Этот механизм автоматизирован и реализован через визово-миграционный портал (ВМП).

Принимающие лица обязаны в течение трех дней со дня прибытия к ним иностранца направить уведомление по интернет-каналам либо лично явиться в миграционную службу. За уклонение от этой обязанности предусмотрена административная ответственность.

Завершена работа по организации выдачи разрешений трудовым иммигрантам через центры обслуживания населения. Теперь непосредственную работу с иностранцами (прием документов и выдачу разрешений) осуществляют сотрудники Госкорпорации «Правительство для граждан».

В настоящее время с учетом продления карантинных ограничений в Республике Казахстан пропуск через Государственную границу Республики Казахстан граждан Республики Казахстан и иностранцев ограничен, в том числе их транзитный проезд.

Продолжают действовать ограничения на международные регулярные перевозки (воздушные, железнодорожные, автомобильные), за исключением 13 стран, с которым Республика Казахстан возобновила прямое воздушное сообщение (Россия, Беларусь, Украина, Узбекистан, Кыргызстан, Грузия, ФРГ, Нидерланды, Южная Корея, Турция, Египет, ОАЭ, Мальдивы). В 2020 году
(за 10 мес.) пассажиропоток снизился в 9,5 раза в сравнении с аналогичным периодом 2019 года.

Решением Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории Республики Казахстан утвержден порядок пересечения Государственной границы Республики Казахстан с 11 мая 2020 года на период карантинных ограничений.

В целях недопущения возникновения и распространения коронавирусной инфекции на территории республики принят ряд следующих мер.

Разрешен выезд иностранцев и лиц без гражданства, у которых сроки действия проездных документов, видов на жительство иностранца, виз Республики Казахстан, разрешений на временное пребывание в Республике Казахстан истекли или истекают до 5 июня 2021 года без привлечения к административной ответственности.

Так, данные меры дают возможность иностранцам добровольно выехать из Республики Казахстан без каких-либо санкций.

Вместе с тем до 5 июня 2021 года продлеваются сроки пребывания (визы, разрешения на временное проживание) следующим иностранцам:

имеющим разрешение на осуществление трудовой деятельности или справку о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданные местным исполнительным органом. Виза, разрешение на временное проживание выдается без учета требований к заявленной цели визита иностранца или лица без гражданства;

находящимся на территории Республики Казахстан с целью воссоединения семьи и не имеющим возможности представить документы из страны гражданства. Виза выдается без учета требований к заявленной цели визита иностранца или лица без гражданства;

обратившимся с заявлением о выдаче-продлении, переоформлении разрешения трудовому иммигранту, оформление осуществляется без учета требований пункта 2 статьи 43-1 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» (максимальный срок непрерывного временного проживания трудового иммигранта в Республике Казахстан не может превышать двенадцать месяцев).

В целях своевременного оказания медицинской помощи и профилактики коронавирусной инфекции в Казахстане принят ряд мер.

Медицинские организации обеспечены лекарственными препаратами и создан их запас, подготовлены дополнительные инфекционные койки, проведено оснащение медицинским оборудованием, подготовлены кадры и решены другие актуальные вопросы.

На уровне первичной медико-санитарной помощи организованы мобильные бригады, Call-центры, консультативные группы с участием профильных специалистов, развернуты дополнительные инфекционные койки.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи наравне с гражданами Республики Казахстан (статья 83 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»).

Кроме того, приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 октября 2020 года № М3 РК-121/2020 определен перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при которых иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие в Республике Казахстан, лица, ищущие убежище, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с перечнем при регистрации коронавирусной инфекции медицинская помощь иностранцам и трудовым мигрантам обеспечивается в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

 

Кыргызская Республика

Начало пандемии в Кыргызской Республике проходило очень болезненно, быстро росло число заболевших, пандемия развивалась стремительно. По причине того факта, что ранее с подобной пандемией государственные органы и население не сталкивались, возникло множество различных проблем по медицинскому обеспечению, экономического и социального характера.

В указанный период Правительством Кыргызской Республики были введены такие ограничительные меры, как закрытие границ, карантин, приостановка деятельности многих учреждений и предприятий, переход на удаленную работу и др.

