Исполком СНГ

ЗАЯВЛЕНИЕ
Миссии наблюдателей от
Содружества Независимых Государств
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва

 

Общие положения

На основании приглашения Российской Федерации Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (далее – выборы), назначенных на 19 сентября 2021 года Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 291.

Миссия приступила к работе 30 августа 2021 года, действовала свободно и независимо, руководствуясь законодательством Российской Федерации, документами, принятыми в рамках Содружества, соблюдая принцип невмешательства в избирательный процесс и уважая суверенитет государства.

В составе Миссии было аккредитовано 68 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет СНГ. Долгосрочное наблюдение осуществляли 5 представителей Миссии.

При формировании Миссии были учтены рекомендации Министерства иностранных дел Российской Федерации в части количественного состава наблюдателей, обусловленные коронавирусной пандемией.

Координировал работу наблюдателей от СНГ Штаб Миссии, располагавшийся в городе Москве.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов наблюдатели от СНГ встретились с Председателем Центральной избирательной комиссии Э. Памфиловой, статс-секретарем – заместителем Министра иностранных дел Е. Ивановым, руководством Верховного Суда, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с предвыборными штабами ряда политических партий, принимавших участие в выборах, посетили окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии в Тверской, Тульской, Московской областях, а также в городе Москве.

Миссия отмечает, что отличительной особенностью прошедших выборов стало внедрение в избирательный процесс ряда новшеств, таких как многодневное голосование, дистанционное электронное голосование, широкое применение видеонаблюдения на избирательных участках.

Работа Миссии была открытой и гласной. Штабом Миссии выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Оценку выборам наблюдатели от Содружества дают на основании собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга.

Законодательная база для проведения выборов

Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон о гарантиях избирательных прав), Федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Закон о выборах), иные законодательные акты, а также документы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, разъясняющие отдельные процедуры подготовки и проведения выборов.

В избирательное законодательство после проведения предыдущих парламентских выборов были внесены существенные изменения, основные из которых это:

закрепление возможности включения избирателя в список избирателей по месту нахождения (механизм «Мобильный избиратель»);

введение института независимого (общественного) наблюдения за выборами через направление наблюдателей Общественной палатой Российской Федерации и общественными палатами субъектов Российской Федерации;

установление возможности дистанционного электронного голосования и проведения голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.

Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ законодательства о выборах депутатов Государственной Думы и отмечают, что оно соответствует общепризнанным нормам международного права в области демократических выборов и позволяет обеспечить свободное и открытое волеизъявление избирателей.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

В соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации подготовку и проведение выборов, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – Центральная комиссия, ЦИК), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии (далее – окружные комиссии, ОИК), территориальные избирательные комиссии (далее – территориальные комиссии, ТИК) и участковые избирательные комиссии (далее – участковые комиссии, УИК).

Центральная комиссия – постоянно действующий федеральный государственный орган. Пять ее членов назначаются Президентом Российской Федерации, пять – Государственной Думой Федерального Собрания, пять – Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Действующий состав ЦИК сформирован в марте 2021 года.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в составе 10 – 14 членов законодательным органом государственной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на паритетной основе.

Территориальные комиссии формируются в составе 5 – 14 членов избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону о выборах окружные комиссии не формировались, а их полномочия были возложены на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и (или) территориальные комиссии.

Участковые комиссии формируются ТИК. Количество их членов определяется в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка:

до 1001 избирателя – 3 - 9 членов;

от 1001 до 2001 избирателя – 7 - 12 членов;

более 2000 избирателей – 7 - 16 членов.

Срок полномочий избирательных комиссий всех уровней – 5 лет.

Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий и иных общественных объединений. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов комиссий.

Наблюдатели от СНГ констатируют активное участие политических партий в формировании избирательных комиссий всех уровней. Свыше 40 процентов членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, более половины членов ТИК и УИК были назначены по предложениям политических партий.

