Торговля людьми и эксплуатация человека в XXI веке, отметил он, фактически оказалась специфической формой рабства, которое, как известно, наши предки преодолели столетия назад. Это антисоциальное явление трансформировалось сегодня в отдельный вид организованного криминального бизнеса, имеющего транснациональный характер. Поэтому объективная реальность требует вести борьбу с этим злом на высоком организационном уровне с привлечением усилий мирового сообщества. Только объединив силы, используя мировой опыт противодействия глобальным вызовам и угрозам, инструменты ООН, мы сможем создать эффективную систему мер для противодействия торговле людьми, подчеркнул Сергей Лебедев.
Исполнительный секретарь Содружества привлек внимание участников конференции к тому, что решение проблем обеспечения безопасности и противодействие торговле людьми относится к числу важных направлений сотрудничества стран СНГ. Эти цели закреплены в Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. Он детально рассказал о функционирующей и последовательно совершенствующейся в рамках СНГ комплексной правовой базе и организационной системе противодействия современным вызовам и угрозам. В рамках этой системы базовыми правовыми документами, регулирующими взаимодействие государств в борьбе с торговлей людьми, являются Соглашение о сотрудничестве в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания, принятое 7 октября 2002 года в Кишиневе, и Соглашение о сотрудничестве в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека, принятое 25 ноября 2005 года в Москве. Эти соглашения предусматривают выработку общей стратегии и принятие комплексных мер правового, социально-экономического, информационного и иного характера в борьбе с торговлей людьми, ликвидацию причин и условий, способствующих ее возникновению, а также защиту жертв торговли людьми и их реабилитацию.
В развитие положений этих документов разработаны и реализуются на практике Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуроров государств – участников СНГ (03.12.2009) и Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел государств – участников СНГ в борьбе с торговлей людьми (17.09.2010).
В целях сближения законодательств стран Содружества Межпарламентская Ассамблея СНГ разработала и приняла модельные законодательные акты о борьбе с торговлей людьми, об оказании помощи жертвам торговли людьми и рекомендации по унификации и гармонизации законодательства стран СНГ в данной сфере. Важно, что модельные законы и рекомендации инкорпорированы и способствуют повышению эффективности национальных законодательств государств – участников Содружества.
Необходимо отметить, что в СНГ сложилась и оправдала себя практика подготовки конкретных программ, разрабатываемых на 3-х летний период. В рассматриваемой сфере в настоящее время действует Программа сотрудничества государств Содружества в борьбе с торговлей людьми на 2011–2013 годы, утвержденная Советом глав государств в декабре 2010 года.
В Программе предусмотрены мероприятия по развитию правовой базы взаимодействия и гармонизации национального законодательства, определено проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций, намечены мероприятия по информационному, научному, материально-техническому и финансовому обеспечению совместных мер борьбы с торговлей людьми. Реализация указанной Программы позволяет взаимодействовать компетентным органам стран Содружества на комплексной основе, что делает противодействие торговле людьми более эффективным.
Председатель исполнительного комитета СНГ особо подчеркнул, что подходы, заложенные в документах СНГ, регулирующих сотрудничество в сфере борьбы с торговлей людьми, согласуются с международными принципами и стандартами, заложенными в универсальных документах, принятых в рамках Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Что касается организационной системы Содружества Независимых Государств в сфере безопасности и противодействия преступности, то в ее состав входят такие компетентные органы, как Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совет командующих Пограничными войсками, Антитеррористический центр.
Каждый из названных органов участвует в реализации согласованных мер по противодействию организованной преступности на своем уровне. Вместе с тем имеющаяся возможность координации их деятельности позволяет значительно повышать практические результаты их работы, а в конечном счете и эффективность функционирования системы в целом.
В частности, Исполнительный комитет СНГ как единый постоянно действующий исполнительный, административный и координирующий орган Содружества оказывает содействие государствам, органам и организациям СНГ в реализации совместных проектов, программ и мероприятий. И здесь мы придерживаемся принципа – противостоять преступности и другим угрозам постоянно и решительно, как в рамках региональной международной организации СНГ, так и на глобальном уровне.
В 2008–2010 годах на территориях государств – участников СНГ правоохранительными органами проведены 39 единовременных комплексных оперативно-профилактических мероприятий и 4 специальные операции. В результате проведенных мероприятий раскрыто свыше 97 тысяч преступлений, задержаны 40 тыс. лиц, находившихся в розыске, пресечена деятельность 449 организованных преступных групп, изъято более 7 тыс. единиц огнестрельного оружия, 23-х тонн наркотических веществ, выявлены 24 тыс. лиц, нарушивших миграционное законодательство, ликвидированы 117 каналов незаконной миграции, выявлено более 650 фактов торговли людьми.
С учетом значимости качественной подготовки кадрового потенциала в Содружестве принято решение о придании Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь статуса базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, повышению квалификации, переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Только в течение последних 3 лет здесь прошли обучение 478 специалистов из всех стран СНГ, а также Грузии, Вьетнама, Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.
Принимая во внимание тесную связь между незаконной миграцией и торговлей людьми, Исполнительный комитет СНГ и Администрация Международной организации по миграции 19 сентября 2008 года подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. На основе этого документа и в целях углубления партнерских отношений и расширения сотрудничества в сфере противодействия торговле людьми Исполком СНГ и Бюро Международной организации по миграции в Москве 29–30 сентября 2009 года провели Научно-практическую конференцию на тему: «Совершенствование международного сотрудничества в противодействии торговле людьми».
Через год в сентябре 2010 года Исполком СНГ и Бюро МОМ в Москве организовали семинар «Совершенствование взаимодействия органов отраслевого сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии организованной преступности и торговле людьми». В его работе приняли участие представители органов отраслевых советов правоохранительной сферы СНГ, а также профильных подразделений ОДКБ, ЕврАзЭС, ОБСЕ, ООН и НАТО.
Таким образом, констатировал Исполнительный секретарь СНГ, в Содружестве Независимых Государств принимаются согласованные конструктивные меры для противодействия торговле людьми. На практике это позволило снизить количество преступлений в данной сфере на 17,4 % или в абсолютных цифрах с 4289 в 2009 году до 3543 в 2010. Приведенные данные свидетельствуют также о том, что в рамках СНГ торговля людьми не носит массового характера. Тем не менее, мы отдаем себе отчет в необходимости искоренения этого позорного явления и готовы к дальнейшему сотрудничеству как в рамках ОБСЕ, так на уровне других межгосударственных объединений, подчеркнул Сергей Лебедев.
Пресс-служба
Исполнительного комитета СНГ