Большинство граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации как за рубежом, так и внутри республики, в первую очередь сталкивалось с проблемами отсутствия денежных средств для покупки продуктов питания и средств первой необходимости, оплаты аренды жилья, оказания необходимой медицинской помощи, а также поиском возможности возвращения на территорию Кыргызстана. В сложившейся ситуации Государственной службой миграции при Правительстве Кыргызской Республики в рамках компетенции прорабатывались вопросы об оказания помощи на местах до стабилизации ситуации, в частности в Российской Федерации.

По направлению Российской Федерации.

В марте 2020 года в целях оказания содействия гражданам Кыргызстана, находящимся в России, в Посольстве Кыргызской Республики в Российской Федерации был создан Оперативный штаб. Возглавил его Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызстана, в состав входили сотрудники Посольства, Представительства МВД Кыргызстана в России, уполномоченные Кыргызстана в СНГ, Представительства Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики (далее – Представительство Госслужбы миграции) и широкий круг представителей кыргызских общественных объединений землячеств и диаспоральных организаций России.

Так, в рамках деятельности Оперативного штаба сотрудники Представительства Госслужбы миграции совместно с работниками Посольства, представителями МВД Кыргызской Республики в Российской Федерации и диаспорами на постоянной основе участвовали в организации вылетов чартерных рейсов в Кыргызстан, выездах в аэропорты, в ежедневной доставке и раздаче питания нуждающимся гражданам. Кроме того, занимались размещением нуждающихся граждан по мере их прибытия в гостиницах и хостелах, обеспечением их питанием и медицинскими средствами защиты. Работники Представительства Госслужбы миграции были задействованы в круглосуточной работе колл-центра при Посольстве.

При этом в Представительстве Госслужбы миграции ежедневно проводился прием граждан, в т. ч. и в дистанционном режиме, было установлено дежурство сотрудников, предоставлялись консультации на постоянной основе по телефону «горячих линий» в круглосуточном режиме по основной деятельности.

В указанный период активизировалась работа по поиску вакансий и оказанию помощи в трудоустройстве. После введения карантина и ограничительных мер в несколько раз увеличилось количество граждан Кыргызстана, оставшихся без работы, без средств к существованию и жилья, работодатели были вынуждены увольнять, просить об увольнении либо отправлять в отпуска без содержания. Представительством Госслужбы миграции для снятия социального напряжения активно велась работа по поиску работы среди работодателей, велся поиск альтернативных работ, хотя и с понижением уровня зарплаты и условий работы. Выявлено около 25 000 вакансий и использовано порядка 7 000 вакансий. В период пандемии Госслужба миграции сделала большой акцент на информационно-разъяснительной работе среди мигрантов по различным вопросам, в т. ч. по принятым нормативно-правовым актам России (указы Президента Российской Федерации, постановления мэра г. Москвы, разъяснения МВД России и т. п.).

Кроме этого, сотрудниками Госслужбы миграции гражданам Кыргызской Республики оказывалась помощь различного характера, благотворительная помощь, консультации по коронавирусной инфекции, вызовы скорой неотложной помощи, сопровождение в больницы тяжелобольных, морально-психологическая поддержка и т. п.

Необходимо отметить также, что в целях оказания помощи гражданам Кыргызстана заключено соглашение с Международной организацией по миграции (МОМ) по реализации проекта «Оказание немедленной помощи в период пандемии наиболее уязвимым мигрантам Кыргызстана, находящимся в России», выполнение которого на территории России было поручено Представительству Госслужбы миграции. На оказание помощи нуждающимся по предоставлению мест для проживания (размещение в хостелах), обеспечению продуктами, средствами медицинской защиты и консультированию было выделено 13 000 долларов США и 551 695 российских рублей. Конкретная помощь была оказана в Москве и Московской области, Новосибирске и Оренбурге.

В результате проведенной работы Госслужбы миграции с международными партнерами в лице «Центра Солидарности» была оказана финансовая помощь для нуждающихся в период пандемии. Представительством Госслужбы миграции по предложению Оперативного штаба были организованы такие мероприятия, как централизованная закупка продуктов питания для нуждающихся на 130 000 руб., оплачено проживание граждан в хостеле на 60 720 руб., закуплены средства защиты, а также проведено ПЦР-тестирование сотрудников Представительства Госслужбы миграции. В ходе проведения работы по оказанию помощи гражданам Кыргызской Республики в период пандемии в мае 2020 года 7 сотрудников Представительства Госслужбы миграции заразились COVID-19 и прошли лечение.

