Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

О деятельности Межгосударственного экологического совета государств – участников СНГ

1. Создание МЭС. Членство в Совете

В целях активизации взаимодействия государств – участников СНГ в решении вопросов экологической безопасности, придания нового импульса экологическому сотрудничеству было принято решение реформировать Межгосударственный экологический совет, созданный 8 февраля 1992 года Соглашением о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды.

Справочно: заседания Совета не проводились с 2005 года.

Разработка нового Соглашения началась в 2008 году, и 31 мая 2013 года в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ, исходя из понимания целостности и неделимости окружающей природной среды и необходимости принятия согласованных мер в области ее охраны и устойчивого развития, подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников СНГ (далее – Соглашение).

В соответствии со статьей 4 вышеназванного Соглашения создан Межгосударственный экологический совет государств – участников СНГ (далее – Совет или МЭС), который является органом отраслевого сотрудничества СНГ.

Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ, другими органами отраслевого сотрудничества СНГ и подотчетен Совету глав правительств СНГ.

В состав Совета входят руководители природоохранных органов государств – участников СНГ, подписавших Соглашение, или их полномочные представители (приложение 1).

Справочно: Соглашение подписали 7 государств – участников СНГ: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Украина.

Соглашение вступило в силу 14 января 2014 года.

Каждое государство – участник Соглашения имеет в Совете один голос.

В заседании Совета могут принимать участие в качестве наблюдателей представители общественных организаций государств – участников Соглашения, представители государств СНГ, не являющихся участниками Соглашения, а также представители третьих государств, межгосударственных объединений и международных организаций, которые участвуют в заседании Совета с согласия членов Совета.

 

2. Задачи и функции

Основными задачами МЭС являются:

содействие в организации и координации исполнения решений в области охраны окружающей среды, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ;

координация политики в области охраны окружающей среды государств – участников Соглашения путем выработки рекомендаций;

подготовка рекомендаций по гармонизации нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды;

содействие разработке общих методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды;

организация разработки и содействие реализации межгосударственных и региональных программ и проектов в области природопользования, экологической безопасности и информирования;

содействие развитию межгосударственной системы экологического мониторинга в целях сбора, оценки, прогноза и обмена экологической информацией государств – участников Соглашения;

разработка общих подходов и осуществление согласованных мероприятий по восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, имеющих общие для государств – участников Соглашения ареалы;

содействие разработке и применению методов предотвращения влияния генетически измененных организмов на компоненты биологического разнообразия, а также минимизации вреда от инвазии агрессивных чужеродных видов диких животных и дикорастущих растений;

осуществление согласованной научно-технической деятельности в области охраны окружающей среды, организация скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований, совершенствование экологического образования и воспитания;

организация обмена опытом работы и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей среды;

содействие развитию и совершенствованию системы экологической экспертизы;

содействие подготовке кадров в области охраны окружающей среды;

содействие в вопросах развития и внедрения альтернативных источников энергии.

На Совет могут возлагаться другие задачи и функции, определяемые Советом глав правительств СНГ.

 

3. Организация и порядок работы

Работа МЭС осуществляется, как правило, путем проведения заседаний Совета, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год, поочередно в государствах – участниках Соглашения.

Дата и предварительная повестка дня каждого следующего заседания Совета определяются на очередном заседании Совета.

Решения Совета принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета. Решения Совета об утверждении программ и проектов, предложений об изменении Положения о Совете принимаются двумя третями голосов присутствующих членов Совета.

Проведено семь заседаний МЭС. 7-е заседание состоялось 3 сентября 2021 года в Нур-Султане в режиме видеоконференцсвязи. Впервые в заседании Совета в качестве наблюдателей приняли участие представители природоохранных ведомств Кыргызской Республики и Республики Молдова. Представители Республики Узбекистан в качестве наблюдателей принимают участие в работе МЭС с 2017 года.

В ходе заседания страны-участницы обсудили состояние и перспективы развития сотрудничества в области охраны окружающей среды. В частности, состоялся обмен опытом по поэтапному переходу от использования полимерной упаковки к использованию экологически безопасной упаковки, Системе торговли выбросами парниковых газов, внедрению Целей устойчивого развития в области охраны окружающей среды на территориях стран СНГ, а также в области развития рыбоводства (аквакультуры).

По итогам VII заседания МЭС государствами-участниками одобрен проект предварительной повестки дня VIII заседания Совета, которое планируется провести в октябре 2022 года в Российской Федерации, утвержден План работы МЭС на 2022–2023 годы.

Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым государством в лице его представителя в порядке русского алфавита названий государств – участников Соглашения, как правило, в течение одного года, если иное не будет установлено Советом.

Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями. В случае временного отсутствия председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей.

Решением 7-го заседания МЭС председательство в Совете перешло к Республике Казахстан. Председателем МЭС является Министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Брекешев Сериккали Амангалиевич.

Сопредседателями являются Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Худык Андрей Павлович и Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлов Александр Александрович.

Функции Секретариата Совета выполняют соответствующие подразделения Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан и Исполнительного комитета СНГ. Секретарь Совета – директор Департамента международного сотрудничества Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Куат Айгерим Куатовна.

Обязанности заместителя секретаря Совета возложены на советника департамента по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам Исполнительного комитета СНГ Самсонова Георгия Леонидовича.

 

4. Основные направления деятельности

Охрана окружающей среды, а вместе с ней и охрана здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов как элементы достижения устойчивого развития стран закреплены законодательно в нормативных актах различной юридической силы.

Совет в своей деятельности руководствуется созданной в рамках СНГ нормативной договорной базой многостороннего сотрудничества, которая в полной мере обеспечивает взаимодействие государств – участников МЭС по различным направлениям в области охраны окружающей среды и природопользования (приложение 2).

Основополагающим является Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2013 года.

В последнее время законотворческий процесс в области экологии весьма динамичен. Законодательство неуклонно эволюционирует в сторону устойчивого развития, являясь одним из наиболее эффективных инструментов в решении экологических и социально-экономических задач развития любого государства.

В рамках выполнения решений, принятых высшими органами Содружества, в соответствии с Дорожной картой по реализации инициатив, высказанных главами делегаций в ходе заседаний Совета глав государств (18.12.2020) и Совета министров иностранных дел СНГ (10.12.2020), одобренной 29 марта 2021 года на совместном заседании Совета постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, в План работы МЭС на 2022–2023 годы включены вопросы, связанные с изучением возможности сближения подходов и гармонизации национальных законодательств в области охраны окружающей среды, а также по обмену опытом о создании условий соответствующих инфраструктур для внедрения зеленых технологий.

Наряду с вышеперечисленными соглашениями подписан ряд двусторонних межправительственных, межведомственных соглашений и соответствующих планов, в рамках которых также осуществляется сотрудничество государств – участников МЭС (приложение 3).

На постоянной основе обеспечивается участие в Невском международном экологическом конгрессе, Международной научной конференции «Сахаровские чтения: экологические проблемы XXI века», заседаниях рабочих органов, созданных в рамках подписанных международных соглашений.

Регулярно проводятся:

заседания межправительственных комиссий по комплексному рассмотрению двусторонних вопросов государств – участников МЭС;

совместные заседания коллегий Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;

заседания совместных казахстанско-российской, казахстанско-узбекской комиссий по сотрудничеству в области охраны окружающей среды, по использованию и охране трансграничных рек.

Так, в рамках двусторонних соглашений по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов, совместному использованию и охране трансграничных вод (бассейны рек Западная Двина, Днепр, Иртыш, Ишим, Самур, Тобол, Урал) осуществляются разработка и проведение согласованных мероприятий в области использования, восстановления и охраны трансграничных водных объектов. Проводится оценка степени вредного воздействия хозяйственной деятельности на водные экосистемы рек на трансграничных территориях, применяются передовые технологии для предотвращения загрязнения водных ресурсов.

В рамках казахстанско-российских комиссий утверждены планы мероприятий по улучшению экосистемы бассейнов и предотвращению трансграничного загрязнения рек Урал и Иртыш на 2019–2020 годы.

Для обеспечения устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги и сохранения экосистемы Волго-Ахтубинской поймы в 2021 году осуществлены строительство и реконструкция 12 объектов водопропускных сооружений. Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги увеличилась до 779,4 км на площади 16,7 тыс. га.

По результатам заседаний казахстанско-узбекской комиссии осуществляются обмен перечнями приоритетных загрязняющих веществ, отбор проб воды реки Сырдарья для мониторинга качества воды.

В рамках Соглашения между Комитетом по охране окружающей среды при Правительстве Республики Таджикистан и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляется работа по охране и пространственному мониторингу экосистем снежного барса, а также реализация проекта «Развитие потенциала и передача технологий для улучшения генерирования и использования данных и информации для содействия проведению мониторинга окружающей среды в Центральной Азии». В соответствии с межведомственными соглашениями осуществляется сотрудничество с российским Научно-исследовательским институтом «Атмосфера» по вопросам мониторинга атмосферного воздуха, Институтом генетики и цитологии Академии наук Республики Беларусь по обмену опытом в вопросах биобезопасности и реализации Нагойского протокола к Конвенции о биологическом разнообразии.

