Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Министр спорта и туризма Беларуси: Игры стран СНГ могут стать ежегодными

Игры стран СНГ, которые пройдут в 2023 году в Минске, могут стать ежегодными. Об этом в интервью ТАСС сообщил министр спорта и туризма Беларуси Сергей Ковальчук.

"У нас достаточно много хороших специалистов в плане организации мероприятий, и опыт вторых Европейских игр нам пригодится. По масштабам Игры СНГ будет поменьше, но наше гостеприимство мы сможем реализовать в полной мере, - рассказал Ковальчук. - На Европейских играх было 23 спортивные дисциплины, а здесь будет 10-15. И представительство стран будет, конечно, меньше. Но вообще есть мысль попытаться сделать такие соревнования ежегодными и открытыми, чтобы привлекать к их проведению как можно больше представителей других стран".

Первые Игры стран СНГ прошли в начале сентября 2021 года в Казани. В 2019 году Минск принял вторые Европейские игры.

 


 

Министр спорта Беларуси С.Ковальчук: наши базы открыты для российских спортсменов

День единения народов России и Беларуси празднуется 2 апреля. Министр спорта и туризма Беларуси Сергей Ковальчук в интервью ТАСС раскрыл детали проведения вторых Игр СНГ в Минске в 2023 году, рассказал о перспективах спортивной жизни в республике в условиях отстранения федераций и оценил выступления белорусов в Национальной хоккейной лиге.

— Сергей Михайлович, на форуме в Москве было подтверждено, что Минск в 2023 году примет Игры стран СНГ. Каковы на данный момент известные детали будущих стартов?

— Мы планируем провести Игры стран СНГ по аналогии с первыми, которые проходили в Казани в 2021 году. Вторые Игры пройдут у нас в Минске, но мы немного решили изменить формат соревнований. Я ведь не только министр спорта, я еще и министр туризма. И мы хотим показать нашу страну, регионы Республики Беларусь. Чтобы спортсмены, которые приедут из этих стран, вспомнили нашу общую историю, вспомнили, где наши деды и прадеды воевали за свободу нашего народа. Брест, Брестская крепость, Гродно, Витебск, Могилев… А сегодня каждый из регионов развивает свои виды спорта. Гродно — это греко-римская борьба, Витебск — бокс, Брест — плавание и так далее. Виды спорта, в которых у нас хорошие результаты в регионах, и будут представлены в этих соревнованиях.

— Мы помним Европейские игры, которые Минск принимал в 2019 году. Следует ли ожидать чего-то подобного? Игры-2019 и их талисмана лисенка Лесика участники и гости до сих пор вспоминают добрым словом.

—  У нас достаточно много хороших специалистов в плане организации мероприятий, и опыт вторых Европейских игр нам пригодится. По масштабам Игры СНГ будут поменьше, но наше гостеприимство мы сможем реализовать в полной мере.  

— Сейчас уже есть понимание, сколько видов спорта будет представлено в Играх СНГ?

— На Европейских играх было 23 спортивные дисциплины, а здесь будет 10–15. И представительство стран будет, конечно, меньше. Но вообще есть мысль попытаться сделать такие соревнования ежегодными и делать их открытыми, чтобы привлекать к их проведению как можно больше представителей других стран. Мы сегодня слышим заинтересованность многих стран участвовать в наших совместных мероприятиях. Ведь без участия российских и белорусских спортсменов интерес к соревнованиям будет потерян, и все это прекрасно понимают и видят. Но вы видите, что спорт сегодня — это большая политика. Группа людей под козырек "щелк", и одновременно 43 федераций принимают решение отстранить наши страны. А что же вы другие не отстраняли, когда войны в Сирии, Ираке, Югославии были? Когда на Украине восемь лет воевали? Вы должны быть последовательны в своих позициях, в своих решениях. Так что вопросов сейчас, конечно, много.

— Как ваши спортсмены выдержали удар отстранения от международных стартов?

— Любое такое решение для спортсмена тяжело. Атлет готовится, он в ожидании стартов, и когда в этот момент ему говорят — ты не будешь участвовать, для него это шок. Но спортсмены — стойкие, мужественные люди, они способны и это пережить. Не будет это всю жизнь продолжаться.

Но даже если и так, мы переформатируем соревнования, мы самодостаточны. И география спорта сегодня большая, просто надо эту работу делать без суеты, без давления. Выстраивать это так, чтобы была возможность проводить свои соревнования и приглашать на них спортсменов других стран.

— Вы к новым условиям уже были готовы?

— В Санкт-Петербурге осенью у нас была совместная коллегия с Министерством спорта Российской Федерации, и я уже тогда говорил о том, что к сегодняшнему варианту нужно быть готовыми.. Да, мы были готовы. Потому что Республика Беларусь под экономическими и политическими санкциями находится уже долгое время. У нас сильный лидер, который любит и понимает спорт, который катается и на коньках, и на горных лыжах, и на роликовых коньках. И разбирается в вопросах спорта он намного глубже, чем даже некоторые специалисты. И это, с одной стороны, большая ответственность, а с другой — жесткий, но справедливый спрос. Потому что сделано для спорта у нас в стране много.

20 лет назад у нас было три ледовые площадки, сегодня их 44. Сегодня в районном центре у ребенка есть возможность круглогодично заниматься на коньках — хоккей, фигурное катание, шорт-трек. В Брестской области восемь районных центров имеют ледовую площадку.

