Об итогах заседания Совета глав государств
Содружества Независимых Государств
(г. Минск, 25 октября 2013 года)
(информационно-аналитическая записка)
25 октября 2013 года в Минске во Дворце Независимости под председательством Председателя Совета глав государств СНГ, Президента Республики Беларусь А. Лукашенко состоялось заседание Совета глав государств СНГ.
Саммит ожидаемо стал не только ключевым мероприятием 2013 года в рамках Содружества, но и приобрел характер важного политического события на пространстве СНГ.
О заинтересованности государств-участников в обсуждении состояния дел в Содружестве красноречиво свидетельствует самый высокий уровень представительства – в заседании приняли участие все государства – участники СНГ, при этом делегации девяти государств возглавляли президенты.
Руководители государств и официальных делегаций в своих выступлениях четко и откровенно высказали оценки деятельности и перспектив СНГ, обозначили актуальные вопросы и вызовы на пространстве СНГ, наметили пути их разрешения и приоритетные направления межгосударственного сотрудничества.
Президент Республики Беларусь А. Лукашенко отметил, что настало время подумать о дополнительных механизмах по наращиванию экономического взаимодействия в рамках СНГ. Он высказался за усиление координации деятельности государств Содружества на международной арене, за активизацию работы на региональном уровне, более активную разработку
и осуществление трансграничных проектов. Глава белорусского государства особо подчеркнул важность популяризации Содружества среди молодежи, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий.
Президент А.Лукашенко заявил: «Беларусь не мыслит свой суверенитет и независимость без теснейшего сотрудничества в рамках СНГ. Более того, мы не видим себя успешным государством без сотрудничества с нашими народами, с которыми мы жили практически целый век как единая семья. Это наша принципиальная позиция: суверенитет, независимость, достаток народа можно обеспечить только в единстве с республиками СНГ. Позвольте от имени белорусского народа заверить вас, что такая принципиальная позиция Беларусью будет поддерживаться и впредь».
Президент Азербайджанской Республики И. Алиев указал, что в рамках интеграционных процессов в Содружестве Азербайджан всегда занимал принципиальную позицию – позицию, направленную на укрепление сотрудничества, развитие многосторонних и двусторонних отношений. По его словам, «наши народы объединяет история, общее героическое прошлое, совместная борьба против фашизма. Сегодня нас объединяют экономические и политические интересы». Президент И.Алиев заверил, что для Азербайджана сотрудничество в рамках СНГ является одним из основных приоритетов внешней политики.
Согласно его оценке, основой сотрудничества в Содружестве выступает гуманитарная сфера, которая цементирует отношения между странами и способствует активному взаимодействию в экономической сфере. Он заявил: «Необходимо сделать так, чтобы будущие поколения наших граждан, которые родились и сформировались как личности в условиях независимости, ценили все позитивное, что связывало наши народы и страны, а также своим трудом вносили бы вклад в развитие наших отношений. Азербайджан будет и дальше вносить свой вклад в дело укрепления сотрудничества и добрососедских отношений между нашими странами».
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев подчеркнул, что подписанный в 2011 году Договор о зоне свободной торговли создает условия для развития инфраструктуры и дальнейшего многостороннего взаимодействия. Он считает, что рост вызовов и угроз безопасности подталкивает к более активной работе правоохранительные органы и соответствующие государственные службы. Президент Н.Назарбаев отметил большое значение Межгосударственной программы «Культурные столицы» для сближения наших стран и выразил убежденность, что принятые решения помогут нашим людям общаться, укреплять взаимоотношения народов.
Первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики Дж. Оторбаев высказался о «преобразовании нашей интеграции в простой, понятный, устойчивый и благоприятный для всех наших граждан перспективный проект». По его словам, сегодня в рамках Содружества необходим запуск конкретных привлекательных инициатив и совместных программ, например в сфере энергетики, транспорта, высоких технологий, социального развития.
