Глава МИД РФ ответил на вопросы Национального информационного агентства «Ховар».
ВОПРОС: — Уважаемый Сергей Викторович! «Юбилей – хороший повод для того, чтобы подвести итоги пройденного пути, наметить планы на будущее. Есть что предъявить общественности наших государств», – так Вы начинали свою статью, опубликованную пять лет назад в «Российской Газете».
8 апреля исполнилось ровно 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. За эти годы между двумя государствами было подписано более 300 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений в политической, экономической, военно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах. Это значительная правовая база. Как Вы оцениваете состояние отношений между нашими странами на сегодняшний день?
ОТВЕТ: — Наши народы традиционно объединяют прочные узы, основанные на общей многовековой истории, на дружбе и взаимном доверии.
Не секрет, что взаимодействие в современном формате мы начали выстраивать в турбулентный период. Наша страна одной из первых признала независимость и суверенитет Таджикистана. Подписание Протокола об установлении дипломатических отношений 8 апреля 1992 г. вывело наше сотрудничество на принципиально новый уровень.
За прошедшие 30 лет проделана колоссальная работа по выстраиванию эффективной модели межгосударственного общения с опорой на общепризнанные нормы международного права. Сегодня российско-таджикистанские связи можно без преувеличения назвать примером подлинно стратегического партнерства и союзничества. Поступательно развивается политический диалог, прежде всего на высшем и высоком уровнях. Успешно продвигаются парламентские обмены. На регулярной основе проводятся Межпарламентский форум «Россия-Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» и конференции по межрегиональному сотрудничеству.
Общими усилиями сформирована и постоянно совершенствуется солидная нормативно-правовая база, охватывающая практически все области сотрудничества: около 200 межгосударственных и межправительственных соглашений, свыше 80 договоров и меморандумов на межрегиональном уровне.
Россия и Таджикистан – надежные торгово-инвестиционные партнеры. Особую роль в этой работе отводим двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Невзирая на объективные сложности, в 2021 г. взаимный товарооборот увеличился по сравнению с 2020 г. на 44,7 % и составил более 1,2 млрд долл. В январе-апреле 2022 г. был зафиксирован его рост на 15,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (до 408,8 млн долл.). Доля России во внешней торговле Таджикистана – свыше 21%.
В Таджикистане работает более 300 предприятий с российским участием. Общий объем накопленных инвестиций России в экономику Республики составляет 1,6 млрд долл. или 16% от общего объема поступивших в страну иностранных капиталовложений. Из них прямых – 0,8 млрд долл., или 17,7 % от общего объема прямых инвестиций.
Полноформатное сотрудничество развернуто на культурно-гуманитарном направлении. Безусловный «флагман» – сфера образования.
С учетом растущего спроса в Республике открыты филиалы российских вузов, ведется отбор кандидатов по квотам Правительства Российской Федерации на обучение в высших учебных заведениях России. 1 сентября с.г. главы двух государств выступили с видеообращением по случаю торжественной церемонии сдачи в эксплуатацию 5 новых школ с обучением на русском языке и по российским образовательным стандартам в городах Душанбе, Ходжент, Куляб, Бохтар и Турсунзаде. Успешно реализуется проект по направлению в Таджикистан педагогических работников из субъектов Российской Федерации.
Мы плотно взаимодействуем и координируем усилия по вопросам безопасности и обороны – как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних структур, расположенных на евразийском пространстве. Такое сопряжение усилий способствует поддержанию стабильности не только в Республике Таджикистан, но и во всей Центральной Азии.
Обоюдная заинтересованность наших стран в противодействии новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм, религиозный экстремизм и наркотрафик, объективно содействует выработке консолидированных подходов по основным проблемам региональной и международной повестки дня.
ВОПРОС: — Как бы Вы охарактеризовали отношения между главами наших государств – Эмомали Рахмоном и Владимиром Путиным?
ОТВЕТ: — Подчеркнуто дружеские и доверительные отношения глав наших государств – прочная основа и залог плодотворного развития двусторонних связей. Президенты Российской Федерации и Республики Таджикистан регулярно обмениваются визитами и посланиями, встречаются «на полях» многосторонних мероприятий, общаются по телефону.
В прошлом году по приглашению Президента В.В.Путина Президент Э.Ш.Рахмон присутствовал на Параде по случаю 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Принял участие в неформальном саммите стран-участников СНГ в декабре 2021 г. в Санкт-Петербурге и встрече глав государств-членов ОДКБ 16 мая 2022 г. в Москве. «На полях» этих мероприятий состоялись двусторонние встречи двух лидеров.