В соответствии с национальным законодательством государств – участников МЭС на постоянной основе:

совершенствуется система государственного контроля (надзора) за состоянием окружающей среды;

принимаются меры для воспроизводства живых ресурсов, сохранения и восстановления биологического разнообразия, развивается сеть заповедников, заказников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий и природных комплексов, принимаются меры к минимизации хозяйственной и иной деятельности в прилегающих к ним зонах;

разрабатываются общие подходы и осуществляются согласованные мероприятия по восстановлению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, имеющих общие для государств – участников Соглашения ареалы.

В частности, в рамках Соглашения о создании трансграничного резервата «Алтай» Международным консультативным комитетом при Секретариате Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» одобрено создание трансграничного биосферного резервата «Большой Алтай» на базе Катунского биосферного заповедника (Российская Федерация) и Катон-Карагайского национального парка (Республика Казахстан). Утвержден План управления и первоочередных мероприятий Дилижанского национального парка (Республика Армения).

За счет создания в 2021 году в Российской Федерации двух особо охраняемых природных территорий – государственных природных заказников «Казантипский морской» и «Параськины озера», а также расширения территории государственного природного биосферного заповедника «Даурский» площадь федеральных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) увеличена на 0,057 млн га (прирост общей площади ООПТ с начала реализации проекта составил 4,64 млн га).

На основании трехстороннего Меморандума между природоохранными ведомствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана осуществляется сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий по защите и управлению объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань».

Развивается взаимодействие не только между природоохранными ведомствами государств – участников МЭС, но и по линии других стран и организаций, занимающихся вопросами охраны окружающей среды.

В ноябре 2021 года в Нур-Султане в онлайн-формате состоялась Международная конференция на тему «Развитие зеленых технологий и возобновляемых источников энергии в контексте низкоуглеродного развития». В ней приняли участие наряду с государствами – участниками МЭС представители из Азербайджана, Бангладеш, Индии, Иордании, Ирака, Ирана, Китая, Кыргызстана, Пакистана, Таиланда и Турции.

В декабре 2021 года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь провело Международную конференцию «Новые подходы и успешные практики в развитии экологического туризма на особо охраняемых природных территориях как вклад в достижение Целей устойчивого развития», в которой приняли участие представители государств – участников СНГ, а также Грузии, Германии, Эстонии. Конференция проводилась в рамках реализации проекта международной технической помощи «Развитие экологического туризма для содействия зеленому переходу к инклюзивному и устойчивому росту» в формате видеоконференции.

В рамках Страновой программы (Республика Казахстан) в области охраны окружающей среды совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития реализуется проект «Содействие развитию Стратегии зеленого роста и низких выбросов углерода в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии, анализ и поддержка политического диалога по ключевым элементам управления Концепции перехода к «зеленой экономике». Проект имеет своей целью повысить потенциал государственных органов Казахстана, ответственных за управление экологическим финансированием и государственными финансами, в части подготовки программы экологически ориентированных государственных инвестиций, с тем чтобы обеспечить ее достаточным бюджетом и привлечь международное финансирование для ее осуществления.

Целью казахстанской «Зеленой платформы» является организация межведомственной координации действий по зеленой экономике отечественных и международных заинтересованных сторон, в частности в реализации проектов по сохранению и восстановлению экосистем, рациональному использованию природных ресурсов за счет внедрения ресурсо-, водно-, энергосберегающих и альтернативных технологий.

В 2018 году на базе инфраструктуры и наследия Международной выставки «Астана ЭКСПО – 2017» Правительством Республики Казахстан создано НАО «Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов». Основным предметом деятельности Центра является содействие ускоренному переходу Казахстана к зеленой экономике путем продвижения технологий и лучших практик, развития бизнеса и инвестиций, укрепления международного сотрудничества в рамках Программы партнерства «Зеленый мост».

В рамках осуществления своей деятельности Центр взаимодействует с зарубежными партнерами, в том числе в рамках СНГ.

В ноябре 2020 года в Нур-Султане в целях создания эффективной коммуникативной площадки для открытого и конструктивного диалога по обсуждению вопросов зеленой экономики Центром проведена Международная конференция по вопросам зеленой экономики и перехода на принципы НДТ. В мероприятии приняли участие более 220 человек из 10 государств.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется национальный проект «Экология» (НП «Экология»). Члены Совета были подробно ознакомлены с его положениями на 5-м заседании МЭС в Ереване в сентябре 2019 года и проявили повышенный интерес к перспективам его реализации и внедрения подобных практик у себя в государствах. В состав НП «Экология» входят десять федеральных проектов, в их числе: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)», «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение лесов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

Данный проект направлен на достижение национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни». Ее достижение оценивается по таким показателям, как создание устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 % и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза; снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в 2 раза; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое. Одним из ключевых направлений проекта «Экология» в 2021 году стала ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, а также несанкционированных свалок в границах городов. Благодаря осуществленным мерам с начала реализации проекта удалось улучшить качество жизни более 7,5 млн человек.

