Тектонические сдвиги в глобальной архитектуре безопасности, широкое применение гибридных методов противостояния и попытки вовлечения разнообразных деструктивных сил и негосударственных субъектов в решение самых острых проблем международных отношений существенно изменили ландшафт вызовов и угроз, с которыми в последние десятилетия сталкиваются государства – участники СНГ. Принципиальным отличием современных конфликтов стало то, что для ослабления одной из конфликтующих сторон другой стороной используются различные дестабилизирующие факторы, ведущую роль среди которых играют терроризм и экстремизм, транснациональная преступность, включая киберпреступность, и незаконная миграция. При этом все эти явления тесно взаимосвязаны.
Наркотрафик, незаконный оборот оружия и торговля людьми выступают источником средств для осуществления террористической деятельности. Преступные группы, в свою очередь, опираются на террористические сети в достижении своих корыстных целей.
Интернет стал не только способом коммуникации транснациональных преступных и международных террористических организаций, но и площадкой для вербовки их соучастников и сторонников, пропаганды деструктивных идей, а также непосредственного осуществления посягательств против государственной и общественной безопасности, нарушений имущественных и неимущественных прав граждан.
За рубежом продолжают предприниматься попытки оказывать дестабилизирующее влияние на обстановку в ряде государств – участников СНГ, стимулируя рост напряженности внутри и на внешних границах Содружества и создавая «очаги управляемого хаоса». В этом контексте следует отметить постоянно фиксируемую деятельность зарубежных центров по нагнетанию социальной и межэтнической вражды, «раскачиванию общества», внесению раскола по национальному, языковому или религиозному признакам, а иногда и прямые призывы к совершению экстремистских действий, осуществлению диверсий и актов терроризма. Трагедия в «Крокус Сити Холле» в Московской области, произошедшая 22 марта 2024 г., является прямым следствием реализации подобной деструктивной политики зарубежных сил. В этом же ключе может рассматриваться фактическое попустительство ряда мировых игроков по отношению к «террористическому интернационалу», продолжающему оказывать негативное воздействие на обстановку в Афганистане, Сирии и других странах.
В данных условиях дальнейшее укрепление систем обеспечения национальной и коллективной безопасности на пространстве Содружества рассматривается в качестве важнейшей меры противодействия новым вызовам и угрозам. На сегодняшний день сформирован целостный комплекс договоров, соглашений, модельных актов и актов органов Содружества, направленных на регулирование отношений государств – участников СНГ и гармонизацию их законодательства в этой сфере. Регулярно принимаются соответствующие концептуальные и программно-плановые документы. Создана и успешно функционирует многоформатная взаимосвязанная система органов Содружества, обеспечивающая согласованность работы компетентных органов в сфере безопасности и правопорядка.
В области борьбы с терроризмом и экстремизмом правовую основу взаимодействия стран Содружества составляют Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г., Договор государств – участников СНГ о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 г., Договор государств – участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения от 15 октября 2021 г., а также ряд соглашений и иных документов, регламентирующих порядок проведения совместных антитеррористических мероприятий, обмен информацией, вопросы координации взаимодействия компетентных органов и другие аспекты этой деятельности.
Учитывая, что проблема терроризма и экстремизма имеет многоплановый характер, в ее решение в государствах – участниках СНГ в той или иной мере вовлечены самые разные органы, осуществляющие как правоохранительные функции, так и государственное управление в различных отраслях и сферах деятельности.
Ведущая роль здесь принадлежит органам безопасности и специальным службам, к компетенции которых непосредственно относится предупреждение, выявление и пресечение проявлений терроризма. Одновременно в рамках обеспечения общественной, пограничной, военной безопасности в антитеррористической деятельности участвует практически весь силовой блок. Другие государственные органы привлекаются к этой работе в целях организации защиты инфраструктурных и других объектов, предотвращения распространения идей террористов и экстремистов, противодействия их финансированию.
