Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей
от Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением внеочередных выборов в Национальное Собрание
Республики Армения, состоявшихся 20 июня 2021 года

 

Общие положения

По приглашению Республики Армения Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения внеочередных выборов в Национальное Собрание Республики Армения (далее – выборы).

Выборы были назначены на 20 июня 2021 года Указом Президента Республики Армения от 10 мая 2021 года после роспуска Парламента страны в соответствии со статьей 149 Конституции Республики Армения.

Миссия приступила к работе 31 мая 2021 года, осуществляла свою деятельность свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Армения, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в ход избирательного процесса и уважая суверенитет государства.

В составе Миссии были аккредитованы представители Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета СНГ. Всего – 96 человек, 10 из которых работали на долгосрочной основе.

Представители Миссии обсуждали ход избирательной кампании с руководством Центральной избирательной комиссии, Министерства иностранных дел, Административного суда, Полиции, Генеральной прокуратуры, Национальной комиссии по телевидению и радио Республики Армения. Состоялись встречи с избирательными штабами ряда политических партий и блоков политических партий. 

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии наблюдателей от СНГ И. Нематов посетил окружные и участковые избирательные комиссии Гегаркуникской и Лорийской областей, а также города Еревана, встретился с советником Министра иностранных дел К. Дадуряном, Председателем Центральной избирательной комиссии Т. Мукучяном, Главой Миссии БДИПЧ ОБСЕ О. Мерфи.

Миссия работала открыто и гласно. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Законодательная база для проведения выборов 

Правовую основу проведения выборов составляют Конституция Республики Армения, Избирательный кодекс Республики Армения (далее – Кодекс), другие законы, касающиеся подготовки и проведения выборов, а также направленные на обеспечение единообразного применения законодательства нормативные акты Центральной избирательной комиссии.

После внеочередных парламентских выборов 2018 года в Кодекс в 2019, 2020 и 2021 годах был внесен ряд изменений, основное из которых – отмена голосования по территориальным избирательным спискам политических партий и блоков. Большинство принятых в 2021 году изменений вступят в силу в январе 2022 года, и их положения будут применяться при проведении следующих выборов.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Республики Армения и отмечают, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты прав избирателей и разрешения электоральных споров.

Тем не менее можно было бы уточнить отдельные нормы Кодекса, расширив способы реализации избирательных прав лиц, которые по состоянию здоровья не могут прийти на избирательный участок, предоставив им возможность проголосовать на дому при помощи передвижных ящиков для голосования.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке и проведению выборов

Организацию подготовки и проведения выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия (далее – Центральная комиссия, ЦИК), 38 окружных и 2008 участковых избирательных комиссий.

Центральная комиссия является независимым постоянно действующим государственным органом, формируется Национальным Собранием Республики Армения сроком на 6 лет и состоит из 7 членов. Действующий состав Центральной комиссии избран в октябре 2016 года.

Окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК) образуются ЦИК в составе 7 членов на 6-летний срок. В декабре 2016 года были сформированы 10 окружных комиссий в городе Ереване и 28 – в 10 марзах (областях) республики. 

Участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК) в соответствии с Кодексом были образованы в период с 2 по 5 июня 2021 года в количестве 8 членов. По 2 члена в УИК назначались соответствующей окружной комиссией и по 2 – от каждой из 3 парламентских фракций. В состав участковых комиссий включались лица, которые прошли специализированные курсы по проведению выборов и получили квалификационные свидетельства.

Миссия отмечает, что, несмотря на сжатые сроки избирательной кампании, Центральная комиссия провела необходимую организационно-практическую работу по подготовке выборов.

Решением ЦИК был принят Календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов.

После формирования составов участковых комиссий ЦИК с 6 по 18 июня 2021 года организовала обучение членов УИК. На тренингах, проводившихся сотрудниками Центральной и окружных комиссий, экспертами в области избирательного законодательства, разъяснялись права и обязанности членов комиссий, процедуры голосования и определения его результатов. Всего по республике были проведены 670 обучающих занятий. На отдельных из них присутствовали наблюдатели от СНГ.

Центральная комиссия подготовила 125 инструкторов, которые провели свыше 200 тренингов для специалистов по работе с техническим оборудованием, где прошло обучение более 4000 человек.

В целях единообразного применения норм Кодекса ЦИК издала 20 видов брошюр и пособий для участников избирательного процесса, в том числе Пособие для участковых комиссий, Памятку членам УИК о порядке их действий в день голосования, а также Практическое пособие для специалистов, обслуживающих техническое оборудование, применяемое для регистрации избирателей.

По заказу Центральной комиссии были изготовлены разъяснительные плакаты, наглядные материалы, предназначенные для размещения в помещениях для голосования.