Мы идем по пути, чтобы физкультурно-оздоровительный комплекс был в каждом районном центре. Что такое ФОК — игровая площадка для гандбола, волейбола, баскетбола, мини-футбола, бассейн на четыре-пять дорожек. Небольшой фитнес-зал, тренажерный зал и зал для единоборств. Типовой, как у вас. И я был сейчас в Брянске — прекрасный комплекс открыли. И у нас в таком же стиле в районных центрах. А в каждом областном — крытые футбольные поля. Вот это и есть социальная политика.

Мы часто слышим такое: "Я провожу государственную социальную политику", а как ее, политику эту, пощупать? Я говорю и о спорте, и о здравоохранении. Оно у нас есть, мы его сохранили и пандемию по своему пути прошли. Да, этот путь отличается от других. Но взяли на себя ответственность в тот момент. Весь мир тогда не играл в футбол, а мы играли. А сейчас весь мир играет, кстати. Что, пандемии, уже нет? Что поменялось? То есть нас тогда дураками считали, а сейчас все поумнели? Футбол — это вид спорта, в котором играют на улице. Как показала практика, решение было правильным.

— Раз уж речь пошла о спорте высших достижений. Вопрос по хоккею. Один ваш клуб играет в КХЛ, есть ли вероятность того, что белорусских клубов там прибавится?

— Тут ответ на вопрос лежит в нескольких плоскостях. У нас сегодня в КХЛ играет минское «Динамо». Если проанализировать последние 10-15 лет выступлений, какие достижения в хоккее у нас есть? Вышли в первый раунд плей-офф, и все. Сборная три последних олимпийских цикла не отбирается на Олимпиаду. Этот проект не дал результатов. Возникает вопрос – нужен ли там второй клуб? Или лучше внутренний чемпионат по  хоккею популяризировать и развивать? Вопрос открытый.

— Сколько сегодня белорусов в НХЛ?

— В НХЛ у нас сегодня играет четыре спортсмена, и это пока самый лучший результат за всю историю. До 2020 года у нас всего 12 хоккеистов играли в НХЛ. А сегодня одновременно четыре — Егор Шарангович в "Нью-Джерси", Владислав Колячонок в "Аризоне", Алексей Протас в "Вашингтоне" и Илья Усов, подписавший контракт с "Тампа-Бэй". Акцентирую — это молодые игроки. Протас — витебский, он в одном звене в рекорде Овечкина принял участие. Многие ли хоккеисты могут похвастаться тем, что сделали два паса, которые приблизили Овечкина к рекорду Горди Хоу? А 20-летний белорус поучаствовал.

Несколько лет назад ставку сделали на молодых хоккеистов. Они играют в минском "Динамо". Но первую пятерку все равно взяли из иностранных хоккеистов, потому что сегодня хоккеистов такого уровня не выросло. Но мы надеемся на перспективных, а с ними надо выстраивать работу на всех уровнях.

Республика Беларусь — небольшое государство, мы никогда не были хоккейной страной. И в советские времена так же было — нет у нас традиций советского хоккея, но у нас есть правильный подход, мы набираем огромное количество детей, и государство поддерживает этот вид спорта на всех уровнях. Массовый, детский, профессиональный, любительский.

А теперь давайте возьмем гандбол. Какой клуб сегодня по уровню игры выше нашего брестского "Мешков Брест", минского СКА? И возникает вопрос — школа есть, традиции есть. Давайте миксовать, давайте делиться опытом..

— В фигурном катании у вас сейчас работает Олег Васильев — ваш главный тренер.

— Совершенно верно. И это не сиюминутный процесс. Ведь все начинается с детского спорта. И это — большой труд. Или художественная гимнастика, например — Алина Горносько, бронзовый призер Олимпиады, на чемпионате мира семь медалей взяли и в отдельных видах, и в многоборье, в группе традиционно хорошо выступают. Батут, к примеру. А фристайл? У вас был период, когда его вообще не было, но наша республика помогла. Братья Буровы ведь тоже не сразу появились? Волейболист Клюка, на Играх 2012 года ставший лучшим игроком в матче с Бразилией, он из Кобрина Брестской области. Гандболист Александр Тучкин выступал за сборную России. Эдуард Латыпов по корням белорус, хотя и вырос как биатлонист в России.

— Российские спортсмены неоднократно рассказывали, с каким удовольствием ездят к вам на сборы.

— Они действительно с удовольствием приезжают — у нас прекрасные базы в Минске, в Брестской области, в Гомеле, в Жлобине — две хоккейные площадки, хорошие арены для тренировочного процесса, в Новополоцке, в Раубичах, в Могилеве. И они открыты — приезжайте. 

— Насколько ваши спортивные федерации сохранили боеспособность в новых условиях?

— У нас очень самостоятельные федерации, они независимы от международных организаций, компаний, рекламных спонсоров. Мы в последние дни много говорили о советской системе в спорте, и наша с ней серьезно схожа. Руководитель федерации, Министерство спорта, НОК — это триумвират, который сегодня принимает решение. И финансирование идет в основном от государства. И собственность у нас в стране в основном государственная, частной собственности у нас не так много. А происходящее — оно делает нас сильнее. У нас свой менталитет, свой язык, свои устои и традиции. Мы такие, какие мы есть. И навязывать нам что-то никто не должен. Мы сами должны внутри страны определять, как нам выстраивать взаимоотношения, политику, страну, какими будут наши идеалы, какая должна быть историческая память, какие традиции мы должны чтить, а какие нет.