Дальнейшая работа по основным направлениям деятельности Представительства Госслужбы миграции (трудовые споры, консультации, случаи невыплаты зарплат, возмещение ущерба здоровью во время работы, трудоустройство, мониторинг рынка труда и др.) велась уже после снятия определенных ограничений в штатном режиме.

На сегодняшний день основным проблемным вопросом остается открытие границ и возможность въезда граждан Кыргызской Республики в Россию, налаживание регулярных авиационных, автомобильных и железнодорожных сообщений.

По данным МИД Кыргызстана, в настоящее время из Российской Федерации в Кыргызскую Республику осуществляется около 60 чартерных рейсов в неделю из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Нижневартовска, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Сургута, Казани и др. в аэропорты городов Бишкека, Оша и Тамчы.

В основном из Кыргызской Республики вылетают граждане России, других стран и граждане Кыргызстана, у которых есть необходимость по состоянию здоровья, на учебу, по трудовым контрактам.

По данным МИД Кыргызстана, в страну во время пандемии СОVID-19 прибыло 51 777 граждан Кыргызской Республики.

Как уже было отмечено, трудностей с прибытием в Кыргызскую Республику нет, а есть проблема только по въезду в другие страны, в частности в Россию.

По направлению занятости.

Госслужба миграции находится в тесном контакте с работодателями, привлекающими местных граждан, иностранную рабочую силу и доводит до них последние изменения в части применяемых Правительством Кыргызской Республики послаблений в отношении иностранных граждан (распоряжения Правительства Кыргызской Республики от 17.03.2020 № 84-р, от 28.03.2020 № 111-р, от 17.04.2020 № 135-р).

В свою очередь предприниматели выражают готовность возобновить работу предприятий при принятии соответствующих мер, отменяющих ограничения во въезде иностранной рабочей силы. На созданных предприятиях с иностранным участием также трудоустроены граждане Кыргызской Республики, которые в силу сложившихся обстоятельств временно остались без работы.

Дополнительные рабочие места для 645 граждан Кыргызской Республики созданы на 230 предприятиях, образованных в 2020 году с участием иностранных граждан. В целом по республике численность граждан Кыргызской Республики, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, учреждениях и учебных заведениях, привлекающих иностранных граждан, составляет 46,3 тыс. человек.

По направлению трудоустройства граждан за рубежом (организованный трудовой набор).

Госслужба миграции ведет комплексную работу по обеспечению возможности граждан самостоятельного трудоустройства за границей и исключению при этом негативных последствий, сопутствующих трудовой миграции в современном мире в условиях пандемии COVID-19.

Была достигнута договоренность и подписано соглашение с ПАО «Газпром России» по привлечению к работам по реализации проекта Амурского газоперерабатывающего завода, в соответствии с которым планируется трудоустроить около 3 тыс. граждан Кыргызстана (в настоящее время уже трудоустроено около 400 человек).

Проведена работа по оказанию содействия в оформлении необходимых документов для въезда в Республику Корея гражданам Кыргызской Республики, возвратившимся в страну на время трудового отпуска, для вылета чартерным рейсом Бишкек-Инчхон.

Проведена работа по возвращению страховой суммы гражданам Кыргызской Республики, проработавшим в Республике Корея, на сумму 6 тыс. долл. США.

Разработан алгоритм организованного вывоза граждан Кыргызской Республики в Российскую Федерацию на основании заявок российских компаний, а также достигнута договоренность о проведении совместного совещания с целью согласования в рабочем порядке с российской стороной алгоритма действий с ответственными лицами Роспотребнадзора.  

В целях оперативного взаимодействия и обмена информацией создана WhatsApp-группа для участников АЧАЗ и СЧАЗ (около 70 юридических лиц).

Проведено совещание с участием частных агентств занятости, представителей МИД, МВД, ГСБЭП в формате видеоконференции.

Прорабатываются возможные варианты для смягчения последствий, учитываются при этом интересы как граждан, заключивших договоры и оплативших услуги и визовые сборы, так и интересы предпринимателей, оказывающих услуги трудоустройства за рубежом.

