Планом мероприятий, посвященных 30-летию Содружества Независимых Государств, утвержденным Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2020 года, запланировано проведение в образовательных учреждениях государств –участников СНГ в сентябре 2021 года единого урока по данной тематике.
Во исполнение данного Плана коллективом Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), базовой организации государств – участников СНГ по подготовке кадров в области исторического образования, разработаны Методические рекомендации по проведению единого урока, посвященного 30-летию СНГ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
Методические рекомендации
по проведению в образовательных учреждениях государств – участников СНГ единого урока, посвященного
30-летию Содружества Независимых Государств
Под редакцией Президента, директора Института постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ, д.и.н., профессора Е. И. Пивовара
Методические рекомендации разработаны Институтом постсоветских и межрегиональных исследований РГГУ
Авторы-составители:
к.и.н., доцент А.В. Гущин
к.и.н., доцент А.С. Левченков
Редактор-составитель:
к.ф.н., доцент И.Е. Ханова
Москва, РГГУ, 2021
Представляемые методические рекомендации предназначены для помощи педагогам образовательных учреждений государств – участников Содружества Независимых Государств в организации преподавания истории создания и современного этапа деятельности СНГ. Нижеприведенные рекомендации могут использоваться в качестве базиса для подготовки и проведения единого урока, посвященного 30-летнему юбилею СНГ.
Учитывая то, что методические рекомендации предназначены для использования при подготовке и проведении урока в образовательных учреждениях всех стран Содружества, при разработке рекомендаций принималась во внимание необходимость учета различий в доступе к научной и учебно-методической литературе в различных странах и регионах, без чего рекомендации носили бы исключительно формальный характер и были бы непригодны для полноценного массового использования. Универсальность рекомендаций основана на использовании текстовых и аудиовизуальных материалов, доступных при минимальных условиях – доступе к сети Интернет при подготовке и проведении занятия.
Целью единого урока, посвященного 30-летию Содружества Независимых Государств, является получение учащимися знаний о причинах, цели и задачах создания и работы СНГ как крупнейшей интеграционной организации на постсоветском пространстве, основных направлениях деятельности и роли Содружества в современном развитии государств региона.
Важнейшими задачами урока являются:
- формирование у учащихся понимания основных целей и направлений работы СНГ как интеграционной структуры, содействующей всестороннему и сбалансированному развитию государств – участников СНГ и сотрудничеству между ними в различных областях, мирному разрешению споров и конфликтов и обеспечению региональной безопасности;
- формирование у подрастающего поколения понимания значимости роли коллективных усилий по решению актуальных вопросов, стоящих перед всеми государствами – участниками СНГ;
- популяризация среди молодежи значимых для всех государств – участников СНГ ценностей.
Оформление и оборудование для проведения занятий:
- персональный компьютер или ноутбук, проектор, экран или интерактивная доска;
- аудиовизуальные материалы (картографический материал, фотографии или другие изображения, видео- или аудиозаписи).
Для того, чтобы урок эффективно решал поставленные выше педагогические задачи, его следует организовать таким образом, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная работа на занятии гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга.
Сценарный план урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность |
Организационный блок |
Проходит через весь урок |
Включает: ● определение целей, задач ● краткий план занятия ● тезаурус основных понятий; ● ресурсы и дополнительные материалы; ● инструкции и пояснения ● вводное слово преподавателя (в тезисной форме); ● распределение по группам, выработка правил работы (определение норм и процедур); ● конструирование образовательного пространства урока (мебель, оформление, сопровождение урока) |
Мотивация |
15 мин. |
Показ видеоролика, фотографического ряда, представление других документальных свидетельств |
Основная часть |
20 мин. |
Тематическая дискуссия, диспут, дебаты, беседа, реализация образовательного маршрута и т.д. |
Завершающий блок |
5 мин. |
Подведение итогов |
Рефлексия |
5 мин. |
|
Во вступительном слове преподавателя подчеркиваются следующие моменты:
- Содружество Независимых Государств служит развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами;
- Содружество Независимых Государств – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, призванная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения;
- в качестве представительного международного регионального объединения с широким членским составом и мандатом на координацию многопланового межгосударственного сотрудничества Содружество Независимых Государств стало удобной базовой платформой для осуществления разноуровневой и разноскоростной интеграции в формате заинтересованных сторон.
