Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств

Заявление Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств по результатам наблюдения за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации

Общие положения

На основании приглашения Российской Федерации Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств (далее – Миссия) осуществляла мониторинг подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 17 марта 2024 года Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания № 678-СФ от 7 декабря 2023 года (далее – выборы).

В целях создания дополнительных возможностей для реализации избирательных прав граждан Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – Центральная комиссия, ЦИК) приняла решение о проведении голосования на выборах в течение нескольких дней подряд – 15, 16 и 17 марта 2024 года.

Миссия приступила к работе 19 февраля 2024 года, действовала свободно и независимо, руководствуясь законодательством Российской Федерации, документами, принятыми в рамках Содружества, не вмешиваясь в ход избирательного процесса и во внутренние дела государства.

В составе Миссии были аккредитованы 194 наблюдателя, представляющих Азербайджанскую Республику, Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан, Межпарламентскую Ассамблею государств – участников СНГ, Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Парламентскую Ассамблею ОДКБ, Постоянный Комитет Союзного государства, Исполнительный комитет СНГ. Координировал их деятельность Штаб Миссии, располагавшийся в городе Москве. На долгосрочной основе работали 7 наблюдателей.

В соответствии с действующей в СНГ процедурой Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества согласовал в качестве Главы Миссии кандидатуру заместителя Генерального секретаря СНГ И. Нематова.

В рамках долгосрочного мониторинга выборов наблюдатели от СНГ встретились с Председателем Центральной избирательной комиссии Э. Памфиловой, статс-секретарем – заместителем Министра иностранных дел РФ Е. Ивановым, руководством Верховного Суда, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с кандидатами на должность Президента В. Даванковым, Л. Слуцким, Н. Харитоновым, с сопредседателем центрального избирательного штаба кандидата на должность Президента В. Путина М. Лысенко, посетили Московскую городскую избирательную комиссию, территориальные и участковые избирательные комиссии во Владимирской, Калужской, Московской и Рязанской областях, а также в городе Москве.

В рамках мониторинга выборов Глава Миссии СНГ И. Нематов провел встречу с Главой Миссии Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мином.

Работа Миссии была открытой и гласной. Штабом Миссии были выпущены информационные сообщения и промежуточный отчет о ходе наблюдения за подготовкой и проведением выборов, даны интервью представителям средств массовой информации.

Миссия отмечает, что международным наблюдателям были созданы необходимые условия для деятельности.

Законодательная база для проведения выборов

Правовой основой для проведения выборов являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон о гарантиях избирательных прав), Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Закон о выборах), иные законодательные акты, а также документы Центральной комиссии, разъясняющие отдельные процедуры организации избирательной кампании.

В избирательное законодательство после проведения предыдущих президентских выборов были внесены изменения, основные из которых это:

установление возможности на выборах Президента Российской Федерации дистанционного электронного голосования и проведения голосования в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней;

уточнение требований к кандидатам на должность Президента;

закрепление права избирателей на голосование на дому не только по причине состояния здоровья или наличия у него инвалидности, но и в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования.

Эксперты Штаба Миссии и Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ провели анализ избирательного законодательства Российской Федерации и отмечают, что оно содержит положения об обеспечении избирательных прав и свобод граждан, организации выборов независимыми избирательными органами на основе всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, при наличии механизмов защиты избирательных прав граждан и разрешения электоральных споров.

По мнению Миссии, избирательное законодательство Российской Федерации отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права и является достаточной правовой основой для свободного и демократического проведения выборов.

Система избирательных комиссий и их деятельность по подготовке к выборам

Подготовку и проведение выборов осуществляли Центральная комиссия, 89 избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, 2 910 территориальных избирательных комиссий (далее – территориальные комиссии, ТИК) и более 94 тысяч участковых избирательных комиссий (далее – участковые комиссии, УИК), в том числе 295 – за рубежом.

