Исполком СНГ

Узбекистан стал лидером по производству легковых автомобилей среди стран СНГ

Согласно новому исследованию российского аналитического агентства «ПромРейтинг», за первые шесть месяцев 2022 года Узбекистан произвел больше легковых автомобилей, чем Россия и занял лидирующую позицию среди автопроизводителей СНГ по объемам производства.

Как отмечает агентство, решившее составить рейтинг крупнейших по объемам производства автомобилей компаний стран СНГ, в пяти из девяти стран-членов Содружества независимых государства (СНГ) есть собственная автомобильная промышленность. В расчет взяты данные за 2021 и информация за первое полугодие 2022 года. По словам авторов исследования, поскольку за последние месяцы обстановка в мировой политике и экономике резко изменились, статистика 2022 года содержит в себе некоторые неожиданности.

Суммарная численность населения стран Содружества — почти 250 млн человек. Это огромный рынок, хоть и не объединенный в рамках СНГ общим экономическим пространством. Только первые пять из перечисленных стран работают совместно на условиях единого таможенного и экономического пространства, поскольку являются членами и другой организации региональной интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Однако некоторые формы упрощенного внешнеторгового взаимодействия по отдельным категориям товаров и на особых условиях предусмотрены и внутри СНГ.

Развитая автомобильная промышленность исторически со времен СССР сложилась в России и Беларуси. За последние 25 лет с нуля крупные автопроизводства были взращены в Узбекистане и Казахстане. Также в Беларуси сформировалось производство легковушек. Небольшие автосборочные предприятия за последние годы возникли в Азербайджане.

«Стоит оговориться, что в последние годы крупнейший автопроизводитель Казахстана попал в ситуацию, в которой бизнес по производству сразу нескольких брендов пришлось закрыть. Сейчас статус лидера перешел от «Азия Авто» к «СарыаркаАвтоПром». Также отметим и подвешенное состояние ижевской площадки «АвтоВАЗа». На момент проведения исследования в медийном пространстве появилась информация о возможном переносе производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти", — отметили эксперты «ПромРейтинга».

Вот как соотносятся объемы производства легковых и легких коммерческих автомобилей в этих пяти странах по итогам 2021 года:

Россия — 1,4 млн.

Узбекистан — 236 тысяч.

Казахстан — 93 тысячи (с учетом грузовиков и автобусов).

Беларусь — около 35 тысяч.

Азербайджан — 2 тысячи.

По результатам 2021 года топ-10 крупнейших производителей легковых и легких коммерческих машин в СНГ выглядел так:

«АвтоВАЗ» (Россия) — 430 тысяч авто.

UzAuto Motors (Узбекистан) — 236 тысяч.

Hyundai Motor Manufacturing Rus (Россия) — 234 тысячи.

«Автотор» (Россия) — 177 тысяч.

Volkswagen Group Rus (Россия) — 118 тысяч.

ГАЗ (Россия) — 117−127 тысяч авто: 65−75 тысяч легких коммерческих авто собственного бренда (точных данных нет) и 52 тысяч легковых VW и Skoda.

Renault Россия (Россия) — 88 тысяч.

Toyota Motor Manufacturing Rus (Россия) — 81 тысяча.

«СарыаркаАвтопром» (Казахстан) — 60 тысяч с учетом грузовиков и автобусов.

Nissan Motor Manufacturing Rus (Россия) — 45 тысяч.

«В первой половине 2022 года политическая и экономическая ситуация в Евразии по известным причинам радикально изменилась. Большая часть европейских и японских компаний приостановили работу в России на неопределенное время. Из-за недопоставки компонентов из-за рубежа сбился нормальный ритм производства автомобилей на автозаводах, принадлежащих национальным российским компаниям», — отмечено в отчете «ПромРейтинга».

Как отмечено в рейтинге агентства, флагман российского автопрома — «АвтоВАЗ» — не раскрывал данные о производстве автомобилей за период с января по июнь 2022 года, но по предположениям независимых экспертов, в указанном периоде компания на двух своих автозаводах собрала не более 80 тысяч машин, поскольку мощности «АвтоВАЗа» из-за срыва поставок компонентов большую часть времени с февраля и до начала июня простаивали.

Российский завод Hyundai простаивает по политическим причинам с начала марта, однако по итогам первых двух месяцев он смог выпустить около 40 тысяч машин.

По результатам выпуска машин на других автозаводах на территории России с начала 2022 года сведений мало.

По мнению экспертов «ПромРейтинга», в течение 2022 года автозаводы Узбекистана и Казахстана будут активно наращивать выпуск машин на своих конвейерах, поскольку они не обременены международными ограничениями, от которых в настоящее время страдают предприятия в России и Беларуси.

Кроме того, вызывает неподдельное уважение у экспертов «ПромРейтинга» грамотная инвестиционная политика UzAuto Motors. Компания вложила в производство автомобилей на новой платформе GM GEM на своих мощностях 620 млн долларов. С июля 2022 года на мощностях узбекской компании в Асаке стартовал массовый выпуск товарных образцов новейшего кроссовера Chevrolet Tracker, в начале 2023 года компанию ему составит седан Chevrolet Onix.

Авторы исследования считают, что география автомобильного производства в СНГ в ближайшие годы сильно изменится.

Читайте новости Исполкома СНГ в Telegram и Google News

Настройки внешнего вида сайта