Основной этап урока строится в соответствии с определенной преподавателем структурой изучения основных направлений деятельности Содружества Независимых Государств.
Примечание: целесообразно обратить особое внимание в ходе основной части урока на роль в СНГ конкретного государства - участника организации.
На завершающем этапе преподаватель ставит оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения учащихся к тем или иным вопросам, выявление собственной позиции учащихся, а также осознания важности развития сотрудничества между государствами – участниками Содружества Независимых Государств.
Рефлексия должна быть организована так, чтобы стимулировать выход учеников на рост интереса к самостоятельному углублению знаний об истории и современном этапе развития Содружества Независимых Государств.
При наличии у педагога (при подготовке к уроку и при его проведении), а также у учащихся (при подготовке к уроку) необходимого оборудования (при подготовке к уроку – стационарный компьютер/ноутбук, доступ к Интернету; на уроке – экран/интерактивная доска, проектор, стационарный компьютер/ноутбук, доступ к Интернету) рекомендуется подготовить и провести занятие с опорой на текстовые и аудиовизуальные источники, выложенные в свободный доступ в сети Интернет на специализированных сайтах.
С этой целью рекомендуется использовать при подготовке и проведении урока аудиовизуальные материалы следующих интернет-сайтов:
https://cis.minsk.by/ – Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств
Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на сайте:
https://cis.minsk.by/cis30 – 30 лет СНГ. Специальная рубрика, посвященная юбилею создания организации. Содержит подрубрики: СНГ сегодня, История создания, Знаменательные события в СНГ, Конференция «30 лет СНГ: итоги и перспективы», Фото и видеохроника.
https://cis.minsk.by/site/about-cis – О Содружестве. Рубрика содержит информацию об основных вехах истории организации, а также ссылки на подразделы с текстами основных документов.
https://cis.minsk.by/page/28 – Об Исполнительном комитете СНГ.
https://cis.minsk.by/page/3970 – Положение о флаге СНГ.
https://cis.minsk.by/page/3976 – Положение об эмблеме СНГ.
https://cis.minsk.by/page/19301 – Органы СНГ. Рубрика содержит ссылки на подразделы, содержащие информацию о структуре и основных органах СНГ.
https://cis.minsk.by/cooperation – Направления сотрудничества. Рубрика содержит ссылки на подразделы, содержащие информацию об отдельных направлениях сотрудничества, включая Гуманитарное сотрудничество, Межпарламентское сотрудничество, Межрегиональное и приграничное сотрудничество, Общеполитические вопросы, Правовое сотрудничество, Сотрудничество в сфере безопасности, Сотрудничество в сфере межгосударственного обмена научно-технической информацией, Сотрудничество в сфере финансов, Экономическое сотрудничество.
https://e-cis.info/ – Интернет-портал СНГ.
Портал содержит информацию об истории, структуре, основных органах и направлениях деятельности СНГ, а также постоянно обновляемую ленту информационных сообщений о важнейших и наиболее интересных событиях на пространстве Содружества.
Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на портале:
https://e-cis.info/quotes/ – Цитаты об СНГ. Рубрика содержит ссылки на цитаты руководителей и ведущих политиков стран СНГ о роли Содружества Независимых Государств.
http://today.e-cis.info/ – Выставка «30 лет СНГ». Виртуальная выставка демонстрирует многостороннее конструктивное сотрудничество и стратегическое партнерство государств – участников СНГ, достигнутые результаты и перспективы.
http://www.bc-cis.ru/ – Деловой центр СНГ.
https://iacis.ru/ – Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ
Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на сайте:
https://iacis.ru/ob_organizatcii/chto_takoe_mpa_sng – Об организации.
https://iacis.ru/media-tcentr/fotogalereya – Фотогалерея.
https://iacis.ru/media-tcentr/videogalereya – Видеогалерея.
http://www.mfgs-sng.org/ – Официальный сайт Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ
Рекомендуемые рубрики тематического каталога материалов, размещенных на сайте:
http://www.mfgs-sng.org/activity/ – Проекты МФГС.
http://www.mfgs-sng.org/fotogallery/ – Фотогалерея.
Использование при подготовке и проведении занятия данных интернет-сайтов, с одной стороны, способствует единству формата урока в школах всех стран Содружества Независимых Государств, с другой стороны, позволяет обучать учащихся использованию в образовательных целях доступных информационных интернет-ресурсов по современным вопросам сотрудничества государств – участников СНГ.
