Сотрудничество Содружества Независимых Государств и Организации Объединенных Наций имеет длительную историю, являясь важным фактором международных отношений, направленным на экономическое и гуманитарное развитие, поддержание мира и безопасности.
Существенный импульс развитию взаимодействия этих двух международных организаций придало предоставление Содружеству статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН (ГА ООН, 24 марта 1994 г.) и Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, 19 апреля 1994 г.).
А 24 мая 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН.
Статус наблюдателя при ООН позволяет СНГ принимать участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН, а также налаживать взаимодействие с многочисленными структурами ООН, другими международными организациями и государствами. Это существенно расширяет возможности СНГ выражать и отстаивать интересы и позиции входящих в него стран на международной арене.
Одновременно предоставление данного статуса свидетельствует о широком признании Содружества как полноправного регионального объединения и субъекта международного права, вносящего свой самостоятельный вклад в глобальные процессы, такие как сохранение мира и безопасности, защита прав человека и продвижение устойчивого развития.
Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция ГА ООН о сотрудничестве между ООН и СНГ (принята впервые 11 ноября 2014 г. в ходе 69-й сессии ГА ООН по инициативе стран Содружества; последняя – в рамках 77-й сессии ГА ООН 21 ноября 2022 г.).
В ходе заседания Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств 12 апреля 2024 г. в Минске было принято Заявление в связи с 30-летием предоставления СНГ статуса наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
В данном документе главы внешнеполитических ведомств призвали к дальнейшему углублению сотрудничества и координации усилий между Содружеством Независимых Государств и Организацией Объединенных Наций, их исполнительными органами, специализированными учреждениями ООН и профильными структурами СНГ. В документе подчеркивается готовность к расширению плодотворного взаимодействия между двумя организациями за счет углубления и интенсификации имеющихся контактов, а также установления новых направлений совместной работы в целях поддержания международного мира и безопасности, межнационального согласия, содействия экономическому и социальному прогрессу.
Целенаправленный характер взаимодействию специализированных учреждений ООН с СНГ придают, как уже отмечалось выше, регулярно принимаемые резолюции ГА ООН «Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и Содружеством Независимых Государств». Со стороны СНГ, в свою очередь, данная работа проводится в соответствии с ежегодными распоряжениями Исполнительного комитета «О Плане взаимодействия Исполнительного комитета СНГ с рабочими (исполнительными) органами международных организаций», а также заключенными меморандумами, протоколами и соглашениями.
В ходе проводимых согласно Плану многоуровневых межмидовских консультаций в рамках СНГ, в целях укрепления позиций стран Содружества на мировой арене и выработки согласованных подходов к решению глобальных проблем, рассматриваются вопросы координации позиций государств – участников СНГ, их приоритетов и инициатив в ходе предстоящих сессий ГА ООН, реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, взаимной поддержки кандидатур на выборах в органы ООН ограниченного состава, взаимодействия государств – участников СНГ в рамках ЮНЕСКО.
Выработка общих позиций оказывает существенную помощь странам Содружества в их работе на профильных многосторонних площадках, в том числе в комитетах ГА ООН и специализированных учреждениях ООН, в рамках программ ООН, региональных комиссий Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), рабочих органов международных конвенций и других.
СНГ и ООН сотрудничают в различных сферах, таких как экономическое развитие, охрана окружающей среды, гуманитарные вопросы, борьба с терроризмом и экстремизмом.
В области экономики значимым для Содружества является взаимодействие с двумя из пяти региональных комиссий ЭКОСОС – Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН и Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). При этом непосредственные рабочие контакты с этими комиссиями поддерживают как Исполнительный комитет СНГ, так и органы отраслевого сотрудничества Содружества. Показательно, например, что в целях реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года был подписан Меморандум о взаимопонимании и План совместных действий Электроэнергетического Совета СНГ и ЭСКАТО.
Среди учреждений и программ ООН, глобальных организаций, фокусирующихся на вопросах экономического развития, для Содружества в целом и его отдельных участников важное значение имеют Всемирный банк, Программа развития ООН (ПРООН), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). В отраслевом разрезе в тесном контакте работают Международный авиационный комитет от СНГ и Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Региональное содружество в области связи и Международный союз электросвязи (МСЭ) и ряд других структур.
В деятельности Содружества одно из центральных мест занимает гуманитарная повестка. В этом контексте государства – участники СНГ проявляют высокую активность в Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Основные аспекты координации взаимодействия стран Содружества в рамках ЮНЕСКО охватывают темы взаимной поддержки кандидатур на выборах в руководящие и вспомогательные органы организации, укрепления взаимодействия между национальными комиссиями государств – участников СНГ.
