Исполком СНГ

Заявление Миссии наблюдателей от СНГ по результатам наблюдения за подготовкой и проведением республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь

ЗАЯВЛЕНИЕ 
Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств 
по результатам наблюдения за подготовкой и проведением республиканского референдума
по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, прошедшего 27 февраля 2022 года

 

Общие положения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Беларусь и в соответствии с Положением о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) с 1 февраля 2022 года осуществляла мониторинг подготовки и проведения республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь (далее – референдум).

В составе Миссии были аккредитованы 145 наблюдателей, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства, а также Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Минске.

Миссия работала свободно и независимо, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход подготовки и проведения референдума и во внутренние дела государства.

Глава Миссии, заместитель Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ И.Нематов обсуждал ход подготовки и проведения референдума с Председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов И. Карпенко, заместителем Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь В. Мицкевичем, Председателем Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Н. Кочановой, Председателем Конституционного Суда Республики Беларусь П. Миклашевичем, первым заместителем Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Алейником, а также посетил ряд территориальных и участковых комиссий по референдуму города Минска и Минской области накануне и в день голосования.

Долгосрочные наблюдатели от СНГ провели встречи в Центральной комиссии, Министерстве внутренних дел, Верховном Суде, Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, ознакомились с работой территориальных и участковых комиссий по референдуму во всех областях республики и городе Минске.

Миссия работала открыто и гласно, ее деятельность широко освещалась в средствах массовой информации.

Назначение референдума

Указом Президента Республики Беларусь № 105 от 15 марта 2021 года была создана Конституционная комиссия, которой было поручено разработать предложения по изменению Конституции Республики Беларусь и обеспечить их всенародное обсуждение. В состав Конституционной комиссии вошли 36 человек – представители государственных органов, юридической науки, общественных объединений, различных отраслей экономики и социальной сферы.

С 27 декабря 2021 года проект изменений и дополнений в Конституцию был размещен на портале Президента и Национальном правовом интернет-портале для всенародного обсуждения. Для обеспечения максимальной доступности документ был опубликован основными республиканскими и местными газетами в печатном и электронном виде, а для людей с ограниченными возможностями аудиоверсия проекта была размещена на портале Президента Республики Беларусь.

За время всенародного обсуждения, которое длилось с 27 декабря 2021 года по 20 января 2022 года, в целом по стране местные органы власти с участием представителей парламента и республиканских органов государственного управления провели 17,4 тыс. встреч в трудовых коллективах, с населением по месту жительства. Также проведено 3 тыс. диалоговых площадок, в работе которых приняли участие более 140 тыс. человек. В ходе всенародного обсуждения было получено более 7 тыс. предложений и замечаний к проекту изменений Конституции.

Доработанный проект изменений и дополнений в Конституцию указом Президента Республики Беларусь № 14 от 20 января 2022 года был предложен для рассмотрения на республиканском референдуме, назначенном на 27 февраля 2022 года.

Законодательная база для проведения референдума

Референдум проводился на основе положений Конституции, Избирательного кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), иных законодательных актов Республики Беларусь, а также постановлений Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), принятых в развитие положений Кодекса.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ законодательства, регулирующего проведение референдума. По мнению Миссии, оно содержит гарантии свободного и открытого всенародного голосования, предусматривает общественный контроль этапов его подготовки и проведения.

На референдуме гражданам страны предлагалось ответить на вопрос: «Принимаете ли Вы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь?».

В соответствии с Кодексом решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Формирование комиссий по референдуму и их деятельность

Подготовку и проведение референдума осуществляли Центральная комиссия, 153 территориальные комиссии по референдуму (далее – территориальные комиссии) и 5510 участковых комиссий по референдуму (далее – участковые комиссии).

Центральная комиссия является постоянно действующим государственным органом, состоящим из 12 членов, срок ее полномочий – 5 лет. Действующий состав комиссии сформирован в декабре 2021 года.

Территориальные комиссии образуются:

Минская городская и областные комиссии по референдуму – президиумами областных, Минского городского советов депутатов и Минским городским, а также областными исполнительными комитетами в составе 9–13 человек;

районные, городские комиссии по референдуму – президиумами районных, городских Советов депутатов и районными, городскими исполнительными комитетами, а районные в городах комиссии по референдуму – президиумами городских Советов депутатов и городскими исполнительными комитетами в составе 9–13 членов комиссии.

