Общие положения
На основании приглашения Российской Федерации Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляет мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации (далее – выборы), назначенных на 17 марта 2024 года Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания № 678-СФ от 7 декабря 2023 года.
В целях создания дополнительных возможностей для реализации избирательных прав граждан Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – Центральная комиссия, ЦИК) приняла решение о проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд – 15, 16 и 17 марта 2024 года.
Миссия приступила к работе 19 февраля 2024 года, действует свободно и независимо, руководствуясь законодательством Российской Федерации, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.
В составе Миссии аккредитованы 194 наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет СНГ. Координирует их деятельность Штаб Миссии, расположенный в городе Москве. На долгосрочной основе работают 7 наблюдателей.
В соответствии с действующей в СНГ процедурой Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру заместителя Генерального секретаря СНГ И. Нематова.
В рамках долгосрочного мониторинга выборов наблюдатели от СНГ встретились с Председателем Центральной комиссии Э. Памфиловой, статс-секретарем – заместителем Министра иностранных дел РФ Е. Ивановым, руководством Министерства внутренних дел РФ, Генеральной прокуратуры РФ, с кандидатом на должность Президента Н. Харитоновым, с сопредседателем центрального избирательного штаба кандидата на должность Президента В. Путина М. Лысенко, посетили Московскую городскую избирательную комиссию, а также территориальные и участковые избирательные комиссии во Владимирской и Калужской областях.
Миссия работает открыто и гласно. Штабом Миссии выпускаются информационные сообщения о ходе наблюдения за подготовкой выборов, представители Миссии дают интервью представителям средств массовой информации.
Законодательная база для проведения выборов
Выборы проводятся на основе положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон о гарантиях избирательных прав), Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Закон о выборах), иных законодательных актов, а также документов Центральной комиссии, разъясняющих отдельные процедуры подготовки и проведения выборов.
Эксперты Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ завершают анализ избирательного законодательства Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 8 статьи 24 Закона о выборах, Миссия изложит свое мнение об избирательном законодательстве Российской Федерации после проведения выборов в итоговом документе.
Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам
Подготовку и проведение выборов осуществляют Центральная комиссия, 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 2 910 территориальных избирательных комиссий (далее – территориальные комиссии, ТИК) и более 94 тысяч участковых избирательных комиссий (далее – участковые комиссии, УИК).
Центральная комиссия состоит из 15 членов, 5 назначаются Президентом Российской Федерации, 5 – Государственной Думой Федерального Собрания, 5 – Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Действующий состав ЦИК сформирован в марте 2021 года.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в составе 10–14 членов законодательным органом государственной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на паритетной основе.
Территориальные комиссии формируются в составе 5–14 членов избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Участковые комиссии формируются ТИК. Количество их членов определяется в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка:
до 1 001 избирателя – 3–9 членов;
от 1 001 до 2 001 избирателя – 7–12 членов;
более 2 000 избирателей – 7–16 членов.
Срок полномочий избирательных комиссий всех уровней – 5 лет.
Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий и иных общественных объединений. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов комиссий.
Каждый кандидат со дня представления документов для регистрации в Центральную комиссию вправе назначить одного члена ЦИК с правом совещательного голоса, а после регистрации – по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
Постановлением ЦИК 8 декабря 2023 года утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации. Кроме того, принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.
Заседания Центральной комиссии проводятся на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения вопросов повестки дня и транслируются на сайте ЦИК в онлайн-режиме.
В рамках подготовки членов избирательных комиссий к выборам Центральная комиссия совместно с Российским центром обучения избирательным технологиям (далее – РЦОИТ) во взаимодействии с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации разработали учебно-методические материалы для членов ТИК и УИК в формате практикумов, темы которых отобраны исходя из особенностей деятельности избирательных комиссий на отдельных этапах электоральной кампании. Материалы практикумов размещены на сайте РЦОИТ в разделе «Обучение».
Проверка знаний организаторов выборов проводится с использованием систем электронного тестирования, разработанных к типовым учебным программам для членов ТИК и УИК. В случае успешного прохождения тестирования обучающиеся получают соответствующие сертификаты.