При подготовке к уроку в зависимости от уровня общей подготовки учащихся рекомендуется разделить их на мини-группы, которые заранее могли бы подготовить небольшие тематические доклады-презентации (до 5 минут каждый), посвященные отдельным темам, таким как история создания и институционального развития СНГ, важнейшие направления деятельности организации, к примеру, политическое, социально-экономическое, гуманитарное, миротворческое и т.д. В ходе презентаций учащиеся, оперируя подборками имеющихся в открытом доступе документальных материалов, освещают выбранную тематику.
Примечание: использование аудиовизуальных документов специализированных сайтов должно осуществляться в строгом соответствии с правилами использования материалов данных сайтов.
Примерный набор литературы для преподавателя и учащихся:
Быков А.Н. Россия и СНГ в посткризисном мире // Международная жизнь, 2011. № 4. С. 86–98
Быков А.Н. Глобализация и регионализация в свете российских интересов и перспектив интеграции на евразийском пространстве: (Науч. докл.), – М., 2001
Винокуров Е.Ю. Евразийская континентальная интеграция, – Санкт-Петербург, 2012
Гусман М.С., Пивовар Е.И. О гуманитарных аспектах евразийской интеграции // Евразийское пространство интеграции: общая историческая память и гуманитарные вызовы. ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2020 год. Москва, 2021. С. 148–152
Косикова Л.С. Интеграционные проекты России на постсоветском пространстве: идеи и практика, – Москва, Ин-т экономики, 2008
Малышев Д.В. Содружество Независимых Государств: пространственно-организационная динамика // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН, 2019, № 3. С. 23–36.
Малышев Д.В. Содружество Независимых государств: тридцать лет вместе// Россия и новые государства Евразии. 2021, №1. С. 9–22.
Перспективы углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, – Москва, РИСИ, 2012
Пивовар Е.И. Ассоциация «Деловой центр экономического развития Содружества Независимых Государств». Основные вехи международного интеграционного сотрудничества//Вестник РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». Москва. 2021. № 1. С. 23–59.
Пивовар Е.И. Евразийский интеграционный проект: предпосылки, становление, развитие. Глобальные процессы на постсоветском пространстве: Предпосылки, становление, развитие. Издательство Алетейя (Санкт-Петербург). 2019. 904 с.
Пивовар Е.И. Международная Ассамблея столиц и крупных городов СНГ: становление, развитие, основные направления интеграционной деятельности//ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения», 2020. № 4.С. 10–47.
Пивовар Е.И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции: исторический очерк, – Санкт-Петербург, Алетейя, 2008
Пивовар Е.И. Экономический совет Содружества Независимых Государств: предыстория, создание, основные направления интеграционной деятельности//ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». Москва. 2020. № 2.С. 10–44.
Пивовар Е.И. Экономическое сотрудничество в рамках региональных и субрегиональных организаций//ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения». Москва.2021. № 1. С. 23–59.
Пивовар Е.И., Гущин А.В., Левченков А.С. Современная российская историография постсоветской интеграции: основные тенденции начала XXI века// Новый исторический вестник. Москва. 2013.№ 2. С. 43–55.
Пивовар Е.И., Гущин А.В., Левченков А.С., Ханова И.Е. Онлайн-заседание Форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов государств-участников СНГ//Электронный научно-образовательный журнал История. Москва.2021. Том 12, № 3, с. 1–9.
Реинтеграция и интеграция братских народов постсоветских республик – историческая необходимость современности, – Москва, 2013
Социальные факторы постсоветской интеграции [сборник научных статей], – Москва, 2010
Ступаков Н.В. Совместные меры антитеррористического и военного сотрудничества стран СНГ, ОДКБ, ШОС 2017–2020 гг. как гаранты евразийской коллективной безопасности и обороны//Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. № 4.2017. С. 6–16.
Тощенко Ж.Т. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция. Этносоциол. очерки, – М., 1997
Халевинская Е.Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве, – Москва, 2012
Чернявский С.И. Национальная безопасность России в формате СНГ // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. №1.2020. С.46–53
Шинкарецкая Г.Г. Сотрудничество государств СНГ в борьбе с киберугрозами // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2020. № 1. С.55–61.
Примечание: данный список является примерным и может быть дополнен или скорректирован педагогом в зависимости от наличия в доступе тех или иных материалов.