Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Республики Таджикистан

Организация мониторинга и условия для его проведения

По приглашению Министерства иностранных дел Республики Таджикистан Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Республики Таджикистан (далее – выборы).

Миссия была сформирована на основании Положения о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ и приступила к мониторингу избирательной кампании 11 октября 2013 года. Пятнадцать членов Миссии осуществляли долгосрочное наблюдение.

В составе Миссии аккредитованы 194   наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Туркменистан, Республику Узбекистан, Украину, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, а также Исполнительный комитет СНГ. Среди них – депутаты национальных парламентов, представители дипломатического корпуса, избирательных комиссий государств – участников СНГ.

В основу деятельности Миссии были положены нормы международного права в области организации и проведения выборов, принцип невмешательства в избирательный процесс и во внутренние дела Республики Таджикистан. Наблюдатели руководствовались принятыми в рамках СНГ документами, регламентирующими процесс наблюдения за парламентскими и президентскими выборами в странах Содружества.

Независимая, гласная и открытая работа Миссии освещалась средствами массовой информации, в том числе в регионах республики.

В рамках наблюдения за выборами Глава Миссии С. Лебедев провел встречи с Председателем Центральной комиссии по выборам и референдумам Ш. Шохиеном, Премьер-министром А. Акиловым, Министром иностранных дел Республики Таджикистан Х. Зарифи, Главой Миссии БДИПЧ/ОБСЕ П. Бадеску, Главой Миссии ШОС, заместителем Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества Н. Аккошкаровым.

Члены Миссии обсудили вопросы соблюдения избирательного законодательства с Председателем Верховного Суда Н. Абдуллоевым, Генеральным прокурором Ш. Салимзаде, руководством Министерства внутренних дел Республики Таджикистан, кандидатами на пост Президента А. Гаффоровым, С. Исмоновым, руководителями предвыборных штабов кандидатов на пост Президента Э. Рахмона, О. Бобоева, Т. Бухориева, И. Талбакова.

Миссия отмечает, что в Республике Таджикистан были созданы необходимые правовые и организационно-технические условия для наблюдения как за подготовкой к выборам, так и за процессом голосования.

 

Законодательная база для проведения выборов

Выборы проводились на основе положений Конституции Республики Таджикистан, Конституционного Закона «О выборах Президента Республики Таджикистан» (далее – Закон), других законодательных актов, регулирующих подготовку и проведение выборов, а также постановлений Центральной комиссии по выборам и референдумам Республики Таджикистан, принятых в целях единообразного применения отдельных положений Закона.

Анализ избирательного законодательства страны, проведенный Штабом Миссии во взаимодействии с экспертами Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, показал, что оно отвечает положениям Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, подписанной и ратифицированной Республикой Таджикистан.

Закон гарантирует периодичность проведения выборов, право гражданина избирать и быть избранным, свободу выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, открытый и гласный характер выборов, судебную и иную защиту избирательных прав и свобод, общественное и международное наблюдение за выборами.

По мнению Миссии, нормативно-правовая база, созданная в Республике Таджикистан, предоставляет возможность для проведения свободных и демократических выборов.

Вместе с тем Миссия отмечает, что некоторые нормы Закона прописаны недостаточно четко. В частности, это касается процедуры досрочного голосования, голосования избирателей вне помещения для голосования. Также, по мнению Миссии, в Законе можно было бы определить права и обязанности национальных и международных наблюдателей.

 

Формирование избирательных комиссий и их деятельность

Проведение избирательной кампании обеспечивали Центральная комиссия по выборам и референдумам Республики Таджикистан (далее – Центральная комиссия), 68 окружных и 3219 участковых избирательных комиссий по выборам Президента Республики Таджикистан, в том числе 61 – за рубежом.

Члены Центральной комиссии, постоянно действующего органа, в количестве 15 человек были избраны Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли по представлению Президента Республики Таджикистан 16 декабря 2009 года сроком на пять лет.

В составе Центральной комиссии представлены все 8 зарегистрированных политических партий.

Окружные избирательные комиссии по выборам Президента Республики Таджикистан (ОИК) были образованы Центральной комиссией не позднее чем за 45 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и не менее четырех членов комиссии.

Участковые избирательные комиссии по выборам Президента Республики Таджикистан (УИК) были образованы окружными избирательными комиссиями не позднее 35 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 5–19 членов комиссии.