Выборы проводились на 96 001 избирательном участке на территории Российской Федерации и на 355 избирательных участках за ее пределами.

Миссия отмечает системную работу Центральной комиссии по организации избирательной кампании.

Постановлением ЦИК был утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

Кроме того, Центральная комиссия в рамках своей компетенции приняла ряд постановлений, разъясняющих отдельные положения избирательного законодательства в целях его единообразного применения.

По заказу ЦИК было разработано программное обеспечение «Интерактивный рабочий блокнот УИК», содержащее пошаговый алгоритм всех действий участковой комиссии, необходимые методические разъяснения и образцы избирательной документации.

Также были подготовлены памятки для отдельных участников избирательного процесса (представителей СМИ, сотрудников полиции, наблюдателей, волонтеров), которые размещались на сайтах ЦИК и Российского центра обучения избирательным технологиям (далее – РЦОИТ).

Центральная комиссия совместно с РЦОИТ провела большую работу по дистанционному обучению членов избирательных комиссий всех уровней с использованием обучающих курсов для членов ТИК и УИК. Материалы курсов были размещены на сайте РЦОИТ в разделе «Обучение». В случае успешного прохождения тестирования обучающиеся получали соответствующие сертификаты.

Все учебные и информационные материалы были доступны в телеграм-канале «Электорий» и ютуб-канале «Просто о выборах».

На региональном уровне для обучения членов ТИК и УИК избирательные комиссии субъектов Российской Федерации провели циклы учебно-методических семинаров и совещаний по различным вопросам подготовки и проведения выборов.

Наблюдатели от СНГ при посещении в рамках долгосрочного мониторинга территориальных и участковых комиссий отмечали профессионализм их членов, обеспеченность комиссий законодательными актами, методическими и информационными материалами, необходимым для организации голосования оборудованием.

По мнению Миссии, организаторы выборов предприняли необходимые меры для проведения избирательной кампании на высоком организационном уровне.

Списки избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка.

Списки составляются ТИК отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, предоставляемых главами местных администраций.

Территориальные комиссии за 10 дней до дня голосования передали списки избирателей по акту в участковые комиссии, которые осуществляли работу по их дополнительному уточнению.

С 8 сентября 2021 года каждый избиратель мог обратиться в УИК с заявлением о включении его в список избирателей, сообщить о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. Решение участковой комиссии об отклонении такого заявления могло быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Избиратель, который не имел возможности проголосовать по месту постоянного проживания, мог воспользоваться механизмом «Мобильный избиратель» и подать заявление о внесении его в список по месту фактического нахождения в день голосования.

Такое заявление могло быть подано в любую ТИК, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в период с 2 августа по 13 сентября 2021 года, а также в любую УИК – с 8 по 13 сентября 2021 года.

Избиратели, подавшие заявления, исключались участковыми комиссиями из списка избирателей по месту своего жительства и включались в список по месту нахождения.

По информации ЦИК, было подано 3 293 182 заявления о включении в список избирателей по месту нахождения.

С помощью онлайн-сервиса «Личный кабинет избирателя» на сайте Центральной комиссии граждане могли проверить их наличие в списках избирателей, а также получить информацию о результатах обработки заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения.

По данным Центральной комиссии, количество избирателей в списках составило свыше 110 млн 255 тысяч человек.

Миссия cчитает, что процедура составления и уточнения списков избирателей прошла в соответствии с законодательством Российской Федерации и гарантировала реализацию конституционного права граждан на участие в выборах.

Выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам

В соответствии с Законом о выборах в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из которых 225 – по одномандатным избирательным округам и 225 – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки политических партий.

Выдвижение кандидатов осуществлялось путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями в период с 18 июня по 12 июля 2021 года.

В установленные сроки предвыборные съезды провели 15 партий. Центральная комиссия заверила списки кандидатов, представленные всеми 15 партиями, в которые были включены 6479 кандидатов, из них 4183 – по единому федеральному округу, 2296 – по одномандатным округам. Еще 174 кандидата выдвинулись по одномандатным округам в порядке самовыдвижения.

