Исполком СНГ

Россия и Казахстан: сотрудничество расширяется

С момента начала Россией специальной военной операции на Украине коллективный Запад во главе с США объявил нашей стране настоящую санкционную войну. Это вынудило Россию переориентировать свою политику в сторону Азии. Однако, как неоднократно заявляли в Москве, Россия не намерена закрывать окно сотрудничества со странами Запада, в частности в Европе. При определенных условиях данное сотрудничество может быть полезно как России, так и странам Старого Света.

А что касается санкций Запада, то, как показывает реальная жизнь, их можно обойти с помощью, например, стран Центральной Азии. Эксперты полагают, что часть навязанных европейским производителям антироссийских санкций преодолевается, в частности, через расширение присутствия в Казахстане, где, к примеру, уже прощупывают почву для сотрудничества чешские компании Škoda Transportation и Elektrotechnika. Считается, что при таком развитии событий выигрывает как сам Казахстан, так и Россия с Чехией.

Приведем конкретный пример. Так, перенос производства российской Ural Motorcycles из Ирбита в казахстанский Петропавловск позволит продолжить работу единственной в мире компании, занимающейся серийным выпуском тяжелых внедорожных мотоциклов с коляской. Судя по заявлению представителей Ural Motorcycles, компания вряд ли в нынешних условиях могла бы решить вопрос о переезде в Петропавловск на уровне только бизнес-партнеров из Казахстана и региональных властей, переезд состоится со сменой резидентства на неподсанкционное – казахстанское.

Отметим, что министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев уже публично поприветствовал решение о переносе ирбитского производства в Петропавловск, так что сотрудничеству с российскими промышленными предприятиями в Казахстане будут только рады. Под Ural Motorcycles будет отдана площадка производственного комплекса «КазТехМаш» – машиностроительного предприятия, собирающего по лицензии комбайны финского производителя Sampo, а также посевные комплексы «Кузбасс» в сотрудничестве с ООО «Агро» из г. Кемерово. Причем мотоциклы «Урал» здесь будут собирать по соседству с другой российской продукцией.

А если учесть, что на «КазТехМаше» в Петропавловске помимо российских посевных комплексов и финских комбайнов собирают еще и китайские трактора Taihong, то «Урал» попадает на площадку настоящего сборочного интернационала.

Местные власти такое соседство только приветствуют, потому что рабочих мест в Петропавловске станет больше. Северо-Казахстанская область, центром которой является этот город, с 2019 года является одним из основных субъектов программы внутренней трудовой миграции с густонаселенного юга Казахстана на исторически промышленные север и восток страны. Так что набор новых работников на Ural Motorcycles для региональных властей будет как нельзя кстати. Тем более, что санкционная война, похоже, занесет на казахстанский рынок не только российские, но и европейские промышленные компании, которые ищут пути на рынок России.

Необходимо отметить, что приехавшие в середине апреля текущего года в Петропавловск из Алматы представители чешских компаний Škoda Transportation и Elektrotechnika для зондирования почвы относительно размещения производственных мощностей в Казахстане, фактически стали первыми ласточками из Европы.  Но именно эти две чешские компании могут стать центром реверсного движения с Запада на Восток. Надо полагать, что эти «ласточки» станут не последними, поскольку бизнесмены всегда исходят из соображений не политической конъюнктуры, а прибыли.

Что касается бизнеса чешских компаний в Казахстане, то, скорее всего, речь идет о разворачивании производства, заточенного в первую очередь на экспортный сбыт. При этом самые «лакомые кусочки» этого сбыта – рынки России и Китая. Правда, что касается этого сегмента производства чешских компаний, то на китайский рынок чешские электробусы и троллейбусы вряд ли прорвутся в силу политики протекционизма Пекина. А вот зайти на российский рынок под маркой «Сделано в Казахстане» и не попасть при этом под вторичные санкции, которыми Запад грозит своим компаниям, сотрудничающим с Россией, чехи, скорее всего, и планируют.

Если европейцам это удастся, то они создадут прецедент с рабочей схемой обхода антироссийских санкций, как с этим справились и российские «Уралы». Так что в отличие от времен Петра Великого окно теперь рубится с обеих сторон, а Казахстан может стать одним из основных бенефициаров такого «реверса». Что же касается КНР, то Казахстан может предоставить свою площадку для других, не чешских, европейских компаний, способных удовлетворить китайских рынок.

Здесь как раз уместно сказать, что российско-казахстанское сотрудничество успешно развивается не только благодаря вышеупомянутым чешским компаниям. Что это действительно так, недавно во время телефонного разговора предметно обсудили президенты России и Казахстана Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев. В первую очередь лидеры двух стран обсудили как раз текущее состояние развития казахстанско-российского сотрудничества в торгово-экономической сфере.

Следует отметить, что на постсоветском пространстве Казахстан – один из основных партнеров России. Тем не менее, потенциал для развития сотрудничества еще большой. Москва намерена расширять связи в торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-логистической, энергетической сферах, сельском хозяйстве, промышленной кооперации и других отраслях. Заметим, что с Казахстаном сотрудничают 84 из 85 российских регионов. И как считает торговый представитель России в Республике Казахстан Андрей Бабко, российско-казахстанские торгово-экономические отношения охватывают практически все сферы экономики.

При этом, подчеркнем, стратегическое партнерство России и Казахстана динамично развивается и охватывает все новые направления торгово-экономической кооперации, сотрудничества в наукоемкой сфере энергетики, транспорта и космоса. Прочную основу двустороннего взаимодействия образуют глубоко структурированные торгово-экономические связи. Россия традиционно сохраняет за собой первое место среди партнеров Казахстана. Так, в 2021 году объем взаимной торговли России и Казахстана вырос до $25,6 млрд, в том числе российский экспорт – $18,5 млрд и импорт – $7,1 млрд.

В числе экспортируемых Россией в Казахстан товаров – оборудование и транспортные средства,  металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты и др. Импорт России из Казахстана состоит в основном из минеральных продуктов, продукции химической промышленности, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья и др.

В Казахстане успешно работает более 7,5 тыс. российских и почти 3,5 тыс. совместных предприятий. Объем прямых инвестиций из России за последние 15 лет составил более $16 млрд. В свою очередь казахстанские инвестиции в Россию составили почти $4,5 млрд. При этом ключевая область экономического взаимодействия двух стран – топливно-энергетический комплекс. Причем укреплению двусторонних отношений способствуют взаимовыгодные проекты по доставке казахстанской нефти в Европу.

Осуществляется сотрудничество в космической области. Напомним, что Россия уже не один год арендует расположенный в Казахстане комплекс «Байконур». Помимо этого, Россия и Казахстан сотрудничают в военной и военно-технической областях. Осуществляются поставки в Казахстан вооружения российского производства, оказывается содействие в ремонте и модернизации казахстанской военной техники. Россия также арендует на территории Казахстана военно-испытательные полигоны.

Перспективы у российско-казахстанского сотрудничества самые широкие, и западные санкции не должны стать им помехой. Более того, в ряде случаев они могут способствовать наращиванию его темпов и объемов.

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News

Настройки внешнего вида сайта