За 30 лет своего развития Содружество Независимых Государств обрело черты, которые позволяют характеризовать его как уникальный механизм сотрудничества суверенных государств, обеспечивающий синергию их согласованного и совместного развития в пределах относительно обособленного геополитического пространства, отличающегося особой цивилизационной общностью и близостью политических, экономических и социальных интересов проживающих на нем народов.
Одной из ключевых особенностей Содружества является то, что входящие в него государства не передают в ведение его органов никаких суверенных полномочий, реализуя при этом созданные в рамках объединения возможности для решения вопросов, затрагивающих интересы всех или нескольких стран СНГ.
Неслучайно в статье 3 Устава Содружества Независимых Государств (далее – Устав Содружества) принцип уважения суверенитета государств-членов поставлен на первое место [1]. СНГ создавалось как объединение республик, недавно провозгласивших свою независимость и имевших твердое намерение построить свою собственную государственность и самостоятельно решать свою судьбу. На протяжении всей истории Содружества для всех его членов этот принцип являлся основополагающим и неоспоримым. Исходя из него выстраивалась и сложившаяся к настоящему времени разветвленная и многоуровневая система сотрудничества.
Не менее важной чертой СНГ выступает принятие решений его высшим органом – Советом глав государств, а также Советом глав правительств на основе общего согласия – консенсуса. Это закреплено в статье 23 Устава Содружества [1].
Совмещение суверенного равенства членов с консенсусом в принятии ключевых решений, с одной стороны, выступает гарантией того, что в рамках организации не могут быть реализованы какие-либо инициативы, противоречащие интересам хотя бы одного из государств-участников.
С другой стороны, такой принцип требует соблюдения сложных процедур согласования позиций по всем вопросам, рассматриваемым органами СНГ, но это не препятствует реализации многочисленных согласованных и совместных мероприятий, охватывающих практически все сферы деятельности стран Содружества, включая сотрудничество во всех отраслях экономики, гуманитарное сотрудничество в областях образования, здравоохранения, культуры, спорта и по другим направлениям социальной политики, а также сотрудничество в области безопасности, в решении общеполитических и иных проблем.
Региональные международные организации успешно функционируют практически во всех регионах планеты. Организация американских государств, Лига арабских государств, Африканский союз и многие другие подобные организации имеют продолжительную историю и большой опыт плодотворной деятельности в интересах укрепления сотрудничества в пределах целых континентов или цивилизационных общностей. В каждом из таких объединений реализуется принцип суверенного равенства членов.
В Ассамблее Африканского союза – высшем органе этой организации также (с определенными оговорками) применяется принцип консенсуса.
Однако только в регионе СНГ сотрудничество независимых государств является столь тесным, что образует по многим параметрам единое пространство, общее для осуществления экономической деятельности (в рамках зоны свободной торговли товарами, а в ближайшей перспективе – и услугами), для свободного перемещения трудовых ресурсов, для образования, здравоохранения, получения социальных гарантий и услуг, для решения многих других вопросов жизни простых граждан.
Кардинальным является отличие Содружества и от наднациональных образований, предполагающих более глубокую степень интеграции, таких как Европейский союз (ЕС). Участие в подобных интеграционных структурах предполагает существенное увеличение объемов взаимных обязательств, требования к выполнению которых становятся безусловными, а деятельность совместных органов государств, образующих союз, приобретает директивные черты. Для СНГ, в свою очередь, более характерны рекомендательные решения. Гибкий подход к их выполнению обеспечивает национальным правительствам большую свободу действий с учетом имеющихся у них возможностей.
В этом контексте следует отметить, что Содружество не выдвигает по отношению к своим членам жесткие критерии соответствия каким-либо экономическим, политическим или социальным параметрам. Это позволяет ему сохранять свой высокий потенциал для расширения партнерских отношений с другими государствами региона, традиционно обладающими развитыми связями со странами Содружества. Неслучайно в работе некоторых органов отраслевого сотрудничества СНГ участвуют представители ряда сопредельных с ним стран.
Созданная в рамках СНГ модель сотрудничества позволяет государствам – участникам организации широко практиковать и другие варианты многостороннего взаимодействия с зарубежными странами в рамках различных интеграционных и кооперационных проектов. Для таких образований как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Союз Беларуси и России Содружество выступило стартовой площадкой разноскоростной интеграции. Страны, испытывавшие потребности углубить отношения в области обеспечения безопасности, реализовали их в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). При этом надежной базой для этого объединения снова оказалась система отношений, сложившаяся в рамках Содружества.
