Исполком СНГ

Ташкент намерен соединить Центральную и Южную Азию

Страны Центральной и Южной Азии не связаны надежными транспортными маршрутами, что препятствует их экономическому сотрудничеству. Международная конференция ”Центральная и Южная Азия: региональное взаимодействие. Вызовы и возможности”, которая состоится 15-16 июля в Ташкенте, поможет выработать перспективные направления сотрудничества, сообщает Центр экономических исследований и реформ при администрации президента Узбекистана.

На конференцию пригласили глав государств, правительств и министров иностранных дел стран Центральной и Южной Азии, представителей России, США и Китая, а также международных организаций. Это даст возможность обсудить на высоком уровне конкретные предложения по практической реализации сотрудничества между странами в таких ключевых сферах, как транспорт и логистика, энергетика, торговля и инвестиции, а также культурно-гуманитарные связи, пишет Eureporter.

Региональный приоритет Узбекистана

Новый внешнеполитический курс Узбекистана в отношении соседних стран была намечен президентом страны сразу же после его избрания: приоритет был отдан государствам Центральной Азии. Глава Узбекистана нанес свои первые официальные зарубежные визиты в страны Центральной Азии, а впоследствии инициировал создание формата регулярных консультативных встреч лидеров региона. 

В результате за последние четыре года увеличился более чем вдвое - с $2,5 до $5,2 млрд (с Казахстаном в 1,8 раза, Кыргызстаном в пять раз, Туркменистаном в 2,7 раза и Таджикистаном в 2,4 раза). Доля стран ЦА во внешней торговле Узбекистана увеличилась с 10,2% до 12,4%.

Показатели экспорта также выросли почти вдвое, с $ 1,3 млрд до $2,5 млрд долларов, доля стран Центральной Азии в общем экспорте Узбекистана увеличилась с 10,8% до 14,5%. За первые пять месяцев 2021 года объем экспорта в страны ЦА увеличился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля стран ЦА в общем экспорте (без золота) увеличилась на одну пятую.

С ростом товарооборота расширяется инвестиционное сотрудничество, открываются совместные предприятия по производству бытовой техники, автомобилей и текстиля с участием узбекского капитала в странах региона. На узбекско-казахстанской границе началось строительство Международного центра торгово-экономического сотрудничества ”Центральная Азия”, подписаны соглашения о создании ”Узбекско-кыргызского инвестиционного фонда” и ”Узбекско-таджикской инвестиционной компании”.

Перспективы сотрудничества между регионами

Центральная Азия - это рынок с населением 75,3 млн человек, общий ВВП которого составляет $300 млрд. Кроме того, темпы роста ВВП в странах ЦА в последние годы были высокими - в среднем 5-7%. В 2020 году общий внешнеторговый оборот стран Центральной Азии составил $ 142,6 млрд, из которых $12,7 млрд или 8,9% приходится на внутрирегиональную торговлю. Этот показатель может быть намного выше, если исключить экспорт сырьевых товаров, которые регион поставляет в третьи страны.

Основные торговые пути стран Центральной Азии ведут на Север. Однако в целях диверсификации внешней торговли перспективным направлением является развитие экономического сотрудничества со странами Южной Азии. Они  представляют собой рынок с населением около 1,9 млрд человек (25% мирового населения) и с общим ВВП более $3,3 трлн (3,9% мирового ВВП). Внешнеторговый оборот стран Центральной Азии более $1,4 трлн.

Товарооборот стран Центральной Азии со странами Южной Азии невелик. В 2020 году он составил $4,43 млрд, то есть всего 3,2% от их общего внешнеторгового оборота. При этом внешнеторговый оборот Казахстана составляет 2,3%, Узбекистана - 3,8%, Туркменистана - 3,4%, Таджикистана - 4% и Кыргызстана - 1%. Между регионами существует нереализованный потенциал торговли в $1,6 млрд, причем экспорт из Центральной в Южную Азию может составлять около $500 млн. 

Несмотря на небольшой объем торговли, страны ЦА заинтересованы в реализации крупных инвестиционных проектов с участием стран Южной Азии. Например, Кыргызстан и Таджикистан реализуют международный проект CASA-1000, который предусматривает строительство линий электропередачи для подачи электроэнергии в объеме 5 млрд. КВт/ч в Афганистан и Пакистан; Туркменистан задействован в строительстве газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) мощностью 33 млрд кубометров газа в год; Казахстан участвует развитии международного транспортного коридора ”Север-Юг”, используя иранский порт Чабахар для увеличения торговли с Индией и другими странами Южной Азии.

Узбекистан прокладывает транспортный путь на Юг

Расширяя сотрудничество со странами Южной Азии, прежде всего, с Афганистаном, Узбекистан открывает новые перспективные рынки и транспортные маршруты. В 2020 году экспорт в Афганистан составил $774,6 млн, в Индию - $19,7 млн и Пакистан - $98,3. Импортируются продукты питания, промышленные товары, а также энергоносители. На Афганистан приходится наибольший объем экспорта из-за его географического положения и его значительной зависимости от импорта продуктов питания, промышленных товаров и энергоресурсов. Узбекистан планирует к 2023 году увеличить годовой объем взаимной торговли с Афганистаном до $2 млрд.

На территории Афганистана планируется реализовать инвестиционный проект - построить линию электропередачи мощностью 500 кВт ”Сурхан - Пули-Хумри”, которая соединит энергосистему Афганистана с единой энергосистемой Узбекистана и Центральной Азии.  В настоящее время продолжается реализация проекта строительства железнодорожной линии ”Мазари-Шариф-Герат”, которая станет продолжением железнодорожной линии ”Хайратон - Мазари-Шариф” и сформирует новый трансафганский транспортный коридор. Предусмотрена разработка проекта строительства железной дороги ”Мазари-Шариф – Кабул - Пешавар”, который обсуждался на заседании трехсторонней рабочей группы с участием правительственных делегаций Узбекистана, Пакистана и Афганистана в феврале в Ташкенте. Строительство этой железной дороги значительно сократит время и стоимость перевозки грузов между странами Южной Азии и Европы через Центральную Азию.

Увеличение объемов торговли между странами Центральной Азии и странами Южной и Юго-Восточной Азии во многом зависит от создания надежных транспортных маршрутов для доставки грузов. Проект строительства железной дороги ”Мазари-Шариф – Кабул - Пешавар” играет важную роль для стран регионов, так как позволит им значительно снизить транспортные расходы по доставке грузов на внешние рынки.

Вестник Кавказа

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News

Настройки внешнего вида сайта