Центральная комиссия состоит из 15 членов, 5 назначаются Президентом Российской Федерации, 5 – Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, 5 – Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Действующий состав ЦИК сформирован в марте 2021 года.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в составе 10–14 членов законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на паритетной основе.

Территориальные комиссии формируются в составе 5–14 членов избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

Участковые комиссии формируются ТИК. Количество их членов определяется в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка:

до 1 001 избирателя – 3–9 членов;

от 1 001 до 2 001 избирателя – 7–12 членов;

более 2 000 избирателей – 7–6 членов.

Срок полномочий избирательных комиссий всех уровней – 5 лет.

Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий и иных общественных объединений. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более половины от общего числа членов комиссий.

Каждый кандидат со дня представления документов для регистрации в Центральную комиссию был вправе назначить одного члена ЦИК с правом совещательного голоса, а после регистрации – по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

Миссия отмечает, что Центральная комиссия вела работу по организации избирательной кампании системно и планомерно.

Постановлением ЦИК 8 декабря 2023 года был утвержден Календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации. Кроме того, был принят ряд постановлений, детализирующих отдельные положения избирательного законодательства.

Заседания Центральной комиссии проводились на основе коллегиальности, свободного и открытого обсуждения вопросов повестки дня и транслировались на сайте ЦИК в онлайн-режиме.

В рамках подготовки членов избирательных комиссий к выборам Центральная комиссия совместно с Российским центром обучения избирательным технологиям (далее – РЦОИТ) во взаимодействии с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации разработали учебно-методические материалы для членов ТИК и УИК в формате практикумов, темы которых были отобраны исходя из особенностей деятельности избирательных комиссий на отдельных этапах электоральной кампании. Материалы практикумов были размещены на сайте РЦОИТ в разделе «Обучение».

Проверка знаний организаторов выборов проводилась с использованием систем электронного тестирования, разработанных к типовым учебным программам для членов ТИК и УИК. В случае успешного прохождения тестирования обучающиеся получали соответствующие сертификаты.

ЦИК подготовила «Памятку членам участковой избирательной комиссии по взаимодействию с наблюдателями и представителями средств массовой информации», а также памятки для отдельных участников избирательного процесса (представителей СМИ, сотрудников полиции, наблюдателей, волонтеров), 6 типов информационных плакатов для размещения на избирательных участках, ряд обучающих видеороликов.

Все учебные и информационные материалы были доступны в телеграм-канале «Электорий» и ютуб-канале «Просто о выборах».

Наблюдатели от СНГ при посещении в рамках долгосрочного мониторинга территориальных и участковых комиссий отмечали профессионализм их членов, обеспеченность комиссий средствами связи, оргтехникой, необходимым для организации голосования оборудованием, правовой и методической литературой.

По мнению наблюдателей от СНГ, Центральная и нижестоящие комиссии предприняли необходимые меры для надлежащей подготовки и проведения выборов в соответствии с требованиями законодательства.

Списки избирателей

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения места его жительства на территории этого участка.

Списки составляются ТИК отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 11 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, предоставляемых главами местных администраций.

Территориальные комиссии за 10 дней до дня голосования (6 марта 2024 года) передали списки избирателей по акту в участковые комиссии.

С 6 по 14 марта 2024 года УИК представляют списки избирателей гражданам для ознакомления и дополнительного уточнения. Каждый избиратель мог обратиться в участковую комиссию с заявлением в связи с невключением его в список, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем. Решение УИК об отклонении такого заявления могло быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или суд.

Граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включались участковой комиссией в список избирателей на основании паспорта, а при необходимости и документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка.

Избиратели, не имевшие возможности проголосовать по месту постоянного проживания, могли воспользоваться механизмом «Мобильный избиратель» и подать заявление о внесении их в списки по месту фактического нахождения в день голосования.

Такое заявление могло быть подано в любую ТИК, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в электронном виде через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в период с 29 января по 11 марта 2024 года, а также в любую УИК с 6 по 11 марта 2024 года.