СНГ является одним из ключевых участников геоэкономических процессов на евразийском пространстве, тесно сотрудничая на этом направлении с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Пять стран Содружества (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) являются членами ШОС, а три государства (Азербайджан, Армения и Беларусь), входят в «семью ШОС», имея статусы наблюдателя либо партнера по диалогу Организации. Особенностью взаимодействия ШОС и СНГ стала, по словам Генерального секретаря ШОС В.Норова, их особая важная роль «в реализации идеи Большого Евразийского партнерства, озвученной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, которое предполагает «интеграцию интеграций», то есть тесное сопряжение идущих в Евразии различных региональных многосторонних интеграционных процессов» [2].
Среди региональных организаций Содружество обладает одним из наиболее четких концептуально и стратегически оформленных видений перспектив и целей своего развития, а также регулярно обновляемыми межгосударственными программами сотрудничества по нескольким десяткам направлений взаимодействия.
К основополагающим документам, в которых последовательно изложены и обоснованы долгосрочные приоритеты построения общего будущего стран СНГ, относятся Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, обновленная Решением Совета глав государств СНГ от 18 декабря 2020 года, и План мероприятий по ее реализации, а также Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, утвержденная решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года, и План мероприятий по реализации ее первого этапа (2021–2025 гг.).
Следует отметить, что ни одна из региональных международных организаций не располагает такой мощной институционально-правовой основой деятельности, как Содружество. За весь период существования СНГ с 1991 года в его рамках принято 2650 документов, из которых 1755 действуют в настоящее время (по состоянию на 8 июля 2021 г.). Это – конвенции, многосторонние договоры и соглашения, а также решения органов СНГ, охватывающие сотрудничество по значительному количеству политических, экономических, социальных и других вопросов. Механизмы партнерства настолько сильны, что даже для государств, намеренных кардинально поменять свои внешнеполитические ориентации и экономические приоритеты, выход из сложившейся системы многосторонних отношений занимает десятилетия.
Секрет успеха Содружества в том, что в его рамках выстроено не только вертикальное, но и горизонтальное сотрудничество. Наряду с регулярными заседаниями и неформальными встречами на уровне глав государств и глав правительств, насыщенной деятельностью Межпарламентской Ассамблеи СНГ, исполнительных и рабочих органов активно функционируют 66 органов отраслевого сотрудничества, которые в своей работе также опираются на 88 базовых организаций (по состоянию на 1 января 2021 г.), представляющих собой ведущие в конкретных областях учреждения СНГ.
Арсенал форм и механизмов взаимодействия постоянно наращивается. Так, в гуманитарной сфере поддержка совместных проектов на протяжении 15 лет (с момента создания) осуществляется Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. Сложилась и система взаимодействия на уровне общественных инициатив и форумов, например, объединяющих специалистов-профессионалов в конкретных сферах деятельности. С этой точки зрения заслуживают внимания проводимые на регулярной основе Форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ, съезды учителей и работников образования государств – участников СНГ, международные конференции, конкурсы, фестивали, мастер-классы и школы для молодежи, крупные совместные спортивные мероприятия, в том числе намеченные на сентябрь 2021 года I Игры стран СНГ.
Сложившаяся система работы Содружества обеспечивает взаимодействие входящих в него стран на четырех уровнях:
высшие органы государственной власти и управления (главы государств и правительств, парламенты, верховные суды, прокуратуры, органы финансового контроля);
отраслевые органы, осуществляющие государственное управление в различных отраслях экономики и других сферах деятельности (в том числе в сфере безопасности и правоохранительной деятельности);
межрегиональное и приграничное сотрудничество;
взаимодействие бизнес-сообществ и общественных инициатив.
Наличие отлаженных каналов межгосударственной коммуникации на каждом из этих уровней позволяет не выносить решение оперативных повседневных проблем и вопросов на политический уровень. Задав стратегические направления сотрудничества и определив способы его осуществления в пределах договорно-правовой базы Содружества, межгосударственных программ и планов, высшие органы государственной власти и управления передают эстафету непосредственного взаимодействия нижестоящим структурам и гражданскому обществу. В свою очередь наличие устойчивых институтов и форм работы на отраслевом и межрегиональном уровнях гарантирует эффективную выработку и реализацию конкретных мероприятий.