Во многом благодаря таким насыщенным личным контактам российско-таджикистанское стратегическое партнерство и союзничество развивается столь динамично и результативно. Доверительный диалог на высшем уровне позволяет оперативно решать насущные проблемы и находить взаимоприемлемые развязки по вопросам, представляющим взаимный интерес.
ВОПРОС: — За 30 лет своей независимости Республика Таджикистан под руководством Президента страны Эмомали Рахмона проделала огромную работу по установлению и расширению эффективного сотрудничества со странами мира, стала активным участником международных и региональных организаций, страна имеет положительное международное позиционирование. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные достижения внешней политики Таджикистана?
ОТВЕТ: — Конечно, лучше всего на этот вопрос мог бы, наверное, ответить мой таджикистанский коллега, Министр иностранных дел С.Мухриддин, ведь он касается как раз его, как мы говорим, «епархии», его компетенции. Ни в коем случае не претендуя на полноту и объективность оценок, от себя хотел бы отметить большой вклад таджикистанских друзей в деятельность таких многосторонних структур, как СНГ и ОДКБ. В 2018 г. и 2021 г., соответственно, Республика Таджикистан успешно завершила председательства в этих организациях.
Душанбе также с честью выполнил почетную миссию председательства в Шанхайской организации сотрудничества, совпавшую с юбилейной датой – 20-летием со дня ее создания. На высоком организационном уровне была проведена встреча глав государств-членов ШОС, на которой принята Душанбинская декларация. Документ закрепил цели и направления сотрудничества, важные для обеспечения коллективной безопасности в Центральной Азии.
Трудно переоценить личные усилия Президента Э.Ш.Рахмона – «дуайена» Центральноазиатской «пятерки» – в деле укрепления стабильности и обеспечения процветания как Таджикистана, так и всего региона в целом. Его богатейший опыт неизменно востребован в интересах поиска взаимоприемлемых компромиссов там, где, казалось бы, исчерпаны все возможности для политического преодоления разногласий.
ВОПРОС: — Таджикистан известен своими глобальными водными инициативами. Предложения нашей страны в рамках ООН неизменно находят поддержку России. С 6 по 9 июня с.г. в Душанбе состоялась Вторая международная конференция высокого уровня, посвященная Международному десятилетию действий «Вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы», в работе которой приняла участие высокопоставленная российская делегация. Какое значение Вы бы придали инициативам Таджикистана по бережному использованию водных ресурсов в мире?
ОТВЕТ: — Бережное отношение и рациональное использование природных, в том числе водных, ресурсов являются необходимыми условиями обеспечения устойчивого развития государств. Особую актуальность, с учетом ее чувствительности, данная проблематика представляет для стран Центральной Азии, в частности Республики Таджикистан.
Россия, обладающая крупнейшими запасами мировых водных ресурсов, осознает необходимость достижения глобальной ЦУР 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех». В этой связи мы активно содействуем реализации «водных» инициатив таджикистанской стороны, в том числе на площадке ООН.
Так, наша страна вошла в число соавторов продвигаемых Душанбе резолюций ГА ООН о проведении Международных десятилетий действий ООН «Вода для жизни» (2005-2015 гг.) и «Вода для устойчивого развития» (2018-2028 гг.), поддержала объявление 2025 г. Годом сохранения ледников. Российской стороной реализуются комплексные проекты в водно-экологической сфере в регионе ЦА по линии Программы развития ООН и Программы ООН по окружающей среде.
Рассматриваем состоявшееся в Душанбе в июне с.г. мероприятие высокого уровня по водной тематике как важный этап в преддверии глобальной Конференции ООН по среднесрочному комплексному обзору достижения целей Международного «водного» десятилетия (Нью-Йорк, 22-24 марта 2023 г.).
Выражаем готовность расширять эффективное взаимодействие с таджикистанскими партнерами в целях продвижения водной повестки на глобальном уровне.
ВОПРОС: — Вы принимали участие во всех трех министерских встречах соседних с Афганистаном стран, последняя из которых состоялась 31 марта в Китае. Таджикистан в очередной раз изложил свою позицию относительно основополагающих условий решения проблем безопасности в Афганистане: это формирование инклюзивного правительства с участием всех политических, этнических и социальных групп путем проведения всенародных выборов, а также гарантийное обеспечение прав человека. Как Вы считаете, есть ли какая-то надежда на выполнение этих условий?
ОТВЕТ: — Хотел бы отметить, что Россия присоединилась к формату стран-соседей Афганистана, созданному в сентябре 2021 г., со второго его заседания – в Иране в октябре 2021 г. Особенностью упомянутой Туньсийской встречи стало принятие инициативы по поддержке экономического восстановления Афганистана и практического взаимодействия с ним.