Избиратели, подавшие заявления, исключались участковыми комиссиями из списка избирателей по месту своего жительства и включались в список по месту нахождения.

По информации ЦИК, было подано 5 195 348 заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения.

На сайте Центральной комиссии граждане могли проверить их наличие в списках избирателей, а также получить информацию о результатах обработки заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения.

По данным Центральной комиссии, количество избирателей составило свыше 114 млн 212 тысяч человек.

Миссия cчитает, что процедура составления и уточнения списков избирателей прошла в соответствии с законодательством Российской Федерации, что способствовало реализации конституционного права граждан на участие в выборах.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

В соответствии с Законом о выборах кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения путем создания группы избирателей в количестве не менее 500 граждан.

Кандидаты от политических партий выдвигаются их высшими органами (съездами).

Кандидатам от партий, которые не представлены в Государственной Думе, требуется собрать в поддержку выдвинутого ими кандидата не менее 100 000 подписей избирателей, причем от каждого субъекта Российской Федерации – не более 2 500 подписей.

Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, представленной в Государственной Думе, осуществляется без сбора подписей избирателей. Также без сбора подписей избирателей осуществляется регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов законодательных органов не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации.

Кандидатам, выдвигаемым в порядке самовыдвижения, для регистрации необходимо собрать не менее 300 000 подписей избирателей, причем от каждого субъекта Российской Федерации – не более 7 500 подписей.

В ЦИК поступили уведомления о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов на должность Президента, от 33 субъектов выдвижения: от 9 политических партий и 24 групп избирателей, созданных в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Фактически было проведено 9 съездов политических партий и 6 собраний групп избирателей.

Центральная комиссия установила нарушения требований Закона о выборах при проведении съезда 1 политической партии и собраний 3 групп избирателей, что явилось препятствием для регистрации их кандидатов.

Прием документов, в том числе подписных листов, необходимых для регистрации кандидатов на должность Президента, завершился 31 января 2024 года. К этому сроку 2 кандидата подали заявления о снятии своих кандидатур, 1 кандидат не предоставил в ЦИК документы по итогам сбора подписей.

По результатам проверки подписных листов было установлено, что 2 кандидата не смогли собрать требуемое количество подписей, а в представленных другими 2 кандидатами документах процент выявленных недействительных подписей превысил допустимый.

Центральная комиссия зарегистрировала в качестве кандидатов на должность Президента Российской Федерации 4 кандидатов:

В. Даванкова, выдвинутого Партией «НОВЫЕ ЛЮДИ»;

В. Путина, выдвинутого в порядке самовыдвижения;

Л. Слуцкого, выдвинутого партией «ЛДПР – Либерально-демократическая партия России»;

Н. Харитонова, выдвинутого Коммунистической партией Российской Федерации (КПРФ).

По мнению Миссии, выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации. Участие в избирательной кампании 4 претендентов обеспечило ее проведение на условиях состязательности.

Предвыборная агитация и информирование избирателей

В соответствии с Законом о выборах предвыборная агитация может проводиться:

на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;

посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

иными не запрещенными законом методами.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводилась с 17 февраля 2024 года до ноля часов по местному времени 15 марта 2024 года.

Центральная комиссия провела жеребьевки по определению дат и времени выхода в эфир на безвозмездной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, политических партий, совместных агитационных мероприятий на каналах общероссийских государственных организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, а также дат, мест на полосе и иных условий публикации на безвозмездной основе предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, политических партий в общероссийских государственных периодических печатных изданиях.

Каждый из пяти государственных телевизионных каналов (АО «Первый канал», телеканал «Россия» (Россия-1), российский информационный канал «Россия-24» (Россия-24), АО «ТВ Центр», АНО «ОТВР») и трех радиоканалов («Радио России», «Маяк», «Вести ФМ») безвозмездно предоставил один час эфирного времени в рабочие дни для проведения зарегистрированными кандидатами и выдвинувшими их политическими партиями предвыборной агитации. В общей сложности для всех кандидатов было предоставлено 56 часов эфирного времени (35 часов на телевидении и 21 час на радио).