Участковые комиссии образуются районными, городскими исполнительными комитетами, а в городах с районным делением – местными администрациями в составе 5–19 членов комиссии.

Кандидатуры в состав комиссий по референдуму имеют право выдвигать политические партии, другие общественные объединения, трудовые коллективы, а также группы избирателей в количестве не менее 10 человек.

Миссия констатирует, что формирование территориальных и участковых комиссий прошло в соответствии с определенными Кодексом сроками.

Долгосрочные наблюдатели от Содружества присутствовали на заседаниях районных администраций по образованию участковых комиссий по референдуму в Партизанском, Заводском, Ленинском и Московском районах города Минска. Наблюдатели отмечают, что заседания проходили в соответствии с порядком, определенным Центральной комиссией. В случаях, когда число претендентов превышало предусмотренное количество членов комиссии, проводилось персональное голосование по каждой кандидатуре.

По информации Центральной комиссии, было соблюдено требование Кодекса о том, что, как правило, не менее 1/3 состава территориальных и участковых комиссий формируется из представителей политических партий и других общественных объединений, а государственные служащие не могут составлять более 1/3 их состава.

Миссия отмечает системную работу Центральной комиссии по организации кампании по референдуму.

Постановлением Центральной комиссии был утвержден Календарный план организационных мероприятий по подготовке и проведению республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

В целях повышения профессионализма для членов территориальных и руководства участковых комиссий во всех областях республики были организованы обучающие семинары, на которых разъяснялись процедуры референдума.

Для обеспечения единообразного применения норм законодательства о референдуме Центральная комиссия разработала и издала методические пособия для территориальных и участковых комиссий по референдуму, а также сборник рабочей документации для участковых комиссий.

По заказу Центральной комиссии были изготовлены 114,8 тыс. информационных плакатов с датой референдума и 108 тыс. поздравительных открыток для голосующих в первый раз.

В соответствии с Календарным планом с 12 февраля 2022 года на участках для голосования были оформлены стенды с информационными материалами о вопросах (проекте решения), вынесенных на референдум.

Информирование участников референдума

Миссия отмечает, что Центральная и нижестоящие комиссии, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение кампании по подготовке и проведению референдума.

Ход подготовки к референдуму освещался в новостных теле- и радиопрограммах. Соответствующая информация публиковалась в центральной и местной печати, размещалась на официальных сайтах Минского городского, а также областных и районных исполкомов, администраций районов в городах под рубрикой «Республиканский референдум 2022». Там же были доступны сведения о заседаниях территориальных комиссий и принятых ими решениях.

В населенных пунктах республики были размещены информационные плакаты и баннеры с датой проведения референдума.

По каналам телевидения и радиовещания регулярно транслировались видео- и аудиоролики, призывающие проявить гражданскую ответственность и принять участие в референдуме, а также информирующие об организации голосования в участковых комиссиях, о возможности проголосовать досрочно.

Подробная информация о подготовке к референдуму была доступна на сайте Центральной комиссии, а также на официальных страницах ЦИК в социальных сетях и мессенджерах: VKontakte, Facebook, Instagram, Telegram и Viber.

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме

Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, в соответствии с Кодексом составлялись по каждому участку для голосования местными органами власти и передавались в участковые комиссии сразу же после их образования.

В список включались обладающие избирательным правом граждане, зарегистрированные к моменту составления списка по месту жительства или по месту пребывания на территории данного участка для голосования.

Члены участковых комиссий уточняли списки путем направления запросов в органы ЗАГС, военные комиссариаты, жилищно-эксплуатационные организации и расчетно-справочные центры, подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, организации здравоохранения и суды.

Участники референдума могли ознакомиться со списками за 15 дней до референдума – с 11 февраля 2022 года в помещениях участковых комиссий. В случаях невключения, неправильного включения в список или исключения из списка, а также неточностей в указании персональных данных гражданин был вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о внесении необходимых исправлений. Отказ в удовлетворении заявления мог быть обжалован в вышестоящей территориальной комиссии или суде.

Граждане, имевшие право участвовать в референдуме, но не включенные в список по какой-либо причине, дополнительно включались участковыми комиссиями в список на основании паспорта гражданина Республики Беларусь и документов, подтверждающих проживание на территории данного участка.

По информации Центральной комиссии, в списки для участия в референдуме были включены свыше 4 млн 400 тыс. граждан.

Рассмотрение жалоб и заявлений

Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Республики Беларусь с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с возможными нарушениями процесса подготовки референдума.

По состоянию на 25 февраля 2022 года в Штаб Миссии были предоставлены следующие сведения о рассмотрении жалоб и заявлений.

Центральная комиссия сообщила, что в ее адрес поступило 357 обращений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в территориальные комиссии – 17, в участковые – 19, которые в установленные сроки были рассмотрены с направлением ответов заявителям.

По данным Верховного Суда, в его адрес поступила одна жалоба, в возбуждении дела по которой было отказано ввиду ее неподведомственности. По двум жалобам, поступившим в районные суды республики, заявителям также отказано в связи с пропуском установленного законодательством срока для подачи.

Органами прокуратуры в установленные законодательством сроки рассмотрено 24 обращения граждан.

Подразделениями Следственного комитета расследуются 17 уголовных дел, связанных с проведением республиканского референдума, по фактам воспрепятствования осуществлению права на участие в референдуме, разжигания иной социальной вражды или розни, хулиганских действий, незаконных действий в отношении информации о частной жизни и персональных данных, заведомо ложных сообщений об опасности, несанкционированного доступа к компьютерной информации, надругательства над государственными символами, оскорбления представителя власти.

По сообщению Министерства внутренних дел, в органы внутренних дел обратились 216 граждан по фактам получения почтовых отправлений, содержащих призывы к бойкоту референдума и отказу членов комиссий по референдуму от выполнения возложенных на них обязанностей.

За нарушение действующего законодательства, связанного с проведением республиканского референдума, составлено 8 протоколов об административных правонарушениях.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов участников референдума

В соответствии с Кодексом досрочное голосование граждан, не имевших возможности в день референдума находиться по месту своего жительства, проходило с 22 по 26 февраля 2022 года с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в помещениях участковых комиссий в присутствии не менее двух членов комиссии.

Представители Миссии наблюдали за досрочным голосованием на 218 участках и констатировали, что оно проходило в соответствии с избирательным законодательством республики.

В день референдума 27 февраля 2022 года, голосование проводилось с 8.00 до 20.00.

При этом соблюдались положения разработанных Министерством здравоохранения Рекомендаций по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий при проведении республиканского референдума 2022 года: использование средств защиты органов дыхания (маска), антисептических и дезинфицирующих средств для обработки рук и поверхностей, соблюдение безопасной социальной дистанции участниками референдума, членами комиссий по референдуму, наблюдателями.

По решению Центральной комиссии были созданы дополнительные условия для голосования участников референдума с ограниченными физическими возможностями. Для инвалидов-колясочников, других лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата многие участковые комиссии оборудовали в помещениях для голосования столы, оснащенные перегородками (ширмами), либо кабины для голосования большего размера, приспособленные для заполнения бюллетеня сидя. Для незрячих граждан были изготовлены трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеней, слабовидящим предоставлялись увеличительные стекла (лупы). Во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами в дни голосования на участках было организовано дежурство волонтеров для оказания необходимой помощи лицам, нуждавшимся в ней в силу возраста или состояния здоровья.

Участковые комиссии обеспечили возможность гражданам, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогли прибыть в день референдума в помещение участка, проголосовать по месту своего нахождения с использованием переносного ящика для голосования.

В день референдума члены Миссии посетили 926 участков для голосования во всех областях республики и городе Минске, присутствовали при их открытии, наблюдали за процессом голосования и подведением участковыми комиссиями его итогов.

Наблюдатели от Содружества констатируют, что голосование проходило в спокойной обстановке, на участках имелись предусмотренные информационные материалы и необходимое оборудование.

В день референдума за ходом голосования наблюдали более 45 тыс. национальных наблюдателей, что, по мнению Миссии, позволило усилить общественный контроль за проведением референдума.

 

По мнению Миссии, референдум прошел на высоком организационном уровне, в свободной и открытой атмосфере, в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь. Органы государственной власти и местного самоуправления, комиссии по проведению референдума предоставили гражданам возможность свободного волеизъявления.

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News

Настройки внешнего вида сайта