ЦИК подготовила «Памятку членам участковой избирательной комиссии по взаимодействию с наблюдателями и представителями средств массовой информации», а также памятки для отдельных участников избирательного процесса (представителей СМИ, сотрудников полиции, наблюдателей, волонтеров), 6 типов информационных плакатов для размещения на избирательных участках, ряд обучающих видеороликов.
Все учебные и информационные материалы доступны в телеграм-канале «Электорий» и ютуб-канале «Просто о выборах».
Наблюдатели от СНГ при посещении в рамках долгосрочного мониторинга территориальных и участковых комиссий отмечают профессионализм их членов, обеспеченность комиссий средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой.
Списки избирателей
В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка.
Списки составляются ТИК отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, предоставляемых главами местных администраций.
Территориальные комиссии за 10 дней до дня голосования (6 марта 2024 года) передали списки избирателей по акту в участковые комиссии.
С 6 по 14 марта 2024 года УИК представляют списки избирателей гражданам для ознакомления и дополнительного уточнения. Каждый избиратель может обратиться в участковую комиссию с заявлением в связи с невключением его в список, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. Решение УИК об отклонении такого заявления может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией в список избирателей на основании паспорта, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.
Избиратели, не имеющие возможности проголосовать по месту постоянного проживания, могут воспользоваться механизмом «Мобильный избиратель» и подать заявление о внесении их в списки по месту фактического нахождения в день голосования.
Такое заявление может быть подано в любую ТИК, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в электронном виде – через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в период с 29 января по 11 марта 2024 года, а также в любую УИК – с 6 по 11 марта 2024 года.
Избиратели, подавшие заявления, исключаются участковыми комиссиями из списка избирателей по месту своего жительства и включаются в список по месту нахождения.
На сайте Центральной комиссии граждане могут проверить наличие в списках избирателей, а также получить информацию о результатах обработки заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения.
По данным Центральной комиссии, количество избирателей в списках составляет свыше 114 млн 212 тысяч человек.
Выдвижение и регистрация кандидатов
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет.
В соответствии с Законом о выборах кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения путем создания группы избирателей в количестве не менее 500 граждан.
Кандидаты от политических партий выдвигаются их высшими органами (съездами).
Кандидатам от партий, которые не представлены в Государственной Думе, требуется собрать в поддержку выдвинутого ими кандидата не менее 100 000 подписей избирателей, причем от каждого субъекта Российской Федерации – не более 2 500 подписей.
Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, представленной в Государственной Думе, осуществляется без сбора подписей избирателей. Также без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов законодательных органов не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.
Кандидатам, выдвигаемым в порядке самовыдвижения, для регистрации необходимо собрать не менее 300 000 подписей избирателей, причем от каждого субъекта Российской Федерации – не более 7 500 подписей.
В ЦИК поступили уведомления о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов на должность Президента, от 33 субъектов выдвижения: от 9 политических партий и 24 групп избирателей, созданных в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Фактически было проведено 9 съездов политических партий и 6 собраний групп избирателей.
Центральная комиссия установила нарушения требований Закона о выборах при проведении съезда 1 политической партии и собраний 3 групп избирателей, что явилось препятствием для регистрации их кандидатов.
Прием документов, в том числе подписных листов, необходимых для регистрации кандидатов на должность Президента, завершился 31 января 2024 года. К этому сроку 2 кандидата подали заявления о снятии своих кандидатур, 1 кандидат не предоставил в ЦИК документы по итогам сбора подписей.
По результатам проверки подписных листов было установлено, что 2 кандидата не смогли собрать требуемое количество подписей, а в представленных другими 2 кандидатами документах процент выявленных недействительных подписей превысил допустимый.
Центральная комиссия зарегистрировала в качестве кандидатов на должность Президента Российской Федерации 4 кандидатов:
В. Даванкова, выдвинутого Партией «НОВЫЕ ЛЮДИ»;
В. Путина, выдвинутого в порядке самовыдвижения;
Л. Слуцкого, выдвинутого партией «ЛДПР – Либерально-демократическая партия России»;
Н. Харитонова, выдвинутого Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ).
