Исполком СНГ

Информация одобрена
Решением Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников Содружества Независимых Государств
от 14 октября 2021 года

О деятельности АТЦ СНГ по координации взаимодействия национальных органов безопасности и специальных служб по пресечению пропаганды террористической идеологии, материально-технической и финансовой подпитки боевиков

Вызовы терроризма и экстремизма в мире в целом и на пространстве Содружества Независимых Государств сохраняют свою остроту.

За прошедшие два десятилетия наблюдалось разрастание и переформатирование указанных угроз, нередко используемых в геополитических целях. Одним из ключевых драйверов развития террористической и экстремистской угроз выступало внедрение новых технологических решений. Цифровая среда открыла уникальные возможности для обмена информацией и общения в глобальном масштабе, чем террористы и экстремисты не преминули воспользоваться.

На фоне попыток навязывания западных стандартов в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности государствам Центральной Азии, под предлогом продвижения концепции «противодействия насильственному экстремизму», допускающей вмешательство во внутренние дела государств и оправдание террористической и экстремистской деятельности «репрессиями авторитарных режимов», а также выхолащивание задач обеспечения уголовно-правовой ответственности для террористов и экстремистов, внешних попыток дестабилизации законных властей, поощрения и провоцирования экстремистских настроений и радикальных движений в обществе особенно важна активизация коллективных мер противодействия распространению террористической и экстремистской идеологии на пространстве СНГ.

По общему мнению, наиболее опасные террористические и экстремистские угрозы в современном мире связаны с использованием международными террористическими и экстремистскими организациями информационно-телекоммуникационных технологий, сочетаемых с традиционными методами террористической и экстремистской активности, вербовкой новых членов и их подготовкой к диверсионно-подрывной деятельности, сращиванием международных террористических организаций с организованными преступными группами, значительным расширением базы внешнего и внутреннего финансирования.

Содержание, направленность и механизмы террористической и экстремистской активности претерпели существенные изменения под давлением пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID–19). Объективные процессы – торможение экономик, определенное снижение уровня жизни населения, стрессовое изменение образа жизни и многое другое – стали мощными факторами, которые используются международными террористическими организациями. При общем снижении террористической активности в условиях самоизоляции и закрытия границ между государствами террористические группы сместили акценты своей деятельности в онлайн-формат. Активизировались медийные центры, сочетающие распространение идеологии терроризма и экстремизма, вовлечение новых членов.

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID–19) заметно отразилась на сетевой пропаганде экстремистов, открыв новые возможности сеять ненависть, страх, панику и хаос. Значительно возрос объем экстремистского контента в социальных сетях, резко активизировалось продвижение радикалами своих человеконенавистнических и антигосударственных нарративов на фоне общей невротизации и роста недовольства населения. Самый тревожным аспектом пропагандистской кампании, связанной с коронавирусом, стали прямые призывы к использованию инфекции в качестве биологического оружия.

Все это происходило на фоне организованных социальных волнений в ряде государств Содружества. Отмечены попытки деструктивных сил использовать переходные политические процессы и текущую экономическую ситуацию в целях подрыва конституционного строя и снижения уровня доверия населения к проводимой легитимными властями политике.

Практически все партнеры отмечают усиление тенденции к формированию т.н. «спящих ячеек», чьими ключевыми задачами на местах являются подготовка и осуществление терактов, а также вовлечение новых членов в ряды МТО и последующее их направление в зоны боевых действий. Координация их деятельности осуществляется представителями террористической организации дистанционно при помощи соцсетей, мессенджеров, IP-телефонии и иных средств коммуникации. Постепенное снятие карантинных мероприятий в странах Содружества обусловливает новую фазу активизации их противоправной деятельности, о чем свидетельствуют последние задержания боевиков в странах Содружества.

Изменилась логистика материально-технической и финансовой поддержки террористических и экстремистских организаций. Отмечается рост активности в использовании новых источников и каналов финансирования терроризма в киберпространстве. Для незаконных финансовых операций все чаще задействуются конфиденциальные криптовалюты, гарантирующие анонимность транзакций.