В нашем диалоге с новыми властями Афганистана призываем их к выполнению ранее взятых на себя обязательств – в первую очередь, по завершению процесса межафганского примирения и формированию подлинно инклюзивных структур власти с отражением интересов всех ключевых этнополитических сил страны, противодействию распространения терроризма и наркопреступности, обеспечению базовых правочеловеческих принципов. Все эти вопросы обсуждались в ходе визита в Кабул российской межведомственной делегации в конце марта с.г., а также моего двустороннего контакта в Туньси с и.о.Министра иностранных дел Афганистана.
Отмечаем предпринимаемые талибскими властями шаги по стабилизации военно-политической обстановки и борьбе с наркотрафиком. Однако в сложных социально-экономических условиях эти действия носят ограниченный характер.
Считаем, что за текущее плачевное состояние афганской экономики несут ответственность США и их союзники после своего провального 20-летнего присутствия в этой стране. Именно они должны взять на себя основные финансовые обязательства по послевоенной реконструкции Афганистана, а в качестве первого шага – «разморозить» заблокированные афганские авуары.
ВОПРОС: — Способны ли ОДКБ и другие объединения противостоять угрозам в случае эскалации ситуации?
ОТВЕТ: — Сейчас на повестке дня – и наращивание совместной работы с партнерами по ОДКБ, ШОС и другим механизмам, таким как расширенная «тройка» и Московский формат консультаций по Афганистану.
Что касается конкретно ОДКБ, то отмечаем ее значительный потенциал в вопросах поддержания региональной безопасности. В Организации есть единое понимание того, что тревожное положение в Афганистане требует консолидации общих усилий государств-членов в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков.
Проводим регулярное обсуждение афганской проблематики в рамках ОДКБ. В частности, комплекс возможных мер по нейтрализации угроз, исходящих с территории Афганистана, предметно обсуждался в ходе внеочередной сессии Совета коллективной безопасности в августе, а затем в ходе саммитов Организации в сентябре 2021 г. и в мае 2022 г. Главами государств поставлены конкретные задачи. Работа по ним активно ведется.
Попутно отмечу, что эффективность ОДКБ в полной мере проявилась в январе 2022 г. в ходе осуществления ее миротворческой миссии в Казахстане. Надежным гарантом стабильности и безопасности в центральноазиатском регионе остается дислоцированная в Таджикистане 201-я российская военная база. Она оснащена всеми необходимыми современными видами вооружений для содействия республике в контроле над ситуацией на границе. Россия также неоднократно подтверждала готовность принять в случае необходимости дополнительные меры в соответствии с духом российско-таджикистанского союзничества для недопущения агрессии или территориальных провокаций.
По предложению таджикистанских партнёров отрабатываются механизмы обеспечения защиты южных рубежей Организации, включая проведение совместных военных манёвров и оказание помощи Душанбе по укреплению участков таджикско-афганской границы.
В целом хотел бы отметить, что председательство Таджикистана в ОДКБ в 2020-2021 гг. внесло значительный вклад в наращивание потенциала Организации, прежде всего с точки зрения укрепления безопасности в Центральной Азии.
ВОПРОС: — Как бы Вы оценили перспективы развития таджикско-российских отношений? Есть ли в арсенале двух государств неиспользованные возможности и ресурсы?
ОТВЕТ: — Солидный багаж накопленных совместных достижений дает заслуженный повод для гордости. Вместе с тем, уверен, необходимо двигаться дальше. Ставить перед собой и решать всё более амбициозные задачи. Расширять и углублять двустороннее взаимодействие на основе прагматизма и взаимной выгоды.
Речь, в частности, идет о новых формах кооперации в военно-технической отрасли, модернизации экономик и промышленности, налаживании совместных производств технически сложной продукции, проработке совместных проектов в водно-энергетической сфере, развитии агропромышленного комплекса, наращивании связей в области медицины и биотехнологий, туристической отрасли и спорта. Выражаем готовность и далее уделять повышенное внимание социально-гуманитарной сфере – подготовке квалифицированных трудовых ресурсов, реализации совместных учебных и научных программ, повышению академической мобильности.
ВОПРОС: — Вы не раз посещали Таджикистан. Каким из самых ярких впечатлений от этих поездок в нашу страну Вы бы хотели поделиться?
ОТВЕТ: — По долгу службы неоднократно посещал дружественный Таджикистан. Восхищаюсь красотой здешней природы. С теплотой вспоминаю каждый свой приезд в вашу гостеприимную страну.