Миссия отмечает, что формирование окружных и участковых избирательных комиссий прошло в соответствии с определенными в Законе порядком и сроками.

Заседания Центральной комиссии были открыты для посещения международных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов на пост Президента, представителей средств массовой информации.

Наблюдатели от СНГ отмечают, что обсуждение повесток дня заседаний Центральной комиссии проходило в формате свободного и открытого обсуждения, а решения принимались путем голосования.

В установленные Законом сроки Центральной комиссией были отпечатаны избирательные бюллетени, имеющие семь степеней защиты, на таджикском, узбекском, кыргызском и русском языках с учетом компактного проживания избирателей. За данной процедурой наблюдали члены Миссии, представители средств массовой информации.

В рамках мониторинга избирательной кампании долгосрочные наблюдатели от СНГ ознакомились с работой ОИК №  1, 2, 3, 4 города Душанбе, 45 (Куляб), 52 (Восе), 54 (Дангара), 5 (Вахдат), 44 (Курган-Тюбе), 7 (Турсунзаде), 8 (Варзоб), 14 (Файзабад), 15 (Гиссар), 17 (Шахринав), 11 (Рудаки) 46 (Нурек), 55 (Еван), 6 (Рагун).

Посещая УИК данных округов, наблюдатели стремились оказать консультативную помощь членам избирательных комиссий, в доброжелательной форме высказывали рекомендации устранить недостатки, касающиеся ведения делопроизводства, расстановки кабин для голосования и избирательных ящиков в целях наилучшего обзора процесса голосования. Члены участковых комиссий с пониманием воспринимали замечания наблюдателей от СНГ.

Наблюдатели от СНГ убедились, что избирательные участки были обеспечены законодательными актами о выборах, необходимыми методическими рекомендациями, инструкциями, информационными материалами, а также соответствующим оборудованием.

В целях более качественной организации избирательного процесса Центральная комиссия с 4 октября 2013 года организовала обучение членов избирательных комиссий всех уровней.

Представители Миссии присутствовали на ряде тренингов, на которых руководство ОИК обучало членов УИК порядку выдачи открепительных удостоверений, организации досрочного голосования, работе в день голосования, процедуре подведения итогов голосования и составления итогового протокола.

По мнению Миссии, Центральная комиссия, ОИК и УИК предприняли меры для подготовки и проведения выборов в свободной и демократической атмосфере.

 

Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Республики Таджикистан

В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан на пост Президента могут выдвигаться граждане в возрасте не моложе 35 лет, владеющие государственным языком и проживающие в Республике Таджикистан не менее 10 последних лет.

Право выдвижения кандидатов на пост Президента предоставлено политическим партиям, Федерации независимых профсоюзов Таджикистана, Союзу молодежи Таджикистана, Маджлису народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области, областным маджлисам народных депутатов, Душанбинскому городскому Маджлису народных депутатов, а также собраниям представителей депутатов маджлисов народных депутатов районов и городов республиканского подчинения.

Таким правом воспользовались 6 политических партий Республики Таджикистан: от Партии экономических реформ был выдвинут кандидатом на пост Президента О. Бобоев, от Аграрной партии – Т. Бухориев, от Социалистической партии – А. Гаффаров, от Демократической партии – С. Исмонов, от Коммунистической партии – И. Талбаков. Э. Рахмон был выдвинут Народно-демократической партией, Федерацией независимых профсоюзов и Союзом молодежи Республики Таджикистан.

Выдвинутые кандидаты на пост Президента должны были собрать в свою поддержку не менее 5 % подписей избирателей (210 тысяч подписей).

Коммунистическая, Демократическая и Социалистическая партии Таджикистана 2 октября 2013 года обратились в Центральную комиссию с просьбой о продлении срока предоставления собранных подписей избирателей. Центральная комиссия удовлетворила эту просьбу и продлила срок подачи подписей на три дня: до 18 часов 10 октября 2013 года.

В связи с непредоставлением необходимых документов Центральная комиссия не зарегистрировала кандидата от Партии исламского возрождения Таджикистана О. Бобоназарову.

Отказ в регистрации кандидата на пост Президента мог быть обжалован в Верховном Суде республики, однако Партия исламского возрождения Таджикистана этим правом не воспользовалась.