Террористами широко применяются инструменты сбора коллективных пожертвований в сети Интернет через механизмы краудфандинга. Сбор денег осуществляется под вымышленным предлогом, например, якобы в целях благотворительности, в том числе через социальные сети. В мессенджерах создаются специализированные группы с объявлениями о необходимости оказания помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. В большинстве случаев эти сообщения содержат недостоверную информацию.

В качестве источников финансирования терроризма также используются доходы, получаемые от онлайн-казино, хищения денег через подставные интернет-магазины и сайты-двойники, фишинговых и фарминг-атак, несанкционированного доступа к банковским ресурсам и криптовалютным биржам, от иных видов краж и мошенничества, совершаемых посредством сети Интернет, в том числе через смартфоны.

Указанные тренды развития террористической и экстремистской активности находились в постоянном фокусе внимания Антитеррористического центра государств – участников СНГ (далее – АТЦ СНГ, Центр).

АТЦ СНГ совместно с партнерами – органами безопасности, спецслужбами и правоохранительными органами стран Содружества – на постоянной основе осуществляет деятельность, направленную на выработку наиболее эффективных форматов сотрудничества по проблемам организации противодействия терроризму и экстремизму с использованием новых информационных технологий, включая пресечение пропаганды террористической идеологии, а также по приоритетным направлениям противодействия финансированию терроризма.

Данную задачу Центр решает с учетом актуальных и прогнозируемых угроз, влияющих на экстремистскую и террористическую активность на пространстве СНГ в рамках следующих направлений.

Совершенствование правовой базы сотрудничества

АТЦ СНГ досрочно подготовлены предусмотренные п.1.1.2 Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020–2022 годы проекты модельных законов для государств – участников СНГ «О государственной безопасности» и «Об общественной безопасности». Эти законопроекты направлены на рассмотрение в национальные органы безопасности и заинтересованные органы СНГ. При этом законопроект «Об общественной безопасности» концептуально поддержан на состоявшихся 15.04.2021 заседаниях Объединенной комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам (постановление № 2) и Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ (постановление № 7). Проект модельного закона «О национальной безопасности» одобрен в целом комиссиями МПА СНГ и направлен в парламенты государств-участников для получения экспертных заключений (постановление Постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности МПА СНГ № 3).

Формирование стратегии согласованной антитеррористической деятельности, куда, несомненно, входят обозначенные выше вопросы, АТЦ СНГ осуществляет на заседаниях Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (СОРБ, Совет).

Центр представляет на рассмотрение членов Совета проекты документов по основополагающим вопросам взаимодействия спецслужб стран Содружества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, которые впоследствии также вносятся на заседания органов Содружества, в том числе и высших.

В частности, можно выделить наиболее значимые из них:

«О совершенствовании взаимодействия органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств – участников СНГ по межгосударственному розыску лиц, совершивших преступления террористического или экстремистского характера»;

«О совершенствовании работы по содействию в организации подготовки специалистов и инструкторов подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств – участников СНГ, участвующих в борьбе с терроризмом»;

 «О создании базовой организации государств – участников СНГ по исследованию проблем противодействия терроризму и иным проявлениям экстремизма».

В разрабатываемых и экспертируемых АТЦ СНГ проектах международных документов все более рельефно отражается проблематика пресечения пропаганды террористической идеологии, материально-технической и финансовой подпитки боевиков.

Это хорошо понимают и наши партнеры. Именно поэтому только за данный период Центр заключил меморандумы о взаимопонимании по вопросам сотрудничества и взаимодействия с ООН в лице ее Контртеррористического управления, а также между АТЦ СНГ, Секретариатом ОДКБ и РАТС ШОС. Подписан Протокол о сотрудничестве между Антитеррористическим центром государств – участников Содружества Независимых Государств и Советом руководителей пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств.

АТЦ СНГ является разработчиком ряда важнейших правовых актов, принятых Советом глав государств СНГ, – это среднесрочные программы сотрудничества государств – участников СНГ в области борьбе с терроризмом, экстремизмом и иными проявлениями преступной активности.

В рамках взаимодействия с Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ нами активизирована работа по разработке актов международного права и сближению законодательств государств – участников СНГ в области борьбы с терроризмом и экстремизмом.

В целях оказания содействия заинтересованным государствам в ратификации и имплементации основных антитеррористических и антиэкстремистских документов современного международного права, а также продвижении положительно зарекомендовавшего себя национального опыта противодействия таким крайне отрицательным элементам правовой действительности, как терроризм и экстремизм, выработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию и гармонизации законодательств стран Содружества, подготовлено четыре Обзора национального законодательства государств – участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма и Аналитический обзор практики реализации правовых мер по ограничению доступа к террористической и экстремистской информации.

Проводится работа по активизации процесса присоединения стран Содружества к основным международным договорам в области борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Информационно-аналитическая деятельность

Центром активно использовался потенциал имеющегося аналитического аппарата в целях координации взаимодействия национальных органов безопасности и специальных служб стран, входящих в Содружество, по пресечению пропаганды террористической идеологии. Данное направление работы основывается на анализе поступающей в АТЦ СНГ информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма и иных проявлений экстремизма не только в государствах – участниках СНГ, но и в других регионах мира, оказывающих влияние на обстановку в Содружестве.

За отчетный период Центром подготовлено и направлено в компетентные органы государств – участников СНГ 5 информационно-аналитических материалов, сфокусированных на раскрытии сути терроризма, его деструктивной идеологии, а также содержащих описание опыта контрпропагандистской работы в данном направлении:

«Современные подходы компетентных органов государств – участников СНГ по противодействию идеологии деструктивного религиозного течения «салафизм» в сети Интернет»;

«Об опыте и проблемах судебного признания информационных материалов экстремистскими или террористическими, последующего ведения учета таких материалов»;

«О некоторых формах законодательного обеспечения мер по формированию антитеррористического сознания населения в государствах – участниках СНГ»;

«О современных формах и методах вовлечения граждан в террористическую и экстремистскую деятельность»;

«Опыт компетентных органов государств – участников СНГ в противодействии угрозам террористического характера, распространяемым в сети Интернет, в том числе посредством IP-телефонии».

По вопросам противодействия финансированию терроризма и пресечения материально-технической подпитки боевиков Центром были подготовлены следующие аналитические документы:

«О фактах терроризма и иных насильственных проявлений экстремизма в государствах – участниках СНГ, причинах и источниках финансирования» (готовился ежегодно);

«Противодействие финансированию вовлечения лиц в террористическую деятельность»;

«Выявление лиц, оказывающих пособничество террористическим организациям, путем покупки билетов террористам-боевикам»;

«Вопросы финансирования терроризма в условиях пандемии
COVID-19».

Помимо указанных выше материалов, опыт национальных органов безопасности и специальных служб по пресечению пропаганды террористической идеологии, финансовой и материально-технической подпитки боевиков, а также теоретические аспекты данных направлений деятельности находили отражение в Сборниках материалов XI, XII и XIII Совещаний руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ[1], а также в статьях издающегося АТЦ СНГ Информационного бюллетеня (выпуски №№ 17, 19, 30, 31, 32, 33, 34, 35), в том числе:

1. В отношении некоторых аспектов противодействия терроризму и экстремизму в информационной сфере (статья предоставлена Службой по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом ФСБ России);

2. О некоторых аспектах использования ИГИЛ возможностей сети Интернет (статья предоставлена СВР России);

3. Использование информационных технологий в борьбе с терроризмом (автор Михалев В.В.);

4. Деструктивные религиозные культы и секты – одна из актуальных угроз национальной безопасности (автор Алексеев В.В.);

5. Теологическое обучение в исламских образовательных центрах как источник формирования террористического и экстремистского сознания молодежи (статья предоставлена ГКНБ Республики Таджикистан); №3