И на национальном, и на межгосударственном уровнях борьба с терроризмом и экстремизмом нуждается в закреплении стратегии действий по данному направлению и тесной координации взаимодействия заинтересованных структур.
Среди важных этапов решения этой задачи в рамках Содружества следует отметить принятие на заседании Совета глав государств СНГ 26 августа 2005 г. Концепции сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Регулярно принимаются программы сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на среднесрочные периоды. Очередная такая Программа на 2023 – 2025 гг. утверждена Решением Совета глав государств СНГ от 14 октября 2022 г.
Одна из ведущих ролей в выполнении указанной Программы принадлежит Антитеррористическому центру государств – участников СНГ (далее – АТЦ, Центр), созданному 21 июня 2000 г. и являющемуся постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ, предназначенным для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.
Общее руководство работой АТЦ СНГ возложено на Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ (СОРБ). С учетом многоотраслевого характера антитеррористической деятельности Центр тесно взаимодействует, в том числе по вопросам реализации программ сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, с такими органами отраслевого сотрудничества, как Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД), Совет министров обороны государств – участников СНГ (СМО), Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников СНГ (КСГП), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) и другими органами СНГ, а также с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ (БКБОП, Бюро).
Деятельность АТЦ СНГ направлена как на решение практических задач по предупреждению, выявлению и пресечению проявлений терроризма, так и на организацию всесторонней теоретической и практической подготовки национальных подразделений по борьбе с терроризмом, а также на учебное и научно-методическое обеспечение этого процесса.
В частности, непосредственно на выявление на территории государств – участников Содружества лиц, причастных к террористической деятельности, направлены ежегодно организуемые и проводимые АТЦ СНГ комплексы согласованных разыскных мероприятий (КСРМ) «Трал-Антитеррор» (с участием органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств – участников СНГ) и «Идентификация» (при участии Совета руководителей пенитенциарных служб государств – участников СНГ (СРПС)). Центр также принимает участие в информационном обеспечении Межгосударственной оперативно-профилактической операции «Розыск» под эгидой СМВД, совместных специальных пограничных операций (ССПО) под эгидой СКПВ, операции подразделений финансовых разведок государств – участников СНГ «Барьер» по выявлению лиц, причастных к финансированию террористической деятельности, под эгидой Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ (СРПФР)).
По итогам проведенных в 2021 г. операций «Трал-Антитеррор», «Идентификация» и «Розыск» компетентными органами государств – участников СНГ было задержано более 100 лиц, разыскиваемых за совершение преступлений террористического характера.
За 2022 г. по результатам проведения:
КСРМ «Трал-Антитеррор» и «Идентификация» задержано 37 разыскиваемых лиц и выявлено в исправительных учреждениях и следственных изоляторах на территориях стран Содружества 30 человек указанной категории;
межгосударственных операций «Розыск» и «Барьер» задержано 19 разыскиваемых лиц и 86 лиц, причастных к финансированию терроризма;
совместных специальных пограничных операций «Запад-2022» и «Сархад-2022» задержано 46 лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности.
В период 2015 – 2023 гг. при участии АТЦ СНГ в рамках операции «Барьер» установлено более 4,4 тыс. лиц, имеющих повышенный риск связи с террористической деятельностью, заморожены активы более 140 членов террористических ячеек. В ходе мониторинга операций по переводу денежных средств из или в зоны с повышенной террористической активностью выявлено более 400 граждан, находящихся в межгосударственном розыске.
Работе по указанным направлениям способствует функционирование на базе АТЦ СНГ Специализированного банка данных, в котором сформированы тематические информационные массивы, содержащие сведения о разыскиваемых лицах и их фототеку (в том числе об иностранных боевиках-террористах).