Центральная комиссия зарегистрировала в качестве кандидатов на пост Президента Республики Таджикистан О. Бобоева, Т. Бухориева, А. Гаффарова, С. Исмонова, Э. Рахмона, И. Талбакова.

Фамилии зарегистрированных кандидатов на пост Президента были включены в избирательный бюллетень в алфавитном порядке.

Центральная комиссия в установленный Законом срок опубликовала в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года и места рождения, образования, занимаемой должности и места работы, партийности, местожительства, семейного положения кандидата, а также наименования органа, выдвинувшего кандидата на пост Президента.

Миссия отмечает, что процедуры выдвижения и регистрации кандидатов на пост Президента носили открытый характер и соответствовали Закону.

 

Предвыборная агитация и освещение избирательной кампании

Этап предвыборной агитации начался после регистрации Центральной комиссией кандидатов на пост Президента и продолжился до дня голосования.

Кандидат на пост Президента был вправе иметь до 15 доверенных лиц, которые помогали ему в проведении избирательной кампании.

Для обеспечения равных условий ведения предвыборной агитации Центральная комиссия 4 сентября 2013 года приняла Постановление «Об утверждении порядка использования государственных средств массовой информации со стороны кандидатов на пост Президента Республики Таджикистан и их доверенных лиц в предвыборной кампании». Согласно Постановлению каждому кандидату на пост Президента выделялось безвозмездно 30 минут эфирного времени для выступления в одной из республиканских или местных государственных сетей телевидения и радио, а каждому доверенному лицу – 20 минут.

Кандидаты на пост Президента и их доверенные лица имели право опубликовать статью о предвыборной программе и деятельности кандидата в одном из государственных республиканских, областных, городских и районных печатных изданий в объеме до 10 печатных страниц.

Кроме того, каждый кандидат на пост Президента Республики Таджикистан получил по 5 тысяч агитационных плакатов, которые были изготовлены по заказу Центральной комиссии.

В целях упорядочения изготовления агитационных материалов Центральная комиссия приняла Постановление «Об утверждении единой формы и размера лозунгов, вывесок, баннеров, информационных и агитационных плакатов кандидатов на пост Президента Республики Таджикистан».

Центральная комиссия утвердила график встреч кандидатов на пост Президента с избирателями в областях, городах, районах республики и заблаговременно сообщала на страницах центральных газет о дате и времени проведения встреч избирателей с кандидатами на пост Президента Республики Таджикистан.

Органы государственной власти оказывали кандидатам содействие в организации встреч, выделяли помещения и обеспечивали безопасность при проведении этих мероприятий.

Одной из форм агитационной работы стало проведение в регионах республики совместных встреч кандидатов на пост Президента с электоратом. Наблюдатели от СНГ присутствовали на ряде таких встреч и отмечают, что предвыборная агитация проводилась в рамках избирательного законодательства и этических норм, в корректной форме, с учетом национального менталитета и традиций.

По мнению Миссии, кандидатам на пост Президента были предоставлены предусмотренные законодательством возможности для ведения предвыборной агитации.

Центральной комиссией проводилась целенаправленная работа по информированию избирателей о предстоящих выборах. На центральных улицах населенных пунктов были вывешены плакаты, призывающие избирателей принять участие в голосовании.

На теле- и радиоканалах транслировались ролики, разъясняющие отдельные положения Закона, а также информирующие о дате проведения выборов, процедуре голосования и правах избирателей. При содействии Центральной комиссии проведена кампания под лозунгом «Я голосую сам за себя», которая была направлена на повышение информированности граждан страны о предстоящих выборах. В этих целях были изданы информационные брошюры с вопросами и ответами о выборах, порядке и процедурах голосования. Данные материалы на таджикском и русском языках распространялись среди населения во всех регионах страны.

Участковые избирательные комиссии направляли избирателям приглашения на выборы с указанием даты, места и времени голосования.

 

Списки избирателей

В соответствии с Законом списки избирателей составлялись участковыми избирательными комиссиями по каждому избирательному участку на основе данных об избирателях, представленных местными исполнительными органами государственной власти.

