Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Пресс-конференция Министра иностранных дел России С.Лаврова и Министра иностранных дел Беларуси В.Макея по итогам совместного заседания коллегий двух стран

С.В.Лавров: Уважаемые дамы и господа,

Заседание коллегий министерств иностранных дел Российской Федерации и Республики Беларусь проходят ежегодно. Традиционно это очень насыщенные мероприятия, доверительная, откровенная дискуссия с изложением оценок нынешнего этапа с анализом того, как мы работали по выполнению Программы согласованных действий в истекающем году и какие задачи стоят перед нами в свете тех решений, которые принимают наши президенты в рамках Высшего государственного совета и решений, одобряемых в Кабинете министров Союзного государства. Понятно, что в текущем году ключевое содержание наших дискуссий опиралось на исторические (не побоюсь этого слова) решения, подписанные президентами России и Белоруссии 4 ноября с.г. в рамках заседания Высшего Госсовета. Это и основные направления дальнейшей работы над реализацией Союзного договора, и 28 союзных программ, и военная доктрина, и концепция миграционной политики. Все эти направления так или иначе затрагивают деятельность внешнеполитических ведомств. Все они требуют активного внешнеполитического информационного и иного сопровождения. Сегодня мы согласовали конкретные шаги, которые будут направлены на самую эффективную реализацию этих задач.

Говорили о нашем взаимодействии в международных организациях, которые занимаются тематикой прав человека. У нас единая позиция, которая заключается в том, что здесь не должно быть каких-либо двойных стандартов, не может быть в этой сфере ни «учителей», ни «учеников».  Абсолютно недопустима политизация вопросов прав человека.

Отметили, что наши западные партнеры, которые так любят поучать всех и по правам человека, по многим другим вопросам очень сдержанно относятся к выполнению универсальных норм, посвящённых социально-экономическим правам. Они все время пытаются выпячивать политические права, причем исключительно в своей не очень здоровой интерпретации.

Обсудили необходимость развивать сотрудничество интеграционных структур на постсоветском пространстве с Организацией Объединенных Наций, в том числе в контексте резолюций, которые были приняты на 75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН: «О сотрудничестве между ОДКБ и ООН» и «Сотрудничестве между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых государств». Договорились о конкретных шагах, которые будут содействовать движению в этом направлении.

Мы сегодня сделали еще одно важное дело. Подписан План консультаций на 2022 г., который насчитывает более 30 конкретных мероприятий, прежде всего консультаций по самым разным направлениям нашей внешнеполитической деятельности, нашей внешнеполитической координации. Договорились о том, что такая координация продолжится и будет углубляться и на площадке ООН, и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и в том, что касается наших совместных подходов к недружественной деятельности, предпринимаемой в отношении Белоруссии и России в Вашингтоне и в Брюсселе. У нас есть серьезные основания полагать, что продолжающаяся линия на «сдерживание» наших стран, практические действия НАТО по приближению военной инфраструктуры к границам Союзного государства отражают долгосрочную стратегию этого военно-политического блока. У нас единые позиции, которые наши президенты излагали неоднократно о том, как мы будем реагировать на подобного рода недружественные и нарушающие все предыдущие договоренности действия.

Хотел бы еще раз поблагодарить В.В.Макея, его команду за слаженную дружную работу, которая пойдет на пользу нашим странам и народам.

Вопрос (обоим министрам): В этом году Союзу Белоруссии и России исполняется 22 года. Что это объединение значит для простых людей? Что им обещают новые интеграционные программы, единые налоги, пенсии, цены на бензин?

С.В.Лавров: Можно долго об этом говорить. С 1999 г., когда был подписан Договор о создании Союзного государства, наши страны вступили в качественно новый этап интеграции, который отличался от интеграции, существовавшей в рамках Советского союза и Российской империи. Этот этап означает движение к интеграции двух суверенных, независимых государств.