В целях выработки алгоритмов согласованных действий по предупреждению и пресечению террористических актов, повышения готовности органов безопасности, специальных служб и других силовых структур к совместному противодействию терроризму и экстремизму АТЦ СНГ осуществляет координацию подготовки и регулярного проведения совместных (многосторонних) антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению Совета глав государств СНГ. С момента создания Центра подготовлено и проведено 18 таких учений, в том числе Содружество-Антитеррор – 2022, Каспий-Антитеррор – 2021, Арарат-Антитеррор – 2019, Иссык-Куль-Антитеррор – 2018, Душанбе-Антитеррор – 2017, Кибер-Антитеррор – 2016 и другие.
Для обеспечения обмена информацией между компетентными органами государств Содружества о развитии обстановки в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также опытом проведения антитеррористических мероприятий АТЦ СНГ применяет целый арсенал инструментов. Это – и ежегодные совещания руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров стран СНГ, и сборы руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ, и региональные экспертные консультации представителей подразделений органов безопасности, специальных служб и правоохранительных органов государств – участников СНГ по борьбе с терроризмом и экстремизмом, и многие другие формы работы.
Центр готовит и направляет в страны Содружества аналитические обзоры об обстановке в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом в государствах – участниках СНГ, информационные бюллетени по актуальным вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, справки о проявлениях терроризма и экстремизма в государствах – участниках СНГ и другие виды аналитических и информационных материалов, широко востребованных в повседневной деятельности национальных компетентных органов.
В рамках научно-методического обеспечения борьбы с терроризмом АТЦ СНГ регулярно организует и проводит во взаимодействии с профильными государственными органами государств – участников Содружества тематические конференции, семинары и другие мероприятия, издает информационные сборники, содействует организации обучения специалистов. Функционирует также Научно-консультативный совет при АТЦ СНГ.
Одним из важных элементов сотрудничества государств – участников Содружества в борьбе с терроризмом является унификация и гармонизация законодательства, регулирующего отношения в этой области. Благодаря этой работе обеспечивается общность подходов к осуществлению антитеррористической деятельности и имплементация передовых международных стандартов ее регулирования. Ведущую роль в этом играет разработка и принятие в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ модельного законодательства по борьбе с терроризмом и рекомендаций по унификации и гармонизации национальных законодательств в этой сфере.
Все более сложную структуру приобретают транснациональные преступные формирования, расширяя сферы своего влияния и устанавливая преступные связи практически по всей планете. Сегодня организованная преступность представляет собой явление, объединяющее на качественно новой основе насильственную и противоправную экономическую деятельность. Транснациональные преступные формирования обладают чрезвычайной опасностью. Они стремятся вмешиваться в экономическую деятельность различных государств, пытаются проникнуть в органы государственной власти, в том числе выборные, налаживают связи друг с другом, а также террористами и экстремистами.
Противодействие этим процессам предполагает расширение форм и методов работы правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению организованной преступной деятельности.
С момента создания СНГ борьба с организованной преступностью является одним из приоритетных направлений сотрудничества. Главы государств – участников Содружества единодушно выразили готовность объединить усилия в этой сфере, что получило отражение в Уставе СНГ (статья 4).
Именно в этот период страны Содружества активизировали совместную работу по поиску наиболее эффективных форм противодействия преступности при рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий. За сравнительно непродолжительный период была создана целостная система сотрудничества по данному направлению с вовлечением в нее максимального числа стран Организации.
В апреле 1992 г. для координации взаимодействия органов правопорядка в борьбе с криминалом на постсоветском пространстве приступило к работе Совещание министров внутренних дел Содружества Независимых Государств, впоследствии преобразованное в СМВД. Рабочим органом новой межгосударственной структуры стало Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств, созданное Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г.
Главная задача Бюро – координация и повышение эффективности взаимодействия министерств внутренних дел стран СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений. В настоящее время Бюро практически выступает в роли аналитического центра и организатора подготовки и реализации решений СМВД. Основные направления деятельности БКБОП задаются Советом и уточняются с учетом криминогенной обстановки.
Действуя в качестве межгосударственного органа, Бюро координирует взаимодействие заинтересованных сторон по широкому спектру вопросов: от оказания содействия компетентным органам в организации сотрудничества и осуществлении межгосударственного розыска лиц, причастных к организованной преступности, до разработки проектов соответствующих правовых документов.