6. Опыт признания информационных материалов экстремистскими и террористическими в государствах – участниках СНГ (автор Ульянов М.В.);

7. Национальный опыт по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в информационно-идеологической сфере (статья предоставлена СГБ Республики Узбекистан); И

8. О международном сотрудничестве в сфере противодействия финансированию терроризма (автор сотрудник Росфинмониторинга Колинченко М.В.); (ИБ 30)

9. Наркобизнес как источник финансирования терроризма (статья предоставлена СГБ Республики Узбекистан); (ИБ 31)

10. Инструменты противодействия финансированию терроризма (авторы сотрудники Росфинмониторинга Колинченко М.В., Куликова Е.А.);

11. Повышение эффективности исполнения целевых финансовых санкций с учетом рекомендаций ФАТФ (авторы сотрудники Росфинмониторинга Колинченко М.В., Куликова Е.А.);

12. Вопросы уточнения пространственной сферы действия норм антитеррористической направленности (уголовно-правовые аспекты) (автор Агеев А.А.);

13. Некоторые проблемы научных исследований вопросов противодействия органами безопасности терроризму в открытом море (автор Агеев А.А.).

В Специализированном банке данных АТЦ СНГ (СБД АТЦ СНГ, СБД) с учетом приоритетных направлений информационного обмена в рамках антитеррористического сотрудничества Центром продолжено ведение и пополнение 21 тематического информационного массива. В онлайн-режиме и форме ответов на письменные запросы обеспечивался доступ заинтересованных подразделений компетентных органов государств – участников СНГ к тематическим информационным массивам СБД АТЦ СНГ, в которых сосредоточены сведения по вопросам противодействия пропаганде террористической идеологии:

1. Ресурсы сети Интернет, содержащие контент террористического и экстремистского характера;

2. Профилактические и контрпропагандистские материалы в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом;

3. Образцы экстремистской литературы и заключения судебных экспертиз о наличии признаков разжигания вражды и розни на межнациональной или межконфессиональной основе;

4. Методические разработки в области борьбы с терроризмом;

5. Методические разработки в области религиоведческой экспертизы.

В рамках СБД АТЦ СНГ в тематическом информационном массиве «Юридические и физические лица, финансирующие террористические и экстремистские организации» сосредотачивалась информация по вопросам противодействия материально-технической и финансовой подпитке боевиков, которая предоставлялась компетентным органам СНГ по их запросам.

В целях получения дополнительных сведений и предоставления компетентным органам Содружества через возможности СБД АТЦ СНГ и гипертекстового портала АТЦ СНГ необходимой информации, в том числе и по проблематике пресечения пропагандистской деятельности МТО, обеспечивался обмен данными с Международным банком данных по противодействию терроризму, Межгосударственным информационным банком и Специализированным банком данных БКБОП.

Мероприятия по координации взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ

В рамках реализации задачи по обеспечению координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в борьбе с терроризмом и экстремизмом Антитеррористическим центром СНГ ежегодно проводятся Сборы руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (далее – Сборы).

Практическая составляющая этих Сборов – совместные антитеррористические учения, которые проводятся ежегодно под эгидой АТЦ СНГ. При координирующей роли Центра в государствах Содружества подготовлено и проведено 16 совместных антитеррористических учений, из них два учения проведено за истекший период (2018–2020).

Среди множества целей таких учений – это решение проблемных вопросов, требующих совместных усилий по дальнейшему совершенствованию механизма коллективного противодействия терроризму, в том числе по выявлению и пресечению продвижения идеологии терроризма, противодействие финансированию и материально-техническому обеспечению международных террористических организаций (МТО) на пространстве СНГ.