Члены Миссии отмечают, что заседания ЦИК проходили гласно и открыто, в присутствии наблюдателей, доверенных лиц политических партий и блоков, представителей СМИ. Трансляция заседаний в онлайн-режиме и оперативное размещение принятых решений на сайте Центральной комиссии, по мнению Миссии, обеспечили их максимальную доступность для общественности.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой по подготовке к выборам окружных и участковых комиссий в городе Ереване, Армавирской, Араратской, Арагацотнской, Вайоцдзорской, Гегаркуникской, Котайкской, Лорийской областях и отметили профессионализм членов комиссий, их открытость для общения, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими рекомендациями, инструкциями, информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.

По мнению Миссии, Центральная, окружные и участковые комиссии приняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с законодательством.

Списки избирателей

В соответствии с Кодексом списки избирателей по избирательным участкам составляются на основании Регистра избирателей Республики Армения, который ведет уполномоченный орган – паспортно-визовое управление Полиции.

В Регистр избирателей включаются граждане, внесенные в Государственный регистр населения Республики Армения, состоящие на учете в одном из муниципалитетов и обладающие избирательным правом.

Уполномоченный орган за 20 и за 7 дней до дня голосования представляет электронный вариант Регистра по избирательным участкам в ЦИК для последующего размещения на ее сайте, а также публикует окончательный список избирателей по избирательным участкам на своем сайте (www.police.am). В соответствии с Кодексом количество избирателей на избирательном участке не должно превышать 2000 человек.

Предварительные списки избирателей 31 мая 2021 года были вывешены на обозримых местах в участковых центрах. Граждане могли проверить достоверность своих данных в списках и подать заявление об устранении имеющихся в них неточностей в уполномоченный орган, который в случае необходимости вносил соответствующие изменения в список и письменно извещал об этом заявителя.

Избиратели, состоящие на учете в другом муниципалитете, могли не позднее 10 июня 2021 года подать в уполномоченный орган заявление об исключении из списка избирателей по месту учета, указав адрес фактического местонахождения в день голосования.

По данным Полиции, количество включенных в Регистр избирателей составило 2 578 678 человек, из которых 16 563 временно исключены из списков по месту учета и включены в списки по месту нахождения в день голосования. Также 1479 человек, не состоящих на учете в Республике Армения, были включены в списки по месту фактического нахождения.

Паспортно-визовое управление Полиции заблаговременно предоставило организации «Армпочта» данные об избирателях для направления им извещений о месте и времени голосования.

По мнению Миссии, процедура составления и уточнения списков избирателей проходила в соответствии с требованиями Кодекса.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты

Выборы в Национальное Собрание Республики Армения проводятся по пропорциональной избирательной системе от одного многомандатного избирательного округа, включающего всю территорию республики. 

Право выдвижения кандидатов в депутаты Национального Собрания принадлежит политическим партиям (далее – партии) и блокам политических партий (далее – блоки).

В соответствии с Кодексом депутатом может быть избрано лицо, достигшее 25 лет, последние 4 года являющееся гражданином Республики Армения, а также последние 4 года постоянно проживающее в стране, обладающее избирательным правом и владеющее армянским языком. 

Для прохождения в Национальное Собрание партиям необходимо преодолеть 5-процентный барьер, блокам – 7-процентный барьер.

В избирательный список партии (блока) включаются от 80 до 300 кандидатов. Представители одного пола не должны составлять более 70 процентов кандидатов, при этом требуется, чтобы оба пола были представлены в каждой группе из трех последовательных членов списка партии. Избирательный список может иметь вторую часть, в которую включаются до 4 представителей каждого из первых четырех национальных меньшинств, имеющих наибольшую численность постоянного населения (езиды, русские, ассирийцы, курды).

Документы, необходимые для регистрации избирательных списков, можно было подавать в Центральную комиссию до 26 мая 2021 года. В порядке, установленном Кодексом, заявления об участии в выборах, а также списки кандидатов в депутаты подали 23 партии и 4 блока. До регистрации Христианско-демократическая партия отозвала свое заявление, решив участвовать в выборах в составе одного из блоков. 

Рассмотрев предоставленные документы, ЦИК на заседании 31 мая 2021 года зарегистрировала избирательные списки 22 партий и 4 блоков, присвоив им путем жеребьевки персональные номера для участия в выборах: 

1. Партия «Справедливая Армения»,

2. Партия «Армянский национальный конгресс»,

3. Партия «Гражданский договор»,

4. Национальная христианская партия «Зартонк» (Пробуждение),

5. Партия «Свобода»,

6. Блок партий «Честь имею»,

7. Партия «Единая Родина»,

8. Партия «Всеармянская национальная государственность»,

9. Партия «Просвещенная Армения»,

10. Партия «Наш дом – Армения»,

11. Партия «Анрапетутюн» (Республика),

12. Партия «Армянская Родина»,

13. Блок партий «Свободная Родина»,

14. Партия «Процветающая Армения»,

15. Партия «Демократическая партия Армении»,

16. Партия «Национально-консервативное движение 5165»,

17. Социал-демократическая партия «Выбор гражданина»,

18. Блок партий «Блок демократов Ширинян-Бабаджанян»,

19. Партия «Национальная повестка»,

20. Партия «Верелк» (Подъем),

21. Партия «Азатакан» (Либеральная партия),

22. Партия «Армянские орлы – Единая Армения»,

23. Партия «Европейская партия Армении»,

24. Блок партий «Айастан» (Армения),

25. Партия «Национально-демократический полюс»,

26. Партия «Суверенная Армения».

В списки зарегистрированных партий и блоков был включен 2641 кандидат. Центральная комиссия из-за недостатков в предоставленных документах отказала в регистрации 27 кандидатам от 12 партий и блоков.

Впоследствии 14 кандидатов заявили о самоотводе, регистрация 3 кандидатов была признана ЦИК недействительной.

Партия «Армянские орлы – Единая Армения» 10 июня 2021 года отказалась от участия в избирательной кампании, и ее регистрация была признана утратившей силу.

Таким образом, на места в парламенте претендовали 2511 кандидатов от 21 партии и 4 блоков.

Миссия констатирует, что процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты парламента прошли в соответствии с требованиями Кодекса. По мнению наблюдателей от СНГ, участие в избирательной кампании большого количества партий и блоков предоставило избирателям в день голосования широкую возможность выбора. Вместе с тем, поскольку ряд партий, зарегистрировавших свои избирательные списки, были образованы и прошли государственную регистрацию уже после начала избирательной кампании, их политические платформы были малознакомы большинству граждан республики.

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Предвыборная агитация характеризовалась сжатыми сроками проведения – с 7 по 18 июня 2021 года. Вместе с тем Кодекс не запрещает агитационную деятельность до начала официального периода агитации.

Центральная комиссия утвердила порядок предоставления партиям и блокам бесплатного эфирного времени на Общественном телевидении и Общественном радио для ведения агитации. Партиям и блокам было предоставлено по 30 минут на телевидении и по 60 минут на радио. Помимо этого, партии и блоки имели право воспользоваться платным эфирным временем в объеме не более 60 минут телевизионного эфира и не более 90 минут радиоэфира за счет средств их предвыборных фондов. 

Государственные органы власти и органы местного самоуправления предоставили на равных условиях и безвозмездно партиям и блокам места для размещения агитационных печатных материалов, а также помещения для организации предвыборных собраний, встреч с избирателями. С перечнем таких помещений можно было ознакомиться на сайте ЦИК.

Для размещения агитационных плакатов площадью свыше 5 квадратных метров во всех областях республики и городе Ереване было выделено 495 рекламных щитов, которые распределялись в соответствии с поданными партиями и блоками в ЦИК заявками.

Миссия отмечает, что агитационная кампания проходила активно и отличалась острым соперничеством политических конкурентов. Партии и блоки вели борьбу за голоса избирателей путем проведения собраний, митингов, шествий, обнародования политической рекламы в печатных и аудиовизуальных средствах массовой информации, размещения агитационных материалов на щитах наружной рекламы, интерактивных табло. Значительная часть агитационной работы велась с использованием различных интернет-ресурсов, социальных сетей, других информационно-коммуникативных средств. Наблюдатели от СНГ отмечают, что не всегда при этом соблюдались культура общения и этические нормы. Члены Миссии также фиксировали случаи повреждения агитационных плакатов партий и блоков, размещения агитационных материалов в неустановленных местах. 

В соответствии с Кодексом контроль за соблюдением установленного порядка предвыборной агитации теле- и радиокомпаниями осуществляла Национальная комиссия по телевидению и радио Республики Армения. По состоянию на 18 июня 2021 года в Национальную комиссию поступили 2 жалобы, которые были направлены на рассмотрение в Совет по Общественному телевидению. 

По мнению наблюдателей от Содружества, партиям и блокам были обеспечены равные условия для проведения предвыборной агитации.

Центральная комиссия, средства массовой информации подробно информировали граждан об избирательной кампании.

На сайте ЦИК была представлена и оперативно обновлялась информация, относящаяся к выборам, новости, связанные с электоральной кампанией, размещались списки кандидатов зарегистрированных партий и блоков, сведения о границах избирательных участков, адресах окружных и участковых комиссий.

По каналам телевидения и радио регулярно передавались информационные сообщения о предстоящих выборах, агитационной деятельности партий и блоков, работе избирательных комиссий. Также по телевидению транслировались видеоролики, разъясняющие порядок уточнения списков избирателей, процедуру голосования. На центральных улицах населенных пунктов были размещены баннеры, плакаты с датой выборов и призывами принять участие в голосовании.

Жалобы и заявления

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Административный суд и Полицию Республики Армения с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с избирательным процессом.

По информации Генеральной прокуратуры, созданная для изучения сообщений о нарушениях избирательного законодательства специальная Рабочая группа по состоянию на 19 июня 2021 года рассмотрела 231 сообщение, возбуждено 14 уголовных дел, в 16 случаях в возбуждении уголовного дела отказано, в 49 – проверочные действия продолжаются, 152 сообщения направлены для рассмотрения в Полицию. 

В Полиции зарегистрированы 188 сообщений о правонарушениях, связанных с проведением предвыборной кампании. По 7 из них возбуждены уголовные дела, в 19 случаях факты правонарушений не подтвердились, остальные находятся на стадии рассмотрения. 

В Административный суд поступило 21 исковое заявление, связанное с нарушением избирательного законодательства. В 5 случаях содержащиеся в них требования были удовлетворены,
в 1 – удовлетворены частично, в 7 – отклонены. Производство по 1 делу было прекращено, в принятии 7 исковых заявлений было отказано.

В Центральную комиссию поступили 150 жалоб и обращений, которые были рассмотрены на ее заседаниях. 

Миссия отмечает, что рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного процесса, осуществлялось в порядке и в сроки, установленные законодательством Республики Армения.

Голосование и подсчет голосов избирателей

Граждане, проходящие службу в дипломатических или консульских представительствах Республики Армения за рубежом, сотрудники представительств, зарегистрированных в Республике Армения юридических лиц, расположенных за рубежом, и проживающие с ними члены их семей, а также военнослужащие, находящиеся в командировке за границей, могли проголосовать досрочно в период с 11 по 13 июня 2021 года посредством программы, обеспечивающей электронное голосование на сайте ЦИК. Такая возможность была предоставлена 650 гражданам, которым через Министерство иностранных дел и Министерство обороны Республики Армения были отправлены соответствующие личные пароли.

В день выборов 20 июня 2021 года голосование проводилось с 08.00 до 20.00. 

В целях защиты участников избирательного процесса при проведении голосования Министерство здравоохранения разработало обязательные правила для предотвращения заражения COVID-19, которые предусматривали использование лицами, находящимися в помещении для голосования, средств защиты (маски), дезинфицирующих средств для обработки рук и поверхностей, соблюдение правил социального дистанцирования.

Для проверки личности и регистрации избирателей применялось техническое оборудование, исключающее возможность повторного голосования.

В день выборов участковые комиссии, при необходимости, включали избирателей в дополнительные списки на основании справки уполномоченного органа или решения суда.

В целях создания условий для реализации избирательных прав слабовидящих лиц им предоставлялись изготовленные по заказу ЦИК трафареты для избирательных бюллетеней, выполненные с использованием шрифта Брайля.

Как и на предыдущих парламентских выборах, для предупреждения возможных нарушений и фальсификаций 1500 избирательных участков были оснащены средствами видеонаблюдения, транслировавшими ход голосования и процедуру подсчета голосов в Интернете. 

В день выборов представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов в городе Ереване, марзах (областях) республики и посетили 694 участковых центра. По их информации, участковые центры открылись вовремя, голосование проходило в спокойной обстановке и соответствовало требованиям Кодекса, техническое оборудование в целом работало бесперебойно.

Нарушений, которые могли бы повлиять на результаты выборов, Миссией выявлено не было. 

Члены Миссии присутствовали при подсчете голосов участковыми комиссиями и отметили, что он проходил в соответствии с требованиями избирательного законодательства.

Информация о ходе голосования и предварительных результатах выборов была доступна в онлайн-режиме в Информационном центре Центральной комиссии.

Для наблюдения за выборами Центральная комиссия аккредитовала 483 международных наблюдателя. Также в мониторинге голосования участвовало около 8 тысяч национальных наблюдателей от 19 общественных организаций, что, по мнению Миссии, позволило обеспечить гражданский контроль за проведением выборов.

Оценку прошедшей избирательной кампании наблюдатели от Содружества дают на основании анализа фактического материала, собранного в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга выборов, а также на основе собственного наблюдения.

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы 20 июня 2021 года:

проведены в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Республики Армения;

прошли на многопартийной основе, были открытыми и конкурентными;

избирательные комиссии всех уровней обеспечили условия для реализации права граждан на свободное волеизъявление.