Ставший традиционным формат взаимодействия государственных органов стран СНГ включает:
обмен информацией о текущей ситуации, складывающейся в конкретной отрасли. В тех случаях, когда осуществление информационного обмена требуется на постоянной основе, что характерно, например, для правоохранительной деятельности, формируются совместные информационные ресурсы, пополняемые и используемые всеми заинтересованными сторонами;
обмен наилучшими практиками решения проблемных вопросов, в том числе новыми элементами законодательного регулирования тех или иных правоотношений, а также показавшими свою эффективность методами практической работы;
согласование общих замыслов самостоятельной реализации конкретных мероприятий с учетом интересов каждой из стран Содружества;
определение и организация осуществления совместных проектов и действий, направленных на достижение общих целей;
обмен информацией о результатах выполнения согласованных и совместных мероприятий и дальнейших мерах по улучшению ситуации в конкретной сфере деятельности.
Характерной особенностью СНГ является высокая эффективность именно согласованной деятельности в различных отраслях, за счет которой во многом и возникает синергический эффект. В отличие от совместных проектов согласованные действия не требуют отдельного финансирования и управления, а осуществляются каждой из сторон исходя из собственных возможностей. При этом учет общих приоритетов Содружества предполагает, что результат таких действий принесет пользу всем заинтересованным сторонам.
Наиболее ярко синергия согласованной деятельности проявляется во взаимной торговле. Ее наращивание в рамках Договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года осуществляется посредством согласованного таможенного, налогового, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер в отношении товаров, ввозимых из партнерских стран.
Показательным в этом отношении является также создание и функционирование на пространстве СНГ транзитных транспортных коридоров. Своим сохранением и развитием как единой инфраструктуры они обязаны не только усилиям, предпринимаемым каждым из государств Содружества, но и согласованием их маршрутов и параметров, осуществляющимся в рамках органов отраслевого сотрудничества.
Не менее красноречивым свидетельством эффективности согласованных действий является реализация в странах СНГ в 2020 – 2021 годах мер по противодействию коронавирусной инфекции и решению проблем, связанных с осложнением эпидемической обстановки. В этот период координация работы медицинских и других государственных служб в рамках Содружества позволила обеспечить солидарное реагирование на обусловленные COVID-19 вызовы и угрозы, а также взаимную помощь по широкому кругу вопросов от ликвидации дефицита средств защиты и лечения в наиболее пострадавших странах и регионах, создания, производства и распространения вакцин до эвакуации граждан и контроля миграционной ситуации в условиях карантина.
Высоким потенциалом развития в рамках Содружества обладают совместные проекты. На текущий момент подавляющее большинство из них сосредоточено в гуманитарной сфере. В частности, широко известны такие успешно реализуемые инициативы, как Сетевой университет СНГ, Виртуальные музеи стран СНГ, Культурные столицы Содружества. Вместе с тем основной вектор совместных партнерских усилий в перспективе неизбежно будет направлен прежде всего на решение наиболее масштабных проблем устойчивого развития региона СНГ, связанных, например, с переходом входящих в него стран к новому экономическому укладу, инновациями, расширением транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, реагированием на глобальные климатические изменения и другие проблемы современности.
В этом контексте раскрывается еще одна особенность Содружества, состоящая в том, что при достигнутой высокой эффективности сотрудничества в его рамках сохраняется огромный резерв для дальнейшего наращивания его потенциала, прежде всего в экономической сфере.
В целом Содружество уже сегодня выступает тем образцом расширенного и всеобъемлющего свободного, суверенного и равного партнерства, которое гарантирует устойчивое самостоятельное развитие всех его участников. На фоне попыток зарубежных центров силы распространить свое влияние на неподконтрольный им евразийский регион СНГ позволяет входящим в него странам упрочивать свою политическую и экономическую независимость даже оказавшись под беспрецедентным внешним давлением. При этом постоянно расширяющееся и углубляющееся сотрудничество в рамках Содружества оказывается реальной и продуктивной альтернативой навязываемым извне ассиметричным отношениям, сочетающим предоставление часто незначительной «помощи» с многочисленными политическими условиями, языком угроз и санкций.
_____________________
1. Устав Содружества Независимых Государств (г. Минск, 22 января 1993 года) [Электронный ресурс] // Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. – Режим доступа: https://cis.minsk.by/page/180.
2. Генеральный секретарь ШОС принял участие в Международном экономическом форуме государств-членов СНГ [Электронный ресурс] // Шанхайская организация сотрудничества. – Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20200316/640191.html.