На базе БКБОП сформирован и постоянно пополняется Специализированный банк данных, содержащий сведения об объектах, имеющих отношение к организованной преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере экономики, незаконной миграции, торговле людьми и иным опасным видам преступлений, имеющим транснациональный характер.
В соответствии с Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2019–2023 гг., утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 28 сентября 2018 г., а также во исполнение Плана-графика комплексных согласованных и/или совместных мероприятий на 2019–2023 гг. БКБОП в 2023 г. организовало проведение 15 комплексных оперативно-профилактических мероприятий, по результатам которых выявлено 100 193 преступления, привлечено к уголовной ответственности 28 780 лиц, пресечена деятельность 238 организованных преступных групп; выявлено 72 156 административных правонарушений, привлечено к административной ответственности 53 766 лиц.
В целях эффективного реагирования на изменения в криминогенной обстановке БКБОП реализовало комплекс мер по развитию правовой базы СНГ и ее адаптации к современным реалиям, в том числе по разработке проектов документов международного характера в сфере правопорядка и безопасности, вносимых на рассмотрение высших органов СНГ.
Только за последние пять лет Бюро инициировало и скоординировало работу по подготовке более 15 международных документов по вопросам взаимодействия государств – участников СНГ в сфере правопорядка и безопасности, которые в дальнейшем были внесены на рассмотрение глав государств и глав правительств СНГ.
13 октября 2023 г. главами государств Содружества была утверждена очередная Межгосударственная программа на 2024–2028 гг. Документом предусматривается совершенствование имеющихся правовых механизмов информационного взаимодействия между компетентными органами государств – участников и органами отраслевого сотрудничества СНГ, а также разработка и дальнейшее совершенствование модельного законодательства СНГ в сфере борьбы с преступностью.
Одним из относительно новых элементов криминогенной обстановки является более широкое использование преступниками информационных технологий. Возросли масштабы киберпреступности в кредитно-финансовой сфере, увеличивается количество преступлений, касающихся неприкосновенности частной жизни, обработки персональных данных. Киберпространство стало ареной для бесконтактной реализации наркотиков и оружия, для мошенничества и отмывания доходов с использованием виртуальных денег (криптовалют) и цифровых платежных систем.
Угрозы и вызовы, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий, постоянно находятся в сфере внимания Бюро и СМВД. Для противодействия указанным видам преступлений Решением СМВД от 20 июля 2018 г. был утвержден разработанный БКБОП Регламент согласованных действий органов внутренних дел (полиции) государств – участников СНГ по противодействию новым видам преступлений, совершаемых на территории стран Содружества в сфере современных информационных технологий, который закрепил форматы взаимодействия и информационного обмена, а также определил порядок совместных действий. В настоящее время разрабатываются меры по актуализации имеющейся правовой базы, регламентирующей взаимодействие в сфере борьбы с киберпреступностью.
С учетом глобальных угроз Бюро постоянно совершенствует формы и методы деятельности, расширяет параметры взаимодействия, находит новых партнеров, усиливая свои возможности в противодействии преступности.
Среди новых вызовов и угроз особо выделяется незаконный оборот наркотических средств. Сотрудничество стран Содружества и взаимодействие их компетентных органов в противодействии наркопреступности предусматривает выработку и реализацию согласованной политики и совместных мер борьбы, координацию деятельности компетентных органов государств – участников СНГ в этой области, создание единого правового пространства в данной сфере, повышение эффективности сотрудничества компетентных органов государств Содружества в предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, розыске и выдаче лиц, их совершивших.
Продолжается развитие нормативно-правовой базы сотрудничества, расширение системы координации и взаимодействия государств – участников и органов СНГ в области контроля над наркотиками. 25 октября 2019 г. в Москве был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 г.
В целях дальнейшего развития модельного законодательства в рамках деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ приняты изменения и дополнения в модельный закон «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах».
В противодействии наркоугрозе в рамках Содружества наряду с СМВД и БКБОП принимают участие и другие органы отраслевого сотрудничества, в том числе СОРБ и АТЦ, КСГП, СКПВ, СРПФР, Комитет глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб.
В рамках СОРБ, в частности, действует Комиссия по борьбе с незаконным международным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, на основании соглашения между Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан создан Центральноазиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ЦАРИКЦ).
ЦАРИКЦ сотрудничает с компетентными органами государств СНГ, проводит аналитическую работу по изучению тенденций и угроз в области незаконного оборота наркотиков, разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства и практики борьбы с наркопреступностью, организует обучение и повышение квалификации специалистов в этой области. Центр участвует в координации оперативно-разыскных мероприятий, направленных на ликвидацию каналов поставки наркотиков, раскрытие преступных группировок, задействованных в незаконном обороте наркотиков, обеспечивает оперативный обмен информацией между компетентными органами государств – участников СНГ, а также с международными партнерами.
За период своего функционирования ЦАРИКЦ добился значительных результатов. Хорошим примером его работы может служить проведение субрегиональной антинаркотической операции «Канал-Перехват», направленной на пресечение каналов распространения наркотиков, нейтрализацию международных транснациональных наркогруппировок и ликвидацию подпольного наркопроизводства, в рамках которой только за период с 11 по 15 сентября 2023 г. из незаконного оборота изъято 897 кг наркотических средств и психотропных веществ, 48 единиц огнестрельного оружия, 2 773 единицы боеприпасов различного калибра, выявлено 854 наркопреступления, ликвидировано 4 незаконных нарколаборатории, задержано 399 лиц за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе 44 – находившихся в розыске, выявлено 444 интернет-сайта, посредством которых осуществлялось распространение запрещенной информации, связанной с наркотиками.
Нелегальная миграция как следствие быстро и неравномерно развивающихся глобализированных процессов в разных уголках планеты занимает особое место среди новых вызовов и угроз современности. Опасность современной миграции состоит в том, что она становится своего рода оружием массового поражения, неся с собой опасность втягивания мигрантов в незаконную деятельность контрабандистских, террористических, пиратских и иных организованных преступных группировок. В настоящее время нелегальная миграция представляет серьезную угрозу как национальной безопасности отдельно взятых государств, так и целым группам стран.
Борьба с незаконной миграцией и связанной с ней противоправной деятельностью в рамках СНГ является еще одним важнейшим направлением противодействия новым вызовам и угрозам.
Странами и органами Содружества проводится скоординированная работа по совершенствованию договорно-правовой и организационной базы сотрудничества в миграционной сфере, направленная на регулирование миграции рабочей силы, противодействие незаконной миграции и обеспечение защиты прав и законных интересов мигрантов.
Создание эффективной системы сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией и связанными с ней негативными проявлениями, представляющими угрозу безопасности и стабильности стран и Содружества в целом, было положено заключением 6 марта 1998 г. Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией. 16 апреля 2004 г. в целях совершенствования координации действий участников данного Соглашения Решением Совета глав правительств СНГ создан единый координирующий орган – Совместная комиссия государств – участников Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (СКБНМ).
В ее задачи входит развитие сотрудничества стран в противодействии незаконной миграции, подготовка рекомендаций по разработке соответствующих проектов международных договоров, содействие информационному обмену в данной области, анализ и обмен опытом работы по противодействию незаконной миграции, разработка рекомендаций по профилактике незаконной миграции.
СКБНМ определила приоритетные направления сотрудничества правоохранительных органов и миграционных служб государств – участников Содружества в сфере миграции: борьба с незаконной миграцией, упорядочение трудовой миграции, законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соглашений о реадмиссии, повышение степени защиты и надежности паспортно-визовых документов (включая использование биометрических данных и электронных носителей информации), создание интегрированных баз данных и многие другие вопросы.
В 2007 г. образован и успешно функционирует Совет руководителей миграционных органов государств – участников СНГ (СРМО). Совет является органом отраслевого сотрудничества Содружества и предназначен для обеспечения координации взаимодействия и решения вопросов в области миграционной политики.
В соответствии с Положением основными направлениями деятельности СРМО являются определение приоритетных направлений сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов в странах СНГ в целях выработки согласованной миграционной политики, координация взаимодействия миграционных и иных заинтересованных органов государств-участников по основным направлениям миграционной политики, содействие реализации принятых межгосударственных и межправительственных документов в сфере миграции государств – участников СНГ.
К базовым документам, регламентирующим эту область деятельности в Содружестве, можно отнести Решение о Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в противодействии незаконной миграции (2004 г.); Решение о предложениях по согласованной миграционной политике государств – участников СНГ (2007 г.); Заявление глав государств – участников СНГ о развитии сотрудничества в сфере миграции (2021 г.); Решение о Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на 2024–2028 гг. (2023 г.).
При координирующей роли СРМО в Содружестве создана и постоянно совершенствуется система сотрудничества в миграционной сфере, позволяющая оперативно реагировать на динамичные и зачастую непрогнозируемые изменения миграционной обстановки в регионе СНГ, противодействовать неконтролируемой миграции и сопутствующим ей проблемам.
Новый импульс сотрудничеству в сфере миграции придало принятое 15 октября 2021 г. Заявление глав государств СНГ о развитии сотрудничества в сфере миграции. Документ признает необходимость укрепления международного сотрудничества в вопросах миграционной политики и значимость активизации взаимодействия по регулированию миграционных процессов на пространстве СНГ. В Заявлении подтверждается важность развития и совершенствования договорно-правовой базы Содружества в сфере миграции, отмечается важное значение установления прозрачных административных процедур, необходимых для въезда, выезда, нахождения и осуществления трудовой деятельности на территориях государств – участников СНГ.
Среди важных инструментов, призванных консолидировать усилия стран СНГ в борьбе с незаконной миграцией, необходимо также отметить совместные специальные пограничные операции (ССПО).
Так, весомый вклад в укрепление пограничной безопасности внесли ССПО, проведенные на северо-западном и западном направлениях («Запад – 2022», организатор – Государственный пограничный комитет Республики Беларусь) и центральноазиатском направлении («Сархад – 2022», организатор – Пограничные войска СГБ Республики Узбекистан). В результате было задержано свыше 2 тыс. нарушителей законодательства о государственной границе, 150 незаконных мигрантов, 46 лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности; из незаконного оборота изъяты 19 единиц огнестрельного оружия и 128 кг наркотических (психотропных) средств и их прекурсоров.
В 2023 году в ходе проведенных ССПО «Запад – 2023» (организатор – Пограничная служба ФСБ России, участник – Государственный пограничный комитет Республики Беларусь) и «Марбон – 2023» (организатор – Пограничные войска ГКНБ Республики Таджикистан, участники – Пограничная служба КНБ Республики Казахстан, Пограничная служба ГКНБ Кыргызской Республики, Пограничная служба ФСБ России, Пограничные войска СГБ Республики Узбекистан) было задержано: 45 незаконных мигрантов; лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности – 26; лиц, находившихся в розыске – 254; раскрыто преступлений – 46; из незаконного оборота изъяты 10 единиц огнестрельного оружия и около 155 кг наркотических (психотропных) средств и их прекурсоров.
В целом высокий уровень взаимодействия компетентных органов, сформированная нормативная и организационная база сотрудничества в области противодействия новым вызовам и угрозам вносят существенный вклад в сохранение безопасности государств – участников СНГ и обеспечивают политическую и экономическую устойчивость в регионе. Несомненно, сотрудничество в работе по этим направлениям будет и далее динамично развиваться.
Информационно-аналитический департамент,
Департамент по сотрудничеству в сфере безопасности
Исполнительного комитета СНГ