 

Российская Федерация

Правовое регулирование в сфере внешней трудовой миграции
в 2020 году обусловлено необходимостью введения ограничительных мер по сдерживанию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года № 635-р о временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений[1] предусматривается допуск узкого круга специалистов, в которых остро нуждается отечественная экономика, в том числе:

лиц, участвующих в проведении наладки и технического обслуживания оборудования иностранного производства;

иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, и членов их семей (супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных);

высококвалифицированных специалистов в области спорта, а также членов их семей (супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных);

лиц, участвующих в спортивных мероприятиях на территории Российской Федерации, и членов их семей (супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных);

лиц, участвующих в проведении контроля качества оборудования, изготавливаемого российскими юридическими лицами и поставляемого в соответствии с контрактами, регулирующими сооружение объектов использования атомной энергии за рубежом, и в рамках реализации международных договоров Российской Федерации.

Одновременно с этим МВД России и его территориальными органами временно приостановлен прием документов, оформление и выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию некоторым категориям иностранных граждан, перечисленных в пункте 4 распоряжения № 635-р,
а также разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу иностранным гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации, за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

В настоящее время складывающаяся ситуация, связанная с реализуемыми Российской Федерацией и иными государствами мерами по противодействию распространению коронавирусной инфекции (C0VID-19),
в большинстве случаев создает обстоятельства, при которых иностранные граждане не в состоянии выехать за пределы Российской Федерации по объективным причинам.

В этой связи издан Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с которым:

иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, заявленной цели визита и без обязанности выезда из Российской Федерации;

работодатели, заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Такое разрешение выдается без учета требований к заявленной цели визита на срок, который не превышает 15 июня 2021 года включительно.

Кроме того, 5 мая 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 24 апреля 2020 года № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 133 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предоставляющий возможность иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющим трудовую деятельность на основании патента, неоднократно обращаться с заявлением о переоформлении патента без выезда с территории Российской Федерации.

Таким образом, реализованный комплекс мер позволил всем иностранным гражданам, законно находящимся на территории Российской Федерации либо легализовавшим в установленном порядке свое пребывание, временно оставаться и работать в России. Также была предоставлена возможность работы на законных основаниях тем иностранцам, которые находились в России с иными, отличными от рабочей цели визита.

Минтрудом России сообщается, что в настоящее время организовано взаимодействие органов службы занятости и работодателей по вопросу оказания содействия иностранным гражданам, находящимся в Российской Федерации и высвобождающимся в результате реализации мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, в трудоустройстве с использованием информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России»[2] и с учетом потребности субъектов Российской Федерации в привлечении иностранных граждан.

Портал «Работа в России» содержит информацию о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, вакантных должностях и открыт для пользования всеми желающими, в том числе иностранными гражданами, оказавшимися без работы и испытывающими трудности в возвращении в страну своего постоянного проживания в условиях действия ограничительных мер.

Организовано оповещение иностранных граждан о возможности трудоустройства, в том числе посредством широкого распространения информации среди членов диаспор и иных объединений по национальному признаку, а также через региональные миграционные центры и территориальные подразделения МВД России. Это обеспечивает формирование и развитие у иностранных граждан устойчивых установок на соблюдение законодательства Российской Федерации, а также соблюдения требований органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализующих мероприятия по предупреждению проникновения на территорию Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.

Публичные мероприятия в субъектах Российской Федерации по информированию о существующих вакансиях, в том числе проведение профильных ярмарок вакансий на региональных рынках труда, проводятся с ограничениями, установленными высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, предусматривающими отказ от проведения досуговых, развлекательных, культурных, просветительских и иных мероприятий с очным присутствием граждан, а также приостановления оказания соответствующих услуг в местах массового посещения людей.

Государственными учреждениями служб занятости населения в субъектах Российской Федерации осуществляется подбор и трудоустройство иностранных граждан, в первую очередь, к работодателям, испытывающим в настоящее время трудности с подбором работников.

Справочно:   по результатам данной работы трудоустроено 44 830 иностранных работников.

В дополнение МВД России и Роспотребнадзором согласован проект алгоритма действий по привлечению в экономику Российской Федерации иностранных граждан[3], разработанный Минтрудом России и доработанный Аппаратом Правительства Российской Федерации в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № ТГ-П12-12056кв.