В рамках отработки актуальных вопросов противодействия терроризму в 2018 и 2019 годах при проведении САУ «Иссык-Куль-Антитеррор–2018» и «Арарат-Антитеррор–2019» отработаны вопросы по выявлению фактов вовлечения в противоправную деятельность негативно настроенной части населения с использованием социальных сетей Интернета. Оперативными подразделениями органов безопасности и специальных служб государств – участников учения на первом этапе САУ выявлялись информационные платформы, используемые террористами для проведения информационно-пропагандистских акций террористической направленности, осуществлялось документирование данной противоправной деятельности и их последующая блокировка.

На базе Отделения АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону (г. Бишкек, Кыргызская Республика) ежегодно проводятся Региональные экспертные консультации представителей практических подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности и спецслужб стран Содружества Центрально-Азиатского региона (далее – РЭК) с участием делегаций заинтересованных компетентных органов государств – участников СНГ.

В ходе консультаций определяются тенденции и факторы, влияющие на трансформацию угроз террористического и экстремистского характера, вырабатываются предложения по принятию превентивных мер реагирования на современные вызовы и угрозы в регионе.

В рамках РЭК нами постоянно обсуждается тематика по пресечению продвижения идеологии терроризма, противодействию финансированию МТО, а также их материально-техническому обеспечению. В частности, в ходе РЭК, проведенных в 2019 и 2020 годах, кроме общей проблематики противодействия терроризму, были рассмотрены такие вопросы, как:

национальный опыт органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ по проведению мероприятий информационного противодействия пропагандистским атакам со стороны экстремистских и террористических организаций;

организация взаимодействия антитеррористических подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов стран Содружества с институтами гражданского общества и СМИ в условиях информационного противоборства.

В рамках ежегодно проводимых Совещаний руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств – участников СНГ рассматривались вопросы противодействия материально-технической и финансовой подпитки МТО. Для участия в Совещаниях и выступлений с докладами приглашались сотрудники Управления по противодействию финансированию терроризма Федеральной службы по финансовому мониторингу. В частности, на повестку дня XII Совещания (2019) в качестве самостоятельного был внесен вопрос «Противодействие финансированию терроризма, в том числе пресечение деятельности лиц, оказывающих пособничество террористическим организациям», в ходе обсуждения которого были заслушаны выступления докладчиков, всесторонне осветивших проблему.

Данный формат совместной деятельности АТЦ СНГ с компетентными органами государств Содружества является комплексным и позволяет в настоящее время не только выработать и реализовать единые подходы к обеспечению антитеррористической безопасности, но и адекватно реагировать на современные террористические угрозы на национальном, региональном и международном уровнях, формировать новые и повышать эффективность существующих механизмов противодействия этим угрозам.

При этом основной задачей организации работы на данном направлении деятельности Центра остается обеспечение оперативности взаимодействия компетентных органов государств Содружества в вопросах практического решения задач в области борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Центром осуществляется информационное обеспечение проводимой под эгидой Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ (СРПФР) международной операции «Барьер», направленной на выявление и пресечение каналов финансирования терроризма, т.к. технологии контроля за движением финансовых отправлений позволяют с высокой степенью достоверности устанавливать место нахождения лиц, объявленных в розыск за преступления террористического характера.

В результате такого взаимодействия в период с 2018 года по настоящее время достоверно установлено местонахождение и задержано 194 разыскиваемых лица и выявлено 210 лиц, причастных к финансированию терроризма, информация о которых направлена в органы безопасности и специальные службы стран Содружества.

В целях организации совместной деятельности по противодействию финансированию терроризма АТЦ СНГ установил и развивает отношения с Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Центр имеет статус организации-наблюдателя в ЕАГ.

Основной задачей АТЦ СНГ на площадке ЕАГ является проведение типологических исследований с целью выявления ключевых угроз и уязвимостей, характерных для региона СНГ, последовательное составление по данному направлению справочников и рекомендаций. Так, принято участие в подготовке совместного аналитического исследования по линии противодействия финансированию терроризма на тему «Выявление лиц, оказывающих пособничество террористическим организациям путем покупки билетов террористам-боевикам» (2018), которое впоследствии было направлено в компетентные органы стран СНГ.