Все то, что делается на направлении реализации Союзного договора, включая судьбоносные решения, подписанные 4 ноября с.г., нацелено на облегчение наших задач и на международной арене (то, что мы сегодня обсуждали прежде всего), но главным образом – на повышение благосостояния наших граждан через развитие экономики и социальной сферы.

В.В.Макей упомянул насчет равных прав. Ведь многие вещи, ставшие сегодня обыденными, решались именно в контексте создания и развития Союзного государства. Сейчас у граждан России и Белоруссии равные права в сфере медицины, социального и пенсионного обеспечения, образования, свободы передвижения, трудоустройства.

По мере того, как мы углубляем нашу интеграцию, возникают дополнительные вопросы, требующие решения с точки зрения обеспечения равных прав белорусам и россиянам. В 2015 г. при Постоянном Комитете Союзного государства была сформирована специальная рабочая группа, которая отслеживает такие возникающие дополнительные темы и принимает соответствующие решения. Говорили об этом на заседании коллегий. Председатель Постоянного Комитета, Государственный секретарь Союзного государства Д.Ф.Мезенцев участвовал в нашей работе. Деятельность этой рабочей группы будет продолжаться.

Если говорить о затронутых Вами вопросах то, пенсии, цены на энергоносители связаны с нашими дальнейшими интеграционными процессами. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, сегодня мы имеем возможность в рамках Союзного государства регулировать цены на энергоносители для Белоруссии таким образом, что они в разы выгоднее среднерыночных. В рамках наших ближайших действий будут реализовываться такие предусмотренные союзными программами пункты, как согласованная политика в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения. Планируется внедрение интегрированной системы администрирования косвенных налогов и учреждение совместного консультативного органа по налоговым вопросам. Это будет выравнивать ситуацию и способствовать повышению благосостояния наших граждан.

Вопрос (задан В.В.Макею): Канцлер Австрии А.Шалленберг анонсировал, что в Вене будут проводить международную конференцию по вопросам Белоруссии. При этом он заявил, что с Минском нельзя разговаривать только на языке санкций. Означает ли это, что западные партнеры ищут возможность наладить переговоры? Что это за инициатива? Будут ли представители действующей власти Республики Беларусь присутствовать на этой международной конференции?

С.В.Лавров (добавляет после В.В.Макея): Хочу поддержать сказанное. Может быть, Канцлер Австрии А.Шалленберг руководствовался лучшими побуждениями, когда призывал не разговаривать только на языке санкций и запускать диалог. Но так диалог не запускают.

Как справедливо отметил В.В.Макей, в этой инициативе проявилось чувство собственного превосходства, которое распространилось на всех членов западного сообщества, будь то Евросоюз, НАТО или иные субрегиональные блоки. Этот комплекс собственной «сверхполноценности» недопустим в современном мире в общении между суверенными государствами. Евросоюз должен уважать мнение всех членов мирового сообщества, как того требует Устав ООН, и не вмешиваться ни в чьи внутренние дела.

Вопрос (обоим министрам): Нуждается ли официальный Минск в посредничестве России при выстраивании диалога с Варшавой, Вильнюсом и Брюсселем по поводу мигрантов и санкций?

Обращались ли литовские, польские власти по официальным или неофициальным каналам к Москве и Минску с просьбой обсудить миграционный кризис?

С.В.Лавров (отвечает после В.В.Макея): К нам не обращались ни поляки, ни литовцы, ни кто бы то ни было еще с вопросом относительно возможного посредничества или какого-то иного участия в этих дискуссиях. Они вообще ни к кому не обращаются. Просто наслаждаются собственной «крутостью», делая такие громоподобные заявления, обвиняя Белоруссию, а заодно и Россию (как «стоящую за этими событиями» страну). Считаю, что это проявление того, о чем мы только что говорили, – ощущения собственного «величия» и безнаказанности в любом вопросе.