Бесплатная печатная площадь для публикации предвыборных агитационных материалов была предоставлена зарегистрированным кандидатам и выдвинувшим их политическим партиям в 13 общероссийских государственных периодических печатных изданиях.

Для ведения предвыборной агитации кандидаты могли на равных условиях приобретать платные эфирное время и печатную площадь за счет средств своих избирательных фондов.

В целях реализации полномочий Центральной комиссии по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации при проведении избирательной кампании при ЦИК была образована Рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.

Органами местного самоуправления на территории каждого избирательного участка были выделены и оборудованы специальные места для размещения печатных агитационных материалов. Агитационные материалы также размещались на рекламных щитах, баннерах, других средствах наружной рекламы.

По мнению Миссии, агитационная кампания проходила спокойно и организованно. Кандидаты, их доверенные лица, представители политических партий, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, беспрепятственно осуществляли предвыборную агитацию через СМИ, путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, проведения публичных предвыборных мероприятий, личных встреч с избирателями. Значительная часть агитационной работы велась через различные интернет-платформы, социальные сети, другие информационно-коммуникативные средства.

По информации ЦИК, нарушений порядка проведения предвыборной агитации со стороны кандидатов на должность Президента зафиксировано не было.

Избирательные комиссии всех уровней, средства массовой информации обеспечили всестороннее информационное сопровождение избирательной кампании.

Центральная комиссия утвердила Комплекс мер по обеспечению информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах на должность Президента Российской Федерации, о политических партиях, выдвинувших кандидатов.

Предвыборную кампанию активно освещали государственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания.

На интернет-сайте Центральной комиссии оперативно размещались новости о деятельности ЦИК, была представлена необходимая нормативно-правовая и статистическая информация, относящаяся к выборам. Для более полного информирования избирателей использовались официальные аккаунты ЦИК в социальных сетях.

С 17 февраля по 7 марта 2024 года избирательные комиссии в 88 субъектах Российской Федерации провели адресное информирование и оповещение избирателей о сроках, времени и местах, а также формах голосования на выборах в рамках проекта «ИнформУИК». При проведении подомового (поквартирного) обхода использовалось специальное мобильное приложение, что помогло уточнить списки избирателей, данные о числе избирателей, которым требуется помощь волонтеров в дни голосования, организовать голосование на дому, выявить потребность в прикреплении к избирательному участку по месту нахождения.

Центральная комиссия подготовила информационные и мотивационные видео- и аудиоролики для трансляции в теле- и радиоэфире, а также в сети Интернет, динамические заставки о дате выборов для телетрансляций и мультимедийных информационных площадей, комплекты плакатов и листовок для использования в наружной рекламе.

С 7 декабря 2023 года работал Информационно-справочный центр ЦИК России, где по телефонам «горячей линии» можно было получить сведения о ходе избирательной кампании, а также консультации об избирательном законодательстве, запросить сведения об адресах, номерах телефонов, графике и режиме работы избирательных комиссий, пунктов приема заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения и помещений для голосования.

Жалобы и заявления

Штаб Миссии в рамках мониторинга избирательной кампании обратился в Центральную комиссию, Генеральную прокуратуру, Верховный Суд и Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой проинформировать о случаях поступления обращений граждан, связанных с нарушениями избирательного законодательства и результатах их рассмотрения.

Центральная комиссия сообщила, что с начала избирательной кампании поступило 9 591 обращение, из которых только 351 содержало реальные сведения о потенциальных нарушениях. Все они были рассмотрены в установленном порядке.

В органы прокуратуры поступило 323 обращения граждан о возможных нарушениях избирательного законодательства, которые для рассмотрения и дачи ответа направлены по подведомственности в избирательные комиссии и органы внутренних дел.