Так, 22 апреля 2024 г. в Москве состоялись межмидовские консультации на тему «О взаимодействии государств – участников СНГ в рамках ЮНЕСКО». Участники встречи обсудили вопросы координации деятельности стран Содружества в ЮНЕСКО, включая совместные инициативы на этой площадке, обменялись мнениями об итогах 219-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО, опытом создания и организации работы программных и региональных комитетов ЮНЕСКО, рассмотрели вопрос подготовки к 46-й сессии Комитета всемирного наследия.
Отдельное внимание было уделено тематике укрепления взаимодействия в сетевых форматах ЮНЕСКО (ассоциированные школы, кафедры, биосферные заповедники, глобальные геопарки, творческие и обучающиеся города).
Сотрудничество между СНГ и ВОЗ также имеет многоплановый характер. Оно особенно актуально в свете глобальных вызовов, таких как пандемия COVID-19, которая подчеркнула необходимость скоординированных действий и обмена опытом в области общественного здравоохранения. ВОЗ, будучи одним из крупнейших специализированных учреждений системы ООН, оказывает поддержку странам СНГ в достижении целей устойчивого развития, связанных со здоровьем. Совместные усилия направляются на разработку и реализацию программ и инициатив по борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, улучшение систем здравоохранения и повышение качества медицинского обслуживания. ВОЗ также активно участвует в гуманитарных миссиях и оказывает помощь в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в странах Содружества.
В рамках Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ в 2017 г. создана Межгосударственная комиссия по взаимодействию с ВОЗ. В 2021 г. был актуализирован подписанный в 1996 г. Меморандум об углублении взаимодействия между Советом по сотрудничеству в области здравоохранения и Европейским региональным бюро ВОЗ, в соответствии с которым ежегодно проводятся встречи руководителей двух указанных структур.
Эксперты Европейского регионального бюро ВОЗ традиционно принимают участие в заседаниях рабочих органов Совета по вопросам развития электронного здравоохранения, борьбы с сахарным диабетом, туберкулезом, особо опасными и онкологическими заболеваниями.
Необходимо отметить, что в ходе рабочей встречи, проведенной 13 июля 2023 г. в Минске и посвященной обсуждению вопросов взаимодействия СНГ и ВОЗ по развитию электронного здравоохранения и трансграничного телемедицинского консультирования, обе стороны констатировали заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества в сфере здравоохранения.
По актуальной проблематике международной безопасности продуктивным является сотрудничество профильных органов СНГ с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), структурами, координирующими противодействие глобальной террористической угрозе. В ходе заседания Совета Безопасности ООН, посвященного сотрудничеству в борьбе с терроризмом, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что СНГ, ОДКБ и ШОС являются примером активного регионального сотрудничества, поэтому ООН укрепляет отношения с каждой из них. Он также особо отметил важнейшую работу МПА СНГ по гармонизации антитеррористического законодательства членов организации, подчеркнув, что борьба с терроризмом и экстремизмом может проходить только в формате международного сотрудничества.
В данном контексте следует отметить деятельность Антитеррористического центра государств – участников СНГ (АТЦ СНГ), постоянно действующего отраслевого органа, предназначенного для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
Взаимодействие АТЦ СНГ со специализированными международными структурами имеет разновекторную направленность. Центр выступает в качестве информационного партнера для ведущих международных акторов, участвует в контртеррористических конференциях и семинарах.
Закономерным итогом стало подписание в 2018 г. Меморандума о взаимопонимании между АТЦ СНГ и ООН в лице ее Контртеррористического управления.
Благодаря подписанному документу обе стороны получили возможность инициировать совместные проекты и программы в области борьбы с терроризмом для поддержки сбалансированной имплементации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, осуществлять обмен информацией, проводить совместные мероприятия и консультации в области предотвращения и борьбы с терроризмом.
Ранее, в 2016 г. АТЦ СНГ стал членом Глобальной исследовательской сети Исполнительного директората Контртеррористического комитета СБ ООН (ИД КТК ООН), в 2021 г. Центр присоединился к Глобальной экспертной сети ООН по защите уязвимых объектов от террористических угроз. Сотрудники АТЦ СНГ привлекаются в качестве региональных экспертов в визитах ИД КТК ООН, осуществляемых в целях мониторинга и содействия реализации контртеррористических резолюций СБ ООН.
В целом статус наблюдателя при ООН способствует активному развитию Содружеством многоуровневых и разноплановых контактов с международными и региональными организациями, а также его участию в ключевых международных усилиях, охватывающих политическую, экономическую и гуманитарную сферы, проблематику глобальной безопасности.
Взаимодействие СНГ с ООН значимо для укрепления авторитета, позиций и влияния Содружества на мировой арене, решения общих проблем и развития отношений с другими крупнейшими глобальными и региональными субъектами. В сотрудничестве между двумя организациями сохраняется высокая динамика, растет интенсивность встреч и других мероприятий, что подтверждает наличие широких перспектив по дальнейшему повышению эффективности их совместной работы в интересах мира и процветания.
Информационно-аналитический департамент Исполнительного комитета СНГ