Белоруссия неоднократно предлагала на нынешнем этапе этой ситуации на границе проводить консультации, договариваться, решать эти вопросы на основе международного гуманитарного права, но это никоим образом не упоминается в публичной риторике. Также было отвергнуто предложение Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко приступить к консультациям сразу же после инцидента с самолетом авиакомпании «Ryanair». Этого категорически никто не услышал. Другого выхода, кроме как разговаривать и определять на основе реальных фактов, что же произошло на самом деле, не существует. Но таковы европейские партнеры. Наверное, они должны оборотиться и на себя, потому что там есть, на что посмотреть.

Вопрос: В продолжение Вашего тезиса, неоднократно звучавшего сегодня, о недопустимости политизации темы прав человека. Как бы Вы прокомментировали содержащиеся в недавно опубликованном докладе Генерального секретаря ООН обвинения в адрес белорусских властей в том, что они якобы преследуют собственных граждан за то, что те сотрудничают с правозащитными организациями ООН?

С.В.Лавров: Эта история нас сильно беспокоит. Она возмутительна. Надеюсь, что впредь Генеральный секретарь ООН будет читать бумаги, которые дают ему на подпись.

Речь идет о ситуации, сложившейся по линии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, которое осуществляет правозащитные проекты в разных странах, в том числе в Республике Беларусь, на средства добровольного взноса Российской Федерации.

В ходе общения с представителями ООН в Минске достаточно неожиданно выяснилось, что те средства, которые должны были расходоваться на проведение семинаров, конференций по правозащитной тематике, это Управление перевело адвокатам, защищавшим лиц, обвинявшихся в участии в незаконных демонстрациях и протестах. То, что это прямо противоречит целям, на которые выделен добровольный взнос Российской Федерации, даже доказывать не надо.

Еще на той стадии, когда стали известны эти факты, мы потребовали от представителей Управления по правам человека объяснений. Они до сих пор их не дали, хотя сообщили нам, что якобы вступили в контакты с белорусской стороной. Но сам факт извращенного представления всей этой неприглядной для ооновцев истории в докладе Генерального секретаря ООН, который поставил все с ног на голову, абсолютно возмутителен.

Поскольку речь идет о наших деньгах, предприняли демарш в Нью-Йорке перед Секретариатом ООН, включая помощницу Генерального секретаря ООН по правам человека И.Брандс-Кехрис. Она заверила, что лично Верховный комиссар ООН по правам человека М.Бачелет занимается этим вопросом. Нас это не может удовлетворить. Это очевидная, элементарная вещь. Но они пытаются «замотать» этот вопрос. В ближайшие дни ожидаем четкого, ясного шага со стороны Секретариата, Генерального секретаря ООН в плане реакции на это безобразие.

Еще один пример того, как Запад стремится в буквальном смысле слова приватизировать секретариаты международных организаций в грубейшее нарушение правил, прописанных для международных чиновников, – Генерального секретаря ООН, его сотрудников – в Уставе ООН и соответствующих административных документах. При этом есть куда более важные для защиты прав человека вещи. Указали помощнице Генерального секретаря по вопросам прав человека И.Брандс-Кехрис на то, что многие годы не можем получить внятной реакции на наши многочисленные обращения по поводу судьбы т.н. «неграждан» в Латвии, Эстонии и по целому ряду других направлений, когда внутри Евросоюза, в его странах-членах грубо ущемляются права национальных меньшинств, прежде всего русскоязычных.

Вопрос (обоим министрам): Премьер-министр Польши М.Моравецкий назвал силовиков Варшавы на границе с Белоруссией «первой линией фронта». Один из военных экспертов также называет ситуацию на границе «самой серьезной с 1939 г.». Насколько уместны такие параллели? Если Польша действительно ведет войну или готовится к ней, то с кем же она воюет?

С.В.Лавров: Уже упоминал о том, что в дискуссиях наших западных коллег на политические темы все чаще просматривается стремление взывать к историческим примерам, проводить исторические параллели. При этом всегда используется то, что я бы назвал «тактикой отсечения».

