Гуманитарные связи между Россией и государствами Центральной Азии являются важным фактором межгосударственного сотрудничества. За 30 лет с момента установления дипотношений были реализованы и сегодня успешно реализуются самые разные и масштабные проекты по выстраиванию современной модели взаимовыгодного партнёрства. В том числе с целью ответа на вызовы современного миропорядка.
С одной стороны, это пандемия, которая внесла существенные коррективы не только в политики государств, но и в социальные коммуникации между странами. Какие-то мероприятия пришлось переносить онлайн, какие-то отменять. И, вообще, с пандемией история, к сожалению, до сих пор ещё не закрыта.
С другой стороны, санкции и другие ограничители со стороны Запада, ориентированные на дезинтеграцию любого сотрудничества на постсоветском пространстве.
Эти вызовы нам всем понятны, они объяснимы, но, в тоже время, они не способны нанести существенный урон отношениям между Россией и Центральной Азией. Хотя учитывать их тоже необходимо. И работать с каждой проблемой отдельно.
Важнее здесь, наверное, другое.
Сама гуманитарная сфера сотрудничества имеет уникальную сторону. И здесь необходимо выделить три аспекта, которые отличают гуманитарную сферу от политической или даже экономической.
Во-первых, она прямо или косвенно влияет на взаимное восприятие политических, экономических процессов, которые происходят в наших странах и в мире в целом. Во-вторых, способна воздействовать на перспективы решения самых разных проблем. Опять же через восприятие ситуации, сложившиеся социальные коммуникации и гуманитарные контакты. В-третьих, позволяет распространять те или иные модели социального взаимодействия, поведения, воспроизводить и тиражировать ценности, идеи и даже смыслы.
По-сути гуманитарная сфера сегодня является сердцевиной и, одновременно, двигателем международных отношений.
В тоже время, мы наблюдаем за тем, что в современном мире страны осуществляют огромное количество гуманитарных проектов, но не все из них имеют значимый эффект для укрепления межгосударственного сотрудничества. И дело даже не в количестве реализованных проектов, а в том какую социальную самоотдачу они несут.
Наверное, основным мерилом в этом вопросе является вовлечённость людей в гуманитарные проекты, их оценка и ожидания от них.
И для этого необходимо, наверное, уже говорить про некую систему оценки социальной эффективности гуманитарного сотрудничества в интересах межгосударственного взаимодействия. Она может быть экспертной, аналитической, общественной. Но самое главное, чтобы была понятной и конкретной.
2023-й год в странах СНГ объявлен Годом русского языка как языка межнационального общения. Под эгидой СНГ создана международная организация по продвижению русского языка. Такое решение, как известно, приняли участники саммита глав государств СНГ в Астане. И возможно на базе этой организации как раз то и уместно вводить такую систему оценки.
В целом, русский язык – это особый интеграционный механизм двухстороннего и многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве.
Русский язык может стать тем самым системообразующим фактором гуманитарного сотрудничества стран Содружества. И начинать нужно с России и Центральной Азии. С Казахстана, Кыргызстана - где уровень владения русским языком наиболее высокий.
При этом речь не идёт о геополитики русского языка, т.е. его внешнеполитическом лоббировании. А скорее о его евразийской миссии в гуманитарной сфере сотрудничества. Это не одно и тоже.
За эти 30 лет проявилась некая взаимосвязь между положением русского языка в странах СНГ и их включённостью в интеграционные проекты с Россией.
В Казахстане и Кыргызстане русский язык сохраняет статус официального языка, в том числе, за счёт стратегического партнёрства с Россией по нескольким интеграционным проектам (Евразийский экономический союз, Организация договора о коллективной безопасности).
В самом обобщённом виде можно выделить три сценария развития русского языка в Центральной Азии.
Первый сценарий связан с укреплением позиций русского языка и неуклонным ростом его коммуникационных возможностей.
Второй сценарий представляет собой постепенное, противоречивое развитие русского языка, направление которого будет зависеть от соотношения субъективных и объективных факторов.
Третий сценарий состоит в том, что русский язык фактически утратит значимость и проиграет конкуренцию другим языкам в регионе.
Поддержка русского языка исключительно через экономические преференции и развитие русскоязычной образовательной инфраструктуры, безусловно, являются важными составляющими современных отношений между постсоветскими государствами, но в то же время не выступают гарантом его сохранности. В этой связи необходима не только экономическая подпитка государств, но и идейная гуманитарная конструкция, обосновывающая значимость русского языка в Центральной Азии, СНГ основанная на современном понимании мироустройства.