Президент Республики Молдова Н. Тимофти заверил, что Молдова «всегда будет строить политику так, чтобы поддерживать хорошие, близкие отношения с нашими друзьями из состава СНГ. Мы сделаем это на благо наших народов». Он выразил надежду, что государства – участники Содружества используют все возможности и будут совместно развивать свой потенциал и дальше, в интересах каждого государства и каждого народа.
Президент Российской Федерации В. Путин заявил, что на нынешнем этапе необходимо придать приоритетное значение состоянию дел в экономической сфере. По его оценке, нашим странам вполне по силам сформировать собственную повестку развития, генерировать крупные инвестпроекты, совершенствовать деловой климат, не дожидаясь улучшения внешней конъюнктуры. Президент В.Путин подчеркнул: «Для эффективного противодействия влиянию глобального кризиса необходимо развивать наши интеграционные связи». Значимым шагом в этой сфере он считает подписание в 2011 году Договора о зоне свободной торговли в СНГ.
Наряду с этим, по словам главы российского государства, важно способствовать формированию в наших странах предсказуемой и безопасной деловой среды, необходимо наращивать взаимодействие в правоохранительной сфере в целом и продолжать работу по сохранению и укреплению общего гуманитарного пространства в Содружестве.
В качестве одной из приоритетных задач Россия рассматривает разработку стратегии сотрудничества в области туризма на период до 2020 года. Президент В.Путин отметил, что страны СНГ располагают уникальным разнообразием культурно-исторических и природных достопримечательностей: «Необходимо повышать их доступность, развивать дорожно-транспортную инфраструктуру, инвестировать в создание совместных объектов. Уверен, что, если люди будут знать, что происходит в наших странах, интерес будет постоянно возрастать».
Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон указал, что Таджикистан продолжает рассматривать СНГ в качестве важного регионального механизма многосторонних связей на постсоветском пространстве и считает Межгосударственную программу «Культурные столицы Содружества» эффективным инструментом укрепления культурных связей наших народов. Вопросы противодействия глобальным вызовам и угрозам Президент Э.Рахмон назвал «приоритетом, где соприкасаются интересы абсолютно всех государств – участников СНГ».
Он высказался за то, чтобы в ближайшей перспективе сосредоточиться на устранении тех элементов, которые мешают эффективному функционированию интеграционного механизма Содружества, и выразил уверенность, что страны СНГ добьются успехов в обеспечении развития наших стран и повышения уровня жизни их граждан.
Вице-премьер Туркменистана А. Гочиев подчеркнул, что «Туркменистан дорожит отношениями дружбы и взаимопонимания, сложившимися с братскими народами Содружества за многие десятилетия, и заинтересован в расширении и укреплении традиционных связей по различным направлениям экономического взаимодействия». Согласно его словам, Туркменистан активно и успешно сотрудничает со всеми странами СНГ на двусторонней основе, что позволяет укреплять общее партнерство в формате Содружества, повышает его содержание и направленность. Он указал, что Туркменистан нацелен на дальнейшее углубление связей со странами СНГ с учетом современных реалий, современных интересов всех сторон.
Президент Республики Узбекистан И. Каримов заявил: «Не преувеличивая, но вместе с тем не преуменьшая значение Содружества, созданного за истекшие годы правового поля и наработанных Содружеством инструментов и механизмов сотрудничества, у нас есть все основания говорить о сохраняющейся востребованности СНГ для каждого государства-участника. Содружество предоставляет широкую возможность для выработки взаимоприемлемых подходов, скоординированных практических мер, направленных на своевременное и адекватное реагирование на вызовы и угрозы устойчивому развитию, стабильности и безопасности государств-участников, решение тех споров и разногласий, которые возникают, для развития взаимного общения граждан на постсоветском пространстве».
Президент И. Каримов особо остановился на сотрудничестве в рамках СНГ в борьбе с экстремизмом, терроризмом «с учетом возрастающей с каждым днем активности на пространстве СНГ различных организаций экстремистского толка, которые открыто проповедуют идеологию насилия и нетерпимости».