Если польские военные эксперты говорят, что ситуация напоминает 1939 г., то почему бы им не вспомнить про 1938 г.? Может быть, та эпоха им тоже напомнила бы о чем-нибудь, когда, например, делили Чехословакию?

Считаю, что такие параллели абсолютно неуместны. Они отражают неадекватность мышления людей, которые их произносят, тем более если это люди, обличенные властью. Они означают только одно: «младоевропейцы» продолжают тянуть Европу в рамках Евросоюза и НАТО в сторону нагнетания конфронтации с Белоруссией и с Российской Федерацией.

Надеюсь, что ответственные европейцы, особенно «еврогранды», проявят свою волю и не позволять втягивать себя в весьма опасную спираль.

 


 

В.Макей: Уважаемый Сергей Викторович!

Уважаемые представители средств массовой информации!

Завершившееся совместное заседание коллегий МИД Беларуси и России прошло, я согласен с оценкой Сергея Викторовича, весьма плодотворно, в традиционно деловой и дружественной атмосфере, присущей отношениям близких стран-союзников.

По нашей общей оценке, мы удовлетворены результатами взаимодействия по линии МИД двух стран в текущем году. Внешнеполитические ведомства эффективно решали стоящие перед ними общие задачи, оказывали разностороннюю поддержку друг другу.

Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить моего коллегу Сергея Викторовича Лаврова, а в его лице всех российских дипломатов, проявивших солидарность с союзником и во многих вопросах поддержавших Беларусь в непростые времена.

Сегодня мы обсудили целый ряд важных и актуальных тем. Те документы, которые были подписаны 4 ноября руководителями Беларуси и России, вне всяких сомнений являются важным для наших народов шагом, который упростит решение многих насущных вопросов для граждан двух стран и поспособствует дальнейшей активизации деловой активности, взаимно укрепит наши позиции во многих сферах.

Приоритетная цель неизменна – это рост благосостояния наших людей. В дипломатической плоскости, о чем сказал Сергей Викторович, наша общая задача состоит в дальнейшем внешнеполитическом сопровождении указанных решений Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства.

Отрадно, что в нынешних непростых условиях пандемии экономики Беларуси и России вышли на траекторию устойчивого роста. Успешная реализация союзных программ, включая снятие остающихся барьеров и ограничений в двусторонней торговле, позволит еще больше нарастить наше экономическое сотрудничество.

В ходе заседания мы не могли обойти вниманием вопросы, касающиеся совместных мер по минимизации ущерба от пандемии коронавируса. Ранее мы успешно согласовали снятие всех ограничений в авиасообщении. Взаимный позитивный эффект этого решения отмечается всеми.

Сегодня на повестке – скорейшее полное восстановление железнодорожных маршрутов между нашими странами. Рассчитываем также на упрощение передвижения автотранспортом – это крайне актуально и для белорусов, и для россиян.

Разумеется, все это надо делать максимально аккуратно, с учетом эпидемиологической ситуации и других факторов. Решение вопроса о взаимном признании сертификатов о вакцинации против COVID-19, выдаваемых в Беларуси и России, также в значительной мере упростило бы жизнь нашим гражданам. Тем более с учетом растущего потока российских туристов, приезжающих в белорусские здравницы. Мы видим этот вопрос и совместно будем обсуждать варианты его решения.

Значительное внимание мы уделили актуальной международной повестке дня. Сотрудничество Беларуси и России на международных площадках –достойно союзнических отношений.

Наши государства в ООН и других организациях выступают с единых позиций и поддерживают друг друга. С течением времени ситуация для обеих наших стран, увы, проще не становится. Растет санкционный прессинг на Минск и Москву.

В отношении Беларуси развязана сегодня настоящая масштабная, комплексная агрессия по различным направлениям. И абсолютно понятно, что права человека либо другие идеалы здесь совершенно ни при чем. Наши страны подвергаются шквалу информационных атак. Огромные деньги направляются на изменение сознания наших людей, в первую очередь, молодежи. Постправда, потоки фальши, внушение ложных ценностей – все это работает практически как оружие массового поражения.