Кроме того, в 2018 году Центром разработан механизм интегрирования имеющихся в АТЦ СНГ списков лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористического характера, в процесс взаимных заморозок активов причастных к террористической деятельности фигурантов. Представлены данные для внесения в Справочник и автоматизированную поисковую систему «Сведения, представляющие интерес для подразделений финансовой разведки и оперативных служб в ходе проведения совместных (международных) расследований».

Участие Центра в работе ЕАГ также позволило внести впоследствии реализованные предложения по разработке актуальных критериев оценки рисков и мониторинга подозрительных банковских операций, возможно связанных с финансированием терроризма, что способствовало укреплению взаимодействия между подразделениями финансовой разведки и компетентными органами при расследовании преступлений, связанных с данной проблемой.

Научно-методическая деятельность

Существует потребность в современных качественных информационных и пропагандистских материалах, понятных населению и особенно молодежи. Важное значение имеет вовлечение в профилактическую и контрпропагандистскую работу СМИ, блогеров, общественных и религиозных организаций и иных институтов гражданского общества.

Вопросы пресечения пропаганды террористической идеологии подробно рассмотрены в ходе расширенных пленарных заседаний Научно-консультативного совета при АТЦ СНГ, состоявшихся в апреле 2018 года в г. Новосибирске по теме «О мерах по недопущению склонения к террористической и экстремистской деятельности лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы» и в феврале 2019 года в г. Москве на тему «Организация контрпропагандистской работы в области борьбы с терроризмом и экстремизмом», с участием представителей компетентных органов государств – участников СНГ и экспертного сообщества.

Подготовлен комплекс методических изданий АТЦ СНГ по теме, включая методические рекомендации «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде» (2018) и «Предупреждение вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации», научно-методическое пособие «Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом» (2020) и методические рекомендации «Организация мониторинга и анализа информационной обстановки в области борьбы с терроризмом и экстремизмом» (2020).

В методических рекомендациях «Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде» представлена общая характеристика террористической и экстремистской активности, описаны механизмы вовлечения молодежи в данную противоправную деятельность, а также раскрыты вопросы организации профилактики терроризма и экстремизма в молодежной среде, включая противодействие экстремистской идеологии.

В научно-методическом пособии «Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом» изложены практические алгоритмы ведения контрпропагандистской работы в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. Проанализированы теоретические основы и правовые акты стран Содружества в рассматриваемой сфере, изучены международные стандарты борьбы с экстремистскими идеями.

Методические рекомендации «Организация мониторинга и анализа информационной обстановки в области борьбы с терроризмом и экстремизмом» содержат практические рекомендации по ведению мониторинга и анализа информационной обстановки в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также применению программных инструментов и автоматизированных информационно-аналитических систем для данных целей.

Методические рекомендации «Страшная сказка ДАИШ» были переведены на армянский и кыргызский языки и совместно с Международным общественным фондом «Российский фонд мира» распространены большим тиражом по учреждениям высшего и среднего образования стран Содружества.

Кроме того, Центром изучены и рекомендованы к использованию в деятельности компетентных органов государств – участников СНГ два внешних научно-методических издания, подготовленные Институтом национальной безопасности Республики Беларусь: методические рекомендации «Выявление лиц, подверженных влиянию деструктивной молодежной субкультуры «Колумбайн» и склонных к экстремистским действиям» (2019) и монография «Информационное противоборство терроризму и экстремизму: основы механизма правового регулирования» (2020).

Все указанные методические издания направлены в компетентные органы государств – участников СНГ.

Включены в Список внешних методических изданий, рекомендуемых к использованию в деятельности компетентных органов стран Содружества, размещены в СБД АТЦ СНГ подготовленные компетентными органами   Республики Казахстан и Российской Федерации издания: «Социально-психологическая экспертиза информационных мате­риалов с признаками террористических и экстремистских преступле­ний: методические рекомендации» и «Особенности выявления социально-психологических признаков лиц, причастных к террористической и религиозно-экстремистской деятельности: методические рекомендации».