Алгоритм предусматривает в том числе размещение в информационно- аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» перечня видов экономической деятельности, в которые требуется привлечение иностранных работников. Указанный Алгоритм поддержан на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 14 января 2021 года.

Помимо этого, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Роспотребнадзором подготовлены предложения по порядку (алгоритму) допуска иностранных граждан, прибывающих на территорию Российской Федерации для работы в строительной отрасли на основании результатов лабораторных обследований.

В соответствии с постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 и от 30 марта 2020 года № 9:

иностранным гражданам и лицам без гражданства при посадке в выполняющее международные воздушные перевозки воздушное судно, следующее в пункт назначения на территории Российской Федерации, и при пересечении Государственной границы Российской Федерации необходимо иметь при себе медицинский документ (на русском или английском языках), подтверждающий отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации;

иностранным гражданам, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности, необходимо выполнять требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Данные требования распространяются как на привитых против COVID‑19, так и на переболевших COVID-19.

Указанный порядок (алгоритм) утвержден 12 декабря 2020 года методическими рекомендациями МР 3.1/2.2.0223-20 «Изменения № 1 в МР 3.1/2.2.0172/2-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников строительной отрасли».

 

Республика Таджикистан

Республика Таджикистан на пространстве СНГ является одной из стран, экспортирующих рабочую силу за границу. Трудовые мигранты Республики Таджикистан, исходя из существующего правового поля, в основном уезжают на осуществление временной трудовой деятельности в Российскую Федерацию.

В соответствии с данными по учету въезда и выезда граждан в 2020 году из страны в трудовую миграцию выехало 129 807 граждан страны, из них 112 927 мужчин (87 %) и 16 880 женщин (13 %). Следует отметить, что из общего числа около 130 тыс. граждан страны 36 % составляет молодежь (люди в возрасте от 18 до 29 лет) и 5 % – женщины того же возраста. То есть сравнительный анализ последних лет показывает, что около 30–35 % от общего числа трудовых мигрантов – граждан страны составляют молодые люди в возрасте 18–29 лет. Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации в мире и ограничений на передвижение граждан за границу в 2020 году отток трудовых мигрантов за границу уменьшился на 401 076 человек (76 %) по сравнению с 2019 годом.

За этот период вернулись в страну 90 333 трудовых мигранта – гражданина Республики Таджикистан, из них 74 171 мужчина и 16 162 женщины.

Введение ограничений для предотвращения распространения коронавирусной инфекции не могло не сказаться на положении трудовых мигрантов за рубежом. По инициативе Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан и официальных представительств Таджикистана в стране проживания наши соотечественники оказали материальную и финансовую помощь нуждающимся.

В настоящее время со стороны Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан для укрепления правовой базы государственного регулирования трудовой миграции, эффективного и целевого использования рабочей силы внутри и за пределами страны, усиления защиты интересов государства, прав и свобод трудовых мигрантов, предотвращения нелегальной трудовой миграции, защиты внутреннего рынка труда и снижения трудовой миграции за рубеж разработан проект Закона Республики Таджикистан «О миграции» в новый редакции, находящийся на рассмотрении Правительства Республики Таджикистан.

Кроме того, в целях определения перспектив для процесса трудовой миграции и разработки предложений о дополнении государственной политики миграции создана рабочая группа и принимаются соответствующие меры.

С целью реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации создана совместная Рабочая группа, проводятся регулярные видеоконференции. Федеральной службой по труду и занятости России предоставляется доступ для таджикской стороны к порталу в системе Общероссийской базы данных вакансий (НАС ОБВ) «Работа в России». 24 декабря 2020 года представителям Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан после проведенной работы в тестовом режиме в течение трех месяцев официально был предоставлен доступ к работе в «Личном кабинете» данного портала. Наряду с этим была утверждена «Дорожная карта» сотрудничества между уполномоченными органами сторон с указанием конкретных мероприятий по реализации данного Соглашения на
2020–2021 годы.

Одновременно с этим таджикская сторона выразила готовность в период ограничений, связанных с COVID-19, направлять граждан Республики Таджикистан в рамках организованного трудового набора для осуществления временной трудовой деятельности посредством осуществляемых чартерных рейсов в Российскую Федерацию.