В этой связи мы продолжим совместную про-активную работу на международных площадках по информационной безопасности, продвижению правды и противодействию попыткам фальсификации истории.

Намерены решительно отстаивать позиции конструктивного и взаимоуважительного диалога со всеми государствами, при этом исходим из того, что любые недружественные действия против наших стран не могут и не должны оставаться без консолидированного ответа.

Сергей Викторович сказал, что мы уделили большое внимание активизация сотрудничества ООН с ОДКБ и СНГ. Не буду останавливаться на этом.

Уделили также внимание вопросам контроля над вооружениями и разоружения. Это также актуальная для МИДов тема. Особенно сейчас, в свете обострения прежних и появления новых вызовов в области глобальной и региональной безопасности, усиления деструктивных тенденций по слому существующих режимов контроля над вооружениями и разоружения. Впору вспомнить подзабытый термин советских времен - «разрядка».

И в этой связи мы выражаем озабоченность относительно продолжающегося безосновательного наращивания военной мощи НАТО на границах Союзного государства. Пока, к сожалению, западные партнеры предпочитают нас не слышать.

В завершение хотел бы выразить уверенность в том, что внешнеполитические ведомства Беларуси и России и впредь продолжат взаимодействовать в таком же конструктивном и доверительном ключе.

Мы намерены продолжить активную совместную работу в формате межмидовских консультаций по конкретным направлениям. Общих вопросов у нас предостаточно.

Мы уверены в том, что вместе Беларусь и Россия способны еще более эффективно противостоять любым вызовам и угрозам современного мира, успешно строить комфортную и благополучную жизнь для наших граждан.

Телекомпания «МИР»: В этом году союзу Беларуси и России исполняется 22 года. Что это объединение значит для простых людей и что им обещают новые интеграционные программы – единые налоги, пенсии, цены на бензин.

В.Макей: Буду краток. На каком-то этапе интеграционного строительства руководители наших государств пришли к единому мнению о том, что, действительно, некоторые положения Договора о создании союзного государства не до конца выполнены или действие их приостановлено. Поэтому и было принято решение о подготовке вот этих 28 союзных программ, которые придали бы новый импульс союзному строительству.

Работа длилась три года, и, на мой взгляд, основная цель этих всех подписанных документов состоит в том, чтобы поднять уровень экономического развития обоих государств, придать им более высокое качество, и главная цель – обеспечить равные условия для субъектов хозяйствования, сблизить макроэкономические политики обоих государств.

Сергей Викторович упомянул о ряде конкретных направлений: гармонизация таможенного и налогового законодательства, это и выработка согласованных промышленных и сельскохозяйственных политик, и так далее и тому подобное.

Суть в том, что наши экономики не должны конкурировать друг с другом, а должны наоборот дополнять друг друга. И нам кажется, вот эти 28 союзных программ как раз и работают в этом направлении. А социальная политика должна быть и является краеугольным камнем этого интеграционного процесса.

Поэтому главным бенефициаром всех этих документов, подписанных 4 ноября этого года, являются белорусы и россияне, которые в результате дальнейшего интеграционного сближения наших государств получат дополнительны преимущества и выгоды. Это касается и зарплат, и пенсий, и каких-то иных социальных льгот. Но и естественно обеспечение равных прав белорусов и россиян – эта задача остается на повестке дня, она практически решена, остаются какие-то мелкие шероховатости, работа над которыми будет продолжена.

Но, повторюсь, с заключение: благополучие белорусов и россиян, обеспечение дальнейшего повышения благосостояние белорусов и россиян, вот в чем суть всех этих интеграционных документов, подписанных 4 ноября.

Телеканал «Беларусь 1»: Канцлер Австрии недавно анонсировал, что в Вене будут проводить международную конференцию по вопросам Беларуси, при этом, он сказал, что с Минском нельзя разговаривать только на языке санкций. С Вашей точки зрения, означает ли это, что наши западные партнеры ищут возможность наладить переговоры, что эта за инициатива и будут ли на этой международной конференции присутствовать представители действующей власти Республики Беларусь?