По его словам, необходимы совместные упреждающие действия по созданию атмосферы неприятия терроризма и экстремизма в любых их формах
и проявлениях, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению этих угроз на территориях государств – участников СНГ.
Формирование полноценной зоны свободной торговли на пространстве СНГ глава Узбекистана назвал важным условием для обеспечения стабильного социально-экономического развития в рамках Содружества. Он выразил убежденность, что участие Узбекистана в этом важном интеграционном проекте со своим динамично развивающимся рынком и быстро растущей экономикой принесет взаимную пользу и выгоду всем участникам договора.
Президент Украины В. Янукович подчеркнул, что государства – участники СНГ «объединяют общие цели: стремление к благосостоянию наших народов, неуклонному улучшению социальных стандартов, обеспечению полной занятости, стабильных дружеских связей, защите прав и свобод каждого гражданина». По его словам, для Украины Содружество является важной платформой для обмена мнениями, конструктивного диалога и нахождения приемлемых решений.
Отдельно Президент В.Янукович отметил, что «развитие отношений Украины с Европейским союзом никоим образом не будет препятствовать эффективному взаимодействию со странами-участницами зоны свободной торговли в рамках СНГ».
Приведенные основные положения из выступлений глав государств и делегаций убедительно засвидетельствовали близость и схожесть основных подходов государств – участников СНГ к дальнейшему функционированию Содружества и наращиванию взаимовыгодного сотрудничества в формате СНГ. Тем самым была заложена политическая основа для предметного рассмотрения вопросов повестки дня СГГ.
Всего на заседании Совета глав государств СНГ принято 19 документов. Из них 16 вступили в силу с момента подписания, а 3 вступят в силу после проведения в государствах – участниках Содружества соответствующих внутригосударственных процедур. Другими словами, по всем вопросам повестки дня были приняты конкретные решения, в том числе с поручениями иным уставным органам и органам отраслевого сотрудничества СНГ.
Наиболее значимыми из них выступают вопросы, отражающие сотрудничество в гуманитарной сфере.
В рамках сложившейся в Содружестве практики проведения тематических гуманитарных годов Совет глав государств СНГ принял Решение об объявлении 2014 года Годом туризма в СНГ и предложил правительствам государств – участников СНГ, соответствующим органам отраслевого сотрудничества и Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ предусмотреть мероприятия по подготовке и проведению в 2014 году Года туризма в СНГ.
Руководствуясь стремлением государств – участников СНГ достойно отметить предстоящий знаменательный юбилей – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, главы государств приняли Решение об объявлении 2015 года в Содружестве Независимых Государств Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. На заседании СГГ в 2014 году планируется утвердить План основных мероприятий по подготовке и празднованию 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, проект которого одобрен Советом министров иностранных дел СНГ 24 октября и предполагается рассмотреть на заседании Совета глав правительств СНГ 20 ноября 2013 года.
Совет глав государств СНГ Решением о единой юбилейной награде, учрежденной к 70-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов утвердил Положение о единой юбилейной медали, ее описание и рисунок. Единой юбилейной медалью будут награждаться в соответствии с национальным законодательством ветераны Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., лица, приравненные к ним, а также другие лица по решению государств – участников Содружества. Правительствам государств – участников СНГ предложено обеспечить финансирование изготовления единой юбилейной медали и удостоверения к ней в 2014 году.
Представляется необходимым особо подчеркнуть, что тема празднования предстоящего юбилея Победы проходила красной нитью в выступлениях всех президентов государств – участников СНГ. Президент Беларуси А.Лукашенко, выражая общую позицию участников заседания Совета глав государств, заявил, что это событие является «непреходящим фактором нерушимой связи поколений и дальнейшего укрепления дружбы, добрососедства на пространстве нашего Содружества». По его словам, главным остается не только память о той войне, но и забота о ветеранах. «Наш долг – воспитывать у подрастающего поколения чувство гордости за великий подвиг наших народов в борьбе с фашизмом, а также твердо противостоять различным фальсификациям и попыткам оправдать пособников нацизма», – подчеркнул глава белорусского государства.