В поддержку выдвижения политическими партиями федеральных списков кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, самовыдвижения кандидатов необходимо было собрать определенное Законом о выборах количество подписей избирателей. При этом постановлением ЦИК был определен список из 14 политических партий, для которых выдвижение федерального списка кандидатов, кандидата по одномандатному избирательному округу на основании результатов последних выборов депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации считалось поддержанным избирателями и не требовало сбора подписей.

Для автоматизации и ускорения процесса проверки подписных листов в избирательных комиссиях применялся специальный программно-технический комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений.

По итогам проверки Центральная комиссия отказала в регистрации федерального списка кандидатов политической партии «ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ» из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку его выдвижения.

Центральной комиссией для участия в выборах по федеральному избирательному округу были зарегистрированы федеральные списки 14 политических партий, в которые был включен 3921 кандидат.

По одномандатным избирательным округам было зарегистрировано 2062 кандидата, в том числе 11 кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения.

На заседании ЦИК 16 августа 2021 года путем жеребьевки был определен порядок размещения наименований и эмблем политических партий в избирательном бюллетене для голосования по федеральному избирательному округу:

1. Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

2. Политическая партия «Российская экологическая партия «ЗЕЛЁНЫЕ».

3. Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России.

4. Политическая партия «НОВЫЕ ЛЮДИ».

5. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

6. Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ.

7. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО».

8. Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА».

9. Политическая партия РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.

10. Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ.

11. Политическая партия «Гражданская Платформа».

12. Политическая партия ЗЕЛЁНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА.

13. ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «РОДИНА».

14. ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ.

Миссия считает, что выдвижение и регистрация федеральных списков кандидатов и кандидатов по одномандатным избирательным округам прошли в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации.

Предвыборная агитация и информирование избирателей

Агитационный период начался: для политических партий – после проведения их съездов, на которых были выдвинуты федеральные списки кандидатов и кандидаты по одномандатным избирательным округам; для кандидата, выдвинутого в составе федерального списка кандидатов, – со дня представления в ЦИК федерального списка кандидатов; для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, – со дня представления кандидатом в ОИК заявления о согласии баллотироваться.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях началась с 21 августа 2021 года.

Агитация прекратилась в ноль часов по местному времени 17 сентября 2021 года.

Центральная комиссия провела жеребьевки по распределению между политическими партиями эфирного времени, предоставляемого безвозмездно общероссийскими государственными организациями телерадиовещания, а также бесплатной печатной площади для публикации предвыборных агитационных материалов в общероссийских государственных периодических печатных изданиях.

Каждый из пяти государственных телевизионных каналов (АО «Первый канал», Телеканал Россия (Россия-1), Российский информационный канал «Россия-24», ОАО «ТВ Центр», ОТР) и трех радиоканалов («Радио России», «Маяк», «Вести ФМ») безвозмездно предоставил один час эфирного времени в рабочие дни для проведения политическими партиями предвыборной агитации. Кроме этого, бесплатное эфирное время в объеме 30 минут в рабочие дни предоставили региональные государственные организации телерадиовещания. Половина предоставленного времени была отведена для проведения предвыборной агитации политическими партиями, другая половина – зарегистрированными кандидатами.

Бесплатная печатная площадь для публикации предвыборных агитационных материалов была предоставлена политическим партиям в 12 общероссийских государственных периодических печатных изданиях.

Политические партии, зарегистрированные кандидаты также имели право на безвозмездное предоставление печатной площади в региональных государственных периодических печатных изданиях.

Для ведения предвыборной агитации партии и кандидаты могли на равных условиях приобретать платные эфирное время и печатную площадь за счет средств своих избирательных фондов.