В рамках развития экологического образования и воспитания населения, обеспечения гласности в вопросах экологии активно пропагандируется экотуризм. В этой связи с учетом особенностей национального законодательства приняты меры по вовлечению особо охраняемых территорий в экотуризм. На базе национальных парков формируются экотуристические кластеры.

В ходе выполнения Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ реализуется проект «Разработка экспертной системы реабилитации геологической среды, загрязненной нефтепродуктами, на основе принципов самоорганизации для территорий государств – участников СНГ».

Разрабатывается экономически рациональная стратегия формирования и использования фонда рекультивации земель, нарушенных горнорудной промышленностью.

Государства – участники МЭС активно сотрудничают в разработке межгосударственных и межправительственных договоров, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды.

Только за последние годы представители природоохранных ведомств во взаимодействии с другими заинтересованными органами отраслевого сотрудничества СНГ принимали участие в разработке и подготовке к подписанию Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ в горно-металлургической отрасли, Конвенции о сохранении агробиоразнообразия государств – участников СНГ, Плана мероприятий по реализации Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств – участников СНГ на 2021–2025 годы, Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года и др.

Государства – участники МЭС сотрудничают с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Комитетом по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Центром международного промышленного сотрудничества ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ и другими международными организациями.

Подписаны двусторонние договоры о сотрудничестве с природоохранными ведомствами стран Европейского союза.

Так, в рамках белорусско-польской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды осуществляется взаимодействие в области водных ресурсов, геологии, обращения с отходами, атмосферного воздуха и климата, а также по трансграничному объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО «Беловежская пуща».

Все страны – члены МЭС являются участниками международных конвенций как по линии ЮНЕП, так и по линии ЕЭК ООН и других международных организаций (Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенция о биологическом разнообразии, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных и др.).

В рамках взаимодействия с органами отраслевого сотрудничества СНГ в 2019 году подписано Соглашение о сотрудничестве между Межгосударственным экологическим советом государств – участников СНГ и Межгосударственным советом по гидрометеорологии СНГ, которым предусматривается взаимодействие сторон в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также стремление сторон к организации устойчивого сотрудничества между природоохранными ведомствами и национальными гидрометеорологическими службами государств – участников СНГ.

В 2020 году в целях реализации Соглашения о сотрудничестве между Электроэнергетическим Советом СНГ и Межгосударственным экологическим советом государств – участников СНГ от 22 декабря 2015 года подписан План совместных действий на период до 2023 года. Основными направлениями данного межотраслевого взаимодействия являются проведение согласованной политики и координация работы по охране окружающей среды, энергоэффективности и энергосбережению, возобновляемой энергетике в рамках СНГ, содействие формированию энергосберегающей межгосударственной политики.

Работа по развитию сотрудничества по природоохранной тематике между МЭС и другими интеграционными образованиями СНГ будет продолжена и в дальнейшем, что нашло свое отражение в Плане работы Совета на 2022–2023 годы.

Государства – участники МЭС особое внимание уделяют информационному освещению своей деятельности. Активная информационная работа, посвященная вопросам сохранения и рационального использования природных ресурсов, проводится на официальных сайтах природоохранных ведомств, в печатных и электронных средствах массовой информации.

По актуальным проблемам природопользования и охраны окружающей среды регулярно проводятся международные семинары, научно-практические конференции, круглые столы, выездные семинары, брифинги.

По мнению руководителей природоохранных ведомств государств – участников МЭС, проблемных вопросов в деятельности МЭС пока не усматривается.

В то же время стоит отметить, что последние заседания МЭС (в 2020 и 2021 годах) проводились дистанционно, в режиме видеоконференцсвязи, что было обусловлено сложной эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Подобный формат проведения заседаний выступил эффективной альтернативой очному формату и позволил продолжить обмен передовым опытом между государствами-участниками, обсуждение перспективных направлений взаимодействия, а также способствовал выработке совместных решений. Вместе с тем очное участие делегаций в заседаниях позволяет провести двусторонние переговоры (консультации) на полях МЭС, что в свою очередь способствует укреплению двустороннего взаимодействия между государствами – участниками Совета.