Совет глав государств СНГ принял Решение о реализации в 2014 году Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в Республике Казахстан и Кыргызской Республике, объявив соответственно города Алматы и Ош культурными столицами Содружества Независимых Государств в 2014 году. Правительствам государств – участников СНГ предложено оказать содействие в организации участия представителей государств в мероприятиях этой Программы, а Совету по гуманитарному сотрудничеству, Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества, Совету по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ, другим заинтересованным органам отраслевого сотрудничества и Исполнительному комитету СНГ рассмотреть возможность поддержки проведения культурных мероприятий в городах Алматы и Оше в 2014 году.
По инициативе Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ на заседании Совета глав государств СНГ была рассмотрена Информация о деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ по реализации решений высших уставных органов СНГ.
В выступлении Председателя МПА, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. Матвиенко подчеркивалось, что МПА как парламентское измерение СНГ является важным инструментом правового обеспечения решений Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, эффективной площадкой диалога и взаимодействия парламентов СНГ, обмена опытом, развития сотрудничества в самых разных сферах. Центральное место в работе МПА занимают вопросы развития модельного законодательства, которое должно способствовать совершенствованию и гармонизации национальных законодательств, созданию общего правового поля, усилению интеграционных процессов на пространстве СНГ. Сформирован большой массив модельных законодательных актов и других документов, которых насчитывается уже 385. Из них только 32 были приняты в прошлом году. Эффективным инструментом реализации решений высших уставных органов СНГ стало участие Ассамблеи в межгосударственных программах Содружества. Сотрудничество в гуманитарной сфере – среди важнейших задач МПА. В 2012–2013 годах организованы представительные парламентские конференции с участием парламентариев, видных ученых и общественных деятелей Содружества, посвященные творчеству выдающихся ученых и писателей международного масштаба Ч.Т.Айтматова, В.И.Вернадского, Л.Н.Гумилева. В 2014 году по линии МПА будут широко отмечаться 200-летние юбилеи М.Лермонтова и Т.Шевченко. Важная составляющая работы МПА – наблюдение за выборами в странах СНГ. В 2012–2013 годах группы наблюдателей от Ассамблеи участвовали в мониторинге президентских выборов в России, Армении и Азербайджане, парламентских выборов в Казахстане, Армении, Беларуси и Украине. Ведется работа по мониторингу президентских выборов в Таджикистане, которые состоятся 6 ноября 2013 года.
Совет глав государств СНГ, одобрив проводимую МПА государств – участников СНГ работу по реализации решений высших уставных органов СНГ, предложил Межпарламентской Ассамблее продолжить работу по реализации решений высших уставных органов СНГ, расширению и укреплению межпарламентского сотрудничества и интеграционных процессов в СНГ, а также по развитию взаимодействия с международными парламентскими и неправительственными организациями.
В целях развития и укрепления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере борьбы с преступностью, терроризмом, наркоугрозой и противодействия торговле людьми Совет глав государств СНГ принял решения об утверждении 4 программ, а именно:
Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2014–2018 годы;
Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 годы;
Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2014–2018 годы;
Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2014–2018 годы.
В целом указанные программы существенно укрепляют правовые и организационные основы сотрудничества в правоохранительной сфере и сфере безопасности, позволяют в полной мере задействовать потенциал государств – участников Содружества в реализации намеченных мер, комплексно сосредоточиться на приоритетных направлениях деятельности. Обращает на себя внимание, что в названных документах закрепляется оправдавшая себя практика проведения совместных и/или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-разыскных мероприятий и специальных мероприятий/операций по противодействию различным видам преступности и терроризма, в том числе создание совместных следственно-оперативных групп, рабочих групп для согласованного проведения оперативно-разыскных мероприятий.