В 2018 году по результатам проведения совместного мероприятия по линии противодействия финансированию МТО был издан и распространен на пространстве СНГ и ЕАГ Сборник совместного семинара АТЦ СНГ/ЕАГ/ИНТЕРПОЛ/МУМЦФМ по укреплению взаимодействия между подразделениями финансовой разведки с правоохранительными и органами при расследовании преступлений, связанных с финансированием терроризма.

В соответствии с Положением об АТЦ СНГ и в рамках сформированной в Содружестве системы подготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом и экстремизмом, Центр содействует в организации и координации данной деятельности.

На основе анализа и прогноза тенденций развития террористических угроз, выработки наиболее эффективных форм и способов для противодействия им, а также потребностей органов безопасности в специалистах, обладающих знаниями и навыками адекватного реагирования на них, формируются учебные программы и выбор центров подготовки.

В течение 2017–2019 годов совместно с Институтом национальной безопасности Республики Беларусь организованы и проведены три потока обучения по Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации руководящего состава антитеррористических подразделений компетентных органов государств – участников СНГ. В рамках учебной программы значительное внимание уделялось вопросам пресечения пропаганды террористической идеологии.

Кроме того, в период 2018–2020 годов сотрудниками Центра проводились учебные занятия в ведомственных образовательных учреждениях правоохранительной направленности Российской Федерации по тематике «Организация контрпропагандистской работы в области борьбы с терроризмом и экстремизмом», «Международно-правовое регулирование сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом», «Международно-правовое регулирование сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией», «Полномочия ООН и других международных межправительственных организаций с участием Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью».

Отдельным треком выступали совместные обучающие и иные мероприятия, проведенные АТЦ СНГ во взаимодействии с СРПФР, Интерполом, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга (МУМЦФМ).

АТЦ СНГ осуществляет взаимодействие с Автономной некоммерческой организацией «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» по вопросам обучения и повышения квалификации сотрудников специальных служб компетентных органов государств – участников СНГ, непосредственно занимающихся вопросами противодействия финансированию терроризма. Сотрудничество носит систематический характер. Организуемые ежегодно трехдневные обучающие курсы направлены на обмен передовым опытом и практическими навыками по сбору доказательств при проведении оперативно-разыскных мероприятий и следственной деятельности в процессе возбуждения и расследования уголовных дел по вопросам противодействия финансированию терроризма.

В 2018 году обучение проходило при содействии Министерства финансов Республики Казахстан по темам: «Противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности. Аналитические методы получения информации из открытых источников (Интернет-разведка)» и «Использование инструментов и сервисов ИНТЕРПОЛ при выявлении, пресечении и расследовании дел, связанных с финансированием терроризма (Базы данных)»; в 2019 году – «Угрозы и этапы финансирования терроризма, в том числе путем привлечения средств, перемещения средств и использования средств, предназначенных для финансирования терроризма. Вопросы методики проведения оценки рисков финансирования терроризма. Оформление материалов завершенного финансового расследования для принятия решения о направлении в правоохранительные органы (с учетом требований правоохранительных органов)».

Следует отметить, что в 2018 году по инициативе АТЦ СНГ обучение проводилось одновременно для представителей спецслужб и подразделений финансовой разведки с целью отработки совместных действий в составе объединенных групп.

В период 2018–2019 гг. обучение прошли 28 представителей спецслужб (в 2020 г. запланированное обучение представителей спецслужб и подразделений финансовой разведки не проводилось в связи со сложной эпидемиологической обстановкой).

Информационно-пропагандистская и контрпропагандистская деятельность

Исходя из вышесказанного, АТЦ СНГ прекрасно осознает объективную необходимость в информационно-пропагандистском сопровождении антитеррористического сотрудничества стран СНГ, в том числе важность проведения контрпропагандистской работы, направленной на компрометацию идеологии терроризма и недопущение вовлечения граждан Содружества в террористическую и экстремистскую деятельность. И ведет соответствующую работу, реализуя комплекс необходимых информационно-пропагандистских мероприятий.