В настоящее время отсутствует необходимость внесения изменений в учредительные документы МЭС. Видится перспективной дальнейшая деятельность Совета по направлениям, представляющим взаимный интерес государств-участников, а также консолидация усилий государств – участников МЭС на площадках международных организаций и конвенций для отстаивания и защиты национальных интересов и интересов интеграционного сообщества.

Представляется необходимым продолжить обмен опытом в сфере смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, защиты окружающей среды, в том числе по выполнению определяемых на национальном уровне вкладов по сокращению выбросов парниковых газов в соответствии с международными обязательствами по Парижскому соглашению, что будет способствовать эффективности принимаемых мер, а также возможному осуществлению совместных проектов в сфере борьбы с изменением климата (в научной, образовательной и других областях).

Учитывая тот факт, что особое внимание международного сообщества в настоящее время сконцентрировано на вопросах предупреждения и сокращения воздействия пластиковой упаковки и отходов от такой упаковки на окружающую среду, то дальнейшее сотрудничество в данной области в рамках МЭС также является перспективным направлением.

Кроме того, государства – участники МЭС заинтересованы в продолжении изучения казахстанского опыта по работе Системы торговли выбросами парниковых газов.

Перспективными направлениями в деятельности МЭС являются консолидация усилий государств – участников СНГ в области трансграничного переноса вредных веществ, уменьшение негативного воздействия окружающей среды на здоровье человека, создание международных фондов для решения глобальных проблем экологического характера в области природопользования, разработка межгосударственных проектов в области охраны окружающей среды и получение грантов от международных организаций для их реализации, поддержание на территориях государств – участников СНГ биологического разнообразия флоры и фауны.

Для государств Содружества требует решения проблема достижения устойчивого, безопасного и бесконфликтного водопользования.

Таким образом, учитывая стоящие перед Советом задачи, основные усилия МЭС будут направлены на дальнейшее развитие сотрудничества природоохранных ведомств государств – участников СНГ в области:

гармонизации нормативных правовых документов по вопросам охраны окружающей среды;

дальнейшего развития систем экологического мониторинга;

обмена опытом по созданию информационного ресурса по распространению экологической информации;

выработки совместных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду и изменение климата;

обмена опытом и расширения сотрудничества в области экологического воспитания, просвещения и формирования экологической культуры.

Наша общая цель – снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду с позиций устойчивой динамики экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения. Это возможно на основе совместных подходов к решению задач экологического партнерства.

Проведение такой политики в области экологии обеспечит создание условий для сохранения природных экосистем, рационального природопользования и обмена информацией о состоянии окружающей среды.

 

Приложение 1

 

 

Члены Межгосударственного экологического совета

государств – участников Содружества Независимых Государств (МЭС)

 

Министр окружающей среды Республики Армения

СИМИДЯН Акоп Карапетович

 

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды

Республики Беларусь

ХУДЫК Андрей Павлович

 

Министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан 

БРЕКЕШЕВ Сериккали Амангалиевич, Председатель МЭС

 

Министр окружающей среды Республики Молдова

КАНТАРАРАЖИУ Юлиана

 

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации

КОЗЛОВ Александр Александрович

 

Председатель Комитета по охране окружающей среды

при Правительстве Республики Таджикистан

ШЕРАЛИЗОДА Баходур Ахмаджон

 

Приложение 2

 

Документы Содружества Независимых Государств,

регулирующие вопросы в сфере экологии и

охраны окружающей среды

 

1. Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств – участников Содружества Независимых Государств, Совет глав правительств СНГ от 31 мая 2013 года, г. Минск. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина).

2. Соглашение о книге редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - Красной книге государств – участников СНГ, Совет глав правительств СНГ от 23 июня 1995 года, г. Минск. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан).

3. Соглашение о контроле за транзитной перевозкой опасных и других отходов, Совет глав правительств СНГ от 12 апреля 1996 года, г. Москва. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан).

4. Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов, Совет глав правительств СНГ от 11 сентября 1998 года, г. Москва. (Подписали: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан).

5. Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды, Совет глав правительств СНГ от 11 сентября 1998 года, г. Москва. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан).

6. Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга, Совет глав правительств СНГ от 13 января 1999 года, г. Саратов. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан).

7. Соглашение о сотрудничестве в области подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам, Совет глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, г. Минск. (Подписали: Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина).

8. Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 года, Совет глав правительств СНГ от 3 июня 2005 года, г. Тбилиси. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация).

9. Решение о придании Учреждению образования «Международный государственный экологический университет имени А. Д. Сахарова» статуса базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по экологическому образованию, Совет глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года, г. Москва. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).

10. Протокол о внесении изменения в Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга от 13 января 1999 года, Совет глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года, г. Душанбе. (Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан).