Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Интервью Председателя Исполнительного комитета СНГ С.Лебедева МИА Sputnik

В интервью Sputnik Узбекистан Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев рассказал о приоритетах в работе наблюдателя на предстоящих президентских выборах, а также об адаптации СНГ к новым вызовам и реалиям.

— Как Вы оцениваете сегодня уровень экономического сотрудничества стран СНГ?

— Я хотел бы подчеркнуть, что экономическое сотрудничество всегда было приоритетом во взаимодействии стран СНГ, поэтому у нас в Исполнительном комитете самый крупный — Департамент экономического сотрудничества.

Именно поэтому больше всего отраслевых советов, координирующих взаимодействие стран СНГ, как раз специализируется на экономической проблематике — здесь и сотрудничество в сфере транспорта, энергетики, экологии, таможенные вопросы, трудовая миграция.

К сожалению, не только в СНГ, но и во всем мире иногда соображения политического характера тормозят экономические контакты, взаимодействие. Во время своего выступления на Международном эконмическом форуме я отметил, что торговые связи, экономическое сотрудничество с соседями развивать выгоднее всего. Это жизненная необходимость, это намного дешевле и выгодно обеим сторонам.

На этом фоне многие действия, например, предпринимаемые руководством Украины по свертыванию связей в рамках СНГ, представляются деструктивными. Об этом говорят и сами украинские эксперты, и специалисты в других странах Содружества. Это как раз тот случай, когда политические соображения берут верх над здравым смыслом и прагматизмом.

За последние пять лет Узбекистан сделал огромный шаг к активизации сотрудничества со странами СНГ. Это с большим энтузиазмом приветствуется и другими партнерами по Содружеству. Каждый из участников форума из России, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана подчеркнули значительное увеличение товарооборота Узбекистана с соседями.

Важно отметить важные перемены в двусторонних отношениях республики и соседнего Таджикистана: были устранены политические барьеры, препятствовавшие развитию отношений в других сферах, урегулированы пограничные споры и, конечно же, возобновлено транспортное сообщение.

Я очень благодарен президенту Шавкату Мирзиёеву, который, заступив на пост, сразу же предпринял шаги по нормализации отношений и с Таджикистаном, и с другими соседями. К сожалению, кое-какие проблемы на бытовом уровне остаются — мы знаем о периодических стычках на границе между жителями обеих сторон.

Но самое главное, что руководство стран Центральной Азии настроено на недопущение конфликтов, мирное урегулирование этих разногласий, на решение споров только путем переговоров.

— Многие документы, которые сейчас принимаются Исполкомом, рассчитаны до 2030 года. Их реализация направлена, в том числе, на углубление взаимодействия между государствами Содружества. Какие направления, на Ваш взгляд, стоило бы активизировать?

— Мы на пространстве СНГ переживаем те же трудности в экономической сфере, с которыми столкнулись и страны дальнего зарубежья. Однако, помимо прочего, в отношении нас действуют санкции, которые как, мы знаем ,необоснованно вводятся против ряда государств, входящих в состав Содружества.

Конечно, здесь приоритетом является преодоление негативных последствий этих санкций. Государства СНГ предпринимают совместные шаги, чтобы сообща суметь преодолеть эти экономические трудности.

Метод решения простой — это взаимоподдержка, переориентация с импорта из дальнего зарубежья на товары, производимые в СНГ. Здесь взаимная выгода и для стран-производителей, и для тех, где ощущается нехватка этих товаров.

Одно из приоритетных направлений — энергетическое обеспечение стран СНГ. В отдельных регионах Содружества ощущается нехватка энергии, а в других — переизбыток. Особенно это актуально для ЦА, в частности, переток электроэнергии из Узбекистана в Таджикистан, также, как и из России в Беларусь.

— Сегодня все чаще можно услышать о необходимости повышения эффективности СНГ. Каким Вы видите этот процесс и как сегодня адаптируется Содружество к современным реалиям, новым вызовам, в том числе, связанным с афганской ситуацией?

— Мы постоянно работаем над совершенствованием своей деятельности, сотрудничества, контактов. Я всегда говорю: тот, кто не шагает в ногу со временем, тот обречен на неудачу. Именно поэтому в 2016 году главами государств СНГ было приято решение об адаптации Содружества к новым реалиям.

Мы разработали комплекс мер, чтобы работать уже с учетом новых обстоятельств как на мировой арене, так и возникших у нас в Содружестве. В частности, сейчас мы активно работаем над внедрением цифровизации, новых технологий управления страной, экономикой и другими процессами.

Кроме этого, стараемся повышать эффективность работы наших отраслевых советов, у нас их более 60, которые регулируют деятельность по различным направлениям сотрудничества. Стараемся брать не числом, а умением. Где-то пришлось подсократить численность этих органов, но ни в коем случае не снижая эффективность и активность их работы.

Ситуация с Афганистаном насторожила. В первую очередь, конечно, государства Центральной Азии, но не только.

Вы видите, как активно подключились другие страны СНГ к урегулированию ситуацию на южных границах Содружества: прошли совместные учения и в рамках ОДКБ, и трехсторонние учения Таджикистан—Узбекистан—Туркменистан на территории Таджикистана.

Кроме того, прозвучали политические заявления и в рамках ОДКБ и отдельно, со стороны лидеров наших государств, направленные на то, чтобы не допустить перемещения напряженности и конфликтной ситуации из Афганистана на территорию СНГ. Мы очень надеемся, что нам удастся сохранить мир, стабильность и спокойствие в странах ЦА.

— Вы возглавляете миссию наблюдателей от СНГ на предстоящих президентских выборах. Что является приоритетным в работе миссии?

— Самым главным принципом, которым мы руководствуемся в ходе наблюдения за выборами во всех государствах Содружества, это относится и к Узбекистану —невмешательство во внутренние дела и строгое соблюдение законодательства страны пребывания. В первую очередь, избирательных кодексов.

Мы наблюдаем, но не вмешиваемся. Если мы где-то видим какие-то нарушения, и появляются основания для замечаний, то мы не откладываем это на день после выборов, как это делают западные партнеры и, основываясь, на этом начинают говорить о недемократических выборах.

Важная особенность — что наблюдатели от СНГ приезжают в страны Содружества как друзья, соседи с самыми добрыми намерениями. Не для того, чтобы найти недостатки, а чтобы помочь в правильной организации выборов. И это вовсе не вмешательство, а хорошая товарищеская подсказка. Прислушиваются и благодарят.

Мы все заинтересованы, чтобы выборы на пространстве СНГ были демократичными, свободными, чтобы они обеспечивали самое главное — свободное волеизъявление граждан.

В данном случае, это тоже будет нашей главной задачей — помочь нашим узбекским друзьям в проведении спокойных и достойных выборов. Чтобы на должность президента был выбран достойный кандидат.