В целях контроля за реализацией программ предусмотрено ежегодно предоставлять доклады Совету глав государств и Совету глав правительств СНГ о ходе их выполнения.
Развивая положения Концепции взаимодействия государств – участников СНГ в борьбе с преступностью от 2 апреля 1999 года и учитывая, что преступления, совершаемые с использованием информационных технологий, приобретают транснациональный характер и создают угрозу национальной безопасности государств – участников СНГ, Совет глав государств СНГ одобрил Концепцию сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.
В Концепции, в частности, отмечается, что эффективная борьба с такими преступлениями может быть обеспечена на основе тесного взаимодействия правоохранительных органов государств – участников СНГ между собой, а также с правоохранительными органами других государств. Среди основных задач – разработка и реализация согласованных мер, направленных на борьбу с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, а также координация деятельности компетентных органов государств – участников СНГ в этой области. Предусматривается, в числе прочего, оказание содействия при осуществлении следственных действий, оперативно-разыскных и иных мероприятий, в том числе по взаимодействию с операторами электрической связи на территориях государств – участников СНГ; а также разработка, производство, поставка и оказание помощи компетентным органам Содружества во внедрении специальных программно-технических средств. При этом Совету министров внутренних дел государств – участников СНГ предложено совместно с заинтересованными органами отраслевого сотрудничества СНГ разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств СНГ проект Программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий.
Придавая важное значение развитию сотрудничества в противодействии коррупции и стремясь к его координации, на заседании СГГ СНГ подписано Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Такой орган отраслевого сотрудничества создается в Содружестве впервые и связано это с тем, что, как определено в документе, коррупция представляет угрозу безопасности государств – участников СНГ. Основными направлениями деятельности Совета являются: содействие сближению и гармонизации национального антикоррупционного законодательства; разработка предложений по совершенствованию правовой базы СНГ в области противодействия коррупции; координация взаимодействия компетентных и других заинтересованных органов Содружества и обеспечение реализации принятых документов по вопросам противодействия коррупции.
На заседании Совета глав государств СНГ принято Решение об упразднении Межгосударственного валютного комитета и дальнейшем сотрудничестве государств – участников СНГ в области финансовых, валютно-платежных и кредитных отношений и подписан Протокол о прекращении действия Соглашения о создании Межгосударственного валютного комитета от 26 мая 1995 года. Предусматривается, что сотрудничество в области финансовых, валютно-платежных и кредитных отношений будет осуществлять постоянно действующее совещание министров финансов государств – участников СНГ и органы отраслевого сотрудничества СНГ в данной сфере.
Рассмотрев вопрос о председательстве в Содружестве Независимых Государств, Совет глав государств СНГ принял к сведению информацию белорусской стороны о ходе председательства Республики Беларусь в органах СНГ в 2013 году.
Как подчеркнул Президент Беларуси А.Лукашенко, «в рамках своего председательства мы постарались придать дополнительный динамизм взаимодействию между странами СНГ по всем направлениям». На саммите было распространено специальное «Заявление о ходе председательства Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств в 2013 году» за подписью главы белорусского государства. В документе отмечено, в частности, следующее: председательство Беларуси «было направлено на дальнейшее усиление роли Содружества в создании благоприятных условий для улучшения уровня жизни народов государств – участников СНГ и повышение авторитета Организации. …Заявляем о заинтересованности в дальнейшем укреплении Содружества, в максимальном раскрытии его созидательного потенциала. …Республика Беларусь с оптимизмом смотрит в будущее Содружества. Перед странами СНГ стоят сложные и благородные общие задачи: создание конкурентоспособной экономики, повышение уровня жизни граждан наших стран и их безопасности. Убеждены, в рамках Содружества будет успешно продолжено поступательное наращивание многопланового сотрудничества, способствующего устойчивому развитию государств-участников».