До 29 августа 2021 года участвующие в выборах политические партии должны были опубликовать свои предвыборные программы не менее чем в одном региональном государственном периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети Интернет.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что политические партии и кандидаты активно использовали возможности СМИ для ведения агитации в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, выступлений, трансляции предвыборных теле- и аудиороликов.

Органами местного самоуправления на территории каждого избирательного участка были выделены и оборудованы специальные места для размещения печатных агитационных материалов. Агитационные печатные материалы также размещались на рекламных щитах, билбордах, баннерах, других средствах наружной рекламы.

В связи с сохраняющимися рисками, связанными с коронавирусной инфекцией, проведение публичных предвыборных мероприятий и личных встреч с избирателями внутри помещений политическими партиями и кандидатами в ходе агитационной кампании использовалось ограниченно.

В этой связи значительная часть агитационной работы велась через различные интернет-платформы, социальные сети, другие информационно-коммуникативные средства.

По мнению наблюдателей от СНГ, политическим партиям, кандидатам в депутаты были обеспечены возможности для проведения полноценной агитационной кампании.

Миссия отмечает, что избиратели своевременно и подробно информировались о сроках, этапах и ходе электоральной кампании, о работе организаторов выборов по их подготовке и проведению.

Центральная комиссия утвердила Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о политических партиях, выдвинувших федеральные списки кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам, федеральных списках кандидатов, списках кандидатов по одномандатным избирательным округам, кандидатах на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.

ЦИК эффективно использовала потенциал средств массовой информации для обеспечения гласности и открытости избирательного процесса. Предвыборную кампанию активно освещали общероссийские государственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания.

Необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, новости о деятельности Центральной комиссии размещались на ее сайте.

Также на сайте ЦИК и через личный кабинет на портале «Госуслуги» избирателям были доступны цифровые сервисы с информацией о кандидатах и избирательных объединениях, об избирательных комиссиях, механизме «Мобильный избиратель» и ряд других.

С 2 августа 2021 года работал Информационно-справочный центр ЦИК России, где по телефонам «горячей линии», в многоканальном чате на сайте ЦИК можно было получить сведения о ходе избирательной кампании, а также консультации об избирательном законодательстве России.

Центральная комиссия подготовила информационные видео- и аудиоролики, а также динамические заставки для трансляции в теле- и радиоэфире, сети Интернет, комплекты плакатов и листовок для использования в наружной рекламе.

Для более полного информирования избирателей ЦИК использовала свои официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграм, Телеграм.

Избирателям участковыми комиссиями были направлены приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного процесса.

По состоянию на 17 сентября 2021 года Штаб Миссии получил следующие сведения о рассмотрении жалоб и заявлений.

По информации Генеральной прокуратуры, процессуальные проверки следственными органами о преступлениях, связанных с нарушением законодательства о выборах, не проводились. В органы прокуратуры поступило 166 обращений граждан о возможных нарушениях избирательного законодательства, которые для рассмотрения и дачи ответа направлены по подведомственности в избирательные комиссии и органы внутренних дел.

По сообщению МВД, в органы внутренних дел поступило более 2 400 сообщений о происшествиях, связанных с проведением избирательной кампании, по результатам рассмотрения которых возбуждено 15 уголовных дел и составлено около 290 протоколов об административных правонарушениях.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда в качестве суда первой инстанции рассмотрела 6 жалоб об оспаривании постановлений Центральной комиссии в части исключения кандидатов из федеральных списков кандидатов в депутаты, выдвинутых политическими партиями. Из них 4 жалобы отклонены, одна удовлетворена в полном объеме, одна удовлетворена частично.

Центральная комиссия сообщила, что в комиссию поступили 5 532 обращения по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, которые в установленные сроки были рассмотрены или направлены для рассмотрения по компетенции. При этом подтверждение нашла информация о нарушениях, указанная только в 16 обращениях.