В 2020 году в Миграционную службу и ее структурные подразделения по вопросам миграции обратились 24 327 граждан.

Миграционной службой и ее структурными подразделениями было уделено особое внимание проведению информационно-разъяснительной работы среди населения страны по вопросам трудовой миграции. В целом, в областях и районах республики в 2020 году были проведены 1 473 встречи и беседы с участием 96 172 граждан страны.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан «О предотвращении воздействий COVID-19 на социально-экономические отрасли Республики Таджикистан» от 5 июня 2020 года № 1544 была выдана единовременная помощь в размере минимальной заработной платы 3 000 брошенным семьям трудовых мигрантов.

В частности, в период пандемии COVID-19 таджикские диаспоры и общественные организации оказывали и оказывают нуждающимся гражданам, в том числе трудовым мигрантам, материальную и финансовую помощь.

Деятельность Представительства Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в сотрудничестве с Посольством и консульскими учреждениями Республики Таджикистан в Российской Федерации направлена на защиту прав и интересов граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации и содействие трудовым мигрантам в Российской Федерации. Сотрудниками Представительства совместно с общественными национальными объединениями и таджикскими диаспорами ведется большая информационно-разъяснительная работа в Российской Федерации среди мигрантов – выходцев из Таджикистана по вопросам законного пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.

С участием Представительства Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в Российской Федерации в 2020 году были погашены некоторые задолженности работодателей перед мигрантами. Также ряд постановлений суда в отношении граждан Республики Таджикистан в Российской Федерации был признан недействительным. Кроме того, за этот период 2 426 граждан Республики Таджикистан были трудоустроены на территории Российской Федерации при содействии сотрудников Представительства. С целью разъяснения законодательства Российской Федерации по легальному пребыванию и трудовой деятельности мигрантов в России была проведена 191 встреча.

Республика Таджикистан является не только страной, отправляющей рабочую силу за рубеж, но и страной, принимающей трудовые ресурсы из других стран зарубежья. Привлечение иностранной рабочей силы осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан.

Ежегодно увеличиваются инвестиции зарубежных компаний в экономику страны, строятся различные промышленные предприятия, развивается строительство автомобильных дорог и сопутствующих инженерных сооружений. Данная работа сопровождается привлечением на работу иностранных специалистов.

Миграционной службой Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан в 2020 году было выдано 3264 разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, осуществляющим трудовую деятельность в Республике Таджикистан.

 

Республика Узбекистан

С марта 2020 года Узбекистан, практически как и все страны мира, столкнувшиеся с пандемией коронавируса, принял системные противоэпидемический меры по минимизации последствий распространения вируса, недопущению неконтролируемого роста заболеваемости среди населения, защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации, а также поддержанию экономики.

При этом пандемия привела к снижению доходов населения, спаду экономических показателей, оказала негативное воздействие на занятость работников в ряде ключевых секторов экономики. В этих условиях для решения проблем в миграционной сфере был предпринят ряд мер.

Ограничение передвижения и экономические последствия пандемии в таких странах, как Казахстан, Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Турция и Южная Корея, препятствовали трудовой миграции, что оказало дополнительное давление на рынок труда в Узбекистане.

По официальным данным, общее число трудовых мигрантов составило 2,27 млн человек в I квартале 2020 года. В целях трудовой миграции во II квартале 2020 года лишь 2 040 граждан Узбекистана смогли выехать из страны по сравнению с 232 тыс. граждан, выехавших в первые три месяца 2020 года. Многие граждане были вынуждены вернуться в Узбекистан.

Общее число трудовых мигрантов сократилось до 2,09 млн во II квартале 2020 года, что указывает на то, что меньше 180 тыс. граждан вернулись в Узбекистан в связи с воздействием COVID-19 на рынки труда стран пребывания. Таким образом, влияние пандемии на занятость в Узбекистане не ограничивалось воздействием вируса исключительно на экономику страны.

Домохозяйства по всему Узбекистану пострадали от сокращения денежных переводов, поскольку члены семей частично или полностью потеряли доход.

Общая сумма денежных переводов с марта по апрель 2020 года (пик кризиса) составила 554 млн долл., что показывает значительное снижение в годовом исчислении на 31 %.