В списки избирателей включались граждане Республики Таджикистан, имеющие право участвовать в голосовании, постоянно или временно проживающие к моменту составления списков на территории соответствующих избирательных участков.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным по месту жительства граждан, предоставлялись для всеобщего ознакомления за 15 дней до дня голосования.

Гражданам была обеспечена возможность в помещениях соответствующих участковых избирательных комиссий знакомиться со списками избирателей, а также проверять правильность внесенных в них данных об избирателях.

В целях проверки полноты и достоверности списков члены участковых избирательных комиссий совершали подворный и поквартирный обход.

Каждому гражданину было предоставлено право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных об избирателе.

При перемене избирателем места своего пребывания в период между предоставлением списков избирателей для всеобщего ознакомления и днем выборов участковая избирательная комиссия по просьбе избирателя и по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, выдавала избирателю удостоверение на право голосования.

На основании удостоверения на право голосования УИК в день голосования включала избирателя в дополнительный список на избирательном участке по месту его пребывания.

В день голосования избиратели, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность и место жительства, также включались в дополнительный список.

По данным Центральной комиссии, правом голоса обладали более 4 млн граждан Республики Таджикистан.

 

Работа с жалобами и заявлениями

Штаб Миссии взаимодействовал с органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушением законодательства о выборах.

По сведениям Центральной комиссии, по состоянию на 6 ноября 2013 года ею получено 3 обращения, по которым заявителям даны соответствующие разъяснения.

По информации Генеральной прокуратуры, в период подготовки к выборам Президента Республики Таджикистан в органы прокуратуры от политических партий, общественных организаций и граждан жалоб и заявлений о нарушениях избирательного законодательства не поступало.

По сведениям, поступившим из МВД Республики Таджикистан, органами внутренних дел правонарушений, связанных с избирательной кампанией, зарегистрировано не было.

Верховный Суд сообщил, что в суды республики жалоб, касающихся выборов Президента, не поступало.

 

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

Согласно Закону избиратели, не имевшие возможности в день выборов находиться по месту жительства, могли проголосовать досрочно в помещении участковой избирательной комиссии.

Представители Миссии от СНГ наблюдали процедуру досрочного голосования. Избиратели в участковой избирательной комиссии получали избирательные листы, расписывались в списке избирателей и принимали решение в отношении кандидата на пост Президента, оставляя заполненные избирательные листы в закрытом конверте в участковой комиссии.

В день выборов 6 ноября представители Миссии наблюдали за процессом голосования и подсчетом голосов в 56 избирательных округах республики из 68, а также на зарубежных избирательных участках в Азербайджанской Республике, Кыргызской Республике, Российской Федерации, Украине. Члены Миссии посетили 1307 участков для голосования.

По мнению наблюдателей от СНГ, голосование проходило в спокойной обстановке, при высокой активности избирателей и соответствовало требованиям Закона.

Помещения для голосования, которые посетили наблюдатели, были оснащены всем необходимым для голосования избирателей и работы членов участковых избирательных комиссий.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могли прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия по их просьбе поручала членам комиссии организовать голосование в месте пребывания избирателей.

В день выборов за ходом голосования наблюдали около 6 000 национальных наблюдателей, что способствовало обеспечению гражданского контроля за ходом выборов.

Для повышения общественного доверия к результатам подсчета голосов Центральная комиссия приняла решение, обязывающее УИК вывешивать копии протоколов о результатах голосования для всеобщего ознакомления.

Оценку прошедшим выборам наблюдатели от Содружества дают на основании собственного наблюдения, анализа фактического материала и сведений, собранных в процессе долгосрочного и краткосрочного мониторинга.

 

Выводы

Миссия констатирует, что избирательная кампания в Республике Таджикистан проходила организованно, в спокойной обстановке. Органы власти и избирательные комиссии всех уровней обеспечили реализацию избирательных прав граждан страны.

В ходе наблюдения не было зафиксировано нарушений избирательного законодательства Республики Таджикистан, которые могли бы повлиять на результаты выборов.

 

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к следующим выводам:

выборы 6 ноября 2013 года проведены в соответствии с Конституцией и Конституционным законом Республики Таджикистан «О выборах Президента Республики Таджикистан»;

прошедшие выборы были прозрачными, открытыми и соответствовали общепризнанным демократическим нормам;

выборы обеспечили свободное волеизъявление избирателей Республики Таджикистан.