В.Макей: Да, мы знаем об этой инициативе. Ей сейчас в различных СМИ, на различных площадках пытаются придать некий флер значимости, важности, утверждая, что она, мол, поможет разрешить ситуацию, сложившуюся вокруг Беларуси. Здравые голоса присутствуют, в том числе и в Евросоюзе. Голоса, призывающие к тому, чтобы остановиться и задуматься над вопросом, работают ли санкции в отношении Беларуси, помогают ли они разрешить ситуацию или нет.

Что касается данной идеи, то по инициативе представителей австрийской стороны и лично господина Шалленберга мы обсуждали этот вопрос, в том числе и лично с господином Шалленбергом. Они настойчиво упрашивали представителей белорусских властей принять участие в этой конференции.

С учетом замысла, изложенного нам, я вижу, что это абсолютно пустая и бессмысленная затея. Речь идет о некоем восстановлении, реконструкции Беларуси, как будто Беларусь – это страна, лежащая в руинах, где экономика полностью разрушена и так далее и тому подобное. Не буду вдаваться в детали, ситуация сегодня выглядит совершенно по-иному.

Несмотря на санкции, экономика развивается, валовой внутренний продукт растет. Убежден, что несмотря на будущие санкции, мы обеспечим нормальное развитие государства и общества. Поэтому конференция в том виде, как ее задумали организаторы – я так понимаю, она организуется по инициативе руководства Австрии – является абсолютно бесплодной и бессмысленной затеей.

Более того, мы рассматриваем ее как абсолютно недружественный шаг по отношению к Беларуси. Никто из официальных лиц белоруской стороны в ней участия принимать не будет. Пусть для галочки они проведут это мероприятие, обсуждая в который раз с известными беглыми оппонентами власти, скажем, перспективы изменения власти в Беларуси, не имея на то ни малейших сил, ни способностей.

МИА «Россия сегодня»: Как Вы считаете, нуждается ли официальный Минск в посредничестве России при выстраивании диалога с Варшавой, Вильнюсом и Брюсселем по поводу мигрантов и санкций. И второй вопрос – обращались ли литовские и польские власти, может быть по официальным или неофициальным каналам к Москве и Минску с просьбой обсудить миграционный кризис?

В.Макей: Руководство Беларуси никогда не отказывалось от предложенных добрых услуг.

Мы не совсем приветствуем идею посредничества, считаем, что надо находить всегда мужество разговаривать даже в сложных ситуациях. Но, если нет такого мужества, готовы разговаривать и с третьими сторонами, которые могут быть в роли посредников.

Проблема не в Беларуси. Проблема находится на стороне Европейского союза. Мы видим, и мы убеждены в том, что у Европейского союза нет никакой стратегии по отношению к Беларуси. В чем состоит сейчас суть их политики? Задача – наказать непокорную страну, которая имеет отличную точку зрения, альтернативную точку зрения, которая, по их мнению, предприняла какие-то шаги, которые недопустимы, ибо являются примером для третьих стран.

Я имею в виду ситуацию с вынужденной посадкой самолета Ryanair, ситуацию с миграцией. Для представителей Европейского союза эти факты являются доказательством того, что подобного рода действия могут быть совершены другими странами и являться нехорошим примером.

Именно поэтому они стремятся наказать непокорную Беларусь, которая имеет свою, отличную точку зрения. Считаю такой подход абсолютно неприемлемым. Диалог должен быть в любом случае. Но они уже загнали себя настолько далеко в угол, что уже не могут отойти от этого. Они на каком-то этапе заявили о том, что власть в Беларуси нелегитимна, что они не признают действующее руководство. Поэтому не знают уже, как выйти из этой ситуации.

Мы получаем определенные сигналы, в том числе и из Брюсселя, из столиц других европейских государств, о том, что надо выходить из этого положения, но мы не знаем как.