На постоянной основе осуществляется взаимодействие с печатными и электронными средствами массовой информации государств – участников СНГ и стран дальнего зарубежья в целях демонстрации результатов совместной антитеррористической деятельности компетентных органов стран Содружества, разъяснения общественности роли и места АТЦ СНГ, компрометации идеологии терроризма, формирования в обществе нетерпимости к нему, консолидации здоровых сил общества для совместного противодействия этому явлению.

В рамках этой работы осуществлялся целый спектр практических мероприятий.

В отчетном периоде Центром проведено несколько пресс-конференций, затрагивающих вопросы пресечения пропаганды террористической идеологии, в том числе:

в информационном агентстве ТАСС по теме профилактики терроризма и экстремизма среди молодежи;

в пресс-центре МИА «Россия сегодня» онлайн-конференция на тему «Экстремизм: инфовойны нового типа», где были рассмотрены современные приемы пропаганды и контрпропаганды. Проведена презентация подготовленного АТЦ СНГ научно-практического пособия «Организация контрпропаганды в области борьбы с терроризмом и экстремизмом».

Вопросы борьбы с пропагандой террористической идеологии освещались в интервью Руководителя АТЦ СНГ генерал-полковника полиции Новикова А.П. и сотрудников Центра, а также иных публикациях в средствах массовой информации.

Все это находит отражение на страницах официального сайта АТЦ СНГ – www.cisatc.org (на русском и английском языках).

Сотрудники Центра активно участвовали во внешних научно-представительских мероприятиях, проводимых международными организациями, образовательными и научными организациями стран СНГ, с докладами, освещающими вопросы противодействия террористической пропаганде.

Представитель АТЦ СНГ принял участие в учебно-практических курсах «Бастион» для подготовки журналистов, работающих в экстремальных условиях и горячих точках, которые были организованы на базе 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота, г. Севастополь. Для журналистов был проведен семинар на тему «Опыт государств – участников СНГ в сфере противодействия проявлениям терроризма и экстремизма в информационной среде».

В течение 2019–2021 годов АТЦ СНГ выступал в качестве информационного партнера Всероссийского онлайн-фестиваля социального медиаконтента «Я против экстремизма и терроризма», проводимого Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) (г. Ростов-на-Дону). Центром учреждена специальная номинация «За вклад в борьбу с терроризмом на пространстве СНГ». Благодаря содействию Центра с 2020 года в Фестивале стало возможным участие представителей других стран Содружества.

Заключение

Сфера интересов и деятельности АТЦ СНГ динамично расширяется, что позволяет обеспечивать в условиях меняющейся геополитической и социально-экономической обстановки согласованную матрицу стратегий и тактических решений в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом, адекватную современным реалиям.

Считаем, что активизация деятельности по пресечению получения террористами средств от контрабанды наркотиков, исторических и культурных ценностей, торговли людьми и иных видов преступной деятельности – одна из главных задач компетентных органов Содружества.

Особого контроля со стороны спецслужб и правоохранительных органов требует задействование экстремистами новых информационных технологий и ресурсов киберпространства для сбора финансовых средств, включая механизмы краудфандинга. Значимой линией выступает пресечение использования криптовалют в незаконных операциях с участием террористических и экстремистских акторов.

Требуется совершенствование механизмов выявления и ограничения доступа к противоправному контенту, идентификации и привлечения к ответственности лиц, ведущих подрывную деятельность в цифровой среде. Существенным препятствием для этого выступает нахождение подавляющего большинства электронных ресурсов экстремистской направленности за пределами территорий государств – участников Содружества Независимых Государств.

 

[1] Сборники материалов предназначены для сотрудников органов безопасности и специальных служб, внутренних дел и иных силовых структур, а также представителей органов власти государств – участников СНГ, уставных и рабочих органов Содружества, занимающихся проблемами борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

Настройки внешнего вида сайта