Предвыборная агитация и информирование избирателей
В соответствии с Законом о выборах предвыборная агитация может проводиться:
на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
иными не запрещенными законом методами.
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится с 17 февраля 2024 года до ноля часов по местному времени 15 марта 2024 года.
Центральная комиссия провела жеребьевки по определению дат и времени выхода в эфир на безвозмездной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, политических партий, совместных агитационных мероприятий на каналах общероссийских государственных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а также дат, мест на полосе и иных условий публикации на безвозмездной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, политических партий в общероссийских государственных периодических печатных изданиях.
Каждый из пяти государственных телевизионных каналов (АО «Первый канал», телеканал «Россия» (Россия-1), российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24), АО «ТВ Центр», АНО «ОТВР») и трех радиоканалов («Радио России», «Маяк», «Вести ФМ») безвозмездно предоставил один час эфирного времени в рабочие дни для проведения зарегистрированными кандидатами и выдвинувшими их политическими партиями предвыборной агитации. В общей сложности для всех кандидатов предоставлено 56 часов эфирного времени (35 часов на телевидении и 21 час на радио).
Бесплатная печатная площадь для публикации предвыборных агитационных материалов предоставлена зарегистрированным кандидатам и выдвинувшим их политическим партиям в 13 общероссийских государственных периодических печатных изданиях.
Для ведения предвыборной агитации кандидаты могут на равных условиях приобретать платные эфирное время и печатную площадь за счет средств своих избирательных фондов.
В целях реализации полномочий Центральной комиссии по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации при проведении избирательной кампании при ЦИК образована Рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.
Органами местного самоуправления на территории каждого избирательного участка выделены и оборудованы специальные места для размещения печатных агитационных материалов. Агитационные материалы также размещаются на рекламных щитах, баннерах, других средствах наружной рекламы.
Кандидаты, их доверенные лица, представители политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, осуществляют предвыборную агитацию через СМИ путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, проведения публичных предвыборных мероприятий, личных встреч с избирателями. Значительная часть агитационной работы ведется через различные интернет-платформы, социальные сети, другие информационно-коммуникативные средства.
Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечивают всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.
Центральная комиссия утвердила Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов.
Предвыборную кампанию активно освещают государственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания.
На интернет-сайте Центральной комиссии оперативно размещаются новости о деятельности ЦИК, представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к выборам. Для более полного информирования избирателей используются официальные аккаунты ЦИК в социальных сетях.
С 17 февраля по 7 марта 2024 года избирательные комиссии 88 субъектов Российской Федерации провели адресное информирование и оповещение избирателей о сроках, времени и местах, а также формах голосования на выборах в рамках проекта «ИнформУИК». При проведении подомового (поквартирного) обхода использовалось специальное мобильное приложение, что помогло уточнить списки избирателей, данные о числе избирателей, которым требуется помощь волонтеров в дни голосования, организовать голосование на дому, выявить потребность в прикреплении к избирательному участку по месту нахождения.
Центральная комиссия подготовила информационные и мотивационные видео- и аудиоролики для трансляции в теле- и радиоэфире, а также в сети Интернет, динамические заставки о дате выборов для телетрансляций и мультимедийных информационных площадей, комплекты плакатов и листовок для использования в наружной рекламе.
С 7 декабря 2023 года работает Информационно-справочный центр ЦИК России, где по телефонам «горячей линии» можно получить сведения о ходе избирательной кампании, а также консультации об избирательном законодательстве, запросить сведения об адресах, номерах телефонов, графике и режиме работы избирательных комиссий, пунктов приема заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения и помещений для голосования.
Жалобы и заявления
Штаб Миссии обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой проинформировать о результатах рассмотрения поступивших к ним обращений граждан, связанных с нарушениями в ходе избирательной кампании. После изучения и обобщения поступивших ответов соответствующая информация будет изложена в итоговом заявлении Миссии.
***
Свои окончательные выводы и оценки по результатам мониторинга избирательной кампании в Российской Федерации Миссия изложит в итоговом документе после проведения выборов.