Поэтому давайте разговаривать хотя бы конфиденциально, где-то в подвалах, в лесах, но обмениваться какими-то месседжами, которые позволят прийти к нормальным взаимоотношениям.

Мы всегда заявляли, что мы готовы к диалогу, и готовы через диалог решать любые, в том числе чувствительные вопросы.

Проблема, повторюсь, не в нас. Если они не готовы пойти на такой шаг – подождем. Я убежден, что рано или поздно сама ситуация заставит все стороны двигаться к тому, чтобы находить развязки той ситуации, которая сейчас сложилась вокруг Беларуси.

Телеканал «ОНТ»: У меня вопрос к Сергею Викторовичу. Как бы Вы прокомментировали содержащиеся в докладе Генсека ООН обвинения в адрес белорусских властей в том, что они якобы преследуют своих собственных граждан, за то, что они сотрудничают с правозащитными организациями ООН?

В.Макей (в дополнение к ответу С.В.Лаврова): Мы распространили соответствующую информацию, связанную с этим случаем, в качестве официального документа 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Я проинформировал в своих письмах и многочисленных коллег в других государствах. Это абсолютно недопустимо, когда секретариат Организации, которая должна заботиться об обеспечении мира и стабильности на континенте, занимается подобного рода подрывной работой в государствах-членах, которые создавали эту Организацию.

Это действительно инцидент, выходящий за рамки Устава ООН, и он должен получить адекватную оценку.

Телеканал «Russia Today»: Я хотел бы Вас просить прокомментировать некоторые из последних заявлений с польской стороны. Польский Премьер назвал силовиков Варшавы на границе «первой линией фронта». Один из военных экспертов называет ситуацию на границе самой серьезной с 1939 года. Насколько уместны такие параллели и если Польша действительно ведет войну или готовится к войне, то с кем же они воюют?

В.Макей: Ответственность – это, наверное, то слово, которое определяет нынешнюю ситуацию, сложившуюся на границе между Беларусью и Европой.

Немножко лирического отступления. Есть такой американский философ, писатель Нассим Талеб, который написал несколько книг. Он – американец ливанского происхождения. В одной из своих последних книг «Рискуя собственной шкурой» он описывает приблизительно такую ситуацию, когда западный политик, интервенционист, как он называет, сидит у себя на подстриженной лужайке, развалившись в кресле, попивая пиво, рядом лежит и смотрит на него влюбленными глазами гей-френд, и он по телефону дает указания подчиненным: это государство карать, это миловать. Приблизительно так описывается ситуация. Я почему это говорю? Ваш российский политолог Федор Лукьянов назвал такую ситуацию «триумфом феномена говорящих голов». Я бы еще добавил «триумфом феномена говорящих голов без мозгов».

Безответственность, извините за грубое выражение, безмозглая политика ряда руководителей западных государств, стала нормой сегодня. И они даже не просчитывают ситуацию на несколько шагов вперед, реагируя ситуативно на те или иные вещи.

Сегодня, выведя 12 тысяч военнослужащих, уже 15 тысяч военнослужащих против плачущих женщин и детей и не пуская их в Европу, куда они так стремятся попасть, для меня это невозможно представить, это нарушение всяческих норм. И при этом обвинения, что Беларусь якобы организует подобного рода потоки, они абсолютно беспочвенны.

Почему-то средиземноморское направление действует, балканское направление действует, и там, как нам известно, поступают мигранты и получают соответствующие привилегии, необходимую защиту по этим направлениям.

А Беларусь почему-то оказалась костью в горле. Поэтому абсолютно надуманные безответственные измышления безответственных политиков. Они только лишь и умеют, что махать привычным топором санкций, потому что для них это легко. Вот он стоит наготове, махнул, а потом будем думать, что делать дальше. Думаю, что с Беларусью это не пройдет.

Я знаю, что руководители наших государств обсуждали эти вопросы, и мы найдем адекватный ответ на действительно искусственно создаваемые угрозы со стороны Североатлантического альянса на наших общих границах.