Во II квартале 2020 года объем денежных переводов начал восстанавливаться и к июню достиг 621 млн долл., что на 11 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По мере ослабления карантинных ограничений за рубежом мигранты смогли вернуться к работе и фактически увеличили финансовую поддержку своим семьям в Узбекистане, что укрепило покупательную способность домашних хозяйств.

Однако быстрое восстановление денежных переводов не уменьшило необходимости принятия мер в поддержку репатриантов. Учитывая, что лишь небольшая часть трудовых мигрантов вернулась домой, рынок труда Узбекистана остается уязвимым в случае дальнейших ограничений или затяжного экономического спада в ключевых странах.

Два миллиона трудовых мигрантов из Узбекистана также оказались уязвимы во время кризиса от COVID-19, поскольку они не могли рассчитывать на социальную и правовую поддержку стран, в которых работают.

Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (АВТМ) стремилось поддержать рабочих мигрантов, открыв специальный Сall-центр, запустив веб-сайты и организовав пять видеоконференций для предоставления рекомендаций и информации о доступной помощи. Предпринятые меры позволили оказать консультативную помощь более 24 тыс. трудовых мигрантов.

Более 3 тыс. трудовых мигрантов были обеспечены продуктами питания и денежной поддержкой на сумму 589 млн сумов. Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан также оказало адресную поддержку в вопросах предоставления жилья и медицинской помощи в сотрудничестве с местными партнерами.

Кроме того, Министерство курировало возвращение в Узбекистан 4 141 сограждан. Для трудовых мигрантов, которые остались в России, были созданы возможности для обучения с целью улучшения их перспектив на российском рынке труда в условиях растущей конкуренции.

В данном направлении значимым является исполнение сторонами, особенно странами приема трудовых мигрантов, Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 года, закрепляющего основополагающие права трудовых мигрантов, и Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств – участников СНГ от 14 ноября 2008 года.

Реализация межправительственных соглашений в сфере трудовой миграции с Российской Федерацией и Республикой Казахстан, которые являются основными странами назначения трудовых мигрантов из Узбекистана, стала затруднительной.

В этой связи возникла потребность внедрения механизмов организованной отправки граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности за рубежом в период пандемии COVID-19.

Были приняты решения по расширению взаимодействия с крупными работодателями и уполномоченными органами основных стран назначения узбекских трудовых мигрантов – Российской Федерации и Республики Казахстан.

Выработан механизм взаимодействия уполномоченных органов России и Казахстана, в т. ч. получения разрешения из Оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации и Межведомственной комиссии по недопущению возникновения и распространения коронавируса в Республике Казахстан на въезд узбекских мигрантов в указанные страны.

Несмотря на ограничительные меры, связанные с пандемией COVID-19, организовано трудоустройство 10,2 тыс. граждан Узбекистана за рубежом,
из них 7,8 тыс. человек – в Российской Федерации и 1,4 тыс. человек – в Казахстане.

При этом из-за многоэтапности и длительности механизма «замораживаются» крупные инвестиционные проекты, работодатели и кандидаты на трудоустройство зачастую теряют интерес. В этих условиях необходимо продолжить реализацию выработанного механизма, рассмотрев возможность упрощения процедуры получения вышеназванных разрешений на въезд граждан в Россию, в т. ч. напрямую из российских субъектов.

В августе–сентябре 2020 года в Узбекистане принят ряд нормативно-правовых актов, согласно которым расширены обязанности и полномочия министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах. В настоящее время начальники региональных филиалов АВТМ одновременно являются помощниками председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по вопросам внешней трудовой миграции.

Ведется работа по установлению межрегионального сотрудничества Узбекистана с субъектами Российской Федерации, организованы визиты и переговоры по данному вопросу.

Учитывая имеющуюся наработанную практику взаимодействия с регионами Российской Федерации, необходимо активизировать работу по межрегиональному сотрудничеству в сфере организованной трудовой миграции и с Казахстаном.

В условиях пандемии особо обострилась необходимость расширения сотрудничества со странами приема узбекских трудовых ресурсов в сфере профессиональной и языковой подготовки трудовых мигрантов.

В Узбекистане внедряется порядок, согласно которому лица, выезжающие за рубеж в рамках организационного набора, проходят языковое и профессиональное обучение до направления на работу.