В выступлениях глав государств неоднократно акцентировалась высокая оценка хода председательства Беларуси в СНГ, в том числе отличная организация заседания СГГ. Видится, что общее мнение выразил Президент Узбекистана И. Каримов, который заявил: «Председательство Республики Беларусь в СНГ носило активный и конструктивный характер и способствовало дальнейшему продвижению общих целей и задач государств – членов организации».
Советом глав государств СНГ принято решение, что председательство в Содружестве Независимых Государств в течение 2014 года будет осуществляться Украиной в лице ее представителя одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Совете постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества, а также в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ с 1 января 2014 года. Сопредседательство в СНГ будет осуществляться Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
В этой связи Президент Украины В. Янукович специально высказался о приоритетах украинского председательства, причем его сообщение, по сути, приобрело программный характер. Он подчеркнул, что Украина планирует направить свою работу на обеспечение дальнейшего поступательного развития СНГ и укрепление взаимовыгодного сотрудничества, отвечающего национальным интересам каждого государства-участника. Деятельность Украины будет строиться на принципах преемственности в реализации принятых высшими органами СНГ решений, а также инициатив, выдвинутых предшествующими председательствами. Президент В.Янукович указал, что одним из приоритетных направлений видится дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества. Особое внимание Украина планирует уделить культурно-гуманитарному сотрудничеству, дальнейшему развитию Содружества как универсальной площадки для межкультурного диалога и гуманитарного взаимодействия. Отдельный акцент в рамках председательства Украины будет сделан на проведении мероприятий по подготовке к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
По предложению Украины очередное заседание Совета глав государств состоится в октябре 2014 года в Киеве.
Кроме этого, Совет глав государств СНГ за активную работу по укреплению и развитию Содружества Независимых Государств наградил Грамотой СНГ:
Каменкову Людмилу Эдуардовну – Председателя Экономического Суда Содружества Независимых Государств;
Лахова Владимира Михайловича – начальника Управления метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации;
Петросяна Евгения Робертовича – заместителя Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации.
Существенный вклад в создание общего благоприятного фона вокруг заседания Совета глав государств СНГ внесло качественное и целенаправленное информационное сопровождение саммита со стороны масс-медиа государств – участников СНГ.
Особенно в этом плане выделялись усилия белорусской стороны как организатора заседания и председательствующего государства. В течение недели до и нескольких дней после саммита в СМИ Республики Беларусь было опубликовано/вышло в эфир огромное количество материалов, посвященных заседанию СГГ. Достаточно сказать, что только в специальной рубрике агентства БЕЛТА вышло 52 сообщения, в том числе 14 видеосюжетов, практически в каждом новостном выпуске трех основных национальных телеканалов республики присутствовали соответствующие сюжеты, в день саммита вышел спецвыпуск ведущей ежедневной газеты страны «СБ.Беларусь сегодня».
Плотно и плодотворно осветили заседание СГГ масс-медиа других государств – участников СНГ, среди которых активностью выделялись национальные информагентства, прежде всего ИТАР-ТАСС (Россия), УКРИНФОРМ (Украина), КАЗИНФОРМ (Казахстан) и другие. Репортажи
с саммита и сюжеты на эту тему размещали также основные российские федеральные телеканалы. Прямые включения в телеэфир активно практиковала МТРК «Мир», уделившая саммиту самое пристальное внимание. Обращает на себя внимание, что накануне и в день этого важного мероприятия посещаемость интернет-сайта Исполкома СНГ на 30 процентов превышала средние показатели последнего времени. Представляется также возможным отметить, что в целом при освещении заседания СГГ в информационном поле на пространстве Содружества доминировала позитивная направленность соответствующего контента.
Таким образом, в целом имеются все основания заключить, что прошедший в Минске саммит глав государств Содружества оказался успешным в политическом и практическом планах, стал значимым этапом в деятельности СНГ и будет способствовать как дальнейшему развитию и углублению многостороннего сотрудничества, так и укреплению Содружества Независимых Государств.
Информационно-аналитический департамент
Исполнительного комитета СНГ