Верховным Судом рассмотрено 9 жалоб, во всех случаях требования заявителей были оставлены без удовлетворения.

По сообщению МВД, территориальными органами внутренних дел возбуждено 5 уголовных дел и составлено 45 протоколов об административных правонарушениях, связанных с выборами.

Миссия констатирует, что рассмотрение жалоб и обращений осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наблюдение за голосованием и подсчетом голосов избирателей

В соответствии с Законом о выборах с 25 февраля по 14 марта 2024 года проводилось досрочное голосование на участках, образованных на судах, которые в дни выборов находились в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, а также на некоторых избирательных участках за рубежом. По данным ЦИК, в досрочном голосовании приняли участие более 2 млн 600 тысяч избирателей.

В определенных решением ЦИК 29 регионах Российской Федерации с 15 по 17 марта 2024 года проводилось дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Заявления об использовании такой формы голосования в 28 субъектах России подали 4 786 582 избирателя. Для жителей города Москвы предварительная подача заявления для участия в ДЭГ не требовалась.

Избиратель мог по уважительной причине (болезнь, инвалидность, необходимость ухода за лицами, в этом нуждающимися) проголосовать на дому, предварительно письменно или устно заявив об этом участковой комиссии не позднее 14 часов 17 марта 2024 года. В таких случаях голосование организовывалось с использованием переносных ящиков для голосования.

На ряде избирательных участков в 54 регионах России 15 и 16 марта 2024 года проводилось голосование для групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Такое голосование проводилось в местах, определенных соответствующими территориальными комиссиями, с соблюдением требований, предусмотренных для голосования на дому.

Избирательные комиссии предприняли меры по обеспечению прав граждан с ограниченными физическими возможностями. Большинство помещений для голосования были оборудованы пандусами, подъемниками, кнопками вызова помощи. Для незрячих и слабовидящих избирателей на информационных стендах использовались материалы, выполненные шрифтом Брайля, предоставлялись трафареты, позволяющие самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, увеличительные стекла (лупы), а избирателям с нарушением слуха – услуги сурдоперевода.

В дни голосования представители Миссии посетили около 2 000 избирательных участка в 28 субъектах Российской Федерации, а также осуществляли наблюдение на зарубежных участках в Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Узбекистан, Лаосской Народно-Демократической Республике, Социалистической Республике Вьетнам. По их оценкам, голосование проходило в спокойной обстановке, организованно, при высокой явке избирателей.

В помещениях для голосования, которые посетили наблюдатели, имелись необходимое оборудование и информационные материалы.

В дни голосования на избирательных участках применялись более 13 800 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).

Для реализации принципа гласности и открытости избирательного процесса все ТИК и УИК были оборудованы системами видеонаблюдения или видеофиксации. При видеонаблюдении применялась трансляция на служебный портал, доступ к которому обеспечивался для избирательных комиссий, зарегистрированных кандидатов и выдвинувших их политических партий, а также для 89 центров общественного наблюдения во всех субъектах Российской Федерации.

В мониторинге голосования приняли участие более 330 тысяч национальных наблюдателей, что позволило осуществить широкий гражданский контроль за проведением выборов.

Члены Миссии, наблюдая за подсчетом голосов, отметили, что данная процедура проводилась в соответствии с избирательным законодательством.

В своих отчетах наблюдатели от Содружества отметили немногочисленные недостатки и упущения, которые, по мнению Миссии, не могли оказать влияния на результаты выборов.

По мнению наблюдателей от СНГ, избирательные комиссии всех уровней, органы государственной власти, местного самоуправления обеспечили проведение выборов на высоком организационном уровне.

Выводы

Миссия наблюдателей от Содружества Независимых Государств приходит к выводам о том, что выборы Президента Российской Федерации:

проведены в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим в стране избирательным законодательством, открыто и гласно;

были справедливыми, конкурентными и соответствовали принципам проведения демократических выборов;

обеспечили свободное волеизъявление граждан Российской Федерации.