На разных этапах в 14 моноцентрах «Ишга мархамат», 33 центрах профессионального обучения, 136 центрах обучения при сходах граждан (махаллях), 24 колледжах и 13 техникумах ведется организация профессионального и языкового обучения граждан Узбекистана, планирующих работать за рубежом.

Для выпускников моноцентров «Ишга мархамат» и центров профессионального обучения на основе стандартов «WorldSkills» будет проводиться оценка профессиональной компетенции с последующей выдачей выпускникам паспортов Skills.

Справочно:   документ, выданный моноцентрами «Ишга мархамат» и центрами профессионального обучения, подтверждающий завершение выпускниками обучения, а также паспорт Skills приравниваются к уровню диплома о среднем специальном профессиональном образовании. Документ предоставляет право применять полученные знания в трудовой деятельности, однако не является основанием для продолжения образования на его следующем этапе.

В этой связи необходимо рассмотреть возможность создания на пространстве СНГ системы взаимного признания компетенций по методике «WorldSkills».

Справочно:   ведется проработка проекта Соглашения о сотрудничестве в сфере содействия занятости населения государств – участников СНГ.
В проекте документа предусмотрено создание системы взаимного признания компетенций по результатам независимой оценки компетенции по методике «WorldSkills».

В Узбекистане совместно с Российским университетом дружбы народов ведется работа по организации курсов по русскому языку, ориентированных на рабочие специальности. Внедрена система проведения дистанционного комплексного экзамена для граждан, желающих работать на территории Российской Федерации.

В частности, в центрах профессионального обучения при Министерстве занятости и трудовых отношений создано 25 классов обучения русскому языку по рабочим специальностям, в 15 из них внедрена система проведения дистанционного экзамена по русскому языку, истории и законодательству Российской Федерации для граждан, желающих работать на территории России, с последующей выдачей соответствующих сертификатов, необходимых для получения патента. До конца текущего года планируется обучить русскому языку порядка 5 тыс. трудящихся-мигрантов.

В соответствии с Меморандумом между АВТМ, РУДН и Агентством развития профессиональных сообществ и рабочих кадров (Worldskills Russia) организовано профессиональное и языковое обучение в 17 вузах и профессиональных колледжах в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске.

Справочно:   в указанных 5 городах Российской Федерации проходят обучение 187 трудовых мигрантов из Узбекистана, 343 гражданина уже окончили курсы и получили сертификаты, а также 774 гражданина подали заявление на прохождение обучения (по состоянию на 18 января 2021 года).

Трудовые мигранты из Узбекистана обучаются 25 профессиям в 6 отраслях (строительство и сфера услуг, транспорт и логистика, техника и технология, производство и автопромышленность).

В 2021 году планируется обучить 2 тыс. трудящихся-мигрантов и в этой связи Министерство занятости и трудовых отношений заинтересовано в расширении охвата субъектов РФ для обучения граждан Узбекистана.

Внедрение системы безопасной и легальной трудовой миграции.

Анализ статистических данных за 2019 год показывает, что из 2 млн граждан Республики Узбекистан, въехавших в Россию с целью осуществления трудовой деятельности, только 50 % оформили патент.

Справочно:   в 2019 году в Россию въехали порядка 2 млн граждан Республики Узбекистан с целью осуществления трудовой деятельности. При этом по информации представительства МВД России в Республике Узбекистан, в 2019 году узбекским гражданам оформлено 1,09 млн патентов – 50 % от прибывших с целью трудоустройства.

Низкие показатели вызваны также затруднительным процессом регистрации патента. В частности, необходимо предоставить 7 документов и пройти 3 процедуры. Вся процедура занимает 20–30 дней, в этот период запрещается работать.

Для решения данной проблемы на протяжении длительного времени с уполномоченными органами России ведутся переговоры по созданию инфраструктуры, позволяющей перенести на территорию Узбекистана оказание услуг по оформлению разрешительных документов на трудоустройство граждан Узбекистана в России.

К настоящему времени достигнута договоренность по открытию в Узбекистане представительства ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России и ГУП «Миграционный центр» г. Москвы, которые будут оказывать часть услуг по оформлению документов для получения патента.

 

[1] Далее – «распоряжение № 635-р».

[2] Далее – «портал «Работа в России».

[3] Далее – «проект Алгоритма», «алгоритм».

Настройки внешнего вида сайта