Наблюдатели от СНГ констатируют, что рассмотрение жалоб и заявлений о нарушениях, допущенных в ходе избирательной кампании, осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В соответствии с Законом о выборах досрочное голосование проводилось на участках, образованных на судах, которые в дни выборов находились в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, а также на некоторых избирательных участках за рубежом, По данным ЦИК, в досрочном голосовании приняли участие 45 923 избирателя.

В определенных решением ЦИК семи регионах Российской Федерации: Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях, в городах федерального значения Москве и Севастополе в период с 8.00 по московскому времени 17 сентября 2021 года до 20.00 по московскому времени 19 сентября 2021 года проводилось дистанционное электронное голосование, для участия в котором подали заявления 2 801 042 избирателя.

В целях создания дополнительных возможностей реализации избирательных прав граждан Российской Федерации голосование на выборах, по решению Центральной комиссии, проходило в течение трех дней подряд – 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

Голосование проводилось с соблюдением требований Рекомендаций по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденных руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Данным документом предусматривалось проведение термометрии лиц, находящихся в помещении для голосования, использование средств защиты (маски, перчатки, защитные экраны), антисептических и дезинфицирующих средств для обработки рук и поверхностей, соблюдение безопасной физической дистанции избирателями, членами избирательных комиссий, наблюдателями.

Избиратель мог по уважительной причине (болезнь, инвалидность) проголосовать на дому, предварительно письменно или устно заявив об этом участковой комиссии не позднее 14 часов 19 сентября 2021 года. В таких случаях голосование организовывалось с использованием переносных ящиков для голосования.

На ряде избирательных участков 17 и 18 сентября 2021 года проводилось голосование для групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Такое голосование проводилось в местах, определенных соответствующими территориальными комиссиями, с соблюдением требований, предусмотренных для голосования на дому.

Центральная комиссия обеспечила дополнительные условия для голосования избирателей с нарушениями зрения и слуха. Для незрячих избирателей были изготовлены трафареты, позволяющие самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, слабовидящим предоставлялись увеличительные стекла (лупы), а избирателям с нарушением слуха – услуги сурдоперевода.

В дни голосования представители Миссии посетили 623 избирательных участка в 14 субъектах Российской Федерации, а также осуществляли наблюдение на зарубежных участках в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан, Федеративной Республике Германия.

По мнению Миссии, голосование проходило организованно и в соответствии с избирательным законодательством Российской Федерации.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оснащены всем необходимым для голосования избирателей и работы членов участковых комиссий.

В дни голосования на избирательных участках применялись около 14 тысяч комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).

Для реализации принципа гласности и открытости избирательного процесса на 96 % избирательных участков и во всех 2802 территориальных комиссиях было организовано видеонаблюдение с трансляцией на служебный портал, доступ к которому обеспечивался для избирательных комиссий, зарегистрированных кандидатов и политических партий, выдвинувших списки кандидатов, а также 86 центров наблюдения во всех субъектах Российской Федерации.

По мнению Миссии, участие в мониторинге более 420 000 национальных наблюдателей позволило обеспечить контроль за ходом голосования.

Члены Миссии, наблюдая за подсчетом голосов, отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с избирательным законодательством и была открытой. Протоколы участковых комиссий об итогах голосования изготавливались с применением технологии QR-кодирования, что позволило уменьшить количество технических ошибок при их составлении и ускоряло ввод данных в ГАС «Выборы».

Зафиксированные наблюдателями от СНГ отдельные нарушения не носили системного и массового характера и не могли оказать влияния на итоги выборов. О выявленных нарушениях Миссия проинформировала ЦИК.

Наблюдатели от Содружества констатируют, что органы государственной власти, местного самоуправления, избирательные комиссии всех уровней обеспечили проведение выборов на высоком организационном уровне.

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва:

проведены в соответствии с действующим в стране избирательным законодательством;

соответствовали принципам проведения демократических выборов, были открытыми и конкурентными;

обеспечили свободное волеизъявление граждан Российской Федерации.

 

Настройки внешнего вида сайта